Дедушка

 Сегодня ночью ко мне во сне приходил мой дедушка скульптор, которого нет уже ровно 40 лет. Причем, целых два раза. Первый раз приснился еще молодым и полным сил, а второй раз, я, понимая во сне, что он мне снится, воспринял это как знак, что он скончался. От этого ужаса и проснулся.
Вчера я первый раз за долгое время побывал в Лавре.
Это место неразрывно связано с моей семьей. Здесь родился мой папа. Прямо в квартире другого дедушки, около Лаврской колокольни. Папа очень гордится этим фактом и всем рассказывает в каком святом месте он родился и рос.
Здесь находится фонтан, в котором он почти утонул, когда был совсем маленьким. Дедушка увидел из окна и успел его вытащить.
Здесь же, в районе смотровой площадке прошла и часть моего детства. В здании иконописных мастерских, где сейчас живописная школа имени Ивана Ижакевича, у моего дедушки была скульптурная мастерская с видом на Днепр и левый берег, тогда еще малозаселенный и утопающий в зелени. Туда я ходил и в студенческие годы, когда дедушка лепил мой бюст на выставку. Бюст и сегодня сохранился в нашей семье. Иногда позировал ему и для других работ, но долго усидеть на месте не мог.
Несколько раз в детстве дедушка водил меня в закрытые для посещения пещеры, где мы были только вдвоем и он крепко держал меня за руку. До сих пор помню ощущения от этих экскурсий со свечами и черепа, которые открыто лежали всюду...
Сюда я водил девушек на первые свидания, рассказывая им лаврские байки, которые узнал от деда.
Там, в дедушкиной мастерской я познакомился с многими художниками и скульпторами, которые часто заходили в гости. Одним из дедушкиных учеников был известный сегодня скульптор Анатолий Кущ, чьи работы стоят на Майдане Независимости. Там же была мастерская выдающегося киевского графика Георгия Якутовича, к которому я иногда забегал на второй этаж. Хорошо помню других дедушкиных друзей Валентина Знобу, Василия Бородая, Александра Скобликова, Михаила Лысенко, Алексея Шовкуненко, Михаила Дерегуса, Татьяну Яблонскую, Галину Кальченко и многих других. Когда дедушка шел к ним в гости, он часто брал меня с собой, так что я побывал в домах и в мастерских почти у всех.
Вчера я тоже не удержался и зашел в бывшую дедушкину мастерскую. Открыл входную дверь, потом несколько внутренних, потом еще одну в маленький вечно заставленный коридор, потом дверь в прихожую, потом в саму мастерскую. Все двери, как было и в детстве, оказались незапертыми. Там сейчас работает другой скульптор. К моему огромному удивлению, почти ничего не изменилось. Даже двери в маленькую комнатку остались те же. Те же стеллажи с бюстами, те же станки с незаконченными работами в глине… Там я опять ощутил давно забытый ностальгический запах. Запах детства…


Рецензии