Абы, да кабы не меняют судьбы

Внеконкурсная миниатюра темы- "Цели оказались недостижимы"
                http://www.proza.ru/2021/11/09/956

      Константин Разумовский, бегло пробегая список вновь поступивших в институт,
  особо не волновался о своём зачислении на физфак, уверенный в положительном
  результате, после отличной сдачи всех экзаменов.
     Затем метнул свой зоркий глаз на следующий список с поступившими и запнулся
  на фамилии, удивляясь совпадением имени и фамилии.
     Ивановых, конечно, много, но сочетание имени- Алексей и фамилии- Иванов,
  его несколько насторожило.  Если эти имя и фамилия принадлежали тому, о ком
  он предполагал, то Костя был не то, что в удивлении, он был,  просто в ступоре.

    "Как, этот затюканный одноклассник, не приметный и не выделяющийся ничем,
  смог поступить на такой серьёзный факультет?.. Неужели сможет учиться, ведь
  в классе двух слов не мог сказать в свою защиту, когда над ним просто
  откровенно издевались одноклассники, развлекая себя  таким жестоким способом"-
  размышлял Константин, не раз бывая равнодушным свидетелем таких оргий.
    Но потом отбросил предположения за невозможностью такому быть и, практически
  забыл об этом.

     Только он ошибался: тот, которого он принял за однофамильца своего
  одноклассника, был именно им.
    Он тоже заметил в списках фамилию Константина, но не удивился, помня о
  эрудированности и обширности его знаний ещё в школе.

      "Однофамилец" Алексей по окончании школы убрал с лица скептицизм, который
  в классе принимали за презрительную улыбку, награждая его за неё именно
  своим презрением, подтверждённое тычками и пинками.
     Свой комплекс тщедушного он оставил в стенах школы, там же осталась
  причина неосознанно шпынять его по пустякам.      Улыбка была обыкновенной
  психологической защитой, которой он пользовался, как зонтиком от дождя:
  от дождя колкостей и тычков одноклассников.
     И не ожидая ничего интересного, Алексей даже не пришёл на выпускной вечер,
  не дав  ребятам ещё раз поглумиться над безобидным "пучком".

     Но Алексей на ребят не обижался, просто вздыхал, пока не найдя слов,
  объясняющие их отношение к нему, но был уверен, что обязательно узнает эти
  слова и названия других состояний и мыслей человека.
     Со временем он найдёт свой речевой и мыслительный инструментарий, который
  поможет ему раскрыть окружающую действительность. 
     Для этого он и поступил на филфак нужного универа.  Конкурс на это отделение
  был, но небольшой и, видимо он чем-то убедил экзаменаторов, в результате чего
  был зачислен и стал студентом, как и Костя Разумовский, поражающий уже
  практически со второго курса своих одногруппников и преподавателей объёмом
  знаний специфического уклона своей кафедры.

      Хотя какая специфика физфака?  Ведь в стенах универа давались углублённые
  знания физики и математики, которые могли применяться в практических
  исследованиях и работах в этом направлении, но   оказывалось, что некоторые
  из них уже были известны студенту Разумовскому, чем, несомненно, он восхищал
  и удивлял своих преподавателей.
     Бывали случаи, когда некоторые преподаватели и сокурсники с долей зависти,
  обращались к нему при необходимости за уточнениями, особо на лабораторных
  работах,   не видя в этом ничего унизительного для себя.

    Казалось, студенческая жизнь катилась своим чередом, пока особенно никого 
  не удивляя в сравнении с жизнью страны.  События в Чечне россиян не радовали.
  Костин отец- военный хирург знал об этом не понаслышке.   Но молодёжь страны
  со стучавшим в их сущность возрастом встать в армейский строй, не предвещающим
  ничего хорошего в связи с событиями в Чечне, принимала естественные, вполне
  безобидные (казалось бы) призывы общения с девушками.
      Одни из них прислушивались к голоду физиологии, другие- к голоду знаний,
  усмиряя естество параграфами из учебников.
     Его- естество- параграфом не усмиришь.  И Константин Разумовский пока
  не отвлекался на любовь, насыщая себя знаниями.  Какой был на первом курсе,
  таким и до третьего домаршировал.

      В то время, как Алексей Иванов, на первом курсе, ничем не отличающийся по
  по внешнему виду от школьника, одевающий костюм 44го размера с первым ростом
  оного, постигая секреты философии и психологии, с удовольствие находя ответы
  на свои житейские коллизии, с каждым курсом  просто преображался.
     С лица ушёл не только юношеский скептицизм, но и робость, посеянная
  одноклассниками беспочвенными насмешками и тычками.

     Ведь стадное стремление, не зависящее от времени - унижать и уничтожать
  слабого в защиту самого себя,  как в каменном веке, неосознанно имело свою
  силу в их классе, заставляя ощущать этот закон на собственной шкуре Алексея.
     Какими аргументами он мог остановить нападки одноклассников, не имея
  ни знания об этом, ни физической силы?
         А побитым он не хотел быть, предпочитая силе- разум.

     А нашёлся бы хоть один сочувствующий  из одноклассников или посторонних
  лиц, знающий атмосферу в классе, сделал бы солидное замечание,  объясняя их
  низкое  поведение...  глядишь и перестали бы тюкать безвинного, но...  было
  так как было, что в сущности и привело Алексея  в нынешний храм знаний.
      А тогда просто терпел в классе тычки, тайно готовя решительность и знание
  иностранного для поступления на филфак, где был уверен- найдёт ответы
  на свои вопросы.    
                Так и было.   Нашёл.
          И написал свою диссертацию на тему, дополняющую именно этот
  философско-психологический закон, приложив в основу разработки своей темы,
  применяя известные данные, дополняя  смысл нужными сведениями,   взятыми,
  по сути из собственной жизни.
      Алексей Иванов, защитив диссертацию, прежде всего для себя (не считая
  остальных, интересующихся этим законом) нашёл объяснения, что стадное
  стремление уничтожать слабого, не зависящее от времени, показывает, что
  человек- обычное, действующее лицо бесконечного спектакля, где меняются
  только декорации окружающего мира, когда сам человек, во все времена остаётся
  с одинаковыми характеристиками, как и любой, другой животный мир.

      Возможно в подсознании он догадывался об этом постулате, но понять
  отчётливо, вытащить его на поверхность и внедрить в свои знания, понадобились
  годы учёбы на этом факультете.
     И теперь, следуя этому силлогизму, обижаться на своих бывших одноклассников
  он не мог.
    Ну что с них возьмёшь?   Как говорят в народе: сила есть, ума не надо.

      Конечно молодые студенты не стояли у истоков выбранных ими наук:
  ни Константин не был Лобачевским, ни за Алексеем не числилось открытие
  "стадного инстинкта", который был давненько описан дядей Фрейдом.
     Молодёжь шла по проторённой дороге.  Но тем и была им интересна работа-
  вписывать личные наблюдения в уже известные с древности аксиомы, тем самым
  подтверждая открытия знаменитых учёных собственными мнениями.

      Но такое он ещё когдаа понял, а пока он был прилежным студентом, подросшим
  и возмужавшим к третьему курсу, с уверенностью в поведении и спокойствием
  в лице.
    Он не увешал свои бока жировыми запасами, но на лекции в аудитории третьего
  курса он пришёл в строгом костюме уже третьего роста (вместо первого, ранее)
  и ожидающие  увидеть Алексея всё таким же, как прежде, не смогли бы узнать
  в серьёзном, привлекательном, стройном юноше, бывшего затюканного "пучка"
  с улыбкой, каждым понимаюший её по-своему.

      Но умненький Костя-Константин Разумовский, встречая Алексея в стенах
  альма матер узнавал одноклассника, ныне- сокурсника.
    Однако Константин, продолжая не менее успешно учиться, на лекции почему-то
  стал приходить из дома тётки.
     Случившаяся трагическая ситуация с вертолётом, на котором его отец- военный
  хирург, направляющийся в назначенный пункт для оказания медицинской помощи,
  пострадавших в чеченской бойне, лишила Костю родителей, обрекла жить у дальней
  родственницы.
      Были ли у него после трагедии финансовые затруднения- не известно, но
  в последствии, в любую погоду, до самого снегопада, на занятия он заявлялся
  без пальто, в одном пиджачке, одетым на рубашку, объясняя свой один и тот же
  прикид, личным стремлением закаляться и что ему не холодно так ходить.

      Свои переживания после трагедии с родными, Константин не обнародывал, хотя
  такой сильнейший стресс не мог не оставить последствия без нужной помощи, но он
  за ней не обращался. Выглядел он таким же- обычным, не считая пиджачка на все
  погодные случаи.   
      Так или иначе, но посторонним, не знающим его семейной трагедии, поведение
  Разумовского совершенно не настораживало: ну закаляется человек, так это его
  желание, как именно закаляться.

      Только Алексею, встречающего иногда Константина у входа в здание универа,
  прикид сокурсника явно удивлял, заставляя задуматься.
     Но редкие встречи были так мимолётны, а личные заботы и мысли, беспрерывно
  атакующие собственный мозг, так настойчиво велики, что не давали возможности
  досконально разобраться с появившимися проблемами Разумовского.
        В универе они не общались.    Да и  друзьями они никогда не были.
    Может от самомнения  Константина, что он  лучше знает как поступать в
  сложившейся ситуации, ведь за ответами на свои вопросы шли к нему?
      Посторонним казалось, что он был такой же, ходячей энциклопедией, как
  и раньше.
      
     Тем более, что к последнему году учёбы в голове студентов кроме научных
  мыслей появлялись атаки, подтверждающие естественный закон из области
  физиологии.
     Алексей ему не противился и уже с третьего курса отвечал на внимание
  к себе девушек, а по окончанию учёбы имел невесту, естественно, с близкими
  отношениями.
     Константин Разумовский, состряпанный из того же теста, что и все юноши,
  имея те же атаки своего естества, но...
     Но умудрился влюбиться в симпатичную однокурсницу, привлекающая своими
  пухленькими формами всех парней их потока.
         Конкуренция за право называться её "парнем" была не в его пользу.
   Он, хоть к этим годам подрос и раздался в плечах, но не на столько, чтобы
  поразить воображение своей Дульсинеи и приблизиться к ней даже на сантиметр.
      Да ещё этот его затрапезный вид: куцый пиджачок на все случаи жизни
  с неопрятными и даже не очень чистыми брюкам- не впечатляли и не очаровывали
  ни одну из студенток, а тут...

      А тут умудрился влюбиться, можно сказать, в первую красавицу группы.
   Понимал или не понимал он, что его внешний,  более,  чем неряшливый вид,
  настораживал и отталкивал буквально всех встречных.
    Но всё же до него доходило, что ему ничего не светит, а остаётся только
  созерцать даму своего сердца со стороны...       Он и созерцал.

      На лекциях стал сидеть спиной к преподавателю, совершенно на обращая
  внимания о чём тот пишет на доске и говорит: всё внимание, весь свой
  неотрывный взор он устремлял на ту, в кого влюбился.
     Вот так и сидел, без перерыва уставившись на неё, даже тогда, когда она
  после длительной практики, имея живот семимесячной беременности, заявилась 
  на лекции.
      Вот тогда стали удивляться его поведению, замечая за ним странности:
  и неопрятность одежды, и обросшую волосами голову, и неумытое лицо с остатками
  сна у глаз и губ.

      Только такой ухудшающийся вид Кости, заставил Алексея Иванова
  призадуматься и вспомнить то, что его удивляло и раньше.   Ведь неожиданное 
  хождение по морозу без зимней одежды-это не закалка организма.
                Это признак психического растройства.
     Если бы Разумовский попросил денег на новое пальто, то было бы понятно -
  в чём он нуждается. Но чтобы попросить психологическую помощь, нужно прежде
  всего, самому понять её необходимость, а Разумовский этого не понимал, как
  не понимали многие из его окружения..
   Но когда об этом догадался Алексей, было уже поздно помогать советом.
               Уже нужна была помощь другого характера.
    И что  мог поделать со случившимся Алексей Иванов?  Практически- ничем.
                Судьба их развела в разные стороны.
     Только однажды, гораздо позже, лет через десять, они встретились на вокзале
  при посадке на электричку.
    Алексей со своей женой отправляясь по приглашению друзей за город,
  на шашлыки, заметил то ли старика, то ли бездомного, выглядевшего весьма
  неприглядно. Но что-то знакомое  для Алексея показалось в пристальном взгляде
  этого странного мужчины.      Вглядевшись, Алексей узнал Константина.

     Трудно, очень трудно было узнать в человеке со слипшимися патлами на голове,
  с нечистым носом, с засохшей слюной в уголках губ, в неряшливой одежде того
  всезнайку, ходячего справочника, когда-то успешного студента физфака.
         Но Алексей поздоровался с ним и Константин ответил тем же.

     Да, встреча была не из приятных. Алексей узнал, что Костя на инвалидности,
  едет домой в какой-то ближний посёлок, где живёт у родственников.
    Вот и всё, что стало известно Алексею о судьбе своего одноклассника,
  когда-то подающего такие надежды...

     Видимо перегруженный знаниями его мыслительный аппарат не смог правильно
  оценить ситуацию, не дал правильных знаний о том, что не нужно упрямо
  стремиться к недостижимому, не надо становиться Дон Кихотом, замахиваясь 
  на невозможное.
     Ведь человек не может жить без чередования плохого и хорошего и, 
  в необходимый момент, у Кости не было такого чередования, что и дало сбой его
  психике.
    Организм человека не может обходиться без разрядки, вид которой он выбирает
  сам.  Но самая  доступная и естественная- это плюсы от интима.

      А подскажи кто-нибудь вовремя Косте совет, которыми он с щедростью делился
  с другими: только не математический, а человеческий.
    Ведь человеческая физиология работает не зависимо от того, кто ты есть:
  Лобачевский или Фрейд, Иванов, Петров или Разумовский.
                Эх, если бы вовремя!?
               Но абы да кабЫ, не исправят пришедшей судьбы.
                Той, которая нас постигла.

   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.