Размышления о Евангелии от Иоанна. Глава 5
Из сказанного выше мы видим, что фарисеи пытались внести раздор между Иоанном и Иисусом из-за того, что многие люди шли уже не к Иоанну креститься, а к Иисусу. Иоанн ответил им на это, что он никогда не говорил о себе, что он Христос и учитель от Бога: есть единственный истинный Учитель – это Иисус Христос.
Когда же Сам Иисус узнал о подобных слухах, Он ушел с того места, находящегося недалеко от Иоанна, и возвратился опять в Галилею.
Здесь следует уточнение от автора Евангелия, что сам Иисус не крестил, то есть, Он не исполнял обрядов омовения, их производили Его ученики.
Иисус крестит людей духовно, Словом Истины и Силой Божьей, соединяя душу верующего в Него человека со Святым Духом.
Итак, оставив Иудею, Иисус с учениками направились в Галилею. Путь их пролегал через Самарию.
И вот они подошли к Самарийскому городу, по названию Сихарь. Это было недалеко от земли, которую дал Иаков своему сыну Иосифу, в том месте находился колодец Иаковлев.
Было около шести часов дня. Пройдя достаточно длинный путь, Иисус сел возле колодца передохнуть, а ученики пошли в город купить продуктов.
Тут к колодцу, желая набрать воды, подходит женщина из города Сихарь.
Колодец был глубокий, и не имея при Себе никакой посуды, чтобы достать из него воду, Иисус попросил у женщины: "дай мне пить".
Женщина ответила Ему: "как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются."
В те времена иудеи враждовали с самарянами, потому женщина весьма удивилась, что человек в одежде иудея обратился к ней с просьбой.
Иисус сказал ей: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую."
Если бы она знала, насколько благосклонна к ней судьба и какое ей выпало счастье, - встретить на своем пути Божьего Сына, Христа, и свободно говорить с Ним!
Он говорил ей о живой воде, - об энергии вечной жизни, которую Он пришел дать людям, всем, кто примет ее от Него.
Конечно же, женщина не могла этого знать, она даже не представляла, о какой воде говорит ей возле колодца странный незнакомец, но, будучи любознательной, она продолжила с Ним разговор, сказав: "Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?"
Действительно, сейчас Он не мог достать простую воду из колодца, а говорил, что даст ей особую воду, живую. Неужели Он больше их почтенного праотца, Иакова, оставившего им и эту землю, и колодец в ней, из которого он сам пил, и вся его семья, и скот его?
Как и все самаряне, она почитала и ценила наследство Иакова: землю и питьевую воду в колодце.
А тут, подумать только, иудей говорит о какой-то живой воде, когда сам не может и обычной воды достать из колодца.
Иисус ответил ей: "всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."
Иисус говорил ей о силе Святого Духа, о Его неиссякаемой жизненной энергии, которую принимают из Него верующие, чтобы жить вечно.
Вряд ли женщина поняла все из Его слов, но одно ей было ясно, - Он говорил о воде, от которой навсегда перестанешь испытывать жажду. И она сказала Ему: "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать."
Она не знала, что для того, чтобы пить такую воду, необходимо было получить силу Святого Духа, которая дается людям только через познание истины, существующей в учении Иисуса Христа. А для этого важна вера в Него, вера в Его слово.
Иисус сказал ей: "пойди, позови мужа твоего и приди сюда."
Он хотел, чтобы она убедилась, что Он говорит ей истину.
Женщина ответила Ему: "у меня нет мужа."
Иисус говорит ей: "правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала."
Его слова поразили ее, потому что все так и было в ее жизни. Как Он узнал о ней правду?
Она решила, что, вероятно, Он пророк. Но если это так, то у Него можно о многом расспросить, что уже давно интересует ее. И она сказала Ему:
"Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме."
Она сомневалась, в каком именно месте следовало поклоняться Богу, на их горе, или в Иерусалиме?
Иисус ответил ей: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…
…Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине."
В незнании люди поклонялись Богу как умели, и там, где считали нужным: на горе, в Иерусалиме, и в других отведенных для этого местах, искренне считая те места святыми. Они доказывали друг другу, что только они правильно поклоняются, и в единственно верном месте.
Иисус Христос принес нам совершенное знание, и сказал, что истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, - не на горе, и не в городе, - место абсолютно не имеет значения: поклоняются истинному Богу в собственных мыслях и чувствах, в которых есть истина. Отец ищет себе таких поклонников, Он послал Сына своего в мир, чтобы дать людям совершенное знание истины.
Спасение происходит через Иисуса Христа, а Он, в своей человеческой природе, родился в иудейском народе, и только в этом, единственном, смысле, спасение от иудеев.
Услышав Его слова, такие удивительные для нее, сильные, необычные, женщина сразу же вспомнила о Мессии, Христе, которого предсказывали многие пророки. И она сказала: "знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все."
Иисус говорит ей: "это Я, Который говорю с тобою."
В это время пришли ученики, и удивились, что Иисус разговаривает с женщиной. С детства они были приучены к мысли, что с самарянами не следует общаться, - настолько острыми были разногласия и конфликты между их народами.
Но также им было хорошо известно, что Иисус не посмотрит ни на какие ограничения и правила, если они не соответствуют истине, так как Он - Учитель истины. Поэтому никто из них не сказал Ему: "чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?"
Женщина же, оставив свой кувшин у колодца, поспешила в город, чтобы сообщить людям о Том, Кого она встретила возле колодца.
Действительно, мог ли обычный человек, ничего не знающий о ней, видевший ее впервые, рассказать ей обо всех событиях, произошедших в ее жизни? Разумеется, нет, а Иисус пересказал ей всю ее жизнь, поэтому она стала доверять и другим Его словам, которые, между тем, очень сильно отличались от того, что она знала, и к чему привыкла.
Он сказал ей, что Он Христос, она поверила Ему, и приглашала людей послушать Его, желая узнать о Нем и их мнение.
После ее рассказа множество людей вышли из города и пошли навстречу к Иисусу.
Тем временем ученики звали Иисуса разделить с ними трапезу, говоря: "Равви! ешь."
Но Он отказался от еды, так как был сыт, не смотря на то, что ничего не ел. При том, Он сказал им: "у Меня есть пища, которой вы не знаете."
Ученики подумали, что, может быть, пока они ходили в город, кто-то дал Ему какую-то еду. Они спрашивали друг у друга: "разве кто принес Ему есть?"
Иисус сказал им: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их."
Обычная пища насыщает тело человека, прибавляя ему жизненные силы, но в этот раз тело Иисуса получило жизненную энергию не из еды, а из Святого Духа, также, как Его Душа, потому что Сам Он совершал Божье дело: благодаря разговору с женщиной Он вскоре проповедует Слово Истины многим самарянам, и они поверят Ему.
Можно сказать, уже тогда, (а не исключительно после распятия) тело Его стало преобразовываться из плотского состояние в более духовное, - не только Его душа, но также и тело начинало питаться непосредственно из Источника Жизни, из Святого Духа, пребывающего в Нем.
Что же касается людей того времени, то часть из них уже была готова принять Божье Слово.
В этом отношении Иисус сравнивает человеческое общество с побелевшей от спелости пшеничной нивой, приготовленной к жатве.
Отец послал Сына в мир не для посева Небесного Царства в душах людей, а уже для сбора урожая с него в высший мир.
Понятия добра и зла были и тогда хорошо известны человечеству, а именно они служат базой для Божьего отбора, основывающегося на свободном выборе самих людей: кто-то из нас принимает Божье Слово, а кто-то отвергает его, сознательно выбирая сторону тьмы и зла.
Безусловно, в те далекие времена люди прекрасно ориентировались в понятиях добра и зла. Эту великую работу во всех человеческих поколениях творил Отец Небесный, образ которого сходит свыше в душу каждого человека при его рождении в мир.
Во все века, среди любого народа всегда находились те, в ком Свет Божий проявлялся в большой силе, - в основном, такие люди становились творцами, духовными учителями добра и справедливости, неся искру Света всем, кто им внимал.
В других людях чистый Свет Отца сиял чуть меньше; в третьих – еще меньше, но и они учились на своем жизненном опыте различию добра и зла, преодолевая трудности, мучаясь, страдая, и сострадая другим.
Но также постоянно, во все времена, присутствовала в человечестве еще одна категория людей, чрезвычайно жестоких, в ком Божий Свет почти никак не проявлялся, именно такие люди возненавидели Иисуса Христа и подвергли Его распятию.
Тем не менее, многочисленны высшие Сущности, усердно трудившиеся над просвещением человеческих душ до прихода в мир Спасителя. Иисус с учениками вошли в их труд, пожав поле, которое уже созрело благодаря их предшествующей работе.
Все они трудились, и продолжают трудиться, над нашими душами, возвышая и возрождая нас в вечную жизнь. И само возрождение наше служит им наградой, являясь великой радостью для них.
"Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет."
Женщина , свидетельствующая, что Иисус пересказал ей всю ее прошлую жизнь, своим рассказом убедила многих самарян прийти к Нему. Они пришли и просили Его побыть у них в городе, Он согласился, пробыв у них с учениками два дня.
Самаряне слушали Его и вникали в учение истины, большинство из них уверовали в Иисуса Христа. А женщине той они теперь говорили так:
"уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос."
Продолжение следует http://proza.ru/2021/11/11/1401
Свидетельство о публикации №221111001548