Вкус и красота
Один может видеть красоту там, где другие видят безобразие или даже уродство, потому, что субъект, который видит в чём-то красоту, устроен так, чтобы видеть её в том, в чём другие видят безобразие и даже уродство.
Наверное, не в эстетике, а в другой науке, одной из тех, что называют гуманитарными, общественными или социальными, даже придумана была установка: "Это не в моём вкусе". А что такое, - этот самый вкус, если речь идёт совсем не об употреблении чего-то в пищу?
Есть люди, которые говорят, что художественный ВКУС - это способность человека отделять от того, в чём он видит красоту, от безобразного и уродливого. А как от безобразного и уродливого отделять красоту? Математики предложили: нужно это отделение осуществлять с помощью "золотого сечения".
Золотое сечение - это уже стремление найти не субъективное, а именно ОБЪЕКТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, как КРАСОТЫ, так и ПРЕКРАСНОГО.
Все попытки обойтись, при ОБЪЕКТИВНОМ определении КРАСОТЫ, без математики, кто-то объявил бесполезными и даже бессмысленными. Но люди, не математического склада, всё же пытаются, до сих пор, определить КРАСОТУ и ПРЕКРАСНОЕ, с помощью их, КРАСОТЫ и прекрасного, ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ.
Один молодой человек, знакомый Свенельда Ивановича Пирогова, как-то признался ему, Свенельду Ивановичу:
- Я уже знаю, что такое ПРЕКРАСНОЕ. Это совершенная КРАСОТА. Или ПРЕКРАСНОЕ - это очень высокая КРАСОТА, что-то НЕИЗМЕРИМО КРАСИВОЕ. ПРЕКРАСНОЕ может создавать только первая, естественная ПРИРОДА, а не человеческая культура с её искусством. Человек искусства и культуры знает, что повторить ПРЕКРАСНОЕ, что создано естественной ПРИРОДОЙ, невозможно, но он также думает, что бегемот и слон, эти создания природы, не являются не только прекрасными, но даже просто красивыми. А вот розы и женские ноги...
- Что женские ноги? - удивлённо воскликнул Свенельд Иванович.
- Их создала природа, значит, они могут быть не только красивыми, но и прекрасными. У меня гипотеза есть, что изучая женские ноги, можно открыть ОБЪЕКТИВНЫЕ законы КРАСОТЫ.
Свенельд Иванович посоветовал этому молодому человеку прочитать страницы с лекцией о красоте, прочитанной неврологом Гириным художникам, из романа "Лезвие бритвы" Ивана Ефремова, который был, кроме всего прочего, ещё и большим знатоком женской красоты.
Потом Свенельд Иванович снова встретил молодого человека, изучающего ОБЪЕКТИВНЫЕ законы красоты по женским ногам. И этот молодой человек сообщил Свенельду Ивановичу:
- Хорошая эта мысль у Ефремова, что КРАСОТА - это анатомическая ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Но ведь художники, которые, копируя, в своих произведениях, анатомическую ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, созданную первой естественной природой, не могут скопировать её с АБСОЛЮТНОЙ ТОЧНОСТЬЮ. И всё равно есть люди, которые в произведениях художников, исказивших в них анатомическую и другую природную целесообразность, видят КРАСОТУ. Свенельд Иванович, скажите вот Михаил Врубель, он же исказил в своих картинах, природную анатомическую целесообразность?
- Я не искусствовед. Не могу ничего сказать об искажении красоты в картинах Врубеля, но мне его картины нравятся, - выставил себя полным дилетантом или даже профаном в искусстве Свенельд иванович Пирогов.
- Вы что же, Свенельд Иванович, считаете то, как изобразил лица, предметы и тела на своих картинах Врубель, - КРАСИВЫМ? - не перестал быть настойчивым молодой исследователь красоты и прекрасного женских ног.
- Допустим, что я считаю живописные полотна Врубеля красивыми! - решил заострить интеллектуальный конфликт Свенельд Иванович.
- Значит, Свенельд Иванович, ваш ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС таков, что КРАСИВЫМ вы считаете то, что обладает СКУЛЬПТУРНОСТЬЮ.
- Не понял!
- Я объясню, Свенельд Иванович. Дело в том, что я открыл несколько законов КРАСОТЫ, которые представляют собой признание существования определённых противоречий в том, как художники изображают красивые и даже прекрасные предметы.
- Противоречия?! И что же противоположно СКУЛЬПТУРНОСТИ, которая, как я понимаю, есть в произведениях Врубеля, по вашему мнению?
- Совершенно верно, Свенельд Иванович, живописные полотна Врубеля СКУЛЬПТУРНЫ, в них есть третье измерение или ГЛУБИНА, на которую Врубель погружается в тонкие, не доступные другим людям, миры. СКУЛЬПТУРНОСТИ противоположно БЕЗОБРАЗИЕ или ГРУБОСТЬ. В неём, в БЕЗОБРАЗИИ или ГРУБОСТИ, есть всё, - НАИВНОСТЬ, ПРИМИТИВИЗМ, НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ впечатления, но нет третьего измерения, нет никакой ГЛУБИНЫ погружения в ТОНКИЕ миры.
У Свенельда зачесалось что-то под крышкой его черепной коробки, зачесалось так, что он спросил молодого человека:
- Понятно, а какие ещё противоположности, вы считаете объективными законами красоты?
- Стройности линий и силуэтов противостоит их кривизна. Когда кривизна ЧРЕЗМЕРНА - это может раздражать зрителя, который от форм требует больше СТРОЙНОСТИ, чем кривизны. ИЗЯЩЕСТВУ противоположна ЧРЕЗМЕРНОСТЬ. Щиколотки должны быть тонкими, но не чрезмерно, а ЧРЕЗМЕРНО ПОЛНАЯ фигура отталкивает так же, как ЧРЕЗМЕРНО ПРЯМЫЕ НОГИ, напоминающие лыжные палки. Слишком маленькая голова между очень широкими плечами не придаёт высокому мужчине ни красоты, ни симпатии. И хотя СОВЕРШЕНСТВО достигается УДЛИНЕНИЕМ, а преждевременно УКОРОЧЕННАЯ линия ведёт к БЕЗОБРАЗИЮ, художник должен ЗНАТЬ или ЧУВСТВОВАТЬ, когда ему нужно остановить УДЛИНЕНИЕ линии.
Когда они попрощались, и молодой человек стал уходить, Свенельд Иванович посмотрел ему вслед и подумал:
"Ка бы он не стал сексуальным маньяком или того хуже, - серийным убийцей".
Молодой человек не стал ни тем, ни другим, написал статью о красоте в Интернете, и теперь пишет электронный учебник по эстетике, основанной на сформулированных им, молодым человеком, законах красоты и прекрасного.
Свидетельство о публикации №221111001171