О разложении партийной верхушки!..
Эти статьи написаны за два года до смерти "дорогого Леонида Ильича Брежнева". Поражает варварство,с которым относились к природе Среднего
Урала руководители местных промышленных предприятий, а также и верхнетагильские охотники-браконьеры, строившие свои тайные зимовья вблизи границ охранной зоны Висимского государственного заповедника, чтобы безнаказанно убивать лосей и всевозможную тамошнюю дичь.
Вместо того. чтобы помочь общественным инспекторам в их неравной борьбе с бандами рвачей, Кировградский ГК КПСС заклеймил их "злопыхателями" и "очернителями советской действительности"!?
Да, не забуду до конца жизни это позорное действо рьяных брежневцев местного разлива.
Они всячески выгораживали коммунистов-директоров, нарушающих законы. Ими были: бесцеремонный и грубый директор Кировградской птицефабрики А.Г.Холстинин, неисполнительные руководители Лёвихинского рудника В. А. Лопашин и Н. А., заместитель директора Кировградского завода твердых сплавов Н. С. Смольников, директор и главный инженер Верхнетагильской ГРЭС А. И. Винокуров и Ф. В. Писарев.
В обстановке полнейшего попустительства эти горе-руководители размахивали своими партийными корочками и срочно писали грозные опровержения на опубликованные в прессе статьи журналистов.
Ленинская партия быстро разлагалась, чтобы вскоре совсем прекратить своё существование...
Вл.Назаров
*********
1.ЭКОЛОГИЯ НА ЗАДВОРКАХ
Директор Кировградской птицефабрики А. Г. Холстинин искренне полагает, что любить природу можно исключительно во внеслужебное время. В суровых же трудовых буднях всякие там экологические проблемы только наносят вред делу.
— Я человек государственный, на мне планы, обязательства, — веско говорит Аркадий Григорьевич. — И если на их пути встает природа, то тем хуже для неё.
В позу безвинно оскорбленного встал директор птицефабрики, когда недавно Североуральское бассейновое управление оштрафовало его на 50 рублей за грубейшее нарушение Основ водного законодательства и водного Кодекса РСФСР.
ДЕЛО было так. Без разрешения государственной комиссии руководители птицефабрики приняли в эксплуатацию три новых птичника. Естественно, что на действующие очистные сооружения сразу легла двойная нагрузка. Но и с ними худо-бедно можно было прожить до ввода в действие (конец 1980 года) новых очистных сооружений. Однако эксплуатация природоохранного объекта велась из рук вон плохо, работа биологической очистки никем не контролировалась. И хотя в акте проверки от 27 марта 1979 года бассейновое управление предписывало руководству птицефабрики выполнить ряд мероприятий по улучшению очистки вредных стоков, они не были осуществлены. Подобная безответственность в немалой степени угрожала и здоровью людей — ведь из реки Тагил берут воду жители посёлков Белоречка и Лёвиха.
К сожалению, не только А. Г. Холстинин не представляет себе непоправимых последствий такого, с позволения сказать, «хозяйствования». «Городские сооружения хозбытовой канализации в Кировграде фактически не работают», — такой неутешительный вывод вынуждены были недавно записать в акте проверки представители Североуральского бассейнового управления.
Что это значит для природы, поясним на цифрах и фактах. В настоящее время в городской хозбытовой коллектор ежесуточно сбрасывается девять тысяч кубометров стоков, из них на очистные поступает 3,5 тысячи (фактически мощность очистных 2,3 тысячи кубометров в сутки, так как один из вторичных отстойников не построен). Но и действующие звенья очистных сооружений на день проверки оказались выведенными из строя, забитыми грязью и илом. Таким образом, хозбытовые стоки всего города сбрасывались почти без всякой очистки в грязную половину Шигирского озера, а частично и в Глухое озеро. И эта часть водоема превратилась в зловонную клоаку. От чистой половины озера она отделена тонкой насыпной дамбой, которую может прорвать любой паводок. А ведь водоем служит источником водоснабжения для города и соединён с рекой Нейвой.
Учитывая возрастающий дефицит драгоценной влаги, Североуральское бассейновое управление вынуждено было вынести постановление о сокращении забора свежей воды из Шигирского озера на химпроизводство Кировградского мелькомбината на 15 тысяч кубометров в сутки.
Не менее многострадальна и река Тагил, которую загрязняют, помимо птицефабрики, Кировградский медькомбинат и Верхнетагильская ГРЭС. Проверка показала, что на биологических очистных сооружениях Лёвихинского рудника (они, как и городские, принадлежат медеплавильному комбинату) по всем компонентам нужные нормы очистки не выдерживаются, а предписания бассейнового управления игнорируются. По вине руководителей Лёвихинского рудника В. А. Лопашина, Н. А. Немытых кислые шахтные воды без надлежащей очистки сбрасывались в реку Тагил в течение всего минувшего и нынешнего годов. Содержание меди и цинка в этих водах значительно превышает предельно допустимые концентрации.
Виновные, в том числе заместитель директора медькомбината А. И. Федоров, оштрафованы. Впрочем, только ли в штрафе дело? Помнится, в прошлом году были наказаны за загрязнение водоёмов заместитель директора Кировградского завода твердых сплавов Н. С. Смольников, директор и главный инженер Верхнетагильской ГРЭС А. И. Винокуров и Ф. В. Писарев. Но, как говорится, лишь немногим из них урок пошел впрок.
Длительное время на электростанции бездействует обесфторивающая установка стоимостью свыше миллиона рублей. По проекту она не была рассчитана на применение предприятием высокозольных экибастузских углей, поэтому с очисткой воды с повышенными концентрациями фтора не справляется. Особенно сильно им загрязняются Верхнетагильский и Вогульский пруды в паводковый период. При сбросе такой отравленной воды в реку Тагил жителям поселка Лёвиха употреблять её для питья категорически запрещается. В это время организуется подвозка влаги автоцистернами, как в безводной пустыне. Вопрос с реконструкцией установки всё решается.
Кроме промышленных предприятий, солидную лепту в истребление природы вносят и браконьеры, особенно из Верхнетагильского общества охотников и рыболовов, где председателем был И. С. Кузеев. В конце октября 1979 года в охранной зоне Висимского государственного заповедника был задержан с оружием сам председатель общества, слесарь той же ГРЭС. У него изъяты ружьё, охотничий билет, путёвка, удостоверение общественного охотинспектора. Длительное время И. С. Кузеев возглавлял бригаду по лицензионному отстрелу лосей. Получил он это право и в нынешнем сезоне, несмотря на протесты защитников природы.
Дня за два перед задержанием Кузеев и его заместитель Н. И. Ломаков (также работник ГРЭС) были в охотничьей избушке рядом с 146-м кварталом охранной зоны заповедника. Возле неё и поодаль обнаружены мясо, шкуры и головы пяти незаконно отстрелянных лосей. По следам на снегу удалось установить, что Кузеев с сообщником подходили к остаткам лосей на территории охранной зоны, возле одного сняли капкан на медведя. По всем этим и другим фактам злостного браконьерства возбуждено уголовное дело, ведётся следствие.
Прошедшей осенью кировградские охотники неоднократно задерживались в охранной зоне заповедника, многие с убитыми рябчиками, тетеревами, куницами. Однако это мало волнует председателя Кировградского общества охотников и рыболовов В. А. Галицких.
Все эти безобразия происходят на фоне полнейшего отсутствия какой-либо природоохранительной пропаганды в городе.
На наших глазах успешно развивается экология — наука об охране и восстановлении природы. Её начинают преподавать в университетах. Кировградцам надо добиться, чтобы забота об охране природы стала кровным делом не только для школьника или студента, но и для каждого руководителя, инженера, техника, рабочего.
Коллективный корреспондент «Уральского рабочего», общественный отдел по охране природы при редакции газеты «Кировградский рабочий»: А. ВШИВЦЕВ, внештатный инспектор Североуральского бассейнового управления; А. ПИСКУНОВ, общественный инспектор по охране природы, майор милиции; В. НАЗАРОВ, член президиума городского совета ВООП, общественный инспектор по охране Висимского государственного заповедника, заместитель редактора газеты «Кировградский рабочий».
Газета "Уральский рабочий"
Свердловск
1980 год
2.Тропами исследователей
СВОЕОБРАЗНА и неповторима природа Висимского государственного заповедника, раскинувшегося по обеим сторонам высокого хребта, разделившего собой два величайших континента — Европу и Азию.
По мнению учёных, именно различные геологические структуры создают столь богатое разнообразие растительности, среди которой резко выделяются первобытные тёмно-хвойные леса из ели и пихты. Их не касался топор человека, и они сохранили для нас огромное научное значение.
В этих лесах сосредоточена необычно богатая флора — свыше ста видов растений. И не случайно наука предполагает, что первобытные ельники — отголоски давно минувших геологических эпох.
В целом же в заповеднике произрастает около полутысячи видов различных растений. Почти тридцать из них занесены в Книгу особо охраняемых и редких растений Урала и Приуралья.
— Их-то мы и стремимся выявить, — рассказывает флорист-ботаник, старший научный сотрудник заповедника, кандидат биологических наук Лидия Викторовна Марина. — И не только выявить, но и принять все меры для сохранения реликтов...
Это всего лишь малая часть большой и важной работы, которую предстоит проделать в ближайшие годы. Конечная
цель — подробное обследование-инвентаризация всех растений и грибов в заповеднике, картографирование их местообитания, подсчёт биомассы, учёт древесных семян, ягодников и т. д. Будучи систематизированы и обобщены, эти первичные научные данные дадут возможность в будущем прогнозировать и моделировать природные процессы в интересах народного хозяйства.
Поэтому-то так старательно и увлеченно помогают своему руководителю практикантки-третьекурсницы Нижнетагильского педагогического института Инга Деревкова, Светлана Рубцова, Тамара Голубчикова, Галина Захарова. Они — будущие учителя-биологи, знать и любить природу просто обязаны. Поступили на химико-биологический факультет пединститута по велению сердца, многие родом из деревни.
Добросовестно и скрупулезно заносят в дневник наблюдений каждое новое встретившееся растение Галина Захарова и Тамара Голубчикова.
— Лидия Викторовна! А вот скерда болотная!.. — звенит голос Инги.
А Светлана наклонилась нал кочедыжником женским. Каждое растение надо подсчитать, пометить на карте район произрастания. Некоторые экземпляры берутся для гербария, фотографируются.
В мире растений вот уже третий сезон живёт и фенолог,младший научный сотрудник заповедника Ляйсан Магданова. Приехала сюда после окончания Казанского государственного университета. Поначалу уральская тайга поразила её своей суровостью, непохожестью на природу ласковой лесостепной Татарии, где светлые берёзовые колки редко разбросаны среди просторных полей и пастбищ, солнечных лугов.
— Сейчас вот эти громадные остроконечные ели приходят ко мне и во сне,—улыбается Ляйсан,—а вместо музыки— громкие трели и раскаты поселившегося рядом с зимовьем певчего дрозда...
На весь сезон (четыре—пять месяцев) «прописывается» Ляйсан в маленьком зимовье в 84-м квартале заповедника, отмеряя каждый день 15—20 километров по привычному маршруту: от одной площадки к другой. Трудности походной жизни, неустроенный быт не пугают девушку. Ова влюблена в природу, в свою профессию.
В. НАЗАРОВ, общественный охотинспектор.
Газета "Тагильский рабочий"
1980 год
На СНИМКЕ: верхнетагильский эколог-натуралист А.Н.Пискунов и студентки Нижнетагильского пединститута на горе Лубной.
Фото автора
Свидетельство о публикации №221111000374