Художник Павел Бабенко и его творчество

Художник Павел Бабенко и его творчество

Павла я знаю с детства, и все его творческие поиски прошли на моих глазах. Этот отзыв я пишу на фоне статьи Александра Якимовича «На разрыв аорты. Искусство Павла Бабенко» о творчестве художника. В общем то, где то я уже отмечал, что прислушиваться к мнениям художников друг о друге и мнениях искусствоведов о них, не главное, они всегда носят тот либо иной отпечаток субъективности. Все же в оценке творчества любого жанра надо исходить не из ретрансляции впечатленческих эмоций, а из Сущностного природного содержания «коллективного безсознательного» в творчестве данного Мастера.

Натюрморт это обычная ученическая работа начинающего художника, где оттачиваются рисунок, передача объемности Формы и красочная гармония сюжета художественного полотна,  либо в зрелом творчестве украшательско-дизайнерская салонная живопись. Но вот в XVI веке, когда вся Европа находилась под террористическим гнетом догматики иудохристианства изтребления еретиков «колдунов и ведьм», малые голландцы вдохнули в натюрморт жизнь мироощутительного духа, и натюрморт их художественного Мiра стал не статическим жанровым и украшательким полотном, а мироощутительной самодостаточной картиной Сущности отражения их духовного Мiра.

  Павел тоже начинал с него. И дальнейшая безлюдность его знаковых полотен закономерна. Это не художественный прием, человек там лишний, его Божественную Сущность, как и Божественность Нашего с Вами Мiра, дорисовывает сам Дух художественного полотна. К примеру, знаковые полотна картин Винсента Ван Гога «Стул» в его спальне Арля и «Долина Кро» Сущностно равноценны, в них дано природное мироощущение автора, сама Божественная Природа Мiра и Человека живущая в Вечности, они там ощущается явственно.

Есть и иные пути. Это антиэстетичная космополитическая «красивость божественных сюжетов» картин Рафаэля и Леонардо да Винчи, скульптур Микеланджело. Она закономерно перетекла в сущеглупую «достоевщину»: - «Красота спасет мир». В художественном смысле безлюдность татлинского «Летатлина» и «Черного квадрата» Малевича здесь абсолютно родствены телесной чувственности Модильяни и «демократической гуманной человечности» картин Пикассо, в архитекруре корбюзианству с итогом убожества антиэстетической безнравственностью современных «сити». А в советском варианте это живопись Дейнеки и все «творчество» Кукрыникс. «Классика советской поэтики» от «бедного демьяна» в подобном плане смыкается с советской классической маяковщиной: -

Окна разинув
Стоят магазины
В окнах продукты
Вина, фрукты

Или

Прежде чем
Идти к невесте
Побывайте
В Резинтресте

Некоторая поэтика Павла Бабенко «пошла» и «простонародна» в противовес политиканствующей антиэстетичности и внешней «красивости поэтического творчества», не имеющей рамок Бытия Человека Творчески Созидательного, и Сущносто она просто ее эстетичней.

В художественном плане безлюдная «Тайная Вечеря» Павла Бабенко является одним из его программных полотен. Она безсознательно мироощутительна, и имеет совсем не религиозный сюжет. В ней изображены два главных противоположных стула и хаотическое «болото» остальных, этим отражены два Начала Нашего с Вами Земного Мiра, как вечная борьба Созидательной Эстетики Добра Божественной Природы Человека и Мирового антиэстетичного иновидового человекоподобного Дьявольского Зла, с изменчивой ренегатской ролью его пособников и служек извечного «простонародного общечеловеческого болота» . Сама конкретика Человека в ней просто проходящяя и излишняя, и именно своей временной ипостасью.

Павел Бабенко здесь чем то смыкается в творчестве с Нашим с Вами земляком кубанцем Юрием Кузнецовым.  Так при попытке оценки творчества Поэта и Художника поразительна для меня та закономерно скудная мировоззренческая оснастка, с помощью которой пытаются понять поэтический мир Юрия Кузнецова и оценить творчество Павла Бабенко. Это проекция примитивистского ксмополитического понятия «всемирного значения Русского Народа», как та же лжеидея «Москва, третий Рим». Она уже принесла катастрофу Бытия и бездну горя Русскому Мiру и всему Русскому Народу. Любая творческая личность, выпадающая из идеологической советско-демократической платформы бытия попадает в тиски, кои отразил Кузнецов: -

В толпе утрат меж прошлым и грядущим
Иду один, мне даже невдомёк,
Что здесь никто не думает о Сущем,
Никто не знает, как я одинок,

(«Дымок», 2000 г.)

А вот собственное признание Кузнецова по вопросу о Вере: - «Верите ли вы в Бога?» он ответил - «Я не утратил психологию православного человека. Так как я продукт безбожной эпохи. Я не хожу на службы. Но моя поэтическая система допускает присутствие Высшего Начала». Это крестный путь и Павла Бабенко.

Однажды Юрий Кузнецов убежденно заметил, что поэт не может быть вполне православным: «Поэзия, конечно же, связана с Богом. Сама по себе религия, и особенно религия воцерковленная, может существовать без поэзии, в то время как поэзия без религиозного начала невозможна»; и на вопрос, «возможно ли понятие «православный поэт» Кузнецов ответил: - «Это бессмыслица. Но поэзия связана с Богом, в лучших своих образцах Поэзия очень похожа на Молитву». (очередную попытку Посвященного в обретение Таинства непосредственной связи, Со-Вести с Творцом Сущего В.М.)

В последних строках своего вступления в «Воззрение» к книге «Крестный путь» Юрий Кузнецов отражает Сущее: -
 
«В моих стихах (и картинах) много чего есть: философия, история, собственная биография, но главное — Русский Миф, и этот Миф — (сам) Поэт (и художник В.М.). Остальное (человеческая В.М.) легенда».

Будет ли согласен с подобным коротким и скромным анализом своего творчества сам художник, я не знаю, да это и не важно. Ну, а со всем остальным «импрессионистско-экспрессионистким» впечатлительном в творчестве Павла Бабенко все Вы можете познакомиться в самой статье Александра Якимовича.

P.S. Эта заметка вызвала большой интерес читателей и я решил ее несколько дополнить, и уже не о творчестве самого Павла Бабенко. Мое нравственное чувство подсказывало мне всегда, что для избранных программных работ художников место в главных музеях Нащей с Вами страны, типа Русского Музея. Там за первыми залами иконописи Руси Дораскольной должны быть экспозиции таких Поэтов Живописи, как Константин Великорос, Андрей Шишкин и здесь же место полотнам типа «Тайная Вечеря» Павла и иных мне неизвестных авторов. А пока там в Русском музее и Третьяковке этаким центром экспозиции висят картины огромная скучнейшая картина «Явление Христа народу» Иванова, либо полотна Нестерова «Видение отрока Варфоломея» и «Мыслители» с православным социалистом С. Булгаковым и П. Флоренским типичным религиозным путанником. А вот полотну Корина «Гибель Русского Народа» (с политически навязанным названием «Русь уходящая») там самое место. Не место там и многочисленным работам политиканствующего бытописателя Репина и прочим ему подобным. Но сегодня это безплодные мечты, и все же тлеет надежда, что найдутся здоровые силы и подтолкнут эти системно  «финансово» закрытые проекты, непосредственно общаясь с авторами и владельцами подобных работ. 

   


Рецензии