Психоистория Гражданской войны в России. Оч. 1

Психоистория Гражданской войны в России (1917-1922 гг.). Очерк первый

Аннотация

В первом очерке о психоистории Гражданской войны в России, автор рассматривает несколько существующих точек зрения на исторические события этого периода. Им отмечено, что когда начинаешь рассматривать вопросы психоисторического характера – степень субъективности отражения и зависимости от бытующих в профессиональном сообществе парадигм идеологического, мифологического и конъюнктурного содержания резко возрастает. Помимо философских, психологических и собственно научно-исторических работ, самым богатым, но субъективно окрашенным и творчески трансформированным материалом по психоистории Гражданской войны является художественная литература, и все эти произведения нуждаются в серьезном психоаналитическом и социально-психологическом исследовании. Подлинно научное познание психоистории Гражданской войны в России позволит более объективно прочесть всю последующую российскую историю.

Эпиграф 1. Нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания.
Г.В.Плеханов

Эпиграф 2. Историк должен подвергать документы психоанализу, чтобы выявить свойственные индивиду ментальные структуры… Задача экзистенциальной истории – в обращении к основным составляющим человеческого существования.
Ф.Ариес

Эпиграф 3. Нет вражды отчаяннее, чем между родственниками и единоверцами. Самые жестокие войны гражданские. Ревность к общему отечеству, к общим богам так же раскалывает, как и сплочает людей.
В.Бибихин



1.Всякое восприятие и отражение истории всегда субъективно.
2.«Объективность» восприятия и отражения обусловлена социальными, идеологическими и конъюнктурными обстоятельствами.
3.Мастерство профессионального историка, заключенное в глубине владения исследовательскими навыками, в объеме изученного исторического материала и знания, разнообразия авторских интерпретаций определенной исторической эпохи или отдельного события, позволяет достигнуть бОльшей степени объективности в отражении прошлого, при условии относительной свободы от социальных, идеологических и конъюнктурных обстоятельств.
История в России – это не просто наука или народное предание – это в значительной степени идеология либо социальная мифология. Есть немалое число профессиональных историков, порою проникающих в глубину исторических недр, но в большинстве случаев они исследуют и отражают исторический материал в рамках заранее заданной идеологической или мифологической парадигмы.
Такая ситуация всегда имела место в истории любой страны, но для России, в XX веке, это стало правилом, традицией, а порою – просто повседневной неизбежностью.
Когда же начинаешь рассматривать вопросы психоисторического характера – степень субъективности отражения и зависимости от бытующих в профессиональном сообществе парадигм идеологического, мифологического и конъюнктурного содержания резко возрастает. [1]
Наверное, одно из первых произведений, посвященных психоистории Гражданской войны, появилось на свет в 1918 году и имело название «Судьба России» (в подзаглавии: опыты по психологии войны и национальности). Автором произведения был известный философ Николай Бердяев, впоследствии снискавший всеевропейскую и мировую известность как философ православного христианства и идеалистического экзистенциализма. [2]
Необычная для своего времени (да и для нашего также) работа Н.Бердяева посвящена, в основном, итогам первой мировой войны и этническому психоанализу (не в смысле З.Фрейда, а скорее – Г.Лебона) народов Европы в связи с происходившими событиями. Но в ней есть также и предчувствие грядущей войны и видение того великого разброда в умах и в ценностях русского народа, кризис сознания и душевное смятение.
Николай Бердяев – один из самых психологических русских философов первой половины XX века. В наибольшей степени его психологичность выражена в книге «Самопознание», являющейся своеобразной философской автобиографией и шедевром социального самопсихоанализа – там достаточно концентрированно представлено переживание русской интеллигенцией русской революции и Гражданской войны и последующей жизни в эмиграции.
Естественно, что помимо философских, психологических и собственно научно-исторических работ, самым богатым, но субъективно окрашенным и творчески трансформированным материалом по психоистории Гражданской войны является художественная литература. В русской и советской литературе присутствует немалое количество серьезных художественных произведений, посвященных Гражданской войне, и мы не однажды будем их рассматривать, учитывая особенности творческого отражения исторических событий и влияния на творческий процесс идеологических регуляторов и конъюнктурных соображений.
Как утверждает российский философ П.С. Гуревич: «Психоистория исходит из положения, что существуют бессознательные императивы человеческих действий… Это предполагает наличие более ранних уровней психического, которые уже не осознаются субъектом, но в тоже время способны воздействовать на его поведении». [5]
Философ А.В. Рубцов, рассматривая проблемы российской психоистории, считает, что «Россия до сих пор не вышла из революции». Оценивая факторы самосознания нации и последствия психоисторического воздействия на массовое сознание постоянного переписывания и перетолкования событий отечественной истории в ключе идеологического нарциссизма, мы вполне закономерно формируем специфическую психопатологию сознания: «Если же режим и социум с младенчества мешают с грязью и фатально обесценивают, как это было у нас в 1990-е, повзрослевшая политическая особь закономерно превращается в злокачественного нарцисса, идеализирующего себя самым непотребным образом, а всех остальных представляющего безнадежными ничтожествами». [10]
Совсем иную позицию занимает в работе «Психологическая война – скрытые субъекты глобального управления и фальсификации» А.И.Фурсов, который утверждает, что «против России ведется одна Большая война 1914–1991 гг., из которой до сих пор не сделаны многие важные выводы… Что психосфера становится основным театром действий организационной войны, которая в психосфере становится войной психоисторической». [13]
В современной исторической науке доминирует точка зрения, что «Гражданская война началась октябрьским переворотом и следовательно была прямым результатом исключительно большевистского стремления к единовластию (любой ценой)» [6].
Вышеназванные авторы считают, что современные научные представления о Гражданской войне в России базируются на результатах её изучения (или мифологизации) несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей, и оценивают «общие людские потери в ходе Гражданской войны (по разным подсчетам) от 10 до 12 миллионов человек: из них в боевых действиях погибло со всех сторон свыше 1 млн., жертвами красного и белого террора, а также бандитизма стали около 2 млн., умерло от ран, голода, холода и болезней 5-7 млн., до 2 млн. эмигрировало» [6].
Авторы, оценивающие психологические аспекты Гражданской войны в России отмечают, что война наложила отпечаток на судьбу нескольких поколений и продолжает в наши дни влиять на психологическое состояние общества. [9]
Есть еще одна распространенная точка зрения, близкая к версии Фурсова А.И., и она пользуется значительной популярностью у массового читателя. Н.Стариков в книге «Русская смута XX века» проводит сквозную линию руководства Антантой (Англия и Франция) всем процессом разжигания и поддерживания русской междоусобицы английскими и французскими дипломатическими и разведывательными службами, при этом не уделяя внимания психологическим причинам и предпосылкам революции и Гражданской войны среди разных слоев и групп населения Российской империи. [12]
Психологические причины и предпосылки революции и последующей Гражданской войны в России рассматриваются с разной степенью полноты у многих авторов. Начиная с интенсивного роста революционного движения и консервативно-бюрократической политики российского самодержавия, в этот перечень нужно внести внешнеполитические ошибки, приведшие к русско-японской войне, стоившей больших жертв и бездарно проигранной по вине отдельных некомпетентных военачальников, управлявших военными действиями из Санкт-Петербурга [7], что вызвало впоследствии стихийную революцию 1905 года и её жестокое подавление [8], поддержка правительством черносотенного движения и устройством погромов [3], отсутствие мобильного и адекватного управления внутренними делами страны, и, главное – вступление в совершенно неподготовленном состоянии (армия, флот, генералитет, техническое обеспечение и материальное снабжение) в первую мировую войну, колоссальные потери в которой, вместе с резким ростом революционного движения и интригами в правительственных кругах, привели к революции 1917 года. В дальнейшем, феномен русского большевизма, возглавляемого «красным диктатором» В.И.Лениным, породил «пролетарскую диктатуру», занявшую позицию террора и геноцида по отношению к правящим (и не только) сословиям общества, что и переросло в считанные месяцы во всеобщее противостояние в масштабе всей страны и вылилось в итоге в Гражданскую войну.
Выше, мы уже говорили о важном значении серьезных литературных произведений для понимания психологических процессов и явлений, имевших место в массовом и индивидуальном сознании среди участвовавших в Гражданской войне. Все эти произведения нуждаются в серьезном психоаналитическом и социально-психологическом исследовании. Мы не имеем ввиду разноплановую литературную критику, выведения типов, героев и т.п., а именно систематическое научное психологическое исследование с целью понимания массовых и индивидуальных психологических процессов и явлений, имевших место в реальных экстремальных и жестоких условиях Гражданской войны - это позволит воссоздать в максимальной степени объективную реальную психоисторическую картину, как и одновременно продвинуться в понимании современных психоисторических процессов, имеющих место в Российском обществе.
В качестве примера можно привести психологические портреты и картины Гражданской войны в России, созданные тремя разными авторами, в трех знаковых художественных произведениях о Гражданской войне. Это «Тихий Дон» М.Шолохова [14], «Белая гвардия» М.Булгакова [4] и «Даурия» К.Седых [11]. Первые два автора – непосредственные участники событий, а третий, можно сказать, очевидец. Работы написаны в разное время и в разных условиях (в некоторых случаях – более близки по времени – как «Тихий Дон» и «Белая гвардия»). Разная степень полноты отражения психологических характеров героев и действующих лиц: достаточно полная и объективная, как в случае с Григорием Мелиховым или отдельными героями М.Булгакова, или стилистическая, обусловленная идеологическими соображениями, портретами К.Седых, но все варианты и все герои могут быть подвергнуты анализу и прочтению средствами психологической науки. В качестве близкого примера можно привести две книги Л.Юзефовича, где автор на основе изученных архивных материалов попытался воссоздать психологические характеры героев Гражданской войны из лагеря «белых» и «красных» [15, 16].
Подлинно научное познание психоистории Гражданской войны в России позволит более объективно прочесть всю последующую российскую историю, включая и два неполных десятилетия XXI века. Чтобы лечить социально-психологические недуги общества – надо знать действительную генеалогию их происхождения. В противном случае мы снова скатываемся в мифологию и новый идеологический обман, лишающий перспективы созидания психологически здорового общества в нашей стране, пережившей в течение века столько исторических катаклизмов и потрясений.

ЛИТЕРАТУРА

1.Арьес Ф. Время истории. Пер. с фр. М. Неклюдовой. – М.: ОГИ, 2011. – 304 с.
2.Бердяев Н. Судьба России. Ответы по психологии войны и национальности. – М.: Философское общество СССР, 1990. – 240 с.
3.Большая война России: социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советских эпох: Сб. статей / Ред. Бруиш К. , Катцер Н. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 208 с.
4.Булгаков М.А. Белая гвардия. Роман. – Баку: Маариф, 1988. – 352 с.
5.Гуревич П. С. Философская интерпретация человека. Серия Humanitas. Издательство Петроглиф, Санкт-Петербург, 2013. - 482 с.
6.Данилин А.Б. Гражданская война в России (1917 - 1922) / А.Б.Данилин, Е.Н.Евсеева, С.В.Карпенко // Новый исторический вестник. 2000. – 1. Режим доступа: 7.Кристофер М. Русско-японская война 1904-1904. Пер. с англ. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 220 с.
8.Максаков В. Карательные экспедиции в Сибири в 1905-1906 гг. Документы и материалы. – М.-Л.: Соцэкгиз, 1932. – 463 с.
9.Почешхов Н.А., Шхачемуков Р.М.  Гражданская война в России (1917-1922 гг.): психологические аспекты // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. URL: (дата обращения: 01.11.2018).
10.Рубцов А. Россия до сих пор не вышла из революции. Режим доступа: (Дата обращения 01.11.2018)
11.Седых К. Ф. Даурия. М.: Вече, 1993. – 728 с.
12.Стариков Н.В. Русская смута XX века. – СПб.: Питер, 2017 – 384 с.
13.Фурсов А.И. Психоисторическая война. Скрытые субъекты глобального управления и фальсификация истории [Электронный ресурс] // Изборский клуб: сайт. – URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/2439/
14.Шолохов М.А. Тихий дон / Роман в 4-х книгах . – М.: Художественная литература, 1979
15.Юзефович Л.А. Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922-1923. – М.: АСТ, 2016. – 432 с.
16.Юзефович Л.А. Самодержец пустыни: феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. – М.: Эллис Лак, 1993. – 271 с.


Опубликовано: Винобер А.В. Психоистория Гражданской войны в России (1917-1922 гг.). Очерк первый // Вестник Института развития ноосферы. 2018. - 1. - С. 33-44


Рецензии
Вы заглянули ко мне на страницу - я почитал кое-что у Вас. Не каждый день заходит ученый человек... (Мне и самому когда-то предлагали аспирантуру, был знакомый доктор философии (ректор вуза). Масса знакомых аспирантов).
Про интересующие меня вещи. Что касается истории революции 1917 года, последующих войн, переворотов - вроде 1991-го, 1993 года... Основополагающие (!) вещи тут могут проскочить только вскользь, с ними можно столкнуться только случайно...
Так, в 2008 году увидел на канале "Культура" документальный фильм, созданный князем Чавчавадзе и его женой (по заказу Президентского фонда). Участвуют академические историки.
Рассказывается о том, как летом 1917 года в Петроград из Нью-Йорка прибыл корабль с бандой подготовленных в США (!) комиссаров во главе с Троцким. И с деньгами на революцию, собранными нью-йоркскими банкирами, в числе которых - родной дядя Свердлова. Это и есть "фундамент" т.наз. "Великого Октября".
Фильм больше никогда не показывали, естественно.
Но Троцкий - просто бандит, поэтому и был пломбированный вагон из Германии, с Лениным, интеллигентами-негодяями, будущими министрами... Вроде Луначарского, вот его высказывание :
- Наша задача - уничтожить все виды морали.
Все даты, факты, цитаты у меня точные, уж прошу поверить.

День сегодняшний. Есть интересный человек, Леонид Решетников : ученый, кандидат исторических наук, генерал, бывший директор РИСИ (Российский институт стратегических исследований). Участвует во всяких обсуждениях по ТВ. И вот его слова :
- Мы не в России живём. Её нет уже сто лет. (!!!).
Это - из его интернет-интервью "Запад боится Святой Руси", 2016 год. Может, в интернете еще есть...
Еще из интервью : "Весь генофонд вырезался, уничтожался тем или иным способом, даже в 1970-80-е годы - если не физически, то интеллектуально".
(История КПСС (с конспектированием!), научный коммунизм, научный атеизм... Всё это чушь собачья, но которая составляла где-то треть от программы любого вуза. Любого!
Да еще всякие там "университеты марксизма-ленинизма"...).
... И совсем недавно, на телеканале СПАС :
- История нашей страны изуродована так, как не изуродована история ни одной другой страны.

Вообще за такие вещи давали сроки и в советское время, дают и сейчас. Генералу просто позволяют. Но вот недавно получил 4 года условно с 4-летним испытательным сроком доктор наук, член Союза писателей России Олег Платонов, создатель энциклопедии "Святая Русь". (Наверняка : "не так" затронул еврейскую тему). Власть отомстила ему еще и вот за что. Еще в 1992 году в "Литературной России" он написал (с фото), как Ельцин и его камарилья передали Франции масонский архив, собранный Гитлером со всей Европы. Архив попал к советским войскам в 1945 году, был вывезен в Москву, для него построили 6-этажное здание... И никогда не допускали к нему ученых!
...Кстати, никаких евреев в России... не было и нет. См. книги "Невидимая Хазария" и "Святая Русь против Хазарии". Автор - зав. кафедрой академии Генштаба РФ Т. Грачева, 2009 год.
СМИ немного побурчали, власти промолчали.
Ну, и если уж мы на литературном сайте. Слова прекрасного писателя Валентина Распутина.
- Коммунизм был запущен в Россию для её погубления... Ценой огромных жертв Россия сумела переварить коммунизм - и поставила его на государственную службу... Коммунизм сошел с расчетной орбиты и потому подлежал уничтожению, которое, в свою очередь, должно было произвести новое социальное потрясение.
"Литературная Россия", 6 ноября 1992 года.
А, каково, Анатолий?! Убийственное как для коммунистов, так и для "демократов" высказывание. В трех строках человек описал всю историю как 20-го, так и 21-го века, и по сей день.

Вы мне, Анатолий, пожалуйста, не отвечайте. Никакие комментарии не читаю.
Совет психологов :
- Не вступайте ни в какие интернет-дискуссии, даже в обсуждение фотографий друзей (!) . Всё это чревато самыми неожиданными последствиями...

Геннадий Атаманов   31.10.2023 20:38     Заявить о нарушении