Как появились Арлекин, Пьеро, Коломбина?

О неожиданных ракурсах этих образов


Есть у Поля Сезанна картина под названием «Пьеро и Арлекин».  Она привлекает своей загадочностью. Полотно завораживает. Надменный Арлекин в шляпе-треуголке скользящим шагом шествует по сцене. А за его спиной прячется Пьеро – скрытный и хитрый, явно не собирающийся откровенничать. Неясно также, люди изображены на полотне или куклы.

А сами персонажи – нечто архетипическое. Эти образы встречаются в разных видах искусства. Иногда их характеры меняются, однако герои узнаваемы (хотя порой не без труда). Имена их стали нарицательными. Но любопытно вспомнить, откуда они произошли.


Трусливый, как заяц

Началось всё с итальянской комедии дель арте и площадных представлений. Известен этот театр с XVI века. Спектакли были весьма своеобразными. Актёры импровизировали по ходу представления. Точного, заранее написанного текста не было – была лишь общая схема действия.

Персонажи делились на господ, слуг и влюблённых. За каждым героем были закреплёны особый костюм и маска. А интрига была весьма запутанной. Господа – надменный купец Панталоне, болтун Доктор – олицетворяли старый мир. Молодые влюблённые – нечто новое. А слуги воплощали народный юмор. Самые известные из них – Арлекин, Коломбина, Пульчинелла, Бригелла, Педролино. Они активно участвовали в перипетиях сюжета.

Арлекин первоначально был одним из слуг. Крестьянский юноша-простачок постоянно попадал в нелепые, комичные ситуации, вызывая смех зрителей. Костюм из разноцветных лоскутов говорил о его бедности и скупости хозяина. А на шляпе Арлекин носил заячий хвост – символ трусости.

Загадочно имя персонажа. Вероятнее всего, имя «Арлекин» произошло от слова Эллекенили. или Эрлекен – так называли предводителя сонма демонов. Как столь мрачные истоки послужили началом комедийного персонажа, к тому же первоначально безобидного – неизвестно.

Однако образ Арлекина на протяжении веков менялся. Комедия дель арте стала популярна и во Франции. Постепенно Арлекин превратился в  центрального персонажа, а от его трусости не осталось и следа. Даже костюм его изменился. Из покрытого заплатами одеяния превратился в элегантный наряд из правильных ромбов. Облагорожены внешний облик и характер персонажа во многом по причине того, что представления стали достоянием знати.

Коломбина – тоже загадочный образ. Само имя героини означает «голубка». Первоначально это была служанка в итальянской комедии дель арте. Но со временем, уже во Франции, она превратилась в возлюбленную Арлекина. А неудачливым соперником героя стал Пьеро – грустный и меланхоличный. История его не совсем обычна.


Мельник, ставший плачущим поэтом

Прототипом Пьеро послужил Педролино – снова  персонаж итальянской комедии дель арте. Первоначально, как и Арлекин, это был один из слуг. Педролино стремился пробраться на верхушку общество, для чего использовал показное добродушие. А на деле персонаж был ловким, изворотливым, хитрым. Лицо актёра было напудрено мукой, а выступал он без маски. Было это по причине необходимости работать с мимикой. Но ещё он олицетворял мельника – отсюда и набелённое лицо.

Пересмотрел образ французский актёр Батист Дебюро в начале XIX века. Под именем Пьеро выступал в роли несчастного влюблённого, отвергнутого дамой сердца (Коломбиной). Именно как меланхоличный поэт образ и стал популярен. Но на картине Сезанна персонаж не выглядит особенно печальным – напротив, кажется замышляющим что-то. Заставляет вспомнить о прототипе – плуте Педролино.


Хореографическая сказка

В 1900 году Мариус Петипа поставил балет «Арлекинада». Это произведение можно назвать шуткой гения. Изысканная хореография рисует чуть ироничную сказку.  Улыбки пронизывают это танцевальное полотно. Музыку написал Риккардо Дриго – мелодичную и очень соответствующую действию, пронизанному остроумием.

…Прелестная Коломбина стоит на балконе, печально вглядываясь вдаль (как некогда Медора в «Корсаре»).  Опекун Кассандр приказывает слуге Пьеро зорко следить за затворницей. Она любит бедного Арлекина, но к ней упорно сватается Леандр – весьма комичный дворянчик (похожий на Гамаша из «Дон Кихота»).

Шаловливая Пьеретта, жена Пьеро, выманивает у незадачливого супруга ключ и отпирает двери. Теперь Коломбине никто не помешает пойти на свидание! Недотёпа Пьеро же, похоже, сам не знает, кого слушаться, а кому помогать.

А вот и Арлекин. Он поёт серенаду Коломбине. Радости влюблённых нет предела! Но…

Трусливый Пьеро привёл Кассандра! Бедолагу Арлекина бьют и выбрасывают бездыханным с балкона! Того самого, где Коломбина ждала возлюбленного на свидание.

Но что это? Появляется волшебное видение! Это добрая фея. Не из стихов ли Пьеро она возникла? Он при всей своей трусости был поэтом.

Фея возвращает Арлекина к жизни и дарит ему волшебную палочку, которая не раз поможет нашему герою.

Тем временем приходит Леандр – жених, ненавистный Коломбине. Он, кажется, готовится петь серенаду? Кассандр насильно приводит свою воспитанницу на балкон.

Но тут появляется Арлекин – живой и невредимый! С помощью волшебной палочки он опускает на землю высокий балкон, где стоит Коломбина. Девушка оказывается в объятиях возлюбленного! Они устремляются на весёлый карнавал.

Вот только туда же Кассандр приводит Леандра – не без помощи Пьеро. И тут уже всё готово к бракосочетанию. Вдруг на месте нотариуса оказывается фея. Кассандру ничего не остаётся, как благословить Арлекина и Коломбину. Счастливые влюблённые радостно танцуют свой свадебный дуэт.

… В искусстве персонажи комедии дель арте возникают постоянно. Характеры их меняются,  появляются новые нюансы. Создатели произведений импровизируют с этими героями – порой трудно угадать, в какой ипостаси они предстанут в очередной раз. Но часто бывает и так, что каждый зритель видит в них нечто своё, неизвестное другим. Они будят фантазию. И заставляют видеть мир по-новому.

******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни»


Рецензии