Путешествия. Помпеи

      Лето 2000 года. Брюллов в Москве. Его замечательная, юбилейная  выставка в Третьяковке на Крымском валу. Стою перед огромным полотном. На нем огонь, пепел, дым и лава. Трагедия, ужас и агония людей. «Последний день Помпеи». Давно я не видел этой картины. Впервые я увидел ее в далекой юности в Русском музее в Ленинграде. Но тогда на мое молодое сознание она не произвела такого сильного впечатления, как сейчас, на этой выставке. Много читал о трагедии этого города, о его истории, его восхождении, славе и гибели. Но воочию увидеть этот, уже теперь, легендарный город удалось лишь весной, точнее в мае 2014 года. Моя поездка в Италию была совершенно спонтанной. Я собирался в Берлин, но в турагентстве «Интурист» меня уговорили поехать в Италию. Была недорогая путевка и в том году итальянцы давали любому туристу, впервые посетившему страну, годовую визу. Меня привлекла годовая виза. Хотя в последствии я ей так и не воспользовался.
      Итак Рим мая 2014 года. Нашей группе за дополнительную плату предложили однодневную поездку в Неаполь и в Помпеи. Я не любитель однодневных поездок. Дорога туда и обратно. Быстрая обзорная экскурсия. Все как то скомкано, все в одной куче и трудно потом разложить увиденное по полочкам. Но не воспользоваться моментом и не посетить Помпеи было  бы верхом неразумного. Тем более, вряд ли я еще когда-нибудь буду в Италии. (И действительно в Италии я больше не был).
      Выехали утром. Погода отличная, солнце, жарко, небо синее, зелень зеленая, настроение хорошее. Впереди нас ждал Неаполь, а потом Помпеи. До Неаполя почти 190 км. Дорога - не автобан. Она идет по населенным пунктам и довольно таки извилиста. До Неаполя мы добрались где-то за два с половиной часа. О Неаполе, может быть, расскажу позже, а может быть и нет. Слишком мало времени мы были там, слишком быстро пробежались по небольшому кусочку города. И мало что я рассмотрел и запомнил. Очень хорошо помню яркую синеву Неаполитанского залива и едва видный на горизонте остров Капри. Везувий тоже был виден, но не совсем отчетливо.
       Из Неаполя не очень далеко до Помпеев. Где то километров двадцать пять. Ехали, в основном, через какие то поселения. Дома беспрерывно тянутся вдоль дороги. Впечатление, что Неаполь простирается до самых Помпеев. Вдоль дороги дома, хозяйственные строения, местами видны парники. И слева от дороги, вдали, все время маячил Везувий. Мне иногда было не по себе, а вдруг он в эту минуту вздумает показать свой дикий нрав, вдруг вспыхнет, вдруг взорвется. Что мы будем делать, куда ехать, куда бежать. Но все тихо, светит яркое солнце. Тепло, даже жарко. Приезжаем в Помпеи. На остановке автобуса нас встречает сутолока, обычная для любого туристического центра. Экскурсовод ведет нас к развалинам Помпеи.
      Стены Помпеи. Много я видел крепостных стен. Но здесь стены толстенные, многослойные, похожие на гигантские каменные глыбы, нагроможденные неизвестной рукой за многие, многие века существования города. Этим стенам не менее двух тысяч лет, а может быть и больше. Создается впечатление, что они строились очень долго и долго, видна разная кладка из разных камней и глыб. Даже полуразрушенные они смотрятся грозно и внушительно. Смотришь на камни, впаянные в стены, и представляешь себе как римские рабы клали эти большие валуны в стены города, трудясь на благо свободных граждан Помпеев.
       Входим на территорию Помпеев через Стабианские ворота в полуразрушенной стене. Обычно входят через Морские ворота.
       Я почти сразу перестаю слушать нашего гида. Все равно за короткие часы экскурсии всего не запомнишь. Мне просто захотелось окунуться в ту эпоху, походить, посмотреть, подышать воздухом давних лет, поснимать понравившиеся мне виды. Я не буду пересказывать слова экскурсовода и  давать справку об объектах, которые нужно обязательно посмотреть. Моя цель поделиться своими впечатлениями об увиденном мною в городе. 
     Помпеи не уцелели, они разрушены. Но - дух эпохи, не смотря на всю трагедию, сохранился. Улицы и дороги. Входишь в город и попадаешь на узкие улицы древнего города, вдоль которых тянутся развалины, некогда обитаемых домов. Домов бедных и домов богатых. Ступаю на камни дороги дошедшей до нас из далекого прошлого. По этим камням ходили древние римляне-торговцы, моряки, ремесленники, рабы и даже очень богатые люди. Хотя, скорее всего, их несли в паланкинах рослые и крепкие рабы. Смотрю на дорогу. Она замощена. Но какие грубые, плохо отесанные булыжники  уложены на улицах Помпеи. Представляю как плохо было ездить по таким мостовым на телегах (а может быть в городе все ходили пешком), тряска и шум были обеспечены. Зато было сухо. Между крупными булыжниками были немаленькие зазоры, вода во время дождя уходила в землю. Мудро было сделано. Вдоль дорог устроены тротуары. Они узкие, замощены грубыми плитами. Но они есть во всем городе. Пешеход мог не опасаясь транспорта ходить по улицам. На улицах есть переходы для горожан, которыми они могли пользоваться во время дождя. Это выступающие на дороге камни, по которым во время дождя можно было перейти улицу не замочив ноги. Камни были уложены неплотно, между ними были зазоры по ширине колес телег. Последние легко проезжали по улице, не задевая пешеходные камни. Да грубо сделаны улицы. Нам бы такие булыжники точно не подошли. Наши дамы не смогли бы ходить здесь на шпильках. Ах-ах-ах. Но не было грязи и можно было свободно передвигаться по городу. Были замощены все улицы города. Куда бы мы не пошли - всюду булыжные улицы, всюду тротуары. А здесь во время дождя можно свободно перейти улицу по камням, уложенным на дороге.
      А вот одна из самых  протяженных и самых широких улиц города. Их в городе две. Одна Стабиева улица, другая ул. Изобилия. Они тянутся через весь город - от ворот до вилл богатых помпейцев. Здесь намного шире и тротуары и проезжая часть. На этих улицах сохранились питьевые фонтаны. Экскурсоводы говоря, что они были по всему городу. Но вот здесь я их увидел воочию. Это небольшие бассейны куда из небольших фонтанов лилась чистая вода. Каждый мог отведать живительной влаги.
      А что можно сказать о домах в которых жили горожане. Большинство из них представляют руины. Остались полуразрушенные стены. Остатки двориков, где то сохранилась мозаика, в некоторых местах сохранились фрески. Вот стены домов обычных граждан. Толстые, сложенные из камней, булыжников, с вкрапленными кое - где кирпичными фрагментами.  Наверное кирпич тогда стоил дорого, да и в окрестностях Везувия, как мне представляется, было много камней и булыжников. А, может быть были и каменоломни. Во всяком случае очень много зданий было построено из камней и булыжников, связанных цементным раствором. В старой части города, по которой собственно и проводилась наша экскурсия, расположены, в основном дома ремесленников, торговцев и другого простого люда. На улицы выходили глухие стены жилых домов. В стенах были  прорезаны порталы и один или два  проема лавок, размещенных по его сторонам. Все жилые и хозяйственные помещения дома расположены на прямоугольном участке, направленном в глубь квартала. Домики были небольшими. Они состояли из 3-4 комнат, находившихся на антресолях. Стены домов, выходящих на улицу, которые сейчас кажутся просто каменными, однообразными и скучными, в то время были оштукатурены, ярко покрашены, на многих были фрески и надписи. На некоторых домах уцелели кусочки изображений.
      Богатые дома располагались ближе к окраинам, в новых частях города. Туда мы, к сожалению, не добрались. И не увидели сохранившихся фресок, мозаик и тому подобных вещей. Как я и говорил, однодневные поездки бывают очень скомканными. Так вышло и у нас с Помпеями. Мы за час 40 минут осмотрели старую, центральную часть города.
      Но вернемся к Стабианским воротам. Рядом с ними расположены развалины двух театров - Большого и Малого. К театрам примыкает двор для прогулок посетителей театров. Но в последствии он был отдан для тренировок гладиаторов. Большой театр мы не посетили - там велись реставрационные работы. Говорят сейчас театр восстановлен и его могут использовать для различных концертов. Зато мы подробно осмотрели дворик, прилегающий к театрам. Это замкнутое пространство, окаймленное зданиями с портиком, опирающимся на колонны. В ожидании действа, горожане могли прогуливаться по дорожкам вдоль портика или спрятаться от жары под его навесами. Вот примерно так же выглядели гуляющие помпейцы, как и мы -  туристы. Только стоит нас переодеть в одежды древних людей и убрать висящие на нас фотоаппараты.
      Малый театр (Одеон) неплохо сохранился. По мену легко можно представить устройство театра, сцену, места для зрителей, поднимающиеся вокруг сцены амфитеатром. Видны входы в театр. И остатки стены за сценой. Эта  стена отражала звук в сторону зрителей, благодаря чему на всех местах была хорошая слышимость.   Можно посидеть на скамьях театра и представить себя зрителем очередной греческой трагедии.
     В городе был еще и большой амфитеатр, вмещавший, как нам сказал экскурсовод, 20 тысяч человек. Но мне кажется, что это преувеличенная цифра. Он очень хорошо сохранился. Но до него, к моему великому сожалению, мы тоже не дошли. Мало было у нас времени. А там проходили гладиаторские бои и была школа гладиаторов. Интересно было бы это посмотреть, но не удалось.
      Тут же рядом, с Большим и малым театрами расположились развалины храма Изиды. Место поклонения бедных, рабов и вообще  простого  люда. Он располагался очень удачно - рядом с театрами, городскими воротами и одной из главных улиц города - Стабиевой улицей. Поэтому поток посетителей ему был обеспечен. Сам храм небольшой. Но вокруг него были еще другие храмовые строения, окруженные прямоугольной стеной. Вход в храм был со стороны улицы Храма Исиды. Если подольше побродить по храмовой территории, то можно представить себе как выглядел храм когда то. В храме были обнаружено много скульптуры, фресок, мозаичных полов. Утвари. Все это сейчас находится в археологическом музее Неаполя. Вообще осмотрев Помпеи очень было бы полезно осмотреть археологические музеи как в Помпеях, так и в Неаполе. Тогда возникнет более полная картина откопанного города. Но нам не удалось побывать в этих музеях.
      Идем дальше по Стабиевой улице. Вот она пересекается с улицей Изобилия. Там на пересечении этих улиц расположены Стабиевы термы (бани). Они  занимают площадь примерно в 3,6 га. Это самые большие термы в Помпеях. В сами бани мы не входили, увидели только стены этих бань. Позднее мы были в Малых (Форумских) банях. А сейчас по узкой улице, называемой в наше время Vicolo del lupanare, наш экскурсовод ведет нас к обязательному объекту посещения - лупанарию. По-видимому во все века, во все временя и у всех народов был интерес к интимной жизни и ее проявлениям в обществе. Не составляет исключение и современность. Мы также проявляем интерес к этой стороне человеческой жизни. Поэтому сохранившийся лупанарий (публичный дом) всегда привлекает посетителей Помпеев и экскурсоводы всегда охотно ведут туда экскурсии.
     В Древнем Риме к сексуальной стороне жизни, к ее проявлениям, к показу этой стороны жизни относились совсем по другому, чем в наше время и тем более в эпоху средневековья. Во многих домах Рима и других городов Империи, в том числе и в Помпеях можно было видеть фрески на сексуальные темы, изображения фаллосов и статуэтки на эти же темы. Эротизм был неотъемлемой частью римской культуры. Поэтому для Древнего Рима любовь за деньги было делом обыденным. Найти девушек, оказывающих любовные услуги не составляло труда.  Публичные дома могли располагаться как на окраинах, так и в центрах городов. Подобный дом дошел  до наших дней в погибшем городе Помпеи.
     Обычно такие заведения располагались в ничем не примечательных домах. Они могли быть и в тавернах, и в торговых лавках. В задних комнатах или вторых этажах. Этот знаменитый дом расположен в двухэтажном здании. Снаружи он действительно ничем не примечателен. Вход узкий, обычная непримечательная дверь. Входишь. Помещение непрезентабельное. Узкий коридор. Тесно. Проходы в маленькие комнаты, в которых происходило сексуальное действо. Дверей нет. Топчаны для слияния маленькие. Современный человек на них не поместится. В этих коморках нет окон. В общем в настоящее время вид очень неприятный. На втором этаже помещались жрицы любви и были более просторные комнаты для денежных посетителей. В общем это был лупанарий для простонародия. Богатые веселились иначе. В своих  виллах они владели рабынями соответствующего профиля или нанимали свободных женщин за высокую плату. Современного посетителя (туриста, экскурсанта) привлекают фрески, на которых изображены разные позы снашающихся людей. Фрески - это реклама, показывающая какие услуги предоставляются в заведении. Все охотно фотографируют эти фрески. Мужчины - с улыбкой и смехом, женщины - сильно стесняясь.      
     В Римской империи любили зрелища, проходившие на аренах и театрах, любовные утехи и, конечно, бани. Бани были местом встреч, отдыха, чтения, спорта и прогулок. Но такими были большие, крупные бани, такие как Стабиевы бани. А были бани попроще, поменьше, там предоставлялось меньше услуг, но там могло быть меньше народа, меньше сутолоки. Туда, скорее всего, приходили солидные люди.  В Помпеях такими банями были Малые или Форумские бани. Там нет большой палестры, а только небольшой сад. В римских термах были аподитерий (предбанник), помещение для раздевания, кальдарий - помещение с бассейном теплой воды, тепидарий - сухая и тёплая комната, которая нагревалась до 40-45°С. Фригидарий, помещение в римских термах, где можно было охладиться после тепидария. Все эти помещения присутствовали и в Малых банях. В банях были мужское и женское отделения. Были в банях и лавки для продажи всякой всячины. Осматривая бани видишь, что с тех пор практически ничего не изменилось. Наши бани построены по той же схеме. Чем богаче баня, тем ближе она к римской бане. И так же как в Риме и Помпеях, бани украшают, там также имеются и раздевалки, и бассейн и парилка, и зал для отдыха. Остается только удивляться как в те времена без техники построили такие бани.
Вот мраморная ванна, с горячей водой. В ней могли купаться до 10 человек. А вот лавка для помывки. Она, правда, сильно повреждена, полностью не уцелела. В бане были бассейны и фонтаны. Фонтаны обычно были мраморные с большой чашей и струей теплой воды в центре. Статуи украшали стены Малых бань. На плане Малых бань можно проследить за устройством Малых бань и даже, представив себя помпейцем, прогуляться и искупаться в них.
       И вот перед нами центр всей жизни римских городов - Форум Помпеев. Здесь сосредоточена и власть, и религия, и торговля, и судебная система. Все. В Помпеях все разрушено. Остатки стен, колонн, строений. Казалось бы нечего смотреть. Однако руины все же говорят. Говорят о былом величии, о жизни горожан, о их трагедии. Форум - это большая площадь, где могли собираться свободные мужчины на свои собрания, где решались разные городские проблемы. 
       Мы видим сохранившиеся руины храма. Он был воздвигнут на северной стороне Форума.  Храм Юпитера. Помитинговав, поторговав, посудив можно было тут же поклониться Верховному Богу и искупить все свои грехи.
     На Форуме сохранились остатки другого храма. Храма Аполлона.  Бродя
по развалинам, обходя колонны, рассматривая фундаменты пытаешься представить себе и устройство храма и молящихся там людей. Ведь в сущности ничего за две тысячи лет не изменилось. Люди работают, торгуют, отдыхают и молятся. Все по-прежнему. Изменяется только оболочка человеческого общества, а сущность остается одной и той же.
      Тут же на Форуме располагались рынки. Совсем недалеко от храма Юпитера (можно сказать рядом)  находился городской крытый рынок Мацеллум,  его помпезный фасад неплохо сохранился.  С другой стороны от храма находился овощной рынок. Сейчас это большое помещение является хранилищем археологических находок. Более 9 тысяч экспонатов хранится в этом хранилище. Среди античной посуды и малых архитектурных форм можно увидеть особые находки – отлитые из гипса тела погибших. Погибшие тела засыпало пеплом. Тела истлели. А пустоты остались. При раскопках их заливали гипсом. И получились слепки погибших людей и животных.  Смотреть на эти экспонаты просто страшно. Особенно если у человека развита хорошая фантазия. Этот склад археологических находок заканчивает нашу очень короткую экскурсию. С Форума мы направляемся  к Морским воротам. И покидаем пределы погибшего города. После этой экскурсии хорошо бы побывать в музее в Неаполе, где собраны все находки в Помпее, где можно познакомиться с многими фресками города. Это было бы прекрасным дополнением к нашему походу по городу. К сожалению, мы не вернулись в Неаполь и не посетили этот музей. Это было нашей большой ошибкой. Вернее не нашей, а нашей экскурсионной компании.


Рецензии