Духовные колабаранты в коридорах власти

                ДУХОВНЫЕ КОЛАБОРАНТЫ В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ
                Писать правду о войне очень опасно,
                и очень опасно доискиваться правды.
                Э.Хемингуэй
               Ошибки 37-го года повторяются

Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве, удобренной финансами различных иностранных фондов, олигархами России и Беларуси привела к трагическим событиям, которые не закончились катастрофой благодаря игре России мускулами и самоотверженности сотрудников силовых структур, пусть и ценой некоторой потери авторитета. Но мировой опыт, особенно России, показывает, что силовыми методами проблемы загоняются внутрь, однако со временем они проявляются ещё с большей разрушительной силой. Обратимся, например, к событиям прошлого века. Не сделала Россия выводов из событий 1905 года – получила революцию 17-года. Аналогичная картина в Беларуси. Не проанализировали события 2010 года- получили август 2020. Контролировать ситуацию в стране в данный момент не означает контролировать её в будущем. США и западные страны основательно изучают события 2020 года и стремятся выработать новую тактику поведения оппозиции, усилен квалификационно как дипломатический, так и правительственный блок этих стран, курирующих Беларусь и Россию. Не могу ответить за Россию, но в Беларуси не перекрыты все каналы легальной подготовки боевиков и финансирования оппозиции, но ни одна правительственная структура, ни  законодательный орган  сигналы об этом не воспринимают.  В спокойное время обстановка поддерживается не столько силовыми методами сколько высоким уровнем состояния идеологической работы, фундаментом которой является патриотизм. У нас фактически отсутствует идеологическое обеспечение государственной политики. При наличии огромного штата бумажных идеологов нет идеологов по призванию, которые умеют людей убеждать. Наши идеологи без административных рычагов и когда за спиной не стоит милиционер беспомощны. Это и проявилось в августе 20-го года. И даже в эти и последующие дни они не пожелали привлечь авторитетных людей, воспользоваться их советами. Наши официальные идеологи проиграли оппозиции на идеологическом поле.

               
Прошедши в России выборы показали, что народ голосует не за партии, а за яркие личности в этой партии, которые не словами, а до выборов делом продемонстрировали свою позицию. Не административный ресурс, который руководство России использовало грамотно, а два человека  своим именем фактически спасли  «Единую Россию», о которую народ уже хотел вытереть ноги. Хотя была понятно, что они не собираются работать в парламенте. Забронзавевшие лидеры никому не нужны. Этого никак не хотят понять коммунисты России.

 И когда я вижу по телевизору ораторов, которые пытаются показать свой патриотизм, стуча в грудь, что аж кости трещать, я стараюсь вспомнить их дела до 9-го августа. Некоторые из них, занимая высокие посты, пели гимны польской шляхте, представляя её элитой белорусского народа.  Анализируя СМИ того времени, казалось, что для телевидения и печати, научных работников и даже депутатов нет других важных дел, чем забота о польской шляхте. Сколько государственных средств на это затрачено.  Я раньше иронично шутил, что у польской шляхты изучили всё, вплоть до подштанников. Оказалось, что и туда добрались. Например, кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и международного права Гродненского филиала Белорусского института правоведения Наталья Слиж пошла дальше и в 2019 году ею издана книга “Культура сексуальных стасункаў у ВКЛ у XVI –XVII ст.ст. Эпиграф к этой книге: “Секс – гэта жыццё, а жыццё – гэта секс”. В Интернете она выложила ещё один перл: «беларуская мова — гэта сапраўднае каханне, сэкс і рок-н-рол».

Как же простые люди воспринимают такую писанину?

Белорусы хорошо помнят, как поляки огнём и мечом уничтожали белорусов и их Православную веру. До сих пор в Западной Белоруссии матери, провожая дочерей в люди, напутствуют их: «Ты, доченька, ищи себе пару. Выходи замуж, но только не за поляка (имелось в виду шляхта –И.М.). Можешь даже за еврея или за араба какого, только поляка берегися.» (Бел.думка, № 10, 2005, с. – 101)

Я об этом не вспоминал ещё раз, если бы вновь не зазвучали те же мелодии про шляхту как элиту белорусского народа. Так уже 24 октября в 20-10 по телеканалу культуры «Беларусь -3» прозвучала первая лекция  цикла «Кафедра» «Жупан, дэлія і зіпун. Модныя трэнды  шляхты Рэчы Паспалітай і Беларускія персіяркі…»  Чтобы было понтна подплёка идеи фильма, добавим. В нём шла речь о слуцких поясах и перечислены персоналии  их носившие. Слуцкий пояс очень дорогая вещь в изготовлении, он элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.

  Президент Беларуси озвучил, что известны все из его Администрации кто в трагические августовские дни терзался одной проблемой – какой флаг выбросить -, но никто из них не уволен, не наказан.

 К сожалению, такая позиция создаёт предпосылки для повторения ошибок 37-го года. Основная из них: не была пресечена до основания деятельность штаба противников государственной власти, некоторым простили, поверив их раскаянию. Один из них - Н.Хрущёв, подрывная деятельность которого в полном масштабе ещё  не озвучена. Троцкисты остались в ближайшем окружении Сталина, и они сумели расставить на ключевых позициях своих людей, по вине которых война продолжалась так долго. И после войны они продолжили свою подрывную деятельность, последствия которой сказывается до сих пор. Об этом подробнее, ниже и в других статьях.      

Назовем ещё одного троцкиста, деятельность которого сказалась и на моей судьбе, что я с первых дней войны, ещё не родившись, оказался в концлагере.

Уже каноническим стало представление о событиях 1941 года, что наши войска не оказывали существенного сопротивления врагу, поголовно сдавались в плен, только пограничники мужественно сражались, что виноват только командующий Западным фронтом генерал армии Г.Павлов, в полосе которого немцы стремительно приближались к Москве. Либеральные историки в трагедии обвиняют Сталина, другие Жукова и Тимошенко.

Документы со стола Сталина, переговоры и донесения командующих фронтами засекречены, а возможно, важные из них уже исчезли, но имеются немецкие оперативные карты и другие источники, которые позволяют по крупицам собирать сведения. Оперативные карты показывают, что главный успех немцев в первые дни войны был на стыке Западного и Северо-Западного фронтов на территории Прибалтики, который обеспечила пятая колонна, как бы не преувеличивали её потери в 1937 году. Все было ими подготовлено для поражения Северо-Западного фронта. Прибалтийский военный округ был образован 11 июля 1940 года на голом месте, не имея ни материальной базы, ни инфраструктуры. Фактически начал обустраиваться с декабря 1940 года с назначением командующим Кузнецова Фёдора Исидоровича, уроженца Горецкого района Могилёвской области. Величайшей ошибкой было, что прежний рядовой состав прибалтийских армий без отбора влился в состав Красной Армии, даже форму одежды им не поменяли. В каждой республике было сформировано по одному стрелковому корпусу, офицерами в которых были русские.

Кузнецову всячески мешали приводить округ в повышенную боевую готовность руководство республик, которое, по многим свидетельствам, было связано с немецким командованием.  По их требованию офицерам запретили вывезти семьи в тыл. Это еще одно доказательство, что Германия напала на Советский Союз. В противном случае какой смысл в запрете. И как издевательство над русскими - вдруг разрешили выехать поездами, которые отправлялись с 5-ти часов 22 июня (у матери были билеты на это время). Кузнецов пошёл на хитрость и под видом проведения учений стал постепенно в ночное время выводить войска на боевые позиции. Так мой отец, командир роты прикрытия границы, был поднят по тревоге ночью 17-го июня и домой уже не вернулся. У меня имеются многочисленные свидетельства, подтверждающие данное мероприятие.

В первый день войны литовские солдаты перебили русских офицеров и в большинстве своём перешли на сторону немцев. Вскоре и два других прибалтийских корпуса перешли на сторону немцев или дезертировали. Корпуса с прибалтийцами срочно были распущены. Перебежал с документами к немцам и начальник оперативного отдела Северо-Западного фронта генерал-майор Трухин. В плену он стал начальником штаба власовской армии и был там, фактически, мозговым центром. Только немецкие агенты из ближайшего окружения Сталина или из Генерального штаба могли Трухина направить в Прибалтийский округ, проведя его через многие отделы Генштаба. Как такой человек мог пройти практику в разных отделах высших эшелонах власти? Без крышевания сотрудниками из ближайшего окружения Сталина этого сделать было невозможно, учитывая его родословную – из дворян, сын крупного землевладельца.  Его отец и брат были расстреляны в Гражданскую войну за контрреволюционную деятельность. Второй брат был репрессирован в 1938 году. Трухина основательно подготовили для подрывной деятельности. Он окончил Академию Генерального штаба, преподавал в ней, работал в оперативном отделе Генштаба. Я подозреваю, имея на то основание, что и сейчас в коридорах власти много своих трухиных.  Без основательного выявления и локализации их деятельности мы повторим ошибку 37-го года. Ни в коем случае их нельзя назначать на высокие государственные посты, помня перерожденцев Хрущёва, Трухина и других, неразоблачённых до сих пор.

Командующий округом Кузнецов догадывался о предателях в его штабе (любые действия командующего быстро становились известны в Москве) и задачи ставил командирам, вплоть до полка, беседуя без свидетелей и не в кабинете, а в служебной машине, выезжая в поле.

 Подразделения должны были придерживаться тактике активной обороны, обороняться до последней возможности, отступать в указанном заранее направлении, прорываться из окружения и закрепляться на новых позициях. Он войскам ставил задачу, исходя из конкретно складывающейся обстановки, а на все грозные кремлёвские указания отвечал, что у него нет сил, чтобы ликвидировать разрыв между фронтами.

Севере-Западный фронт при худшем соотношении сил задержал быстрое продвижения противника к Ленинграду.  Не соответствуют действительности необоснованное отстранение Кузнецова после его приказа войскам форсировать Западную Двину, взорвать мосты и закрепиться на правом берегу реки. Рассекреченные в последнее время данные о потерях наших войск в первые 10 дней войны самыми малыми на 1000 воинов оказались у Северо-Западного фронта.

Косвенное признание упорных героических сражений на территории Прибалтики
отмечает в своих мемуарах А.М.Василевский, в ту пору Первый заместитель
начальника оперативного управления Генерального штаба, позднее и начальник
Генштаба: «Никто из стоявших у кормила политического и военного правления
Германии не сомневался в том, что наступление на Ленинград будет произведено быстро, без каких-либо осложнений. Они уповали на превосходство в силах, нацеленных на Ленинград группы армий «Север» - один к трём в её пользу. Они также рассчитывали, что малочисленные советские войска, прикрывавшие Прибалтику, не смогут показать высоких боевых качеств, так как будут сломлены морально и психологически.»

Василевский не стал, или ему не позволила цензура, более определённо раскрыть данную тему.
Даже начальник Генерального штаба Сухопутных войск вермахта Гальдер в своём дневнике записал: «В тылу группы армий «Север» серьёзное беспокойство доставляют многочисленные остатки разбитых частей противника, часть которых имеет даже
танки. Они бродят по лесам в тылу наших войск. Вследствие обширности территории
и ограниченной численности наших войск в тылу бороться с этими группами крайне
трудно.»

Из воспоминания командира танковой группы вермахта Эрхарда Рауса о бое, произошедшем 24 июня 1941 года вблизи                литовского города Райсеняй. Единственный советский танк КВ-1 в течение двух суток сдерживал наступление целой танковой дивизии. Раус отмечал, что один этот советский танк нанес танковой дивизии вермахта больший ущерб, чем целая советская дивизия.

Немецкое командование было удивлено относительно малым количеством пленных. Ни одно подразделение, кроме балтийских, не сдалось в плен.

Память о генерал-полковнике Ф.И.Кузнецове на родине достойно не увековечена. Этому раньше мешали «ташкентские» герои, а теперь их родственники. (подробнее об этих событиях в моих статях, размещенных в Интернете:

Военачальники, не проспавшие войну, сознательно забыты;
Почему ВОВ не закончилась в 1942 году?)

На последнюю статью получен отзыв Свиягина Леонида Михайловича, который с 1992 года до увольнения в запас по  болезни в 2000г. последовательно руководил отделением, отделом, управлением в одном из Главных управлений Генерального Штаба Вооруженных Сил Беларуси.

«Уважаемый Иван Иванович! Просто поражён той огромной  работой исследователя, которая была проделана! Уверен, для читателя ВЫ открываете такой пласт фактического материала, что трудно переценить. Имея немалые источники информации  в период своей службы, по-доброму завидую Вашей. Согласен с Вашими выводами, как военный специалист и просто как неравнодушный гражданин. Желаю успехов и творческого долголетия.               

С уважением. Леонид. Честь имею!»)

Можно ли считать нормальным явлением, когда ряд общенациональных героев, приписавшие себе подвиги других, не являются таковыми на местном уровне, а ряд истинных героев, среди их и мой родной дядя, оклеветаны (в их числе все организаторы героической обороны Могилева, русские по национальности, оклеветаны и наказаны; подробнее об этом в моих статья, выложенных в Интернете), что самым пагубным образом сказывается на патриотическом воспитании. По этой причине появившиеся в школах военруки вынуждены будут решать задачу воспитания патриотов на антипатриотичных примерах.

Возмущенцам вышесказанному рекомендую прочитать хотя бы первые страницы монографии полковника КГБ в отставке Николая Смирнова «Генерал Корж. Неизвестные страницы», изданной уже второй раз, и озаглавленных «Четырежды оклеветанный…».

Давно пора дать ответ – П.Пономаренко и В.Козлов со своей семёркой таких же героев, о которых говорил Корж, что они немца живого через мушку прицела не видели (в монографии некоторые из них названы) организаторы или дезорганизаторы партизанского движения, превращения Беларуси в героическую республику уже в 41-ом году? За одно издевательство над В.Коржом и М.Шмырёвым, которые не стали дважды Героями - они звание Героя получили только после освобождения Беларуси-  заслуживают не просто осуждение.

На сколько сильны позиции сторонников Пономаренко и в настоящее время свидетельствует и такой факт. После событий 2010 года я подготовил в начале 2011 года монографию «Отечество в опасности», в которой показал  антигосударственную политику Министерства образования. Это его усилиями подготовлена оппозиция. Моральное разложения молодежи контролировал Сизанов А.Н. (с 1993 по 2005г.г. главный инспектор Министерства образования РБ, курировавший психологическую службу в системе образования и воспитательную работу в высшей школе). В орбиту  развращения школьников были вовлечены даже детские газеты. Так газета для детей и подростков убеждает юных читателей, ссылаясь на наблюдения медиков, что мастурбация – совсем не распущенность, что она нормальное явление, которой занимаются даже и отличники. Оказывается, «Згодна з назіраннямі медыкаў, некаторыя хлопцы, якія паспяхова займаюцца ў школе, наведваюць спартывныя секцыі і гурткі, карацей, загружанныя «пад завязачку», знаходзяць час на сексуальнае задавальненне.  Як правіла, гэта хлопцы з моцнай сексуальнай цягай». Какому же подростку не хочется быть сильным во всем. Чтобы окончательно поразить подростков лозунгом  «Ты зписался в …», статья заканчивается припиской «Р.S. У чытачоў можа скласціся  ўражанне, што мастурбацыяй займаюцца выключна хлопчыкі. Гэта не так. Пра дзявочую мастурбацыю мы пагаворым пазней.» (Алёна Кляшчонак, «Мастурбацыя зусім не распутства», Раніца, 13.03.2003 года. Учредителем газеты является Министерство образования РБ).

  Но даже усилиями высокопоставленных чиновников, в том числе и КГБ, монографию не удалось положить на стол Президенту.

Разрушительные последствия системы образования,  ценностей семьи, как Малой
Церкви, будут сказываться ещё не одно десятилетие.   

 На нейтрализации моей деятельности чиновники до сих пор делают карьеру, а если кто-то стремится мне помочь, ему, в лучшем случае, советуют: «Хочешь работать – работай!» Пошел на повышение замминистра культуры, который в своём ответе на мою «Аналитическую записку» взял под защиту вечер памяти фашистской прислужницы Арсеньевой. И не только её.

Аналогичные по духу получил ответы  Министерства культуры и Министерства образования.

 Куда плыть дальше???

                Непьющий чиновник  – плохой чиновник

Это не моё ёрничье или выдумка, а убеждение бывшего главного идеолога республики, бывшего министра образования, бывшего…,  мемуары которого представляют величайшим прорывом в белорусской  публицистике. Как когда-то пели дифирамбы Алексиевич на деньги банка Бабарики, так сейчас оценивают эти труды Радькова.

Обратимся к изданным оперативно с разбегом в пять месяцев (почему так спешили издать к началу учебного 2020 года???) по заказу Министерства информации в издательстве «Мастацкая літаратура» двум книгам мемуаров А.М.Радькова («Дискретный подход к наблюдению жизни» и «Мой физмат», в ссылках нумеруем их 1 и 2), только вначале приведём научное толкование  публицистики.

Публицистика – это литература по общественно-политическим вопросам современности.

Какие вопросы современности волнуют Радькова?

Образцом руководителя Радьков считает декана физико-математического факультета родного университета пьяницу Е.Сенько: «Мне довелось по жизни видеть много деканов, дружить с ними, сотрудничать, общаться. Но лучшего, чем Е. Е. Сенько, я не встречал.». (2, с. -138)

По его мнению, Сенько обладал необходимыми данными руководителя высокого ранга и
сожалеет, что тот не стал ректором института. Гордится, что «У Сенько я прошёл
школу выпивки, вообще говоря, для жизни небесполезную.»  (2, с. -136). Несколько
раз молчаливо соглашается с мнением: «Сенько, не скрывая, считал самым
безопасным видом взятки бутылку, объясняя это тем, что после её оперативной
реализации не остаётся никаких следов.» (2, с. -  60) и вместе с ним, не «отходя от кассы», в рабочем кабинете проводят эксперименты по уничтожению следов взятки, после которых на виду студентов и сотрудников «застенчиво» покидают университет и под удивленные взгляды жителей города, обнявшись, пашут землю носом. Пробираясь домой, вели себя тихо, благородно – «шумел камыш не пели». (2, с. - 135, 136 )

Он гордиться, что успешно учился в школе Сенько, зная испытания, которым подвергаются новички перед зачислением в сонм избранных: «Через неделю после того, как я приступил к обязанностям министра образования, на планерке в Совмине министр спорта генерал-лейтенант Ю. Л. Сиваков заявил мне:

- Радьков! Мне надо с тобой выпить!

Я не раздумывая отвечаю:

- Согласен!

Мы с Юрием Леонидовичем в каком-то шахматном клубе проговорили весь вечер. Но после этой встречи у меня не было с ним ни профессиональных, ни личных напряжений.» (1, с. -96)

Радьков не скрывает, что начальную школу выпивки прошел под присмотром родной бабушки, когда ещё под стол пешком ходил и родители оставили его жить у неё. «Наша бабушка «промышляла» самогоном, тем более что «крыша» у нее была надежной — зять служил в милиции и был участковым инспектором в этих же местах. И оценивал качество этого тещиного продукта очень высоко.

Со временем бабушка стала терять вкусовые ощущения и привлекала к процессу
дегустации самогоноварения меня.» (1, с. - 8)

Правда, иногда зять после тёщина угощения отмечал это событие салютом: «В свое время участковые инспекторы были вооружены пистолетом ТТ. Такой был и у нашего отца. Он постоянно носил его на поясе в кобуре, а на ночь клал под подушку. Бывало, что в подпитии ему хотелось пострелять из это¬го табельного оружия. Он выходил на крыльцо и пулял в воздух. Признаться, мы настораживались от такой его выходки, а мама так и вовсе переживала.» (1, с. - 11)

Моя жена из этих мест и рассказывает о другом участковом, когда тот выходил пострелять – все соседи хватали детей и запирались в квартирах.

Такой метод подбора и проверки кадров Радьков считает правильным: «Со временем, когда я уже работал у Кудряшова (ректор МГУ им.А.Кулешова –И.М.) проректором, он практиковал неформальные встречи со мной (почему только с ним? –И.М.). С утра об этом предупреждал. И тогда я в обед мчался домой, старался поесть супа, обязательно хлеба с маслом, чего-нибудь мясного. Я понимал, ректор зовет меня не на выпивку, а на разговор. Причем хочет откровенности, ему интересно, чем живет новое поколение, что у нас в голове, как мы видим будущее и чего им от нас ожидать? Разговор один на один, в лесу. Стол накрыт на капоте служебной машины, водитель гуляет вда¬леке, темы принципиальные. А ты выпил две рюмки и «поплыл»? Кому такой проректор нужен?  (выделено мною –И.М.) Евгений Павлович какое-то время преподавал в Могилевской школе КГБ, поэтому «допрашивал» меня профессионально и с пристрастием. Если бы не школа Сенько подготовки к таким разговорам, я бы никогда не выдержал.» (2, с. -137).

Две рюмки – это камушек в мой огород. Я противник обильных возлияний и старался уклониться от употребления спиртного, иногда приходилось, но как меня не принуждали эту меру всегда знал, поэтому никогда на четвереньках не возвращался домой.

К этим испытаниям Радькова заранее готовил сват, занимавшийся кадрами в обкоме партии: «Геннадия Тимофеевича Игнатенко уважали как профессионала высокого уровня в кадровой работе. Безусловно, опыт у него был в этом деле большой, так как эти вопросы он вел в обкоме партии. Я только со временем понял, как аккуратно он меня учил тонкостям и особенностям системы подбора и расстановки кадров.» (1, с. - 24, 25)

Радьков восхищается (выражено восклицательными знаками – И.М.)  участниками соревнования за звание «Лучший выпивоха университета», который оспаривали Сенько и ректор Кудряшов. «Сенько дружил с ректором института Е. П. Кудряшовым. Оба – сильные, авторитетные, властные личности. Они встречались и неформально, бывало, что и выпивали. Дозу спиртного держать оба умели. В конце восьмидесятых Егора Егоровича избрали на Совете института в очередной раз деканом. Он не мог не отметить это событие, но после 1985, в связи с масштабной кампанией по борьбе в СССР с пьянством и алкоголизмом, официальные выпивки были опасны. Партком за этим следил сурово. Егор Егорович передо мной извинился, сказал, что отметит своё избрание тайно, у себя дома, только с ректором, вдвоём, даже без жён. И мне стало крайне интересно, сколько же спиртного они «поднимут»?

Утром, в половине восьмого, Сенько был уже в деканате. Даже внешне было видно, что посидели они основательно. Егор Егорович был молчалив. На мой вопрос, сколько же они вчера выпили, он не сразу, но всё-таки показал пять (!) пальцев и добавил, что шестую начали. И ведь с утра оба были на работе!» (2, с. - 136)

Раскрывает Радьков и методику работы с кадрами бывшего министра образования В.Стражева: «Встречаю в университете Министра образования В.И.Стражева. Он прибыл с деловым визитом, но выходит из машины возбуждённый, возмущённый, сразу заявляет:

- Радьков, еду к тебе в университет, по дороге в машине включаю радио и слышу, как твой проректор Мартынов обрушился на меня с критикой, что я не даю хода его монографии и, тем самым, препятствую внедрению проверенных, актуальных, крайне необходимых обществу методов воспитания юношей. Ты разберись, что у тебя за проректор!» (2, с. - 85)

Со мной разобрался дважды с нарушением законодательства новый ректор, как только в стране возродился аналог крепостного права – контрактная система.

Радьков же проводил со мной разъяснительную работу, как следует обращаться с начальством и упрекал меня в не компетентности.

Мною выложено в Интернете 50 статей по различным темам, в том числе по образованию, истории Великой Отечественной войны. Читатели разных стран досылают свои впечатления. Их можно найти в Интернете. Приведу некоторые из них.

 Неизвестная мне читательница Дава Аутрайт  опубликовала такой отзыв на статью «Призрак бродит по Европе в образе фашизма». «Попробую (с помощью детей) перевести этот материал на английский язык, такая благодатная тема.»

Придерживаясь принципа – оправдываться, только обвинять себя, но все же приведу некоторые факты.

В ноябре 1996 года в присутствии министра образования В.Стражева во время
первого визита Президента Лукашенко в родной институт я обратился к нему с просьбой остановить разворачивающуюся реформу образования, которая закончится провалом из-за недооценки значения математики в учебном процессе. Между нами состоялся продуктивный диалог (он зафиксирован телеоператорами), по результатам которого Президент предложил мне прислать свои предложения. В тот же день через охранника Бобылёва передал две заранее подготовленные статьи. Ответа не получил.

Кто скрыл от Президента эту информацию? 

В интервью журналу «Белорусская думка» («Там – всем воздастся по уму. А второгодников - не будет», № 9, 1999т., с. - 55-64) министр образования В.И.Стражев рекламировал написанный по заказу немецкими физиками учебник,  в котором яко бы, аккумулирован лучший опыт советской и немецкой школ. Министр путал два понятия, когда рисунок дополняет текст (чем была сильна советская школа) и рисунок, который заменят текст (чем отличалась и отличается немецкая школа). Протесты учителей, преподавателей вузов против данного учебника игнорировались.

Учителя этот учебник называли «физическим комиксом. Удивляет, что учебник получил министерский гриф, когда все члены, без исключения, научно-методического совета при Министерстве образования при обсуждении рукописи этого учебника категорически высказались против его издания во избежание дискредитации белорусской школы преподавания (Ю.Лещинский, «Не надо путать физику с лирикой», СБ, № 254, 1999.)

Этот «физический комикс» министерство вынужденно было убрать из школьного комплекта учебников, а денежки тю-тю.

В этом интервью Стражев не забыл и меня: «Статьи Мартынова я внимательно читаю. По одной простой причине: эти статьи написаны умным человеком, душой болеющим за дело. При этом высказываются здравые мысли, которые я учитываю, хотя в чём-то не соглашаюсь. Но дело только выигрывает, когда умные оппоненты.»

Очевидно Стражев полагает  учётом моих научно-педагогических наработок, что  трижды снималось издание  монографий моих материалов, которые прошли экспериментальную проверку в экспериментальных школах  Академии педагогических наук СССР (единственные из Белоруссии за всю историю существования Академии), а также вместе с М.Круглеем не допустил издание школьных учебников по математике с моими дополнениями, начиная с 1994 года («Зборнік нарматывных дакументаў Міністэрства народнай адукацыі», № 6-7, 1991г., с. -55-56).

 Ознакомиться на практике с применением моих материалов в Кадинской школе Могилёвского района к учительнице Потёмкиной Валентине Ивановне приезжали педагоги со всех уголков Советского Союза. Министр образования Михаил Иванович Демчук, навестивший школу, был ошеломлён, когда ему предложили побеседовать с ученицей пятого класса, которую хотели уже отправить учиться во вспомогательную школу, а она стала к концу учебного года заниматься на твёрдую четвёрку при пятибалльной системе оценок. Ему показали и математические сказки с иллюстрациями, которые сочинили дети. Он на месте раздал распоряжение. Жаль, что он вскоре пошел на повышение.   Об этой школе и нашем опыте писали  всесоюзные и республиканские газеты, показывали неоднократно по телевидению: «О Кадинской школе заговорили, и в апреле прошлого года здесь побывал министр народного образования БССР М. И. Демчук. Что же так восхитило Михаила Ивановича? То, что и всех тех, кто хоть раз побывал здесь. Он увидел в Кадинской школе живое воплощение мечты Мартынова — не «маленьких старичков», тяжело вздыхающих при получении очередной порции знаний, а по-настоящему увлеченных учебой детей. Детей, которым не в тягость математика, детей с хорошо развитой памятью: Я сам видел записку, которую министр адресовал руководителям облоно и Могилевского института усовершенствования учителей: «Прошу организовать издание книги и внедрение эксперимента т. Мартынова И. И.» И от руки — «Я — свидетель эксперимента!» («И двадцать лет спустя мало кого интересует разработки учёного-педагога И.И.Мартынова, хотя дело и вроде бы сдвинулось с мёртвой точки…» Андрей Дементьевский, спец, корр. «Знамени юности». № 97, 1990 г.)

Почему же Стражев не пожелал со мною встретиться и поговорить, хотя обещал? Почему, приезжая в институт и проводя совещание с ректоратом, меня, проректора, ни разу не приглашали?   

Вот об этих безобразиях, творимых в Министерстве образования я рассказал по радио в открытом эфире передачи «Разговор по существу», дважды обращался к Президенту: «Уважаемый Александр Григорьевич1 Управляемо ли наше государство?»

Последовала реакция - передачу закрыли несмотря на письма протеста слушателей, всех членов редакции уволили.

Не на баррикадах и не в кабинетах решается судьба государства, а в школе учителем. Как убедительно показано в трёхтомной монографии Ю.М.Колягина (академик АПН СССР- И.М.), О.А.Савиной, О.В.Тарасовой «Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль», изданной в 2007 году в Орле. В ней через призму образования прослежена судьба России, начиная с древних времён – периоды её ослабления начинались с провалов в образовании, ослабления математической линии, отрыв от национальной почвы. Например, в конце 19 века в богословских заведениях значительно сократили и упростили преподавание математики. В результате, учёба стала трудной, некоторых студентов пришлось оставлять на второй год, участились забастовки студентов. В партии эсеров-террористов было много недоучившихся студентов богословских заведений.

Радьков же пытается доказать, что я хочу возродить школу образования и воспитания времён Ивана Грозного (2, с. - 85). Почему он этого не сказал, когда я его возил  наяву увидеть  школу-радости – СШ  № 1 г. Чаусы? И почему не нашлось в университете специалиста заменить меня на Могилёвском телевидении в передачах «Родительский час», когда я её покинул после обвинения меня в не компетентности уже на  страницах     Университетской газеты». Я считал, что университет - это не только научно-образовательное учреждение, а ещё и просветительное. Жители города должны знать в лицо не только оппозиционеров университета.

Руководство Китая, если бы руководствовались пожеланиями Радькова или его трудами, то их бы школьники не занимали первое место в мире по всем учебным предметам. 

В Южной Корее, с наиболее «продвинутой» всепроникающей цифровизацией образования и всей жизни, среди молодежи массово распространились психические отклонения, утвердились компьютерная зависимость, игромания, отрицание семьи, государства, уход из реального мира в социальные сети… Пример Южной Кореи и Японии вынудил китайское руководство самым жёстким образом ограничить пребывание учащейся молодежи в социальных сетях (Тик-Ток не более 40 минут в день). Резко сокращено время компьютерных игр. Китайское национальное государство всеобщим контролем решительно и последовательно вынуждает молодежь вести здоровый образ жизни в системе традиционных национальных ценностей.

В Китае создаются новые школьные курсы, в котором девочек учат быть хорошими матерями, а мальчиков – быть мужественными и сильными. КПК требует от китайского юношества «революционного и воинственного духа».

Китайская система школьного образования будет уделять особое внимание патриотическому воспитанию, а также преподаванию истории Китая с учетом стремления страны занять центральное положение в мире.

Введён жесточайший контроль за социальными сетями, поскольку КПК считает, что
соцсети разрушительны и мешают людям общаться друг с другом в реальной жизни. Одним указом сразу ликвидировано 7 ведущих интернет-компаний.

Проведена реформа образования. Введён запрет на частное обучение, запрет на иностранных учителей, не являющихся постоянными жителями Китая, запрет деятельности компаний, которые занимаются внешкольным обучением.

У Радькова не нашлось другой краски, кроме чёрной, чтобы описать армейскую жизнь от маршала до рядового.

«В Советской Армии рядовой получал ежемесячное денежное довольствие в размере 3 р. 80 копеек. Получив его первый раз, я немедленно направился в солдатский буфет. И остолбенел: на витрине были бутерброды с икрой и красной рыбой, заливные языки, пирожные разных видов, дефицитные конфеты... Увидев мою растерянность, буфетчица рассмеялась:

— Солдатик, не удивляйся, ждем маршала Гречко. Он уедет, и все станет как обычно.

Так и получилось.» (1, с. – 50)

«В 1973 году Белорусский военный округ должен был посетить Министр обороны СССР маршал А. А. Гречко. Ждали его и в нашем артиллерийском полку 120-й дивизии. Все приводилось в идеальный порядок — техника, казармы, строевой плац, построили даже новый клуб. Но как только стало известно, что в нашу часть действительно едет маршал, нас всех по тревоге стали выводить в ближайший лес, чтобы солдаты не попались на глаза высокому начальству. На что мой взводный, лейтенант Котляр, заметил: «Маршал Гречко, наверное, последний раз воочию видел солдат и красноармейской форме, в будёновках, их же всё время  от него прячут.» (1, с. – 55, 56)

А разве вы, уважаемый Александр Михайлович, всю свою сознательную жизнь не занимались лакировкой действительности,  доведя до совершенство умение пускать пыль в глаза и выставлять себя  в наилучшем виде. В этом виде деятельности  вы прошли хорошую школу у М.А.Авласевича. 

Радькову не нравится, по его мнению, упрощённая лексика офицеров армии. «У военных своя, специфическая терминология, которую они автоматически переносят со служебной в бытовую обстановку (эта специфика присуща всем специалистам). Вот пример словарной лексики майора Александра Обравита, моего соседа:
— вместо слов «роща», «бор», «хмызняк», «кусты» он всегда говорит «лесной
массив»;

— озеро, пруд, река — водоем;

— город, село, деревня, хутор — населенный пункт;

— кеды, лыжи, рюкзак, клюшка, мяч, ракетка — спортивный инвентарь;

— завтрак, обед, ужин — прием пищи.

Мои попытки разнообразить этот военный лексикон особых результатов не дали. Даже наоборот — я сам стал использовать данную лексику.» (1, с. – 61)

Радьков так и не понял, что в армейских уставах каждое слово на вес золота. Я служил в танковых войсках  после первого курса  аспирантуры и до сих пор знаю,  что для танкистов   главное не вид водоёма, будь то река, озеро или даже большая лужа. Чтобы двигаться успешно вперёд, следует разведать не вид водоёма, а его глубину и состояние дна, что позволяет соответствующим образом подготовить танки. Также для танкистов главное не вид кустарника, деревьев леса, а их толщина, чтобы решить – двигаться на прямую или искать другой путь.

Радьков описывает беспомощность командного состава в работе не только с рядовым составом. Его суждения трудно даже комментировать. «В нашей батарее служил рядовой Титов, из Томска. Хороший — открытый, отзывчивый парень. Меня в нем поражала одна особенность. Он единственный из нас легко «крутил солнце» на перекладине. Мы все смотре¬ли на это с восхищением! Но совершенно игнорировал зарядку. Прятался, ругался со старшиной, получал за это наказания, но на зарядку не выходил по утрам принципиально.» (1, с. - 53)

Такой солдат не одинок: «К сожалению, не помню фамилию этого солдата. Знаю, что он был из Сибири, в целом, нормальный парень, но когда стал «дедом», перестал подчиняться даже офицерам. Нашего молодого командира батареи лейтенанта Медведева это просто бесило: он его гонял в наряды, ругал при строе, пытался посадить на гауптвахту (а там всегда было занято) — ничего на этого бойца не действовало.»

Какой же совет дал командиру будущий светила педагогики: «Но я заметил, что он превосходно рисует, и предложил комбату не трогать его. Поручить рисовать «Боевой листок». И так сложилось, что я писал тексты, а он рисовал.

Этот проект закончился великолепно. В нашу часть приехал проверяющий из политуправления военного округа, из Минска. Увидел наши боевые листки, объявил комбату благодарность за отличную воспитательную работу с личным составом, все экземпляры «Боевого листка» собрал и забрал с собой. Мне по секрету сказал, что построит на этих материалах свою кандидатскую диссертацию!» (1, с.. - 61)

После такого описания армейской жизни Радьков делает вывод со своей логикой его обоснования. Она пространна, но чтобы меня не обвинили в искажении авторской мысли, приведём её целиком.

«Дедовщина в армии была всегда. На мой взгляд, она естественна, поэтому неизбежна. Военная служба предполагает строгую, даже жесткую дисциплину — во время боевых действий командир обязан приказывать идти солдатам в бой, хотя даже они понимают, что могут погибнуть. Офицеры, добиваясь должной дисциплины, опираются на младших командиров, а те, в свою очередь, на старослужащих. Последние, или «деды» — это опытные, обученные, уже непосредственно почувствовавшие правила и требования армейской жизни солдаты. Они, как и все люди, разные, и задача командиров, опирающихся на них, — не допустить перекоса в отношениях «дедов» с остальными солдатами.

В мою бытность  солдатом я видел и сразу принял особенности отношения к старослужащим: они не привлекались к работам по уборке территории или казармы, не ходили в наряды по кухне, позволяли себе вольности в ношении форменной одежды и при этом вели себя до¬вольно высокомерно (иногда до обидного) по отношению к молодым солдатам. Поначалу меня даже коробило, что «деды» забирали себе лучшие куски мяса за обедом, больше брали себе масла. Но во время учений, проверок, когда надо было показать не только свою выучку, но и уровень подготовки всего подразделения, старослужащие были впереди. Они и сами старались, и помогали, поддерживали, прикрывали остальных. Может быть, поэтому офицеры на какие-то их излишние «шалости» ж закрывали глаза. Приведу, на мой взгляд, классический пример взаимоотношений «дедов», «котелков» (средний срок службы) и «салаг».

Наша батарея регулярно назначалась дежурной для разгрузки поступающего в дивизию по железной дороге оборудования и строительных материалов. Чаще всего разгружали вручную в сыпучем виде цемент и известку. Работа тяжелая, пыльная, цемент потом выходил из кожи дней десять. Наш прапорщик формировал команду из «дедов», «котелков» и «салаг» ровно по одной трети. Молодые трудились в вагоне, в самом «аду». «Котелки» — вне вагона, грузили цемент на автомобиль. А старослужащие вообще не работали. Их задачей было раздобыть вина и закуски к нему. Все поровну скидывались, «деды» оценивали обстановку, находили магазин, закупались, продумывали, как избежать патруля и накрывали стол. Всем: и «салагам», и «котелкам» и «дедам», и прапорщику — наливали поровну! За столом все были равны, и все были довольны!

«Старики», безусловно, лакомились из посылок, которые приходили молодым, но никогда все не забирали. Я, например, замечал, что некоторым «салагам» даже нравилось состояние «угнетенности» со стороны «дедов». Но до поборов, тем более денежных, никогда не доходило.

В 2017 году всю Беларусь всколыхнуло дело солдата Александра Коржича. Его труп нашли в подвале военной части, где он служил. Долго шло следствие — он сам покончил с собой или его повесили. Но было достоверно установлено, что сержанты и старослужащие регулярно отнимали у него и других молодых деньги. Деньги и их добыча в современном мире стали главной целью. Следовательно, и отношения  надо менять, даже в армии. (1, с.  57-59)

Что мешало Радькову прозреть раньше и принять упреждающие меры по предупреждению подобных трагедий?

Поражает, что Министерство информации заказало (возглавлял его Алесь Карлюкевич), а издательство “Мастацкая літататура” напечатала не мемуары, как обозначено,  а пособие для начинающих алкоголиков (почему никто из чиновников не возмутился???). Очень жаль, что редакция “Настаўніцкай газеты” разместила на своём сайте большой отрывок  мемуаров Радькова с хвалебными отзывами. Объявление 5 сентября 2021 года лауреатами Национальной литературной премии  в рамках Дня белорусской письменности, который проходил в Копыле, А.Радькова и А.Карлюкевича (учредители премии — министерства информации, культуры, образования и Союз писателей Беларуси) позволяет предположить, что власти не владеют обстановкой в министерствах и подведомостных им организациях, в недрах которых наиболее сильны оппозиционные настроения. А от работы этих министерств и организаций зависит духовное здоровье нации.

И ещё одно предположения можно сделать. Становится понятным – почему мои письма, аналитические записки на имя Президента, Правительства до их не доходили. А в них я давал анализ общественной жизни с предполагаемым развитием событий, которые со временем подтверждались. Поэтому я вынужден был и буду выкладывать свои статьи на сервере «Проза.ру». Читатели поймут их содержание даже из название некоторых из них:

1. Кто готовит Майдан в Белоруссии? Выложена 28 марта 2017 года.

2. Повторный Майдан в Белоруссии реален. Выложена 6 сентября 2020 года.

Такая судьба ждёт и эту статью. 
О времена! О нравы! А за Державу обидно!

Иван Мартынов,
проректор МГУ им. А.А.Кулешова в 1988- 2004 годах, член Центрального совета Международного Союза бывших малолетних узников, курирую вопросы патриотического воспитания.ван Мартынов,
 Награждён
1. Золотыми часами Председателем Московской областной Думы.
2. Памятной Грамотой   и Благодарственным письмом  «Фонда памяти полководцев Победы».
3. Памятной медалью  «Непокорённые» Российским союзом несовершенных узников фашистских концлагерей.
4. Почетным знаком Российского союза ветеранов
5. Медалью «75 лет Курской битвы»


Рецензии