Солнце в пастельных тонах

               
  - Ой, девчонки, как же мне не хочется стареть. Мне даже хочется порой, чтобы все забыли про мой День рождения. Ну с чем меня особенно поздравлять ? С очередным только шагом к старости, да к болезням. Поздравляем Вас, Елена Николаевна, что Вы шестой десяток лет уже разменяли. Но самое страшное, что душа то, и правда, не стареет. Я раньше думала, что это так, фигура речи. А нет, так оно и есть. Мне кажется, что у меня душа как минимум в два раза моложе тела.
- А я стареть и не собираюсь. Еще чего не хватало ? «Мои года – мое богатство». И потом, что за упадническое настроение на моем Дне рождения ? Давайте лучше выпьем за женское счастье.
  - Ритка, ты неисправима. В шестьдесят лет ей еще какое-то женское счастье мерещится. Узелок уже надо собирать, а не о женском счастье мечтать, - вступила в разговор Зоя.
- Какой узелок ?
- Да такой. Во что обряжать тебя будут, когда умрешь. Да деньги копить на похороны, чтобы было на что тебя родственникам похоронить. Я помню, у моей бабушки всегда этот узелок в гардеробе наготове лежал. И она его время от времени доставала и проверяла.
   - Ну, девчонки, вы даете. Пришли ко мне на День рождения и вместо поздравлений одна про старость тоску нагоняет, а другая еще лучше, смертью пугает.
   - Прости, Рит, я не хотела, - сказала Лена. – Это просто так, мысли вслух. Я в последнее время чувствую свою какую-то ненужность что ли. На работе я была нужна, какие-то винтики там вокруг меня крутились. Да и дома дел было всегда много. Дочь поднимать надо было, за мужем ухаживать. На пенсию пошла – с внучкой сидела. То в садик ее надо было отвести и забрать, то в школу проводить и на кружки всякие. Везде я с ней. Дочь с зятем работали целыми днями. Я все нужной себя чувствовала. А сейчас утром проснусь, дочь и зять на работе, внучка в институте. Я целыми днями одна и делать мне особенно нечего. Ну, уберусь дома, ну приготовлю и в магазин схожу. Вот и все мои дела. Был бы жив мой Коленька. Он все домик обещал мне построить. Ездили бы мы с ним сейчас на дачу вдвоем. Огурцы да морковку бы выращивали. За грибами, да за ягодами в лес бы ходили. Да умер он больно рано. Не успел.
   - Нет, девчонки, вы как хотите, а я знаете о чем думаю в последнее время ? – спросила у своих подруг Зоя. – О доме для престарелых. Я даже тут адресочек один надыбала по случаю. Дом для престарелых в Подмосковье «Старость в радость». А чем плохо ? И накормят тебя там. Завтрак, обед и ужин строго по расписанию. Плюс еще медицинское обслуживание. Целыми сутками под присмотром дежурного врача и медсестры. Место там красивейшее. Бывшая усадьба какого-то графа. Я забыла фамилию. Сосновый бор. Гуляй, озоном дыши. Вечером, Рит, культурная программа. Это как раз для тебя. И танцы, и кино, и поэтические вечера. Артисты разные приезжают. Жизнь как в хорошем санатории. Только одна разница. В санатории ты через двадцать четыре дня должен освободить свое койко-место, а тут тебе пожизненное проживание. Там и похоронят тебя, если что.
   - Тебе ли , Зой, про дом для престарелых говорить ? – спросила Рита. – Ты в семье живешь. У тебя сын, сноха, внук. Я вон одна живу, и то про этот дом престарелых даже и не думаю.
   - А что семья ? Сын подкаблучник. Он и слова против снохи не скажет. Вы же его знаете. А сноха только рада будет, что я хоть куда-нибудь съеду от них. Она порой целый день со мной и слова не скажет. В одной квартире живем, а она молча мимо меня проходит. Правильно говорят, что сыновей мы для других женщин растим.
   Так что, Ритка, собирайся-ка ты со мной. Будем жить с тобой в одной комнате. Я узнавала, там есть номера и для двух человек. А захочешь – мы тебе там и старичка какого никакого найдем.
   - А мне кажется, что я уже нашла.
   - Кого ? – хором спросили Лена и Зоя.
   - Не хотела говорить пока, девчонки. Ну ладно уж, скажу. Познакомилась я тут случайно с очень хорошим мужчиной примерно моего возраста.
   - Ой, Ритка, ты же у нас только теоретик, а я практик. Сколько раз тебе говорить ? Нет их в природе, мужчин этих хороших. Одна фантазия это. Да и сколько можно уже гоняться за неуловимой птицей счастья ? Ты всю жизнь за ней гоняешься и все-равно одна.
   - В любом правиле бывают исключения, - Рита не хотела сдаваться. – Вадим живет в соседнем доме. Жена у него давно умерла, дети уже взрослые. И мне кажется, что я ему нравлюсь. А что ? Вдвоем даже стареть веселее.
   - Фантазеркой была и фантазеркой осталась. Я, лично, хороших мужчин в своей жизни видела только в кино. Тихонов, Баталов, Рыбников. Один лучше другого. Но в жизни я что-то с такими мужчинами не встречалась. Видно ходят они другими дорожками. А про мужа своего я промолчу. Про умерших или хорошо, или никак.
   - А я бы, Зой, собралась с тобой, - сказала вдруг Лена.
   - Да я тебе и не предлагаю. Дочка твоя и шага без тебя не сделает. Привыкла, что мамочка всегда рядом. Они же без тебя с голоду помрут. Ольга твоя до сорока лет дожила, а готовить так и не научилась. И внучка твоя вся в маму. Посуду за собой не помоет. Они тебя никуда не отпустят. Я уверена. Придется мне в дом престарелых одной ехать. Буду просить там одноместный номер. Но адресок я вам на всякий случай оставлю. Может, приедете меня навестить…
   Сноха и внук уже давно легли спать, а Зоя не ложилась и ждала сына. Он поздно возвращался с работы. Хорошая жена, мысленно ворчала Зоя на свою сноху, встречала бы мужа в любое время. А эта спать как завалится и ей все-равно поел ее муж, или нет.
   Зоя встретила сына, накормила его и завела с ним разговор про дом для престарелых.
   - Вещи я собрала, ты, сынок, только помоги мне туда доехать. И за меня не волнуйся. Там мне будет хорошо. Под присмотром врачей. На свежем воздухе. Да и Олеся твоя будет довольна, - не удержалась и добавила Зоя. – Целую комнату вам освобожу.
   Сын Зои долго молчал, а потом сказал каким-то охрипшим вдруг голосом :
   - Мам, ты всегда учила меня никого и никогда не предавать, быть честным и справедливым при любых обстоятельствах. А сейчас ты предлагаешь мне стать подлецом. Да, я не самый лучший сын. Я знаю, что ты считаешь меня слишком нерешительным и мягкотелым. Но я не подлец, мам. Как ты представляешь себе я буду жить, когда родную мать сдам в дом престарелых ? Кто я тогда, если не подлец и не предатель ?
   А потом произошло то, что Зоя от своего сына никак не ожидала.
   - Да не будет этого никогда, - сказал сын и стукнул кулаком по столу. – Я сказал…
   Зоя проплакала всю ночь, а на душе у нее было радостно.
   В семье у Лены по субботам  завтракали обычно все вместе. Лена специально готовила что-нибудь вкусное. Сегодня она испекла пирог с изюмом по новому рецепту. Все остались довольны. И зять, и дочка, и внучка.
   - Как ты сходила вчера на День рождения, мам ? – спросила Лену дочь.
   - Хорошо.
   - А кто еще там был ?
   - Была еще тетя Зоя. Да, она сообщила нам новость. В дом престарелых хочет уехать. Уже вещи собрала. Дом этот где-то в Подмосковье, «Старость в радость» называется. Тетя Зоя уверяет, что там очень хорошо. Сосновый бор, прекрасное место. Питание хорошее и медицинское обслуживание круглые сутки. Я чуть было после ее рассказа и сама с ней не собралась. Там и номера для двух человек есть.
   - А что, мам ? – вдруг сказала Лене дочка. – И правильно сделаешь, если согласишься. А что тут в городе делать ? Только одной пылью да гарью дышать. А мы к тебе приезжать будем. На свежий воздух.
   - Если надо, я Вас довезу, Елена Николаевна. В любое время, - добавил зять.
   - Ба, - закричала внучка, - я тогда твою комнату займу. А то моя проходная. Родители через меня и днем, и ночью ходят. Я даже подружек своих пригласить не могу, чтобы мы с ними уединились…
   
                « воробей присел на ветку
                ветка покачнулась,
                видно, как душа у ветки
                медленно проснулась…»
   На лавочке около одного подмосковного дома для престарелых сидела Елена Николаевна и читала стихи совсем неизвестного ей поэта. Какие хорошие стихи, подумала она. Душевные. Елена Николаевна задумалась, оторвала взгляд от книги и посмотрела на небо.
   Молодая медсестра, пробегая мимо Елены Николаевны, удивилась, как же эта пожилая женщина может так долго и не отрываясь смотреть на яркое солнце ? По законам физиологии глаза от яркого света должны сразу зажмуриваться. Рефлекс. Медсестра была еще слишком молоденькой и она не знала, что если смотреть на яркое солнце слезящимися глазами, то оно, солнце, не будет таким уже и ярким. А как-бы приглушенным, в мягких, пастельных тонах…
   


Рецензии