В. Броудо. Три усадьбы Катуаров

Три усадьбы Катуаров в России

1.Усадьба в Саморядово принадлежала жене Льва Львовича Катуар Марии Дмитриевне Павловой (Катуар) с 1911 по 1917 (1918?). (В 1918 г. Л.Л. Катуар уехал во францию).

СПРАВКА.  Лев Львович Катуар (1864—1922) — гласный Городской думы г. Москвы (с 1901—по 1918), эмигрировал во Францию. Сын Льва Ивановича Катуар  (1827—1899) — коммерции советник, гласный Городской думы (1877—1885) и  Анны Ивановны (рожд. Леве; 1789—1873). Брат - Георгий Львович (1861—1926) — композитор, профессор Московской консерватории Жена - Мария Дмитриевна Павлова (Катуар) ( 1887 – 1951)

Усадьба основана во второй половине XVIII в. секунд-майором В.А.Петрово-Соловово, в середине XIX в. владел помещик Костин, затем Чарторижский, в 1890 г. инженер флота В.Н.Семенкович и жена коллежского асессора Е.И.Петрова, в 1911 г. — жена предпринимателя М.Д. Катуар (жена Л. Л. Катуара). По причине революции 1917 г.в 1918 г. Л.Л. Катуар с женой уехал во Францию.


2.Усадьба в Осоргино (ок. 3 км пешком от ст. Лесной городок  Киевская ж.д.) с 1890 – 1909 принадлежала  Александру Андреевичу Катуару (1863 – 1913), коллекционеру охотничьего оружия. В 1909 уехал в Баден-Баден.
 
Его отец Андрей Иванович Катуар (1829—1887) (брат родной Льва Ивановича ) был крупным землевладельцем; мать — Мария-Софи Александровна, урожденная Демонси. Двоюродный брат композитора Георгия Львовича Катуара. В 1909 А.А. Катуар уехал в Баден-Баден.

Сам Александр Александрович был предводителем дворянства в Нижнем Новгороде, удостоен государственных наград за усердную службу. Главными его увлечениями были путешествия, охота, коллекционирование. У него была прекрасная коллекция охотничьего оружия, которую он передал в дар Историческому музею перед отъездом за границу в 1909 году. Коллекция и сейчас экспонируется в этом музее.
СПРАВКА. На протяжении первой половины XVIII в. деревня значилась за Апраксиными, а, судя по «Экономическим примечаниям» конца XVIII в., ею, вместе с Солмановы.м, владел коллежский советник Андреян Иванович Татаринов. При нем в деревне Осоргиной было 16 дворов, 88 душ мужского и 78 женского пола. Мужчины занимались хлебопашеством, а женщины пряжей льна и тканием холстов.
Сведения 1852;г. отмечают в деревне те же 16 дворов, где жило 76 мужчин и 83 женщины. Принадлежала она известному генералу Алексею Петровичу Ермолову. Он происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи Орловской губернии. В малолетстве он был записан в лейб-гвардии Преображенский полк, а боевую службу начал при Суворове в артиллерии. В 1798;г. в чине подполковника он внезапно подвергся опале, заключен в крепость и сослан в Костромскую губернию. На службу Ермолов возвратился с воцарением Александра I, принимал активное участие в войнах с Наполеоном. В 1817;г. император назначает его главноуправляющим Грузии, и именно здесь Ермолов проявляет выдающиеся способности администратора и государственного человека: присоединяет к России Абхазию и Карабах, организовал лечебные учреждения на минеральных водах, привлекает на службу людей даровитых и образованных, несмотря на их политическую «неблагонадежность». Именно это обстоятельство сильно повредило ему с вступлением на престол Николая I. В марте 1827;г. он покидает Кавказ и удаляется от дел, проживая частью в Москве, частью в орловском имении до своей кончины в 1861 г.
Данные 1890;г. зафиксировали в Осоргине 98 жителей, а местная усадьба принадлежала господину А.А. Катуару.
Перепись 1926;г. отметила в деревне 51 хозяйство и 238 жителей. Неподалеку располагался хутор Грибово, позднее известный как Грибовская селекционная станция.
Через шесть десятилетий перепись 1989;г. застает здесь 192 хозяйства и 852 человека постоянного населения.
Вывод: родные братья Лев Иванович и Андрей Иванович Катуары оформили усадьбы на своих детей Льва (юр. Марию) – в Саморядово и Александра – в Осоргино.


3.УСАДЬБА В ВЕРХНИХ КОТЛАХ- ВОШЛА В ЧЕРТУ ГОРОДА Москвы, сейчас там массовая застройка

СПРАВКА. Непосредственно перед крестьянской реформой в 1861 году Верхними Котлами владели Н. А. Калашников и М. Н. Андреев. Калашниковские крестьяне быстро выкупились у помещика, отдав в качестве выкупа ему свои сады, которые славились на всю округу. Помимо сельского хозяйства здешние крестьяне активно занимались и извозом, а также торговлей лошадьми.
В середине XIX века была проложена железная дорога и Верхние Котлы становятся дачной местностью. Однако, близость к городу, наличие хороших путей сообщения привели к тому, что здесь быстро начинает развиваться промышленное производство. Уже в середине XIX века здесь зафиксировано четыре завода. Позднее их количество быстро увеличивается. В 1896 году здесь открывается шёлкокрутильная фабрика торгового дома «Катуар и сыновья», на которой в 1916 году работало 600 человек. Её появление было не случайным. Представители этого рода обосновались здесь ещё в 1871 году, когда один из здешних участков был продан потомственным почётным гражданам К. И. и Л. И. Катуарам и их матери. Здесь они устроили свою усадьбу и даже проложили к ней шоссе, которое стало называться Катуаровским, а в 1951 году было переименовано в Нагорную улицу. В 1899 году в этой же округе был  кирпичный завод З. А. Якобсона (купленный у Катуаров).
С 1932 года Верхние Котлы вошли в черту города. Тогда же местная церковь была закрыта и приспособлена под клуб. Затем вместе с кладбищем и остатками усадебного парка храм был полностью уничтожен. С 1966 года эти места стали районом массовой жилой застройки.
Память о деревне сохраняется в названиях платформы павелецкого направления и станции МЦК «Верхние Котлы» (находятся далеко).


Рецензии