Особенный человек

      Всю жизнь, от самых первых шагов, можно сказать, от самых чистых младенческих ногтей и безвинных помыслов, он чувствовал себя не таким, как все, ещё не сознавая этого. Лучше  многих сверстников прыгал, быстрее многих бегал, лучше всех во дворе играл в футбол, а, когда по Москве промчался шквал фильмов о мушкетерах, так же сразу стал Д, Артаньяном, фехтовал один против десятка, защищая честь дома, и выигрывал. Его знали в окрестностях, побаивались. Кто-то втайне завидовал. Девочки поглядывали с особым выражением. Он был само обаяние. В общем ; лицо, краса и гордость родного двора. Лучше всех, красивее и выразительнее в классе читал на уроках, был заводилой, авторитетом, хулиганом, лидером и непререкаемым авторитетом, членом совета школьной пионерской дружины, «раз-два-три, левой, левой, левой» ; раздавался его звонкий властный голос, когда отряд коротко стриженных пионеров вышагивал по улице. Он хорошо слышал себя и зорко, как сокол, следил за тем, как прохожие провожают взглядом стройные ряды юных ленинцев. Он смотрел на себя глазами других людей, как актёр, смотрит за реакцией зрителей и ловит взгляды поклонников.
Он так и шёл по жизни то под звуки торжественных гимнов и аплодисментов, то под ропот  завистников. Он был уверен, что так будет всегда.
Его душу радовало одобрение. Оно было естественным, заслуженным. А на ропот недругов он мало обращал внимания.
Он прожил жизнь героя, особенного человека. И когда пришёл последний час, люди отдали ему должное, но  смерть, взглянув ему в лицо, не увидела в  нём света вечности. Он был для неё, как все, без имени, отчества, фамилии, блеска регалий - путником, прошедшим свою часть пути, пробежавшим свою стадию жизни, немощным, больным, утратившим все признаки некогда гордо и красиво шагавшего по жизни человека.


Рецензии
Когда я прочитала "Бедную Антуанетточку" Марины Степновой, сначала не поверила, увидев надпись "Конец". Как это так,с таким талантом, внутристрочной надеждой выписан образ, так верится в осмысленность всего, что происходит с растущей девочкой, и вдруг- трах-бах. Писательница также красиво, образно, как и писала раньше уничтожает героиню. И всё! Этим она убила не только свой талантливый рассказ, но , в данном случае, такая концовка- признак дурного стиля. Давайте разберёмся. Вы скажете, что я, как многие люди, не желающие видеть в смерти крушение, разрушение всего, что было в жизни, хочу по-своему продолжить "Антуанетточку", вот де, чтоб концовка была плюсовая или хотя бы на том свете Антуанетточке посчастливилось, и всё эти "фантазии" должны быть только потому, чтоб не глядеть "правде" в лицо. Но что она есть, правда? Я не против трагедий, драм, если они полны глубинного смысла и могут вывести к катарсису. Но чем простое наплевательство на собственный талантливый рассказ, собственную, ещё даже не прожитую, жизнь, так свойственное нашему веку постмодерна,отличается от глубинного ощущения, отношения к жизни и смерти? В рассказе "Скучная история" Чехов, наряду с другими вопросами, размышлял над вопросом, поставленном в вашем произведении. Если у человека есть некая "общая идея" или "бог живого человека", то человек во многом меняет своё отношение к жизни и смерти. Не предаст, будет меньше страшиться уничтожения, ибо эта общая или главная идея выше страхов смерти и предательств в жизни. Но, конечно, писать легко, а вот прочувствовать... В рассказе "Огни" Ананьев, сначала предал Кисочку, но вдруг ощутил...да внутри себя того же "бога живого человека" и вернулся с покаянием. И это вовсе не "Сверх Я" по Фрейду заставило его вернуться. А Липа из рассказа "В овраге"? Потеряв ребенка, выжила, ощущая связь с миром, с силой внутри себя. Она ощущала эту силу, ещё сидя с матерью на краю оврага, до трагических событий.И с этой силой, ощущением жизни, поклонилась несчастному голодному свёкру и дала ему пирога. Ваш рассказ отличается от "Антуанетточки". Вы не уничтожаете, а задаёте размышление.Вопрос важный.И, наверное, только между строк искусство и между строк жизнь могут на него ответить. Стоит ли ждать новой классики в постмодерне, поднимающей,разрешающей эти вопросы или обратиться к старой классике прошлых веков? Стоит ли в своей жизни искать, замечать события, мгновения, выявляющие "бога живого человека" внутри и снаружи или погрязнуть в унынии, раз жизнь всё равно кончится? Чехов об этом писал, а мы в своей жизни практики...

Ольга Сокова   04.12.2021 18:57     Заявить о нарушении
Я перечитал рассказ "Антуанетточка". Блестящи написанная драма с трагическим подтекстом и контекстом. Рассказ вполне экзистенциальный, о жизни как о потоке, в котором барахтается попавшая в него бабочка. Жизни всё равно, кто она, что в ней сидит. её одноклассники это только подтверждают. Более или менее все мы мухи в этом потоке, одни тонут и захлёбываются в патоке, другие карабкаются на поверхность, но высшую сущность удаётся разглядеть немногим. Таких, как Антуанетточка, много. Автор рассказа не убила героиню. Её убила случайность, лишившая женщину маленьких удовольствий. Современные авторы не любят катарсиса, не верят в него. Жизнь им представляется цепью случайностей. Можно ли было вывести Антуанетту к свету? Можно. Но автор не захотел, потому что современный ум, что у Маканина, что Ю. Кувалдина, что у Степновой, направлен к смерти, а не к жизни. Это мироощущение времени Апокалипсиса, в котором мы живём.

Валерий Протасов   04.12.2021 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.