Ч. 265 Прощание с англичанами и гавайцами

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/11/08/761
 
Командира «Trincomalee», в свою очередь, тревожило присутствие «Дианы». Когда он пригласил командира «Дианы» к себе на обед, произошло недоразумение: Лесовский увидел, что у англичан на мачте нет российского флага.
 
Дело в том, что в подобных случаях приглашающий поднимал флаг принявшего предложение. Степан Степанович отправил лейтенанта Николая Густавовича Шиллинга сказать об этом. Англичане, увидев шлюпку, засуетились, но у них вытянулись физиономии, когда прибывший офицер передал слова Лесовского.
 
Старший офицер «Trincomalee»  сконфуженно признался, что у них нет русского флага, и послал теперь уже своего офицера на «Диану», чтобы одолжить русский флаг.  Степан Степанович заставил соблюдать протокол и воспитывал уважение к русскому флагу.
 
Между прочим, это был уже второй подобный случай. В Вальпарайзо русского флага не оказалось у адмирала Прайса, когда он приглашал к себе Лесовского. Степан Степанович заставил и адмирала поднять русский флаг, одолжив его на время.
 
Вечером два капитана, русский и английский, сидели за столиком на террасе гостиницы. Не будем интересоваться тем, что они пили - интереснее их беседа. Англичанин принёс свои извинения Степану Степановичу за дневное недоразумение, но не преминул вставить шпильку.
 
Он рассказал, что был в Новоархангельске, и чтобы сделать салют, послал офицера на берег попросить на это время русский флаг. Но оказалось, что в колонии не было отечественного флага.
 
Капитан сказал Лесовскому, что конечно, это глупость со стороны британского Адмиралтейства не выдать им русского флага, но как назвать то, что у самих русских его не было?

Правда, чтобы смягчить сказанное, он сразу стал говорить о том, что и он, и все офицеры с огромным удовольствием вспоминают русское гостеприимство и тёплый приём, который им оказали правитель колоний капитан 2 ранга Александр Ильич Рудаков и его жена.
 
Рудакова Лесовский хорошо знал по Морскому корпусу, а затем по службе на Черноморском флоте.  Командир «Trincomalee» показал Степану Степановичу бумаги, подтверждавшие, что его судно транспортное, и направляется в Ледовитый океан для снабжения продовольствием научно-исследовательских судов.
 
Он пригласил Лесовского ещё раз на шлюп, чтобы осмотреть батарейную палубу. Командир «Дианы» и в самом деле увидел, что почти вся батарея завалена провизией в бочках. Степан Степанович  напрямик спросил английского капитана, почему тот не спускает свои орудия в трюм и не освобождает орудийную палубу для свежей провизии.
 
При этом командир «Дианы» добавил, что если англичане опасаются с русской стороны неприязненных действий, то они могут положиться на его слово, что он не станет нарушать нейтралитет, объявленный гавайским королём.
 
Во-вторых,  он не хочет оставить полярных исследователей без провизии. Кроме того,  Степан Степанович сообщил английскому капитану, что намеревается выйти в океан в воскресенье, но не будет подкарауливать его в море.
 
А самое главное, он заверил англичанина, что не имея на руках официального сообщения о начале войны, не станет атаковать «Trincomalee». Но если война начнётся, то уж не обессудьте.
 
Командира английского судна такой разговор вполне устроил. Полагаясь на слово русского офицера, он с облегчением снял половину своих орудий, спустил их в трюм и загрузил провизию.
 
Иван Иванович Бутаков отметил, что «при нас ещё он спустил половину своих орудий в трюм, но сделал это уже в последний день нашей стоянки». Видимо, англичанин всё же опасался, что если придёт известие о начале войны, то Лесовский попытается захватить его судно, а без боя он сдаваться не собирался.
 
Покончив с делами, капитан «Trincomalee» распрощался с Лесовским и покинул гавань.
 
Американец, шипчандлер  Хокфильд - (шипчандлерами называли розничных торговцев, снабжавших всем необходимым моряков парусных судов: канифолью, скипидаром, смолой, канатами и прочим, а также инструментами – прим. автора) - узнал от какого-то английского офицера, что в Гонолулу скоро придёт 52-пушечный фрегат «President», который русские моряки видели в Вальпарайзо.
 
Лесовский обсудил эту весть с Бутаковым, и они оба пришли к выводу, что фрегат придёт не один, а в компании с французским фрегатом «Ля Форте», который они видели там же, в Вальпарайзо.
 
Если в Каллао уже знают о начале войны, то союзники постараются сначала уничтожить «Аврору», а потом напасть на «Диану».
 
В последних газетах, которые пришли в Гонолулу, был опубликован решительный отказ царя на предложения западных держав, после чего адмирал Непир с флотилией отправился в Копенгаген. Из этого можно было заключить, что разрыв близок.
 
Оставаться на якоре, на открытом рейде, где «Диану» могли атаковать два неприятельских судна, каждое равное русскому фрегату по вооружению, да к тому же на «Диане» не хватало артиллеристов,  было опасно.
 
Но Лесовский не собирался оставлять им в качестве  добычи «Аврору».  Степан Степанович решил идти навстречу Изыльметьеву. Предварительно Лесовский приказал купить в Гонолулу всё, что может понадобиться из продовольствия для экипажа Изыльметьева.
 
Он и Бутаков считали, что помогут своими шлюпками набрать воду и перевезти с берега провизию на «Аврору».  В Гонолулу не было сухарей, поэтому пересчитали свои мешки с сухарями и прикинули, сколько можно будет отдать команде «Авроры».
 
Иван Иванович Бутаков предлагал  остаться на якоре до получения почты, находясь постоянно в боевой готовности, с орудиями, заряженными двумя ядрами. Однако Лесовский это предложение отклонил.
 
Прежде чем выйти в море, 10 мая, во вторник, Степан Степанович организовал на борту своего судна приём гавайского короля. С фрегата послали все гребные суда, чтобы забрать его величество вместе со свитой.
 
Предоставим слово Ивану Ивановичу Бутакову, который в своих записках рассказал, как это происходило: «На рабочем катере, как самом большом, приехали король с королевой, и членами своего семейства, на носу катера был поднят его штандарт.
 
Когда он приблизился к фрегату, послали людей по марсам, расцветились флагами, послали по реям и прокричали 3 раза «Ура». Когда он вошёл на палубу, караул встретил его и барабанщик с сержантами заиграли «заход» и продолжали до тех пор, пока он не спустился вниз в капитанскую каюту, куда и вся свита проведена.
 
Посидев там недолго, его повели по фрегату. Сперва по батарее, потом по кубрику, в шкиперскую каюту. Затем снова в капитанскую каюту, поить портвейном и другими винами.
 
Между тем сняли всех людей со шлюпок, чтобы показать ему тревогу, в конце которой вызвали абордажные партии, бегание которых и махание оружием, кажется более всего ему понравилось.
 
После этого опять пригласили в каюту и челядь его вся в мундирах и лентах, дали им по сигаре, которую они беспрестанно запивали то хересом, то шампанским. Принцесса Виктория хорошо сложена, и с огненными глазами. Она богаче всех других».

Женская часть свиты короля тоже пожелала познакомиться с устройством фрегата. Иван Иванович Бутаков поручил молодым офицерам показать дамам все помещения фрегата.

Когда гости собрались покинуть «Диану» женскую часть свиты пришлось ждать. Наконец раскрасневшиеся дамы, на ходу поправляя причёски и платья, появились на палубе. Они остались очень довольны своей экскурсией по фрегату.
 
Снова слово Бутакову: «При отъезде короля опять послали по реям, когда он отваливал, кричали «ура», и когда все шлюпки отвалили от борта, отсалютовали вторично 21 выстрелом, а когда он зашёл за риф, то спустили флаги.
 
Интересно, что король не подразгулялся у нас, но это, конечно, потому, что капитан, проигнорировав его как королевскую особу, без дальнейшей почтительности, а то накачать его было бы очень легко, и тогда не знали бы, как от него отделаться, он не захотел бы съехать с фрегата.
 
Королева совершенно простая баба из низшего сословия, но чрезвычайно гордая, и ни слова не вымолвила во всё своё пребывание на фрегате. Она громадного роста и тяжести необычайной.
 
Съехав на берег, король не мог более выдержать и зашёл тут же на пристани к нашему шипчандлеру Хокфильду. И спросил стакан бренди и воды. Право жаль его, по лицу видно, что он был не глуп, но связанный по рукам и ногам, пустился в пьянство».
 
Продолжение http://proza.ru/2021/11/10/1274


Рецензии
Про Гонолулу самые веселые главы.)))

Юля Рудакова   14.11.2021 02:25     Заявить о нарушении
Мне приятно, что Вы повеселились, Юля!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.11.2021 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.