Размышления о Евангелии от Иоанна. Глава 5

О 4 главе Евангелия   http://proza.ru/2021/11/07/1599

Из сказанного выше мы видим, что фарисеи  пытались внести раздор между Иоанном и Иисусом из-за того, что  многие люди шли  уже не к Иоанну креститься, а к Иисусу. Иоанн ответил им на это, что он  никогда  не говорил о себе, что он Христос и  учитель от Бога:  есть единственный истинный Учитель – это Иисус Христос.
 
Когда же Сам Иисус узнал о подобных слухах, Он ушел  с того  места, находящегося недалеко от Иоанна,   и возвратился опять в Галилею.

Здесь следует  уточнение от автора  Евангелия, что сам Иисус не крестил, то  есть, Он не исполнял обрядов омовения, их производили  Его  ученики.
 Иисус  крестит людей  духовно, Словом Истины  и Силой Божьей, соединяя  душу верующего  в Него человека  со Святым Духом.

Итак, оставив Иудею, Иисус с учениками направились в Галилею. Путь их пролегал через Самарию.
 И вот они подошли  к Самарийскому  городу, по названию  Сихарь.  Это было недалеко от земли, которую дал Иаков своему сыну Иосифу,  в том  месте  находился колодец Иаковлев.
Было около шести часов дня. Пройдя достаточно длинный путь, Иисус сел возле колодца передохнуть, а ученики пошли в город купить продуктов.
Тут  к колодцу, желая набрать воды,  подходит женщина из города Сихарь.
 Колодец был глубокий, и не имея  при  Себе никакой посуды, чтобы достать из него воду, Иисус попросил у женщины: "дай мне пить".   
 Женщина  ответила  Ему: "как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются."

В те времена иудеи враждовали с самарянами, потому  женщина весьма удивилась, что человек в одежде иудея обратился к ней с просьбой.
Иисус сказал ей: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую."

Если бы она знала, насколько благосклонна к ней судьба и какое  ей выпало счастье, -  встретить на своем пути  Божьего Сына, Христа, и свободно говорить с Ним!

Он говорил ей о живой воде, - об энергии  вечной жизни, которую Он пришел дать  людям, всем,  кто примет  ее от Него.
 Конечно  же,  женщина не могла этого знать,   она даже  не представляла, о какой воде говорит ей возле колодца  странный незнакомец, но,  будучи любознательной,  она  продолжила с Ним разговор,  сказав: "Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?"

Действительно,  сейчас Он не мог  достать простую воду из колодца, а говорил, что  даст ей особую воду, живую. Неужели Он больше  их почтенного  праотца, Иакова, оставившего им и эту землю, и   колодец в ней, из которого он сам пил, и  вся его семья, и скот его? 
Как и все самаряне,  она почитала и ценила  наследство Иакова:   землю и питьевую воду в колодце.
А тут, подумать только, иудей говорит о какой-то живой воде, когда сам  не может и обычной воды достать  из колодца.

 Иисус ответил ей:  "всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."
 Иисус говорил ей  о силе Святого Духа, о Его   неиссякаемой жизненной энергии, которую  принимают из Него  верующие, чтобы жить вечно.

 Вряд ли женщина  поняла все из Его слов,  но одно ей было ясно, -  Он говорил  о воде, от которой  навсегда перестанешь  испытывать  жажду. И она сказала Ему: "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать."
Она не знала,  что для того, чтобы  пить такую воду, необходимо  было  получить силу Святого Духа, которая  дается людям только через познание истины, существующей  в   учении  Иисуса Христа.  А для этого  важна вера в Него, вера в Его слово.
 Иисус сказал ей: "пойди, позови мужа твоего и приди сюда."
 Он хотел, чтобы она убедилась, что Он говорит ей истину.
 Женщина ответила Ему: "у меня нет мужа."
Иисус говорит ей:  "правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала."

Его слова поразили ее, потому что все так и было в ее жизни. Как Он узнал о ней  правду?
 Она решила, что, вероятно, Он пророк.  Но  если это так, то у Него можно о многом  расспросить, что уже давно интересует ее.  И она сказала Ему:
"Господи! вижу, что Ты пророк.  Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме."

Она сомневалась, в каком именно месте  следовало поклоняться  Богу, на их горе, или в Иерусалиме?
Иисус ответил ей: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…
…Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться  в духе и истине."
 
В незнании  люди поклонялись Богу как умели, и там, где считали нужным:  на горе,  в  Иерусалиме, и в других отведенных для этого  местах, искренне считая те места святыми. Они доказывали друг другу, что только  они правильно поклоняются, и в единственно верном  месте. 
Иисус Христос принес нам совершенное  знание, и сказал, что истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, - не на горе, и не в городе,  -  место  абсолютно  не имеет значения:  поклоняются истинному Богу в  собственных мыслях и чувствах, в которых есть  истина. Отец ищет себе таких поклонников, Он  послал Сына своего в мир, чтобы дать людям совершенное  знание истины.

 Спасение происходит  через  Иисуса Христа, а Он, в своей человеческой природе,  родился в иудейском народе, и только в этом, единственном, смысле, спасение  от  иудеев.

 Услышав Его слова, такие удивительные  для нее, сильные, необычные, женщина сразу же вспомнила о Мессии, Христе, которого предсказывали многие пророки. И она сказала:  "знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все."
Иисус говорит ей: "это Я, Который говорю с тобою."

В это время пришли ученики, и удивились, что Иисус разговаривает с женщиной. С детства они были приучены к мысли, что с самарянами не следует общаться, - настолько острыми  были   разногласия и конфликты между их народами.
 Но также им было хорошо известно, что Иисус не посмотрит ни на какие ограничения и правила, если они не соответствуют истине,  так как Он  - Учитель истины. Поэтому  никто из них  не сказал Ему: "чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?"
Женщина же,  оставив свой кувшин у колодца,  поспешила в город, чтобы сообщить людям о Том, Кого она встретила возле колодца.

Действительно, мог  ли обычный  человек, ничего не знающий  о ней, видевший ее впервые, рассказать ей обо всех событиях, произошедших в ее жизни?  Разумеется, нет, а Иисус пересказал ей  всю ее жизнь,  поэтому она стала доверять  и другим Его словам, которые, между тем, очень сильно отличались от того, что она знала, и  к чему привыкла.
Он сказал  ей, что Он  Христос,  она  поверила Ему, и  приглашала людей послушать Его, желая узнать  о Нем и их мнение.
 После ее рассказа  множество людей вышли из  города  и пошли навстречу  к Иисусу.

Тем временем ученики   звали  Иисуса разделить с ними трапезу, говоря: "Равви! ешь."
Но Он отказался от еды, так как  был сыт, не смотря на то, что ничего не ел.  При том, Он сказал им: "у Меня есть пища, которой вы не знаете."
Ученики подумали, что, может быть, пока они ходили  в город, кто-то дал Ему какую-то  еду. Они спрашивали друг у друга: "разве кто принес Ему есть?"
 Иисус сказал им: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их."


Обычная пища насыщает тело человека, прибавляя ему жизненные силы, но в этот раз тело Иисуса  получило жизненную  энергию   не из еды, а  из Святого Духа, также, как Его Душа, потому что Сам  Он совершал Божье дело: благодаря  разговору  с женщиной  Он вскоре проповедует Слово Истины многим самарянам, и они поверят Ему.

Можно сказать,  уже тогда, (а не исключительно после распятия) тело Его стало преобразовываться из  плотского состояние в более  духовное,  - не только Его душа, но  также и тело  начинало питаться  непосредственно из Источника Жизни, из Святого Духа, пребывающего в  Нем.

Что же касается людей того времени, то  часть  из них  уже была готова принять Божье Слово.
 В этом отношении  Иисус сравнивает человеческое общество  с побелевшей от спелости пшеничной  нивой,  приготовленной к жатве.
  Отец послал Сына в мир  не  для посева Небесного Царства в душах людей, а уже  для сбора урожая с него в высший мир.

 Понятия добра и зла были и тогда хорошо известны  человечеству, а именно они  служат  базой для Божьего  отбора, основывающегося на свободном выборе самих людей:  кто-то из нас  принимает  Божье Слово, а кто-то  отвергает его, сознательно выбирая  сторону тьмы и зла.

 Безусловно, в те далекие времена люди прекрасно ориентировались  в понятиях добра и зла.  Эту  великую работу  во всех человеческих поколениях  творил Отец Небесный,  образ которого  сходит   свыше в душу каждого человека при его рождении  в мир.

Во все века, среди  любого народа всегда находились те, в ком Свет Божий  проявлялся в большой силе, - в основном, такие люди    становились творцами,  духовными учителями добра и справедливости, неся искру Света всем, кто им внимал.   
В  других  людях чистый Свет Отца сиял чуть меньше;  в третьих – еще меньше,  но и они  учились на своем  жизненном  опыте различию добра и зла, преодолевая  трудности, мучаясь, страдая, и сострадая другим.
 
Но также  постоянно, во все времена, присутствовала в человечестве  еще одна категория людей, чрезвычайно  жестоких, в ком  Божий Свет почти никак не проявлялся,  именно   такие люди     возненавидели  Иисуса Христа и подвергли Его распятию.

Тем не менее, многочисленны высшие Сущности, усердно  трудившиеся  над просвещением  человеческих душ  до прихода  в мир Спасителя.   Иисус с учениками  вошли  в их труд, пожав  поле, которое уже созрело благодаря их предшествующей  работе.
 Все они трудились,  и продолжают трудиться,  над  нашими душами, возвышая  и возрождая  нас в вечную жизнь. И  само  возрождение наше  служит им  наградой, являясь великой  радостью  для них.

"Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет."


Женщина ,  свидетельствующая, что Иисус пересказал  ей всю ее прошлую жизнь,  своим рассказом убедила многих самарян прийти к Нему. Они пришли и просили  Его  побыть  у них в городе,  Он согласился,   пробыв у них с учениками   два дня.
Самаряне  слушали Его и вникали в  учение истины,  большинство из них   уверовали в Иисуса Христа. А женщине той  они  теперь говорили так:
  "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос."

Продолжение следует    http://proza.ru/2021/11/11/1401


Рецензии