В гостях у тети Тани часть II Сенокос

 
Как я уже описывала жизнь деревни в первой части своего рассказа, не могу не упомянуть сенокос. Сенокосная страда была важным событием в деревне, сродни празднику. Заранее готовили инвентарь, отбивали косы, которые, почему-то,  называли литовками. Тогда я думала, что эти литовки изобрели литовцы, которые жили далеко от Сибири. В деревне говорили, что от хорошей литовки зависела вся заготовка сена. Селяне обговаривали  день, когда все вместе поедут на покос. Важно было по народным приметам выбрать сухие солнечные дни, чтобы скошенное сено не загнило. Накануне женщины готовили еду: варили квас, пекли пироги, делали окрошку. Запах той незамысловатой еды помню до сих пор: огурчики, зеленый лучок с отварной картошечкой и топленым маслицем да с  краюхой домашнего хлеба…Чай на травах, приготовленный на костре с шаньгами и медом.
        На ранней зорьке всей деревней выезжали на покос. Ехали целыми семьями, брали ребятишек всех возрастов, даже грудных детей везли в люльках. Было весело, женщины и девки запевали песни, мальчишки  с удовольствием бежали за телегами, пока не уставали. Расположившись под деревьями, мужики распрягали своих лошадей, женщины занимались устройством маленьких детей и привезенной провизией, которую убирали в холодок, и которую нельзя было до обеда никому трогать. И сенокос, словно веселый праздник начался. Все принимались за дело. Мужчины шли первыми , выстроившись в длинный ряд, женщины серпами докашивали островки травы, где не доставали литовки. Ребятишкам отводилась более легкая работа. Им надо было шевелить и переворачивать скошенную траву, чтобы она к вечеру подсохла на солнышке. Некоторые ребята, когда взрослые уходили на перекур, пытались то же косить литовкой под присмотром матерей, Вот и я попросила тетю Таню научить меня  косить. Главное, я поняла, чтобы нос литовки не уходил в землю. У меня это получалось через раз, но я упорно продолжала учиться. И вдруг я увидела, что из-под моей косы вылетел целый рой ос. Видимо, концом литовки  зацепила осиное гнездо. Ох, и натерпелась тогда я страха. Осы атаковали меня со всех сторон. Увидев это, взрослые стали  кричать, чтобы я бежала к реке. Не помню, как бежала, только осы за мной летели с той же скоростью и никак не хотели отставать. Уж очень им хотелось наказать разорительницу их гнезда, то есть меня. Забежав в речку, пришлось приседать, чтобы голову свою спасти от этих варваров. Только высунусь, а они тут как тут. А на берегу стояли мои тетя Таня и дядя Ваня, но их, почему-то, осы не кусали. Когда все успокоилось и, наконец-то, рой ос улетел, меня вывели из воды,ноги были просто деревянными. Укутав в простыню, дядя понес меня на руках. Помню, что  зуб на зуб не попадал, или от страха или от прохладной утренней воды в реке, просто все тело подбрасывало. Видно было, что и родственники то же расстроились и испугались за меня. Думали, вдруг со страха  заикаться начну или еще что. Ну, хорошо, что так обошлось. Я не простыла в холодной воде и заикаться то же не стала. Зато меня, в виде исключения, напоили чаем со сладостями. И разрешили не работать, а только гулять и собирать цветы. Из собранных цветов, девочки меня научили плести венки. Ох, сколько же много разных трав и цветов росло на лугу, который предназначался для заготовки корма животным! С одной стороны, мне было жаль скошенные цветы, но тетя Таня объяснила, что, чем больше разнотравье в кормах, тем вкуснее будет молоко. Вот с другой стороны выходит, что тетя  права, ведь молоко же нужно всем.
          День клонился к вечеру. Жара спадала. И после сытного обеда, работа была не такой быстрой, как с утра. Пришло время собираться в обратный путь. Но, на этом мои приключения в тот день еще не закончились. У дяди Вани было две лошади. На одной он сам верхом ехал, а на другой, мы с тетей Таней на телеге. Я еще раньше очень просила, чтобы дядя дал бы мне хоть разок проехаться верхом на коне. Вот он и решил меня сегодня поощрить из-за пережитого утреннего страха, связанного с осиным гнездом.
         Объяснив, как держать вожжи, как поворачивать и останавливать лошадь, посадил меня верхом, а сам пошел рядом. И, вроде бы, все поняла и делала так, как показал мне мой дядя, дернула вожжи и лошадь двинулась вперед. Ура, я еду верхом сама! Но, видимо, что-то пошло не так, скорее всего, я все команды подавала сразу одновременно, и лошадь не понимала, что ей сначала делать. Немного пройдя, она встала как вкопанная, а потом взвилась на дыбы и резко сбросила меня в канаву у дороги, да еще так больно ударила копытом по спине. Что тут случилось с моими родственниками, не передать. Тетя Таня голосила на всю ивановскую, что лошадь убила ребенка, и на чем свет поносила своего мужа. Дядя Ваня, бросился в канаву, доставать меня, потому что, я от страха и боли, лежала в канаве ни жива,  ни мертва, боялась даже пошевелиться. Все подводы остановились и народ сбежался к нам. Меня достали, уложили на телегу и знахарка, которая  то же была на покосе, ощупала все мои кости, сказав, что переломов нет. Главное, что лошадь меня пожалела, и не ударила, как говорили взрослые, по голове. Тогда бы точно мне пришла "хана", подвел итог старший по сенокосу. Но, от этого случая у меня на спине еще долго красовался большой синяк.
        Только, встав взрослой, я поняла, какую же ответственность брали на себя мои родственники, приглашая меня, ребенка из неробкого десятка, на каникулах к себе в гости. Тетя Таня тогда хотела отправить меня домой, но дав слово, что я больше не буду ничего такого делать, пожалела меня и оставила. Слово свое я почти сдержала. И, все же,  был еще один случай, когда по моей вине, вся семья осталась без коровьего молока. Но это уже совсем другая история.


Рецензии
Опасностей везде много, но когда ребёнок видит что-то интересное, он забывает обо всём на свете!.. Спасибо за интересную историю, Любовь Алексеевна!

Марина Репина 2   11.11.2021 04:50     Заявить о нарушении
Рада видеть, Мариночка, вас. Спасибо за прочтение. Внучка попросила записать эти истории. Вот и написала для них.

С теплом Любовь

Федорова Любовь Алексеевна   11.11.2021 10:33   Заявить о нарушении