31 Октября

 

  В 1991 году положение в экономике CCCР было катастрофическим.
  Прилавки в магазинах пустовали, а карточно-талонная система не обеспечивалась ресурсами.
  Заводы и другие промышленные производства закрывались. В стране реально наступали безработица и голод.
  В январе 1992 года  появился указ о свободной торговле. И все начали торговать. Кто чем мог.
  Денис тоже торговал на барахолке китайской одеждой.

  Вот две женщины рассматривают платье, которое Денис только что вывесил на продажу.
  - Оно будет на тебе хорошо смотреться. Давай, примеряй.
  Платье подошло и женщины его покупают.
  Пока Денис упаковывает товар, он слышит разговор:
  - Ну, мы практически готовы к Пасхе.
  - Жаль, что руководителя хора пока не подыскали.
  - Попоём всей общиной гимны из сборника.
  Денис не удержался и вклинился в разговор: 
  - Извините, уважаемые женщины, я понял, что вы ищите руководителя хора? А я как раз руководитель хора. И
  неплохой.
 
  Вот так Денис попал в церковь и стал руководителем церковного хора. Он был далёк от христианской религии,
  хотя в общих чертах знал её историю. Но, так как он начал работать в лютеранской кирхе, то ему захотелось
  узнать всё про это направление в протестантизме и конкретно об основателе этой конфессии Мартине Лютере.   
  В кирхе Денис обнаружил хорошую библиотеку и с интересом стал её изучать.
 

  В 1481 году молодой крестьнин Ганс Людер женился на горожанке Маргарет Линдеман и 10 ноября 1483 года у
  них родился сын Мартин, который до 22 лет даже не помышлял о церковной карьере. Ганс мечтал видеть своего
  сына бургомистром, поэтому желал, чтобы Мартин поступил в университет на юридический факультет и сделался
  доктором права, что позволит ему со временем стать бургомистром. Отца Мартина смолоду отличали воля,
  упорство и трезвая рассудительность. Эти качества он прививал свои детям. И для Мартина было чем-то
  само собой разумеющимся, что человек обязан самостоятельно рассуждать, упорно работать и постоянно
  контролировать свои чувства и поступки. Поэтому, порассуждав и вняв совету отца, Мартин поступает в
  университет.   
  Но ему не даются юридические занятия, они отравляют ему жизнь. Он хочет поговорить об этом со своим отцом
  и идёт пешком из Эрфурта, где он учился в Мансфельд, в котором живут его родители. По
  дороге Мартина застала гроза. Молния ударила за спиной юноши так близко, что воздушная волна повергла его
  на землю. Его охватил жуткий страх перед небесной карой и внезапной смертью. Он взмолился:
  - Господи! Спаси и сохрани! Не оставь меня, внемли моей молитве и огради меня от всякого несчастного
  случая. Вверяю тебе жизнь свою, как вверяю душу. Обещаю, что посвящу эту жизнь служению тебе!

  Эта история  и стало ключевым моментом  в его дальнейшей жизни. Мартин объявил отцу, что теперь хочет
  стать монахом и вопреки его воли, ушел в монастырь, выбрав августинский, известный особой строгостью
  устава. Он жил в келье три на два метра, которая не отапливалась. Спал на соломенном тюфяке, лежащим на
  полу. Узкая прорезь в стене над головой не позволяла видеть ничего, кроме неба. Дверь имела оконце-
  глазок, через которое надзирал за юношей приставленный монах. В келье разрешалось произносить только
  молитвы. Даже над Библией, которая вручалась на несколько часов в день, следовало размышлять молча.
  Деспотическая тишина, царившая в монастыре, доводила одних до косноязычия, других же делала мастерами
  сурового лаконизма.
  Упорный и совестливый Мартин без особых затруднений выдержал такие испытания.
  Но именно здесь, в монастыре, его постиг первый душевный кризис, связанный с верой: монастырское
  начальство предназначило его за усердие и смирение в священники, поэтому ему была рекомендована книга
  Габриеля Биля "Изъяснение мессы".
  Раньше Мартин читал, что церковные обряды обладают магической силой, не зависящей от внутреннего состояния
  и образа мыслей совершающего их церковнослужителя. Однако у Биля была противоположная идея: всякая
  церковная церемония является действенной лишь в том случае, если исполняющий её служитель обладает
  соответствующим внутренним настроением. Он должен быть чист от греха, исполнен любви к прихожанам и верить
  в божественное милосердие.
  Мартин усомнился в том, что обладает такими  внутренними качествами, которых требует от священника Биль.
  Юноша исповедовался, но к своему ужасу понял, что исповедь не помогла ему.
  С такими душевными муками Мартин выдержал все испытания в монастыре и в 1508 году  стал настоятелем
  виттенбергской соборной церкви. Здесь он принялся изучать труды  философа Аврелия Августина, который
  считался небесным покровителем ордена, к которому принадлежал Мартин.
  Августин учил тому, что Бог - это сверхъестественная сила, которая не связана никаким законом и по
  произволу определяет людей либо к спасенным, либо к проклятым. И раз человек уже от рождения принадлежит к
  тем или иным, то перед ним не стоит задача о спасении. Человек должен всего лишь узнать и удостовериться к
  какому уделу он предопределен. Мартина охватило отчаяние:
  - Если я не испытываю той веры, о которой читал, думал и к которой стремился, стараясь почувствовать её в
  душе, значит я проклятый и неизбранный? Но тогда, как же Христос? Кто, как не он был любимым сыном и имел
  полное право считать себя избранным из избранных? Почему же тогда на кресте, как свидетельствует Евангелия
  от Матфея, Христос испытывал чувства проклятых - отчаяние? Может это само осознание покинутости Богом 
  есть предвестие и примета избранности?
  Такие рассуждения Мартина не вязались ни с чем ранее слышанным и для всех казались абсурдными. Однако 
  юношу это не смущало и ему стало легче на душе из-за этих мыслей.
 
  В 1512 году Лютеру присвоили звание доктора богословия. Но Мартин был не доволен собой:
  - Я уже и магистр, и доктор, а свет, которого ищу, все еще не снизошел на меня.
 
  Работая над своими первыми лекциями, Мартин обратил внимание на фразу из Библии: "В справедливости твоей
  освободи меня".
  Раньше он думал, что это фраза означает судейскую справедливость Бога, которая напоминает человеку о его
  недостойном поведении. Но, прочитав еще раз, Лютер осознал совсем другой её смысл. Теперь эта фраза
  подействовала на него, как удар кулака.
  - Я почувствовал, что полностью изменился, родился заново. Вся Библия разом приобрела для меня другой вид.
  Я увидел совсем другие тексты.
  Лютер приобрел, наконец, то душевное равновесие, без которого он страдал уже не один год.
  Эта фраза перевернула его понимание божественных текстов. В итоге Лютер открыл для себя основной постулат
  реформаторского учения - постулат о спасении силою одной только веры (sola fide): нельзя добиться
  спасения, если жить по назначенному, исполняя заранее предписанные добрые дела. Непременное условие
  спасения - это внутренняя свобода христианина, его сознательное стремление к добру.
  Отождествление веры с личным нравственным устремлением христианина, составляет суть революции, начавшейся
  в мозгу Лютера.

 
  Дениса захватило чтение. Он впервые знакомится с теологией и богословием. И оказалось, что это ему
  интересно. Так что же Лютер? Как он жил? О чём думал? Как он стал реформатором и почему?
 
 
  Будущий реформатор бьётся над масштабными мировоззренческими проблемами: о сущности добра и зла, о
  заданных целях и жизненном призвании, о страдании и активном человеческом действии. Он размышляет над
  проблемой распятия Христа. Читая Писание, Лютер не без смущения обнаруживает, что ни о каком жертвенном
  героизме или гуманности распятого Христа Писание не говорит. Слова Христа из Евангелия от Матфея (27, 39-
  50): "Боже мой! Для чего ты меня оставил?" он пытается толковать прямо, без всяких доводов схоластики.
  Лютер считает, что на кресте Христос - это не сын Бога, а человек. Человечность Иисуса состоит в том, что
  он отказывается помочь себе в качестве сына божьего, творца многих чудес и полагается на милосердие Бога-
  отца, терпеливо ожидая его решения. Распятый Христос по Лютеру не думает о других: перед лицом
  человеческой толпы, он остаётся один на один со своей трагической судьбой. Отсюда развивается центральная
  идея лютеровской теологии креста - крестный подвиг Иисуса выше всех заповедей. Он не заслужил, а выстрадал
  воскресение.  Иисус вознесён на небо не за благодеяния, оказанные им людям (в благодеяниях этих Иисус как
  раз сын божий, чудодей, и они ему ничего не стоят) - он вознесся, как человек, с несгибаемым смирением и
  верой. Верой и любовью к Богу. Крестное терпение - вот высшая и человеческая добродетель Христа!
 
 
  - Вот это человек! Сколько людей читали Библию до него и никто не сделал таких умозаключений! Но эти
  размышления мне близки и я склоняюсь к выводам Лютера. Меня всегда смущало то, что совершая такие благие
  деяния во славу Бога, Христос не попал сразу на небо, а так позорно был распят и умер в мучениях, и в
  отчаянии. Как говорят священники, распятие - это жертва Христа, ради спасения душ других людей. Но эти
  спасённые души будут существовать не в реальной  жизни, а в другом мире. То есть, когда я умру. В
  Вечности. Туда могут попасть только безгрешные, спасённые Христом. Однако если, как нам втолковывают
  священнослужители, мы с рождения уже греховны первородным грехом, то как тогда определяется
  безгрешность души? Кто тогда может войти в Царство Небесное? Ведь безгрешных тогда не существует? Значит,
  Лютер прав? Только вера?
  Так рассуждая, Денис с увлечением читал о Лютере.      
      
 
  Как мыслитель переходной эпохи, Лютер "вливал новое вино в старые меха", то есть он не отвергал, не
  отбрасывал, а переосмысливал католические понятия, наполняя их новым содержанием. Однако коммерческая
  деятельность церкви, особенно продажа индульгенций* побудила Лютера написать 95 тезисов, где он выступил
  против продажи индульгенций, купив которые верующий якобы получает прощение от своих грехов и
  освобождение от мук. Эти Тезисы представляли собой грозный манифест, где бичуются все пороки и изъяны
  средневековой римско-католической церкви.
  Тезисы оказали воспламеняющее действие на все слои населения Германии. 
  Лютеровское выступление против индульгенций и неправомерности всех наказаний и поборов способствовало
  развитию в верующем нравственной самостоятельности, правосознанию и самокритичности.

  День вывешивания Тезисов считается первым днём немецкой Реформации - 31 октября 1517 года.

  Тезисы быстро распространились и стали популярными.

  (В этом же 1517 году Лютер сменил свою фамилию. Из Людера, он стал Лютером. Скорее всего по причине
  смысла перевода этой фамилии. Людер считается не очень хорошим словом в немецком, а Лютер - возможно
  связано со словом " свобода". Многие думают, что смена фамилии произошла просто с простого крестьянского
  языка на литературный).
   
 
 
  Одна из важнейших проповедей Лютера было об отлучении.
  Человек, который подвергался церковью отлучению, отрешался от всех таинств: не мог венчаться, крестить
  детей, быть отпетым, не принимался в ремесленные цехи, не имел право заниматься торговлей.
  Проповедь Лютера оказалась куда более опасной для церкви, чем взрывы возмущения, вызванные несправедливым
  применением отлучения.
  - Умрёшь ли ты без отпевания и труп твой зароют в землю, как падаль - это тебе во благо!
  Блажен, кто отойдёт в лучший мир, будучи несправедливо отлучён. Ибо сам оставшись верным справедливости,
  он достигнет венца жизни.
  Церковь пришла в негодование, назвав Лютера еретиком  и приказала арестовать его. Но князь саксонский
  Фридрих, покровитель Лютера, отказался выдать Мартина и даже уговорил организовать представителей церкви 
  богословский диспут против Лютера, на котором должен выступить и новоявленный еретик.
  На этот диспут, который проходил в Ляйпциге, церковь отправила лучшего в Германии мастера богословского
  турнира Иоганна Экка, который должен был обязательно победить.
  И 14 июля 1519 года Лютер произнёс свою речь, где открыто излагалось понимание папства, всего лишь как
  условный институт церкви, вовсе не обязательного для христианства. Институт этот санкционируется
  постановлениями, которые возникли лишь в последние 400 лет. Однако достоверная история одиннадцати
  столетий, а самое главное  текст Священного писания, говорят о том, что без этих постановлений и папского
  института церковь могла и может существовать.
  - Писание - вот что стоИт выше не только теологических "учёных мнений" или папских декретов, но и выше
  всех соборов!
 
  Далее, Лютер впервые за всю историю церкви, высказался о том, что библейская истина для большего
  понимания, должна сообщаться каждому человеку на родном языке, что вызвало интерес у мирян и бурю
  негодования у священнослужителей.

  Папа Лев 10 подписал буллу*, где осуждается деятельность Мартина и угрожает ему отлучением от церкви.

  Ляйпцигский университет, где проходил диспут посчитал, что его выиграл Экке, однако общественно мнение
  было совсем другим.
  Вся Германия прислушивалась теперь к Лютеру, как к пророку и затаив дыхание ждала, что же с ним станется.

  В конце ноября 1520 года, Лютер узнаёт о сожжении своих сочинений в западных городах Германии. Без каких-
  либо колебаний он решается на ответные действия, получившее в последствии название "Эльстерского 
  аутодафЕ"( Эльстерское сожжение).
  10 декабря жители Виттенберга прочитали плакат, на котором было написано: "Все друзья евангельской истины
  приглашаются к 9 часам утра за город к часовне Креста, где сообразно с древним апостольским обычаем будут
  преданы огню безбожные книги папских каноников и схоластических теологов".
  В костёр были брошены издания канонического церковного права авторитетных богословов. Эти своды прав были
  основным законом существования церкви. Это как Талмуд для иудаизма или шариат для ислама. Сжечь их -
  означало отвержение юридических обоснований папской власти. Поступок Мартина  был беспрецедентен.   
  После этого Лютер отправил в костёр папскую буллу со словами:
  - Поскольку ты погубил истину Божью, погибни сам сегодня в этом огне.
 
  На следующий день Мартин начал свою университетскую лекцию с заявления:
  - Писание папы преданно сожжению и теперь каждый должен сделать выбор: Ад или мученичество. Вечное
  проклятие угрожает тем, кто не найдёт в себе силы противиться антихристовой папской церкви. Венец
  мученика  уготовлен тем, у кого достанет на это мужества.
  Это была самая настоящая анафема, отлучение папы и всей послушной ему католической иерархии от
  христианской религиозной общины! 


  Денис был  удивлён и восхищён Лютером. 
  - Какой же смелый был этот человек! В такое трудное время, когда власть церкви безраздельно господствовала
  в душах верующих, совершать такие поступки! Бороться с самим папой!  Всё потому, что он искренни верил в
  то, что церковь и папская власть искажают первоначальное евангельское христианство!

   
  По всей Германии говорили о сожжении папской буллы и анафемы папы Льва 10. Эта молва оказала серьёзное
  влияние на ход борьбы против папы и католических священнослужителей и поэтому стала объективно
  историческим фактом.
  Император Карл 5 объявил о лютеровской ереси. Всему немецкому населению предписано было "не давать постоя
  Лютеру, ни приюта, ни пищи, ни питья, ни лекарства, чтобы все сочинения Мартина никто не продавал, не
  покупал, не читал, не держал дома, не переписывал и не печатал".
  Этот указ оказался камнем, который власть и папство положили в протянутую руку немецкой реформации.
  Исполнение этого документа Германия саботировала.
  А Лютер пошёл ещё дальше в своих сочинениях: он объявляет ложным фундаментальное положение католицизма о
  сословном разделении людей на священников и мирян. Ведь никакое особое духовное сословие не известно
  Евангелию, а стало быть не является необходимым. Каждый христианин правомочен читать Библию и быть
  толкователем и проповедником Божьего слова, отправлять обряды и таинства. Из 7 таинств Лютер, ссылаясь на
  Евангелие, сохранил только 2 - это крещение и причастие.
  Главным теперь на службе должна быть проповедь, причём на родном языке.

  В 1522 году вышел в свет лютеровский немецкий перевод Нового завета, который позволил низам самим читать
  Библию, осознать её и высказаться в том, что они не хотят жить по-старому.
 

  - Сейчас всё это выглядит так естественно - проповедь на родном, понятном языке. Практически у всех есть
  дома Библия. Казалось, что это было так всегда! А оказывается нет! Так это Лютер сделал такую реформу? -
  Денис и не предполагал, что такие фундаментальные изменения в религии, в институте церкви, в сознании
  людей, смог совершить всего лишь один человек. Ведь судя по истории, в средние века очень сложно было
  выступать против церкви, которая могла объявить такого человека еретиком и просто сжечь на костре.
 
 
  Лютер выступил против целибата(безбрачия духовенства).
  - Целомудрие натуженное, принудительное не может доставить Творцу никакого удовлетворения.
  Более того, как показал опыт, оно обычно заканчивалось "диким бунтом плоти". Тело мстило разрушительными
  взрывами страстей. Реформатор подозревал, что в течении многих веков целибат соблюдался лишь единицами,
  большинство же священников опускалось до такого распутства, которых не позволил бы мирянин.
  Лютер решительно настаивал на том, что человек, как существо греховное, не может быть господином своего
  тела.
  Его критика целибата произвела глубокое впечатление на реформаторски настроенное немецкое духовенство.
  Вступление священников в брак стало важной частью совершавшихся в Германии церковных преобразований.
  Лютер и сам женился на монахини Катарине фон Бора - дочке обедневшего дворянина. Двадцатисемилетняя
  Катарина была пригожа, сметлива и жизнерадостна. Она сама призналась Лютеру в своей симпатии к нему. А он,
  проведя всю ночь в раздумьях, поутру сделал ей предложение.
  Отец Мартина, узнав о предстоящей женитьбе сына, пожелал немедленно увидеться с ним. Со слезами радости на
  глазах, он напомнил о том, что оба брата Мартина умерли и фамильному имени Людеров грозит гибель, поэтому
  он счастлив, услышав о женитьбе. На свадьбе старик был доволен: сын достиг того, чего желал для него отец.
  Ганс видел дом, какого не было и у бургомистра, видел сноху-дворянку, знатных и учёных гостей и  гордость
  за сына переполняло его душу и сердце.
   

  Денису всё больше и больше нравился реформатор христианства.
  - Как верно и правильно мыслил Лютер! Почему лучшее чувство в мире, как любовь именно священники опошляли,
  называя её пагубной страстью, грехом или плотским вожделением? Сами же при этом занимались более
  изощрёнными грехами. Только в гармонии тела и души человек может быть счастливым. Вера в Бога не должна
  быть однобокой.   


  Для всего нового протестантского духовенства, брак Лютера был, если можно так сказать, "пробным",
  "образцом", на который смотрели и равнялись. Десятки священников обращались к Лютеру с вопросами,
  откровенными и наивными до бестактности.
  Мартину самому приходилось очень сложно, учитывая его крутой и тяжёлый характер. Катарине нелегко было
  привыкнуть к его мнительности, вспыльчивости, резким переменам настроения. Но она с первых дней
  супружества терпеливо сносило всё это, прежде всего, потому что любила и потому, что была
  единомышленницей и сподвижницей мужа.
  Жили они открытым, хлебосольным домом, который по временам превращался в настоящий постоялый двор. Во
  многих комнатах дома постоянно жили студенты и школяра, они и столовались у Лютера. Каждый день за
  трапезой собиралось много народа. Пища готовилась обильная, а гости никогда не знали отказа в вине и пиве.
  После ужина часто звучали хоралы и мирские песни. Мартин отдавался пению всей душой.
  Катарина родила Мартину 5 детей.  Первенцу реформатор дал имя "своего отца по природе"- Ганс, а
  третьему сыну - имя "своего отца в Писании" - Павел.
   
  Наступает время наивысшего авторитета Лютера, как религиозного мыслителя. Германия видит в нём своего
  духовного вождя. В Чехии  Лютера называют "саксонским Гусом", в Швейцарии его учение распространяется
  благодаря деятельности Цвингли. Книги Лютера штудируют в Нидерландах, Венгрии, Франции, Италии, Испании.
 
  В июле 1524 года восстанием в графстве Штюллинг началась Великая крестьянская война. Эта война расколола
  немцев на 3 больших лагеря: католический, лютеровский и революционный. В то время никто не помышлял о
  демократии в масштабах земель или всей страны и эти идеи  выковывались именно в период крестьянской войны
  и Реформации. Лютер отстаивал неограниченные полномочия мирян.
  Народовластие - самая простая, но вместе с тем самая смелая и новаторская идея, выдвинутая им.
  Эта война закончилась поражением повстанцев, так как простые крестьяне не имели серьёзного военного опыта
  и к тому же были плохо вооружены. Карательные меры были ужасными: казнили более ста тысяч крестьян, а
  оставшимся в живых выкалывали глаза, чтобы  они впредь не читали лютеровскую Библию и не искали в ней своё
  "божье право".

  В 1527 году в Виттенберге разразилась чума. Лютер остался  и не сбежал, как это сделали все
  священнослужители города. Он помогал лекарям, не гнушаясь никакой работы, принимал последние исповеди и
  внушал мужество своим словом и примером. Именно в эти дни Лютер сочинил слова и музыку, теперь очень
  известного хорала "Господь - надёжный наш оплот". Хорал призывал к стойкости в отчаянии, к вере сверх
  надежды и упорной борьбе. Мать Мартина очень хорошо пела и, видимо, от неё он унаследовал недюжинные
  музыкально-поэтические способности. В общей сложности Лютер написал около 5 тысяч хоралов.
  Католики говорили, что эта песня "погубила"(отторгла от римской церкви)больше людей, чем лютеровские
  писания и проповеди.
  Поэт Генрих Гейне назвал этот хорал "Марсельезой Реформации"(характеристика, которую повторит Ф. Энгельс).
 
  Уже с 1530 года, Лютер стал часто недомогать. Он жаловался на стеснение дыхания и сильное сердцебиение.
  - Если бы мне вскрыли грудь и вынули моё сердце, то увидели бы, что оно совсем съёжилось от горечи и
  печали.
  17 февраля 1546 года Лютеру стало совсем плохо. Распростёртый  на ложе, он походил теперь на старого,
  грузного мужика, которого по ошибки обрядили в тонкие господские одежды.  Едва можно было расслышать, как
  он с отчаянным жизнелюбием прошептал:
  - Боже, как это больно и страшно - уходить в иной мир".
  Его настойчиво просили сказать присутствующим, верит ли он в учение которое проповедовал?
  Умирающий реформатор тихо, но твёрдо ответил "Да" и это было его последнее слово. 
  18 февраля 1546 на шестьдесят третьем году жизни Мартин Лютер скончался.   
 
 
  Денис был под большим впечатлением от прочитанной литературы о великом реформаторе.
  - Да, удивительная личность этот Мартин Лютер!  Он, конечно, же выдающийся деятель не только церковной,
  но и гражданской, не только немецкой, но и мировой истории. Его мысли касались всех проблем человечества:
  моральных, правовых, политических и экономических.
  Его перевод Библии послужил  примером и толчком для перевода Священного писания на другие языки.
  Он изменил наш мир. Благодаря ему развился принцип интеллектуальной и нравственной свободы.
  В Германии Лютер ещё и реформатор языка, образования и музыки.      
  Сколько много всего в одном человеке!


  Сегодня 31 октября. В кирхе состоялся большой праздник. Прихожане отметили День Реформации.  Община и 
  хор, под руководством Дениса исполнили хоралы, написанные Лютером. А ещё была Конфирмация. Это
  торжественный акт, сознательного и свободного подтверждения веры в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя.
  Среди конфирмантов был и Денис.
 



   
  Индульгенция - освобождение от временного наказания за грехи.
  Булла -основной средневековый папский документ со свинцовой(при особых случаях
  с золотой) печатью.


Рецензии
Лютер в Германии был канонической личностью, которая имела огромное влияние на нацистскую пропаганду.Никто не может сравниться с ним по степени воздействия на чувства и сознание немцев. Ни одна личность не оставила в Германии столь глубокого следа, как он.
Конечно он был личностью. Понравилось. С теплом.

Наталья Скорнякова   19.03.2022 08:18     Заявить о нарушении
Лютер оказал влияние на весь мир. Что касается его "влияние на нацистскую пропаганду", то это не так. Лютер не говорил о ненависти к другим расам. Даже по отношению к евреям, он говорил только в религиозном плане, жалея того, что они не приняли христианство. Поэтому слова "огромное влияние на нацистскую пропаганду" - это не уместное упоминание имени Лютера и искажение его убеждений, которое придумали религиозные идеологи, пытаясь опорочить реформатора.

Ирина Вебер 2   19.03.2022 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.