Все дороги ведут не к Храмам... К Бабьему Яру

                Шесть с половиной миллионов -
                А надо бы ровно десять!
                Любителей круглого счета
                Должна порадовать весть,
                Что жалкий этот остаток
                Сжечь, расстрелять, повесить
                Вовсе не так уж трудно,
                И опыт, к тому же, есть!

                Такая над миром темень,
                Такая над миром темень,
                Такая над миром темень!..
                ("Реквием по неубитым")
                Александр Галич)

Бесконечное количество стихов, постов, статей, песен, фильмов и передач на тему... Как и печальнейших дат... "Переворчивает душу", "слезы душат", "кулаки сжимаются", "Как могли ТАК люди?!.." - это не раз приходилось читать в комментах  к своим альбомам и постам "в тему"... Но в основном одних и тех же людей (речь  не про тех, в ком говорит кровь предков и генная память. Впрочем, и такие предпочитают часто реагировать "про себя", если не отъехали подальше от тех"яров" и  курских Щетинок-Тропинок...) Но все то, что вокруг!..

Да тут еще единственный город, кроме родного, который  кажется почему-то своим (даже больше прародин, до  которых я так и не доехала...)
И это БОЛЬНОЕ слово - "баба"... Вечная моя тема... И этот собственный "бабий"  путь на Голгофу... "И бежит, бежит по кругу Рива, спотыкаясь посреди камней!.." И эти знакомые названия... И та синагога на Подоле... И это кощунственное попрание "Храмов" - любых, православных, иудейских... И тех, что в душах... И ПУСТЫХ слов, и банальностей до дрожи... И теоретиков "света" и Добра... И много-много еще личных и общечеловеческих цепочек-ассоциаций-переплетений...

"Такая над миром темень -
Глаз выколешь ненароком!"  (А.Г.)

На этот раз просто сделала ссылку на пост ("с продолжениями")писателя Михаила Самуиловича Качана в ЖЖ. Надеюсь, простит:

"Из показаний свидетелей:

     «С самого утра с Подола, Куреневки, из центра города люди потянулись к обозначенному месту. Они поднимались по ул. Артема к кладбищам, а те, кто остался, наблюдали за толпой. В Киеве было много смешанных браков, и русские родственники шли провожать своих родителей, мужей, детей, друзей и знакомых.

***
...Добычей палачей и их помощников стали личные вещи расстрелянных. Рассчитывая на переселение, евреи брали с собой лучшие вещи, ценности. Очевидцы рассказывали, что подступы к Бабьему Яру были завалены брошенными вещами, в которых пылись солдаты, отбирая лучшее себе, иногда выбрасывая стоявшим рядом группам людей, допущенных наблюдать за расстрелом.

Оставшиеся вещи были объявлены «собственностью рейха» и свезены на Некрасовскую ул., где в гаражах были устроены склады. На 1-м этаже хранились продукты, на 2-м — одежда, на 3-м — ковры, меха. Эти склады были довольно посещаемым местом немецких военнослужащих и чиновников, которым выдавались специальные «талоны».

  Чтобы горожане не узнали, что евреи будут расстреляны, немцы выстроили плотный кордон на углу ул. Макаровской и Пугачева - кто проходил туда, возвратиться не мог. К восьми часам утра вся ул. Артема до ул. Мельникова была заполнена людьми. Пришедших раздевали и вели на расстрел.

  Свои вещи люди складывали отдельно, а документы и ценности отдельно - их потом везли на ул. Некрасовскую в школу №38 (ныне школа 106), и раздавали местному населению фольксдойче. Правда, все лучшее отвозили в Германию»..."

 Экзекуционные команды СД и трёх рот расстреливали во рву в нескольких местах. В расстрелах участвовал и Кройцер. Немцы отмечали, что жертвы с удивительным самообладанием и спокойствием сходили в ров. Они по приказу, подгоняемые прикладами, ложились лицом вниз на трупы расстрелянных ранее, в то время как стрелки убивали в затылок целые семьи…” (Обвинительное заключение прокуратуры г. Регенсбург от 2.2.1970 г. по делу Розенбауэра, Бессера и Кройцера).
---------
 «Когда обреченных пригнали на товарную станцию, когда они заполнили всю Лукьяновку, улицу Дегтяревскую, Лагерную и Мельникова и близлежащие три кладбища, несчастным приказывали сложить вместе все свои вещи. Потом немцы выстраивали людей в колонны по сто человек и вели их по Лукьяновскому шоссе, мимо Сырецких лагерей к Бабьему Яру. Из кладбищенской сторожки было хорошо видно, как первая колонна остановилась у крутого обрыва, как людей раздевали догола, как аккуратно в штабели складывали их одежду, как расстреливали из автоматов и пулеметов на краю пропасти, как хватали женщин, за ноги подымали детей и швыряли их в Бабий Яр.

Весь день расстреливали. Ночью немцы спали, а всех, кого не успели расстрелять, загнали в пустующие гаражи. Утром опять расстреливали. Так продолжалось пять дней. Пригоняли людей, а увозили в больших крытых машинах их одежду и вещи. Каждые пять минут подходила новая машина. Трупы сбрасывали в Яр, а вечером динамитом взрывали скаты оврага для того, чтобы засыпать мертвых и тех, кто не был добит» [А. Авдеенко, П. Олендер. Бабий Яр // «Красная звезда». – 1943, 20 ноября].

Расстреливали из пулеметов, автоматов и винтовок наверху и сбрасывали тела в ров. Расстреливали внизу во рву, предварительно укладывая людей лицом вниз и стреляя в затылок. Убивали по-всякому, выискивая наиболее производительный способ убийства.


Анатолий Кузнецов в книге «Бабий Яр». Глазами очевидца и  знает всё из первых уст:

– Пройти по улицам было невозможно — на подводах, машинах, двуколках везли вещи, стоял страшный гул и улицы были заполнены толпами людей: стариков, матерей с грудными детьми, старухами. Дойдя почти до ворот еврейского кладбища, люди видели на перекрестке улиц Мельникова и Пугачева проволочное заграждение и противотанковые ежи. Пройдя его, они уже не могли повернуть обратно. Обреченные шли до первых ворот Еврейского кладбища, а затем поворачивали налево, на большую поляну с высокими деревьями, где была организована импровизированная канцелярия. Прямо на земле стояло несколько столов, за которыми сидели немецкие офицеры и отбирали у проходящих паспорта и ценности. Верхнюю одежду заключенным велели снимать.

Затем полураздетых людей разбивали на сотни и отправляли партиями дальше по Лагерной улице. Шли между Лукьяновским гражданским и старым Воинским кладбищами. Там, на месте нынешней Оранжерейной улицы тогда был узкий проход между оградой кладбища и юго-восточным отрогом Бабьего Яра. Вдоль прохода стояли немцы с собаками и били всех проходящих дубинками. Другого пути не было — лагерная и проселочная дорога тоже были оцеплены.

Под выкрики: Шнель! Шнель!», под громкий хохот «цивилизаторы» спускали собак, жестоко били обреченных, подгоняя к тому месту, где с них срывали одежду, забирали драгоценности, продовольствие, документы. Совершенно голые мужчины, юноши, женщины, девушки, люди пожилого возраста и дети под присмотром охранников становились на край глубокого рва и расстреливались из пулеметов...
----------
....
"Все дороги ведут... не к Храмам, а к ближайшему гастроному..." Боюсь переврать авторство. Погуглила, не нашла - в печатном виде запомнилось... И это не только про войну и про Холокост. Сколько угодно можно не сходиться во взглядах на ЛЮБЫЕ темы, но, если люди могли допустить ТАКОЕ, значит, Пандемия будет продолжаться вечно. И речь не только о происходящем сейчас. И не только о многострадальной нашей Отчизне речь. "К предательству таинственная страсть", " К жестокости таинственная страсть"... "Я плохого тебе не сделаю, а хорошего вряд ли смогу..." "Каждый мнит других уродом, несмотря, что сам урод".

 И... да, Бог устал нас любить....

"Когда природе надоест
Давиться ядом и обидой,
Она заявит свой протест,
Как это было с Атлантидой.
— Игорь Губерман

 А она уже ТАК протестует, что куда уж больше!


Рецензии