Пять копеек
Любит уединиться Иван Григорьевич, особенно по вечерам, благо, квартира позволяет, его дочь и сын давно выросли, обзавелись семьями, жильём, детьми и своими постоянными заботами.
По выходным и праздничным дням наведывались они дружным скопом к старикам, было шумно и весело.
К деду больше всех тянется младшенький внучок Ваня семи лет от роду - смышленый и ласковый, белобрысый мальчуган.
В один из осенних вечеров Ивану Григорьевичу показалось, что в квартире прохладно, в своем обширном гардеробе он отыскал теплую, в крупную клетку рубаху и, надевая её, вдруг почувствовал легкий шелест в левом кармане. Расстегнул пуговицу и... обнаружил новенькую тысячерублёвую купюру!
Когда и зачем он положил ее в карман - совершенно не помнил.
Взяв любимый томик Пушкина, он уютно устроился в кресле, но чтение как то не пошло и он остановил свой взгляд на большой красочно изданной книге
"Приключение Незнайки", которую недавно приобрел для внука.
Иван Григорьевич взял ее и с удовольствием пролистал. Яркие и крупные иллюстрации радовали глаз.
И вдруг из каких-то потаенных, почти забытых глубин сознания, всплыло его босоногое детство.
Жили бедно, даже очень. Мать с четырьмя детьми разрывалась на колхозной работе с утра и до позднего вечера и почти не видела их.
Денег в доме не было потому, что их не платили колхозникам, работали за трудодни.
Вот эти самые отработанные трудовые дни, подсчитывали в конце года у каждого колхозника и на них выдавали продукты натурой: пшеницу зерном, растительное масло, сахар и понемногу меда, гречки и пшена. Остальное выращивали в своем хозяйстве. Птица, коровы спасали, а огород давал в достатке овощи для стола.
Но жизнь не стояла на месте. Дети подрастали. Старшие все лето были на посильных работах, а Ваня, как самый младший, был дома на хозяйстве. Было ему лет семь, как его внуку сейчас, но забот на нем лежало не мало: покормить кур, вынуть хлеб из печи, корову Зорьку вовремя загнать в сарай. И так целый день... Вот тебе и золотое детство.
Был в их селе большой, светлый сельский Дом культуры. Самой главной притягательной силой для детворы были в нём киносеансы. Дневные, детские - вход пять копеек, вечерние, для взрослых, - двадцать.
Киносеансы были разные, черно-белые про войну, но были и детские. Ване больше нравились про путешествия, приключения, природу.
Киножурнал "Советский спорт" ждали особо и, конечно, мультфильмы, в том числе и про Незнайку.
Но, где можно было раздобыть эти самые пять копеек?
Всего-то медный пятак, а его, как раз, и не было. А в кино хотелось!.. хоть плачь...
Искать дома было бесполезно, были где-то у матери скудные деньжонки,
но взять из них не могло быть и речи.
Нашел, все-таки, Ваня способ добычи этого сокровенного пятака.
Был в селе магазин, большое старинное здание из красного кирпича и продавалось в нем все, что было необходимо для жизни: хлеб, сливочное масло, линейки,
карандаши, пряники, конфеты, лопаты, топоры, ситец, лыжи, водка, прищепки для белья и много-много чего другого.
И заведовал этим торговым царством продавец Кирилыч. В годах, полноватый, не всегда опрятно одетый, но дело свое знал хорошо и от односельчан получал похвалы, а когда припечет, то и в долг мог отпустить товар.
Не знал маленький Ваня, по какой причине Кирилыч работал и на заготконтору, а именно, принимал у населения за наличный расчет излишки куриных яиц. Их он отвозил в райцентр, а платил пять копеек за штуку! Эта форма кооперации не особо прижилась на селе, но пока такая возможность была.
Вот и приловчился Ваня деньги добывать: возьмет из гнезда три штуки, еще теплые куриных яйца да и отнесет Кирилычу, а тот даст ему пятачок, а на остальные - целых сто грамм пряников, а они мягкие, да вкусные, это и было его счастье.
Собрался как то Иван в свой очередной поход в кино, положил осторожно в карман три яйца, вышел со двора, а тут сосед Петька на велосипеде остановился и спрашивает:
- Куда собрался?
- В кино иду, - ответил Иван.
- Садись подвезу, я в центр еду.
Кто же откажется проехать на велосипеде, Ваня осторожно разместился на раме,
помня про свой хрупкий товар.
И правда, доехали быстро. Петька укатил по своим делам, а Ваня - в магазин.
В предвосхищении получить заветный пятачок и вожделенный пряник, он передал яйца завмагу. Кирилыч знал свое дело: тихонько постучал ими друг о друга, проверяя на целость, но они не издали нужного сухого звука.
- Что же ты все яйца поколол? Не могу принять такие, неси обратно домой.
Ваня никак не ожидал такого поворота дела, сначала засопел, а потом и вовсе заплакал.
Кирилыч, видя в каком положении оказался его маленький покупатель, взял из кассы пять копеек и протянул рыдающему Ивану:
- На, возьми. Отдашь, когда будут.
Подойдя к клубу с тыльной стороны мальчик спрятал свою ношу в лопухах, а после кино отнес их домой...
Иван Григорьевич с тёплой грустью улыбается. Давно нет Кирилыча, но всю жизнь
помнится его пятачок.
Иван Григорьевич взял купюру, за которую можно купить достаточно много продуктов, и положил в книгу "Приключение Незнайки", купленную для внука, вздохнул: в его далёком детстве не было даже самой маленькой суммы, чтобы сходить в кино.
Свидетельство о публикации №221111001434
Гарри Александров 05.07.2023 22:32 Заявить о нарушении