Лёгким касанием

ПРИКОСНОВЕНИЕ

(сценарий короткометражного фильма)

INT. Спальня АЛЕКСЕЯ. Алексей (молодой человек примерно 20 лет) спит. На столике у кровати смартфон. В комнате полумрак, через тюлевую занавеску пробивается слабый свет предрассветных сумерек.

NAT. Сон Алексея. Берег моря. Утро. Ослепительно яркое солнце заливает своим светом волны, они искрятся.

ГОЛОС МАТЕРИ. Алёшенька, сынок, не смотри так долго на солнце, это вредно!

ГОЛОС МАЛЬЧИКА. Ещё немножко, мама! Ещё немножко…

СИГНАЛ БУДИЛЬНИКА. ПОЛНАЯ ТЕМНОТА (даже не темнота, а пустота).

INT. Спальня Алексея. Алексей выключает будильник на смартфоне и садится на кровати. Глаза его широко раскрыты и направлены куда-то прямо и вдаль. Немного посидев так, встаёт. В комнате всё тот же полумрак, но свет он не включает. Трогает спинку кровати, и, сориентировавшись, разворачивается в сторону двери. Глаза всё так же направлены куда-то прямо и вдаль. Слегка касаясь пальцами стены, подходит к двери, находит дверную ручку, выходит в коридор. Так же придерживаясь лёгким касанием стены, идёт в ванную. Проходит мимо кухни. В кухне горит свет, слышен стук посуды, шипение масла на сковороде - МАТЬ готовит завтрак.

АЛЕКСЕЙ. (поворачивает голову в сторону кухни, но глаза всё так же направлены куда-то прямо и вдаль) Мама, доброе утро!

МАТЬ. Доброе, Алёшенька! Когда завтракать?..

АЛЕКСЕЙ. Минут через десять.

Входит в ванную. Свет не включает – как всем уже ясно, это ему совсем не нужно. Открывает воду, находит на полочке лежащие на привычном месте зубную щётку и пасту, чистит зубы. Лицо обращено к зеркалу, но глаза всё так же направлены куда-то прямо и вдаль…

INT. Спальня НАСТИ. Настя (девушка лет 18) спит. Рядом с кроватью на трюмо лежит смартфон.

Сон Насти. Полная темнота (даже не темнота, а пустота).

Сигнал будильника. Настя открывает глаза, оглядывает свою комнату, сладко потягивается и, не вставая, берёт с трюмо смартфон. Выключает будильник, одну за другой открывает свои странички в разных соцсетях, пролистывает новости друзей и знакомых, ставит «лайки», улыбается и т.д. Решает сделать селфи в кровати, выкладывает с комментарием: «Всем доброе утро! (смайлик)»

INT. Комната Алексея. Алексей уже одет для выхода. Подходит к столику, берёт смартфон, нажимает боковую кнопку.

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Семь часов сорок пять минут.

Алексей проводит двумя пальцами по экрану.

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Устройство разблокировано.

Алексей водит пальцем по экрану. Его смартфон оснащён функцией Talk Back – специальной программой для слепых и слабовидящих, поэтому, когда палец попадает на ту или иную иконку, смартфон озвучивает.

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Телефон. Сообщения. Заметки. Музыка. Интернет.

На последней названной опции палец Алексея задерживается.

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Чтобы выбрать, нажмите дважды.

Алексей, удерживая указательный палец на иконке, средним дважды стукает по экрану. Открывается новое меню.

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Почта. Новости. Погода.

Палец останавливается на «Погоде».

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Чтобы прослушать прогноз погоды, нажмите дважды.

Та же манипуляция, что и предыдущий раз.

ГОЛОС ИЗ СМАРТФОНА. Сегодня в городе переменная облачность без осадков, ветер юго-восточный, умеренный, температура воздуха 17 градусов…

Пока голос зачитывает прогноз, Алексей разворачивается кругом, делает несколько выверенных шагов и оказывается перед окном. Опирается руками о подоконник, упирается лбом в стекло.

NAT. Уже знакомая нам пустая тьма, затем картина, всплывающая из зрительной памяти Алексея: городское весеннее утро, свежая зелень тополей, роса на листьях, лёгкий ветерок колышет ветви… и снова тьма и пустота.

Алексей выпрямляется и выходит из комнаты. Проходит в прихожую.

АЛЕКСЕЙ (громко). Мама, я выхожу, глянь?..

Входит мать, оглядывает Алексея, оправляет складку на одежде.

МАТЬ. Отлично выглядишь, как всегда.

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) Спасибо, мама. (целует мать) Ну, я пошёл.

МАТЬ. (подавая специальную трость для слепых) Может, тебя проводить? Хотя бы до остановки?..

АЛЕКСЕЙ. (строго) Мама! Ну сколько можно?..

МАТЬ. (поспешно соглашается) Хорошо-хорошо…

Алексей берёт трость и выходит.

INT. Спальня Насти. Она всё ещё в постели, отвечает на комментарии к своему селфи.

КОММЕНТАРИЙ 1. (от парня) Супер! Хочу к тебе! (сердечко)

НАСТЯ улыбается и ставит «лайк», а также подмигивающий смайлик.

КОММЕНТАРИЙ 2. (от подруги) А ты что, на пары сегодня не собираешься? (смайлик в тёмных очках)

НАСТЯ. (смотрит на время в верхнем углу экрана) Ааа! Мама мия, лет ми гоу!

Срывается с кровати, бежит в ванную, на ходу заказывая по приложению такси.

INT/NAT. Салон автобуса. Большинство пассажиров погружены в свои смартфоны. Алексей сидит у окна, голова повёрнута к улице. Если не знать Алексея, может показаться, что он смотрит в окно, но взгляд его всё так же направлен куда-то прямо и вдаль…

ГОЛОС ПО ТРАНСЛЯЦИИ. Остановка Парковая!

В зрительной памяти Алексея проявляется парк, знакомый с детства – деревья, клумбы с яркими цветами, дорожки, скамейки, гуляющие люди, бегающие дети…

ГОЛОС ПО ТРАНСЛЯЦИИ. Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка – Университет!

INT. Университет. Рекреация. Перерыв. Алексей уверенно идёт вдоль стены, слегка постукивая по ней тростью; отмечая для себя дверные проёмы, рассчитывает, сколько ему осталось до нужной аудитории. Встречные, замечая Алексея, сторонятся, уступая дорогу; некоторые знакомы с ним, здороваются – Алексей отвечает и идёт дальше.
Настя выходит из аудитории, поворачивается и быстро идёт вдоль стены прямо на Алексея. Его не видит, так как всё внимание – на экран смартфона. Отвечает подруге, спрашивавшей про пары: «Успела!» (смайлик, «бицепс» и «виктория»). На полном ходу врезается в Алексея, от неожиданности вскрикивает и роняет зажатую подмышкой сумку.

НАСТЯ. Ты что, слепой?!

АЛЕКСЕЙ. (просто) Да. (улыбается)

НАСТЯ. Ой, да ладно! Много тут вас таких приколистов… (поднимает сумку) Ну, что стал?

АЛЕКСЕЙ. Ты не могла бы отойти? Мне лучше вот так (постукивает тростью по стене, улыбается), иначе столкновений будет гораздо больше.

НАСТЯ. (внимательно смотрит на Алексея, до неё доходит) Ой… Ты… правда?.. Прости, я сразу не поняла…

АЛЕКСЕЙ. Ничего страшного. Можно, я всё-таки пройду? Скоро звонок, а мне ещё дойти надо.

НАСТЯ. (ей действительно стыдно) Да-да… Аа… может, тебя проводить?.. Так же быстрее будет, да?..

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) Да, быстрее.

НАСТЯ. Ну, вот! Тебе в какую?..

АЛЕКСЕЙ. В двести двадцать пятую.

НАСТЯ. О, это совсем рядом! Пойдём?

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) Я примерно представляю. (протягивает перед собой руку, но недалеко – в локте рука полусогнута) Пойдём.

Настя берёт Алексея за руку – в момент соприкосновения обе руки слегка вздрагивают. Настя подводит Алексея к нужной аудитории.

НАСТЯ. (отпускает его руку) Ну, вот…

АЛЕКСЕЙ. Спасибо.

Стоят возле двери.

Подходит ещё один СТУДЕНТ.

СТУДЕНТ. Лёха, привет!

АЛЕКСЕЙ. Привет, Сашкец (подаёт руку, улыбается). Тебе сегодня не к первой паре?..

СТУДЕНТ. (пожимает руку Алексея, смеётся) Так получилось, что не к первой… (Насте) Можно пройти?

НАСТЯ. Да-да, конечно! (Алексею) Всё, пока?

АЛЕКСЕЙ. (кивает) Пока (уходит в аудиторию).

Настя, постояв пару секунд перед дверью, разворачивается и быстро уходит.

INT. Аудитория. Лекция.

ЛЕКТОР. (рассказывает интересно и темпераментно) Итак, что объединяет все три комедии Гоголя? Во-первых, это так называемая «миражная» интрига. Что это такое – уже ясно из названия: вместо настоящей интриги, когда в процессе развития сюжета развиваются и сами герои, изменяется их жизнь, меняются их характеры – в миражной интриге всего этого нет. Да и самой интриги, как выясняется в финале, не было – герои гнались за миражом. Все их стремления, все их желания в итоге – мираж, призрак, иллюзия…

Одновременно - общий план по рядам: некоторые студенты слушают лектора и даже что-то конспектируют, некоторые «сидят» в смартфонах, кто-то шёпотом переговаривается – в общем, всё как обычно.

Крупный план на Алексея – он весь сосредоточен на лекции, и хотя на парте перед ним лежит смартфон, работающий в режиме диктофона, Алексей внимательно вслушивается в каждое слово, в каждую интонацию.

ЛЕКТОР. Так случается со всеми героями «Ревизора» - со всеми, включая Хлестакова, про которого можно подумать, что один он что-то тут выиграл… Ничего он не выиграл, всем ясно, что он останется таким же, каким и был, а денежки быстро промотает, ему не впервой. Так случается с героями «Женитьбы» - Подколесин вернулся на круги своя, а выберет ли кого Агафья Тихоновна с её идеальными запросами – тот ещё вопрос, пардон за каламбур… То же самое и с Ихаревым в «Игроках»…

Лекция продолжается…

INT. Кабинет английского, где занимается группа Насти. Все следят по учебникам за текстом, который читает одна из студенток. Настя, подперев голову кулаками, рассеяно смотрит перед собой, думая о своём.

СТУДЕНТКА. And they could live a real life if they didn't…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. (останавливает чтение) Thanks. And next… (выбирает по журналу) Antonova, please.

Настя не реагирует.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Antonova!

СОСЕДКА ПО ПАРТЕ. (пихает Настю в бок, шёпотом) Настя, тебя!

НАСТЯ. (очнувшись) А? Что?

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Antonova, continue, please!

НАСТЯ. (растеряно) Э… Excuse me…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. (раздражённо) Don’t apologize! It's a smartphone again, isn't it?
 
НАСТЯ. What?.. Yes, I have a smartphone… (лезет в сумку, достаёт смартфон, показывает преподавателю)

Смех в аудитории.

Звонок об окончании пары.

Настя сгребает свои вещи и первой выскакивает из аудитории.

INT. Рекреация. Из аудитории № 225 выходят студенты. Настя наблюдает, притаившись за колонной (или за стендом, за углом и т.п.). Алексей выходит последним, ориентируется, в каком направлении ему двигаться дальше, идёт. Настя осторожно следует за ним, выдерживая приличную дистанцию, прячась то за предметами, то за мимо проходящими людьми. Вдруг голос за спиной заставляет её вздрогнуть и остановиться.

ПОДРУГА. Наська, привет! Ты что, в шпионов играешь?

НАСТЯ. (медленно оборачивается) Привет… Почему… в шпионов?..

ПОДРУГА. Ну, или в сыщиков. Я уже минут пять за тобой наблюдаю: перемещаешься какими-то перебежками, всё время прячешься (шутливо грозит пальчиком)  – явно не хочешь, чтобы тебя кто-то увидел…

НАСТЯ. (соображает) Увидел?.. (смеётся) Вот я дура! Извини, мне сейчас некогда, потом поболтаем! (быстро и легко уходит)

ПОДРУГА недоумённо пожимает плечами, глядя ей вслед.

Настя догоняет Алексея и идёт почти рядом с ним, следя только, чтобы его трость не задевала её ноги. Проводив его до следующей аудитории, запоминает номер и идёт на свою пару.

INT. Следующая перемена. Настя встречает Алексея на выходе из его аудитории и сопровождает до следующей; не скрываясь, идет почти рядом с ним.

INT. И на последующем перерыве повторяется то же самое…

INT. Настя встречает Алексея на выходе из аудитории, идет рядом, некоторое время колеблется, затем решается:

НАСТЯ. (трогает Алексея за руку) Привет. Это я.

Алексей останавливается и поворачивается к Насте.

НАСТЯ. (боясь, что её не узнают, спешит пояснить) Мы с тобой после первой пары столкнулись… точнее, это я на тебя налетела… а потом проводила немного…

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) А потом ходила за мной на каждом перерыве…

НАСТЯ. (ошарашенно) Да как?!..

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) Шаги. Твои шаги. Я их с первого раза хорошо запомнил – теперь, наверное, ни с кем не спутаю.

НАСТЯ. Вот я дура… (смеётся) Уже второй раз за день!

АЛЕКСЕЙ. А что случилось?

НАСТЯ. Да так, ничего особенного. Слушай, у тебя ведь пары закончились? Тут внизу кафе – может, зайдём, попьём кофе? Если, конечно, ты не торопишься…

АЛЕКСЕЙ. Не тороплюсь. (подаёт Насте руку) Пойдём.

INT. Студенческое кафе. Алексей и Настя за столиком. Пьют кофе, разговаривают.

АЛЕКСЕЙ. А я хорошо знаю это кафе. Я здесь работаю.

НАСТЯ. (удивлённо) Кем?

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) Ну, не официантом, конечно. Здесь же по вечерам клуб, музыканты играют. А я на пульте сижу, звук выстраиваю. Кстати, у нас тут и своя группа есть. Сашка, которого ты сегодня видела – наш басист. Смешной, как и все басисты…

НАСТЯ. А ты?

АЛЕКСЕЙ. Гитара акустика, вокал. Ну и тексты в основном мои.

НАСТЯ. Выступаете?

АЛЕКСЕЙ. Конечно. Вот в ближайшую субботу как раз здесь. Приходи.

НАСТЯ. Супер! Приду.

АЛЕКСЕЙ. Так что всё у меня нормально. Кстати, спасибо, что не жалеешь. Терпеть этого не могу.

НАСТЯ. (неуверенно) И всё-таки…

АЛЕКСЕЙ. Как так случилось? Это редкое генетическое заболевание. Что-то с хромосомами связано. Человек рождается зрячим, но постепенно теряет зрение. С каждым годом. Пока совсем… У всех по-разному. Моя прабабушка, говорят, ослепла в сорок два года. Я дотянул до четырнадцати… Но сны до сих пор вижу ещё те. Хотя всё меньше. Теперь всё больше другие.

НАСТЯ. Какие?

АЛЕКСЕЙ. В основном звуки – голоса, шум, шорохи. Те же впечатления. Иногда даже запахи снятся. И прикосновения.

НАСТЯ. А можно тебя попросить?..

АЛЕКСЕЙ. О чём?

НАСТЯ. Закрой, пожалуйста, глаза.

АЛЕКСЕЙ. Не нравится? Я знаю, многих смущает, кто-то даже пугается. Но очки принципиально не ношу – не хочу быть похож на, как ты сегодня сказала, приколиста. (усмехается) «Подайте бедному слепому коту…»

НАСТЯ. (фыркает) Нет, как раз мне нормально. Даже интересно – какой-то запредельный взгляд такой… Ну, закроешь? На минутку…

АЛЕКСЕЙ. Ну, хорошо… (закрывает глаза)

НАСТЯ протягивает руки к лицу Алексея и осторожно прикасается пальцами к его векам.

АЛЕКСЕЙ. (улыбается) Спасибо. Надеюсь, приснится.

НАСТЯ. Ага… А… мы ведь с кофе закончили?.. Может, пройдёмся, погуляем? Погода хорошая…

АЛЕКСЕЙ. (на мгновение задумывается, затем решительно кивает) Да, погода хорошая. Пойдём.

Настя и Алексей встают из-за столика и, взявшись за руки, идут на выход.

Проходят мимо столика, за которым сидят три одногрупницы Насти (их можно было видеть в эпизоде занятий по английскому). Те, оказываются, давно за ними наблюдают. Две активно перешёптываются, причём одна вертит пальцем у виска, а третья с усмешкой снимает уходящую пару на свой смартфон.

Последние кадры – экран смартфона, Алексей и Настя выходят из кафе.

FIN.

(с) – Николай Пинчук, февраль 2020 г.


Рецензии
Короткая история. Она звучит сегодня довольно странно, учитывая каким растёт новое "гаджетовое" поколение. Впрочем, из каждого правила имеются исключения...

Рад познакомиться с Вашей новой вещью, Николай!

С уважением

Иван Пешеходов   27.11.2021 06:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван. Немножко кое-что поясню (кто о чём, а автор - о своём опусе ;))
По герою: он не с потолка взят, такое заболевание реально есть (каюсь, забыл мудрёное название оного); кроме того, когда мне вздумалась вот такая идея пьесы, я не поленился подробнее узнать, как живут реальные слепые люди. По героине... Да, конечно, не каждая девушка может оказаться такой искренне восприимчивой. Да и в таком случае всё равно неизвестно что последует за этой вспышкой. Может, вскоре и угаснет (возможно, не без помощи мудрых "пожарных"). Потому-то и оставил финал открытым...

Ещё раз - спасибо!

Николай Пинчук   27.11.2021 06:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.