Возмездие. Сериал. 16 серия

 © 2011. АНДРЕЙ КАРЕЛИН


1. НАТ. У ИЗБЫ. ВЕЧЕР

Фигура МЕЛЕТИНЫ ИВАНОВНЫ, дородной крестьянки лет 55-ти… появилась на пороге избы… ТАНЯ лежала у крыльца в снегу… Она была без сознания. Голод и усталость сделали свое дело.
Увидев ТАНЮ на земле, МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА всплеснула руками и бросилась к ней с криком:

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Господи! Танечка!

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА попыталась поднять Таню самостоятельно, но крестьянка была слишком стара, обернувшись, она истошно прокричала сыну.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Трофи-и-им!

В сенях избы раздался шум. На пороге появился ТРОФИМ, который всматривался в темноту и кутался в кожушок.
Босой ТРОФИМ бросился на помощь матери, МЕЛЕТИНЕ ИВАНОВНЕ…

ТРОФИМ
Сейчас… Сейчас… Говорил я тебе, мать, что намучаемся мы с ней…

В лице ТАНИ не было ни кровинки… Казалось, что она не дышала.
ТРОФИМ кое-как подхватил ее на руки и потащил в избу.

2. ИНТ. БАРАК. ВЕЧЕР.

Несколько урок, лежа и сидя на нарах, затянули блатную песню:

УРКИ
Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно...

Голоса звучали стройно, и скрытая тоска просвечивала, казалось, в каждом из этих подкрашенных лиц.
МОЛОДОЙ УГОЛОВНИК, «гостящий» после отбоя в женском бараке, криво усмехаясь, направился к ПОДШИВАЛОВОЙ, соседке ЛЕЛИ…
ПОДШИВАЛОВА демонстративно отвернулась и залилась соловьем, покачиваясь в такт напеву…

ПОДШИВАЛОВА
(напевает). Дни и ночи часовые стерегут мое окно.
 
МОЛОДОЙ УГОЛОВНИК
(игриво). Чего зенки воротишь? Покажь рыльце! Сестренку мою Вальку ты мне напомнила…

ПОДШИВАЛОВА презрительно, с большим недоверием посмотрела на МОЛОДОГО УГОЛОВНИКА.

ПОДШИВАЛОВА
(иронично). Где же теперь «сестренка»? Тебя, что ль, с кичи дожидается с дитями?

МОЛОДОЙ УГОЛОВНИК заржал и махнул рукой.

МОЛОДОЙ УГОЛОВНИК
Эх, не спрашивай… Вся-то наша жизнь шатание бесприютное!

ПОДШИВАЛОВА хмыкнула и ответила тем же презрительным тоном.

ПОДШИВАЛОВА
Так-то оно так. Ну, а от меня держись лучше подальше: потому — занята. Не про вашего братца мое рыльце. Проваливай!

МОЛОДОЙ УГОЛОВНИК скривился, засунул руки в карманы рваных штанов и через губу бормотнул.

МОЛОДОЙ УГОЛОВНИК
А я и так проваливаю. Зря напутствуешь.

ПОДШИВАЛОВА потянулась, закинула руки за голову и вздохнула.
…В эту минуту глаза ее остановилась на ЛЕЛЕ, которая повязывалась косынкой перед обломком зеркала.
ПОДШИВАЛОВА скривилась и спросила язвительно.

ПОДШИВАЛОВА
К ха-ахалю опять?

ЛЕЛЯ испуганно посмотрела на нее, словно уличенная в чем-то и быстро ответила.

ЛЕЛЯ
Женя, я вас уже несколько раз по-товарищески просила не заговаривать со мной на эту тему...

ПОДШИВАЛОВА многозначительно переглянулась с товарками и сказала ЛЕЛЕ.

ПОДШИВАЛОВА
Ну, ступай, ступай! Кажинный по-своему с ума сходит.

ЛЕЛЯ направилась к выходу.

ПОДШИВАЛОВА
(ей вслед). Только смотри – осторожней будь!

ЛЕЛЯ обернулась и удивленно посмотрела…
…на ПОДШИВАЛОВУ, за спиной которой были видны глаза УГОЛОВНИЦ, иронично посматривающих на ЛЕЛЮ.

ЛЕЛЯ
Ты это о чем?

ПОДШИВАЛОВА
(резко). Да о том, что все мы люди трудящие… Никто не захочет среди ночи твоему байстрюку пеленки стирать…

Дурацкая и грубая шутка ПОДШИВАЛОВОЙ прошла «на ура».
БАРАК ответил ПОДШИВАЛОВОЙ взрывом хохота.
ЛЕЛЯ беспомощно искала глазами МАГДУ, но ее, как назло, не было.
ЛЕЛЯ, стараясь изо всех сил не расплакаться, вышла из барака.


3. ИНТ. ИЗБА. ВЕЧЕР 

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА била ТАНЮ по щекам…
…ТАНЯ  немного пришла в себя.

ТАНЯ
(слабым голосом). Что… что со мной…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА вытерла набежавшую слезу.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Господь Вседержитель… Упала… Тростиночка моя… Хорошо, что я заметила… что с тобой, Танюшка?

ТАНЯ улыбнулась через силу.

ТАНЯ
Голова немного кружится…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА взяла со стола маленькую миску с тюрей…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
От голода, обморок у тебя! Есть тебе надо!

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА размешала тюрю ложкой и протянула ТАНЕ…
…ТАНЯ с большим трудом оторвала голову от подушки, потянулась навстречу еде… И вдруг от входа в комнату раздался скрипучий голос.

ТРОФИМ
…надо.  И работать надо, а не наш хлеб жрать…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА вздрогнула. Ложка с тюрей упала на пол.
ТАНЯ, обессиленная, откинулась на подушку.
ТРОФИМ стоял на пороге, с интересом читая газету «Правда» за 1927 год, он сложил газету и произнес…

ТРОФИМ
И за постой, гражданка Казаринова, вы два месяца не платили…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА попробовала взять на себя роль громоотвода.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Тимошенька, плохо ей, чего уж…

ТРОФИМ бросил газету и начал надвигаться на мать.

ТРОФИМ
Плохо?

…внимательно и участливо спросил он.

ТРОФИМ
…а кому сейчас хорошо?

ТРОФИМ взял из рук МЕЛЕТИНЫ ИВАНОВНЫ тюрю, убрал на стол.

ТРОФИМ
…как говорит наш председатель, работать надо, а не играть в христосиков.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
(робко). …ты ведь сам…

ТРОФИМ
(резко). Я – инвалид гражданской войны… У меня справка есть…

Со злостью глядя на ТАНЮ.

ТРОФИМ
У меня четверть печени под Киевом… Вот из-за таких вот графьев…

Где-то снова заплакала СОНЕЧКА.
ТАНЯ устало повернула голову в сторону своего угла в этой негостеприимной избе и поняла, что встать она не сможет…
ТРОФИМ брезгливо поморщился…

ТРОФИМ
…опя-ать двадцать пя-ать… развели визг круглосуточный…

С негодованием ТРОФИМ вышел.
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА поспешила за ним…
До ТАНИ донеслись голоса.

ГОЛОС ТРОФИМА
Чтобы завтра или была оплата… Или духу ее здесь не было!!!

ГОЛОС МЕЛЕТИНЫ ИВАНОВНЫ
Я уж и жалею, что на тебя избу отписала… Зверь ты, Трофим… Зверь! Че творишь-то?!

ТРОФИМ громко хлопнул дверью и ушел…
ТАНЯ увидела его краем глаза в окне…
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА вошла, держась за сердце, тихо опустилась на лавку…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Не знала я, что такую гадину выращу… не знала…

ТАНЯ прикрыла глаза…
…Не глядя на крик ребенка, она начинала дремать…
 

4. НАТ. У БАРАКА. ВЕЧЕР.

ЛЕЛЯ шла по лагерной дорожке, на лице ее светилась радость от предстоящей встречи с ВЯЧЕСЛАВОМ.

5. ИНТ. БАРАК-БОЛЬНИЦА. ВЕЧЕР.

Тесное помещение ДЕЖУРНОГО ВРАЧА…
...топчан, белый больничный шкафчик и стол.
Свидания происходили обычно здесь, в те дни, когда среди дежурного персонала не было таких, в ком можно было заподозрить предателя. В распоряжении были считанные минуты; туго натянутые нервы каждую минуту ожидали тревожного сигнала в виде предостерегающего стука в дверь; тем не менее, иногда удавалось относительно спокойно побеседовать шепотом, лежа рядом на топчане, где лежали сейчас ЛЕЛЯ и ВЯЧЕСЛАВ…
ЛЕЛЯ устало закрыла глаза, пристроив голову на плечо ВЯЧЕСЛАВА.
ВЯЧЕСЛАВ поцеловал ее и сказал.

ВЯЧЕСЛАВ
(нежно). Вижу, Аленушка, что измучилась ты… работа под конвоем — дело нелегкое. В этом отношении мы в привилегированном положении. Наша работа особая, хоть и тяжелая. Надо попытаться устроить тебя к нам в палаты санитаркой. Мыть полы и подавать судно придется, зато не будешь под конвоем.

ЛЕЛЯ испуганно передернула плечами и огляделась.

ЛЕЛЯ
Только не в инфекционное устраивай. По мне всякий раз судорога пробегает, когда надо переступать порог. Приходить к тебе я не перестану: минуты с тобой — моя единственная радость, но работать у заразных не хочу.

ВЯЧЕСЛАВ обнял ее еще крепче.

ВЯЧЕСЛАВ
Поговорю с врачами…  (Иронично усмехнулся). А мы привыкли все — не боимся. (Словно пугая ЛЕЛЮ, «ужасным голосом»). Сме-ерть — ста-арая штука!

ЛЕЛЯ приложила руку к его губам.

ЛЕЛЯ
(тревожно). Тише, милый! Есть вещи, о которых не надо...

За дверью раздался шум…
ЛЕЛЯ испуганно подхватилась, посмотрела на двери…
ВЯЧЕСЛАВ удержал ее…

ЛЕЛЯ
Скажи мне… тот старик в сенях… кто?

ВЯЧЕСЛАВ успокоительно посмотрел на ЛЕЛЮ, пригладил ее волосы.

ВЯЧЕСЛАВ
Странный дядька… Я не знаю, что о нем думать! Он верующий… В прошлом — хирург, и здесь поставлен заведовать хирургическим отделением. Я в первый месяц попал в операционную под его начальство. (Усмехнулся). Злился я спервоначалу: крестит каждый подаваемый ему инструмент; прежде чем делать надрез, произносит: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!». А понемногу пригляделся — держится, вижу, с достоинством, оперирует, прямо скажем, блестяще; весь штат его уважает...

ЛЕЛЯ удивленно посмотрела на ВЯЧЕСЛАВА..

ЛЕЛЯ
Что же начальник лагеря? Не знает? Или не против?

ВЯЧЕСЛАВ
(усмехаясь). Слушай дальше… В одно утро шасть к нам гепеушники: ты как смеешь, такой-сякой, религиозной пропагандой тут заниматься? А он им этак спокойно: без крестного знамения оперировать не стану; снимайте с работы вовсе, если угодно! Ну, схватили его и поволокли в штрафной. А тут как раз слегла с острым аппендицитом супруга одного из крупных начальников. Выяснилось, что операцию доверить желают только Луке – так его зовут. Спешно тащат его назад. Подходит к операционному столу, как ни в чем не бывало и опять крестит инструменты, а наши хозяева молча проглатывают пилюлю. Тут уж я радовался со всем штатом его возвращению. Друзья мы теперь.

ЛЕЛЯ провела рукой по его волосам.

ЛЕЛЯ
Милый, как они могли обвинить в контрреволюции тебя и упрятать в это Богом забытое место…

ВЯЧЕСЛАВ закурил, огонек папиросы пыхнул во тьме…

ВЯЧЕСЛАВ
Эх, кабы дело заключалось во мне одном! А то сама ведь видишь… Вот Ропшин, мой новый товарищ…

ВЯЧЕСЛАВ стряхнул пепел и с горечью посмотрел на ТАНЮ.

ВЯЧЕСЛАВ
…обвинен за то только, что сказал где-то, будто бы стихи Гумилева предпочитает стихам нашего Маяковского. А то так работает у нас санитаркой девушка — ей и всего-то шестнадцать, — они с несколькими другими школьниками в глухом сибирском городке составили самостоятельный кружок по изучению истории партии, да совместно пришли к выводу, что генеральная линия партии допустила целый ряд непозволительных ошибок. Все приговорены к лагерю, прежде чем сделались выпускниками. Вот куда нас завела бдительность. Не поверил бы, если б услышал со стороны... Людей жаль, а дела еще больше! Это все нашим врагам на руку. Товарищ Сталин может загубить работу стольких лет! Знаешь, я не жалею, что попал сюда, — кое-что понял новое.

ЛЕЛЯ слушала голос ВЯЧЕСЛАВА, всматривалась в его глаза, рассматривала первые морщины, которые появились на его лице…

ЛЕЛЯ
Милый, ты теперь совсем иной…

…в глазах ее читалось восхищение молодым человеком.
Где-то на улице закричали… Послышался звук удара, крики КОНВОИРОВ…
ЛЕЛЯ вздрогнула… стала говорить тише…

ЛЕЛЯ
Когда ты так говоришь, ты кажешься мне таким же героем, каким Тане казался Николай.

ВЯЧЕСЛАВ улыбнулся, шутливо нахмурился, затем сказал серьезно.

ВЯЧЕСЛАВ
Зачем ты сравниваешь? Что может быть общего между царским гвардейцем и мной? Романтического во мне, ей же Богу, ничего. Это мы оставляем для господ офицеров. Я человек будней.

ЛЕЛЯ
(запальчиво). А вот и неправда! Я лучше тебя знаю, какой ты. Мы с тобой могли бы быть очень счастливы...

ВЯЧЕСЛАВ приобнял и поцеловал ЛЕЛЮ.

ВЯЧЕСЛАВ
А разве мы не счастливы? Разве для счастья так уж необходимы безопасность и кровать? Я, по крайней мере, счастлив. А… ты?

ЛЕЛЯ задумчиво посмотрела на ВЯЧЕСЛАВА и, не говоря ни слова, поцеловала его.
ВЯЧЕСЛАВ восхищенно посмотрел на ЛЕЛЮ.

ВЯЧЕСЛАВ
Подожди, мы с тобой еще и на воле поживем! У нас сынок когда-нибудь будет.

Чахоточный румянец заливал лицо ЛЕЛИ, она слабо улыбнулась.
ВЯЧЕСЛАВ встревожено посмотрел на нее.

ВЯЧЕСЛАВ
Вот только здоровье твое меня тревожит. Вынимай градусник.

ЛЕЛЯ достала градусник, предъявила ВЯЧЕСЛАВУ.

ВЯЧЕСЛАВ
(недовольно). Опять тридцать семь. Как бы, в самом деле, не было легочного процесса.

ВЯЧЕЛСАВ услышал, как громко хлопнула входная дверь.
ЛЕЛЯ вздрогнула.
ВЯЧЕСЛАВ помог ей подняться…
…Тотчас кто-то настойчиво стал рвать ручку двери, за которой притаились наши герои.
ЛЕЛЯ вопросительно, с ужасом в глазах, посмотрела на ВЯЧЕСЛАВА.
Из-за двери послышался голос с ярко выраженным кавказским акцентом.

ГОЛОС АЙЗЕРА
Эй, есть кто живой? Открывай!

ВЯЧЕСЛАВ успокоительно поднял руку, пресекая панику, которая начиналась у ЛЕЛИ, подвел ее к другой двери.

ВЯЧЕСЛАВ
(шепотом). Иди по коридору… Через 10 метров сверни направо… Там запасной выход у инфекционного отделения… Он ведет к женскому бараку…

Вновь резкий стук в дверь…

ГОЛОС АЙЗЕРА
Доктор, уснул или что? Открывай!

ЛЕЛЯ быстро поцеловала ВЯЧЕСЛАВА.

ЛЕЛЯ
Береги себя, любимый мой…

…и выскользнула через вторую дверь…
…ВЯЧЕСЛАВ, окрыленный поцелуем, быстро взъерошил волосы, направился к двери, хрипя, словно спросонок…

ВЯЧЕСЛАВ
Сейчас… Сейчас отворяю!

На пороге стоял АЙЗЕР, который быстро прошел в комнату, огляделся…
Видя удивленный взгляд ВЯЧЕСЛАВА, АЙЗЕР показал окровавленную руку, костяшки пальцев были разбиты… 

АЙЗЕР
Бинт надо… Йод надо…

ВЯЧЕСЛАВ кивнул головой, доставая бинты и йод.

ВЯЧЕСЛАВ
Где это ты так костяшки себе разорвал? Никак зубы кому выбил…

АЙЗЕР
(усмехнулся). Много будешь знать, плохо будешь спать…

ВЯЧЕСЛАВ бинтовал руку АЙЗЕРУ.
Взгляд АЙЗЕРА упал на кровать, где лежала заколка ЛЕЛИ.
АЙЗЕР все понял и смотрел на ВЯЧЕСЛАВА, хитро прищурившись.
 

6. НАТ. У ДОМА БРИГАДИРА. СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО.

ТАНЯ, немного оправившаяся от голодного обморока, решилась на отчаянный шаг, - переговорить с местным колхозным бригадиром…
Она подошла к добротному деревенскому дому, робко постучала в двери…
…Отворила ПРАСКОВЬЯ, высокая дородная баба лет 35-ти, жена БРИГАДИРА. Осмотрев ТАНЮ придирчиво, с головы до ног, ПРАСКОВЬЯ грубо спросила:

ПРАСКОВЬЯ
Чего нужно?

ТАНЯ
Здравствуйте, мне бы бригадира…

ПРАСКОВЬЯ недовольно наморщила лоб, но, все же, сказала.

ПРАСКОВЬЯ
Сейчас позову…

ТАНЯ дрожала от мороза…
…когда на пороге, кутаясь в толстенный кожух, появился сам БРИГАДИР.
…ТАНЯ приветливо улыбнулась ему.

БРИГАДИР
Добрый день, Кузьма Алексеевич!

ТАНЯ, как научила МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА, низко поклонилась, полагая, что это будет уместней протянутой руки, с которой крестьяне никогда не знали, как им поступать.
БРИГАДИР молча вопросительно смотрел на ТАНЮ…
ТАНЯ, поняв, что ни приветствия, ни вопроса о цели визита от БРИГАДИРА она не дождется, заговорила сама:

ТАНЯ
Я вас хотела попросить... Очень трудно мне... Не можете ли вы уступить... продать... мешок картошки? Может, у вас в колхозе есть лишняя? Я рассчитаюсь, как только получу деньги. Если же нельзя мешок, хоть два или три кило... Я и крупе рада буду... Мне детей кормить нечем.

Даже дыхание зашлось у ТАНИ в груди — таких усилий стоила ей эта маленькая речь. Бригадир молчал, оглядывая ее недоброжелательным взглядом.

БРИГАДИР
(хмыкнув). Диковинная ты, Татьяна Всеволодовна! За дурака ты меня, что ли, почитаешь? Денег у ей нет! Да промеж нас ты самая что ни на есть богатая: ну, который из нас разом столько денег в кулаке зажмет? И не слушать бы мне тебя вовсе, да уж куда ни шло: завтра два наших мужика в город едут, езжай и ты с ними на дровнях. Нам надоть спосылать кого-нибудь из баб мясом поторговать, а как будто, смотришь, и некого. Мы завтра корову колем. Мы за эту работу тебе на мешок картошки денег выделим. Там же, на базаре, и закупишь, а мясо ужо раскромсаем — самой разрубать не придется.

Перед глазами ТАНИ замелькали кровавые скользкие куски, она опустила глаза… Было видно, что тошнота, подступавшая к горлу откуда-то снизу, усилилась…

ТАНЯ
Благодарю вас, но я на такую работу не годна. Я не сумею… торговать на рынке!..

ТАНЯ невольно горделивым жестом вскинула хорошенькую головку, но тут же почувствовала всю неуместность своей гордости.
БРИГАДИР нахмурился, снова усмехнулся в усы…

БРИГАДИР
Вот, предлагаю заработать, так, небось, не хочешь, а колхозное добро на тебя разбазаривай, отдавай тебе посадочную картошку!.. Я т-те не Христосик! Не суй ты нос в наши колхозные дела и не попрошайничай тут, на колхозной улице. Экая вредная!

БРИГАДИР захлопнул дверь.

7. НАТ. ДОРОГА. УТРО.

Вытирая слезы обиды и отчаяния, ТАНЯ бежала по дороге к дому, чувствуя себя так, как будто получила пощечину.

8. НАТ. ДОРОГА НА ПОСТРОЕНИЕ. УТРО.

На следующее утро, ЛЕЛЯ, улыбаясь, шла на построение рядом с МАГДОЙ…
Были слышны голоса КОНВОИРОВ…

АЛЕШКА-СТРЕЛОК
Шире шаг, не задерживай! Лес без вас, бабоньки заскучал, совсем не валится!

Несколько ЗЭЧЕК ответили ему смехом…
ЛЕЛЯ чуть замешкалась, и вдруг чья-то рука толкнула ее в спину.
За спиной ей насмешливо улыбался АЙЗЕР.

АЙЗЕР 
Ступай, дэвушка, нэ задэрживай. Спать ночью надо, а не шляться Бог весть где…

ЛЕЛЯ прибавила шагу… Нервная дрожь от осознания того, что ее могли видеть в медицинском бараке и узнать, что она встречается с ВЯЧЕСЛАВОМ, прошла по ее телу.
ЖЕНЬКА ПОДШИВАЛОВА иронично смотрела на ЛЕЛЮ, забрасывая в рот одну конфету за другой…
К ЛЕЛЕ приблизилась МАГДА, тревожно посмотревшая на отставшего АЙЗЕРА.

МАГДА
Берегись его… Если этот антихрист глаз на тебя положил, пощады не жди…

ЛЕЛЯ с испугом смотрела на МАГДУ.

9. ИНТ. СВЕТЕЛКА ТАНИ. УТРО.

Дома ТАНЯ взглянула на себя в зеркало и увидела на своей худой и длинной шейке странное коричневатое пятно и такое же на щеке около уха...
ТАНЯ обернулась, на пороге стояла МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА…
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА, присматриваясь к пятнам на щеке и шее ТАНИ, подошла… провела рукой. Посмотрела на испуганные глаза ТАНИ в зеркале. 

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Это цинга… В Германскую от нее муж мой помер…

В глазах ТАНИ промелькнул ужас…

ТАНЯ
Бригадир… мне… не помог…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА смотрела на ТАНЮ с жалостью, затем опустила голову…
ТАНЯ резко обернулась к ней.

ТАНЯ
Мелетина Ивановна, я так благодарна вам и за картофель, и за горячую воду. Без вас я бы пропала!.. Мне очень трудно. Со мной нет никого, кто бы мог мне помочь, и приходится опять обращаться к вам — я ведь знаю, какая вы добрая! Сегодня я должна идти в город на перекличку… а за детьми присмотреть некому, и даже поесть им оставить нечего, кроме молока для Сонечки. Сама я очень изголодалась и ослабела... Если я не поем, я боюсь, что я не дойду. У меня, в самом деле, ничего нет!

ТАНЯ закрыла себе лицо от стыда и отчаяния.
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА не обняла ее и не прижала к груди, как сделала бы, наверное, ПАНОВА, КРАСНОКУТСКАЯ и любая другая из знакомых ей дам — кроме разве Надежды Спиридоновны; она сказала:

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Присмотрю небось: голодными у меня не останутся! И спать уложу и укачаю — это уж само собой! Да и тебе дам борща тарелочку; хлебушка отрежу… Только…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА виновато посмотрела в глаза ТАНЕ…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Сын ведь… Уехал с утра на заработки… Корову колоть… Вернется к утру…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА опустила глаза…

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
(виновато). Сын он мне… понимаешь… Хоть и непутевый… Ты попробуй… Спроси у своей Спиридоновны… Своя ведь она тебе… Авось сжалится… Назад возьмет…

ТАНЯ
(тихо, печально). Я понимаю… Утром… Утром нас здесь не будет… Только побудьте сегодня с детьми…
 
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА молча кивнула головой.
ТАНЯ взглянула на крутившийся снег за окном и обернулась на детей — ресницы ее сына еще не подымались, и выражение ангельского покоя лежало на лбу и побледневших щечках; загадочный комочек тоже был неподвижен.

10. ИНТ. СЕНИ. ДЕНЬ. 

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА стояла на пороге, вглядываясь в метель…
Рядом стояла ТАНЯ.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
(ТАНЕ). С дороги-то не сбейся: день ужо будет вьюжный — вона какая с утра пороша!

Мир в глазах ТАНИ вновь завертелся на секунду, потом всё встало на свои места. 

ТАНЯ
(натянуто улыбнувшись). Не собьюсь, я ведь уже ходила!

ТАНЯ с тревогой оглянулась, подумав еще раз о детях.
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА поймала ее взгляд.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Не тревожься, уж сохраню. (Чуть улыбнулась). Люблю ведь детей-то!.. Ступай с Богом…
 
ТАНЯ порывисто наклонилась и припала губами к загрубевшим мозолистым рукам...
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА в ужасе сделала шаг назад.

МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА
Господь с тобой! С чего ты это?

ТАНЯ быстро спустилась по ступенькам крыльца…
МЕЛЕТИНА ИВАНОВНА смотрела ей вслед, затем, дрогнув от порыва холодного ветра, повернулась и захлопнула за собой дверь в избу…

11. НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ.

Мела метель… ТАНЯ шла по дороге… Кто победит? Метель? ТАНЯ?


12. НАТ. ЛЕС. РАБОТЫ. ДЕНЬ.

В середине работы, перетаскивая дранку, ЛЕЛЯ увидела…
…руки АЙЗЕРА, протянувшиеся, чтобы принять у нее тяжелую поклажу… АЙЗЕР весь расплывался в нелепой улыбке, глядя на нее в упор масляными, похожими на чернослив глазами.
МАГДА, принимавшая дранку следующая по цепи, бросила на него быстрый взгляд и тревожно взглянула в глаза ЛЕЛЕ.
ЖЕНЬКА ПОДШИВАЛОВА с тоской посмотрела на АЛЕШКУ-СТРЕЛКА и произнесла:

ПОДШИВАЛОВА
Какая предусмотрительность!

АЙЗЕР подошел к ЛЕЛЕ поближе, взял ее за руки, державшие очередную партию сосновых дощечек, и посмотрел в глаза.

АЙЗЕР
Русский дэвушка такой гладкий!

АЙЗЕР гладил ее руки своими пальцами, где под ногтями копилась грязь…
ЛЕЛЯ поспешно отвернулась, вырвав руки.

МАГДА
Обед!

Вдалеке действительно показалась телега с пищей.
КОНВОИРЫ и ЗЭЧКИ потянулись к ней…
АЙЗЕР, продолжая улыбаться, поправил винтовку и тоже направился к повозке с едой.
 
13. НАТ. У ТЕЛЕГИ. ДЕНЬ. 

Заканчивался обед…
ЛЕЛЯ закашлялась… На нее пристально с ехидцей смотрела ПОДШИВАЛОВА.
Невдалеке, посмеиваясь, прошла ТАНЬКА РЫЖАЯ с командой уголовниц…

ТАНЬКА РЫЖАЯ
Гляди, гляди… Азиатская невеста наша опять закашлялась… Скоро на азербайджанских арбузах, поди, оздоровеет.

ПОДШИВАЛОВА по-прежнему не спускала с ЛЕЛИ глаз.
Приступ кашля, наконец, ослабел… ЛЕЛЯ с вызовом посмотрела на ПОШИВАЛОВУ.

ЛЕЛЯ
Что тебе, Женя?

ПОДШИВАЛОВА
Хочешь, новость скажу? Алешка мой сказывал, что конвойный Айзер по тебе обмирает.

ЛЕЛЯ невольно отшатнулась.

ЛЕЛЯ
Что за чепуха! Нашла о чём рассказывать! Меня любовь Айзера интересовать не может!

ЛЕЛЯ хотела было уйти, но…
ПОДШИВАЛОВА перегородила ей дорогу.

ПОДШИВАЛОВА
Постой! Не так уж прытко! Я добра тебе хочу…

ЛЕЛЯ
Ты? Мне?

ПОДШИВАЛОВА огляделась.
ЗЭЧКИ шли работать и не обращали на них никакого внимания.

ПОДШИВАЛОВА
Девчонка ты, вроде, не плохая… Хоть и с прибабахом… Я для твоей же пользы: ну, какой тебе от твоего хахаля интерес? Вечно ходи под страхом, что накроют, а пользы — ни крошки.

ЛЕЛЯ
(испуганно). О чем ты?

ПОДШИВАЛОВА
(презрительно). Ладно, тоже мне – казаки-разбойники устроили… Весь лагерь об этом знает…

ЛЕЛЯ
(в ужасе). А конвой?!

ПОДШИВАЛОВА
(резко). А конвой узнает, коли не поумнеешь… Ну, а станешь с Айзером жить, сейчас поставят на блатное местечко, и хлеб будет тебе, и со стороны конвоя уважение. Скоро они придут в барак вместе — он и мой Алексей.

ЛЕЛЯ посмотрела на ПОДШИВАЛОВУ с таким отвращением, что ПОДШИВАЛОВА невольно сделала шаг назад.

ЛЕЛЯ
Для меня это невозможно, Женя! Можешь передать своему Алексею, что Айзеру являться ко мне незачем.

ПОДШИВАЛОВА
(угрожающе). Не зазнавайся, Ленка! Больно уж ты горда! А Айзер не такой человек, чтобы ему перечить: сейчас отплатит!

ЛЕЛЯ
(зло). Что?! Да какое право он имеет припугивать? Если я только вздумаю сообщить о его притязаниях начальству, нагорит ему, а не мне…

ЛЕЛЯ смерила ПОДШИВАЛОВУ еще одним уничижающим взглядом.

ЛЕЛЯ
Одного не пойму… Тебе-то зачем это мерзкое сводничество?

ПОДШИВАЛОВА
(хмыкнув). Айзер пообещал заложить нас с Алешкой, коли я его с тобой не сведу… Тоже ведь… Кобель…

ПОДШИВАЛОВА сплюнула.

ПОДШИВАЛОВА
Смотри, Ленка… Если не согласишься… Плохо будет мне…

ПОДШИВАЛОВА сделала два быстрых шага к ЛЕЛЕ и схватила ее за волосы.

ПОДШИВАЛОВА
А если мне, сучка, будет плохо… То и я сделаю так, чтобы ты в одно утро проснулась с пикой в спине… (Усмехнулась). Не зря у меня койка ниже…

Неожиданно за спиной у ПОДШИВАЛОВОЙ раздался голос МАГДЫ.

МАГДА
(спокойно). Не твое, часом?

ПОДШИВАЛОВА резко обернулась и обомлела.
В руках МАГДА держала медальон…

ПОДШИВАЛОВА
Это же Лешкин подарок! Серебряный!

ПОДШИВАЛОВА потянулась к медальону рукой.
МАГДА резко отдернула руку, пряча медальон за спиной.

МАГДА
Знаешь, где я его нашла?

ПОДШИВАЛОВА
Отдай!

МАГДА
В каптерке моей, которую обворовали недавно… Вы с Танькой Рыжей обворовали…

ПОДШИВАЛОВА криво усмехнулась.

ПОДШИВАЛОВА
Попробуй докажи!

МАГДА
Доказать, может, не докажу… А то, что каптерку обокрасть пытались – Жора-академик видел. Ему поверят…

Улыбка сошла с лица ПОДШИВАЛОВОЙ. 
 
МАГДА
(ехидно). Посмотрим, будет ли твой Алешка рад… Ведь в каптерке – вещи конвоя лежали… Так что если с Лелей что-то случится…

ПОДШИВАЛОВА с ненавистью посмотрела на МАГДУ.

ПОДШИВАЛОВА
Поквитаемся, сучка…

…и отошла в сторону.
ЛЕЛЯ испуганно проследила за ней, затем посмотрела на МАГДУ.
МАГДА подошла к ЛЕЛЕ, схватила ее за плечи, встряхнула хорошенько и сказала зло:

МАГДА
Не давай спуску… не давай!

14. ИНТ. ИЗБА НАДЕЖДЫ СПИРИДОНОВНЫ. ДЕНЬ.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА в старом стеганом капоте стояла около своей распотрошенной кровати и, казалось, была чем-то расстроена.
Увидев на пороге ТАНЮ, она закричала…

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
Ах, это вы! (Недружелюбно). Не входите — вытрите сначала ноги в сенях и стряхнитесь, вы вся в снегу.

ТАНЯ, как дрессированный пудель, послушно выполняла все команды НАДЕЖДЫ СПИРИДОНОВНЫ.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
Так. Теперь присядьте, только Тимура не раздавите.

ТАНЯ села на кончик стула и больше из вежливости, чем из участия, спросила:

ТАНЯ
Как живете?

Во взгляде НАДЕЖДЫ СПИРИДОНОВНЫ, брошенном на нее из-под серых, поредевших, колечками вьющихся волос, ТАНЕ впервые показалось что-то растерянное и пришибленное вместо прежнего своенравного огонька.

НАДЕЖДА СПИРИДОВНА
Как живу? Неприятность за неприятностью! Вы еще слишком молоды, моя дорогая, чтобы понять, что переживает старый человек, когда он всеми покинут в таких тяжелых условиях.

ТАНЯ улыбнулась, понимая, что НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА сама добилась того, чтобы ни ТАНИ, ни ее дети больше не жили рядом с ней… Слабая надежда на то, что все вернется, и ТАНЯ сможет жить здесь, вновь забрезжила перед ней…

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
(ворчливо). Хозяйка помещения, небезызвестная вам Варвара Пантелеймоновна, прескверную шутку со мной сыграла: такой прикидывалась тихой, богобоязненной и богомольной, и вдруг является ко мне в один прекрасный вечер, а сама тянет за руку какого-то типа в картузе и преподносит: «Я нашла себе мужчину, надоело уже вдоветь!». Как вам понравится этот откровенный цинизм?

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА отпила из чашки кофе и возмущенно посмотрела на двери, словно за ними пряталась хозяйка.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
А я потому ведь и поселилась у нее, что здесь мужчин не водилось. Теперь, разумеется, вертится около своего предмета, а ко мне хоть бы глазком заглянула. Вчера я сама паутину снимала, а мне с моим склерозом нелегко лазить по табуреткам — упала и колено зашибла. Две ночи уже не сплю — все какой-то писк и шорох; собралась с силами, приподняла свой матрац, вы не поверите, милая, — мышь свила гнездо и вывела маленьких!.. Едва только я увидела этих голых уродцев, тотчас «в Ригу съездила»...

ТАНЯ почувствовала, что ею завладевает судорожный смех.

ТАНЯ
(смеясь). Помилуйте, а что же Тимур-то смотрит?

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
(удивленно). Тимур? Ах, милая, Тимур стар — мыши могут ходить возле самого его носа, и он не шевельнется, он и в молодости брезговал ими.

Мы увидели кота, который словно понял, что говорят о нем и приоткрыл один глаз.


НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
Ну-с, бросилась я к Варваре Пантелеймоновне, а там сидит, развалясь за столом, рослый хам и заявляет: «Моя жена вам не прислуга, сами извольте управляться, а не нравится — съезжайте, не заплачем». А разве мне легко переезжать?

ТАНЯ поспешила ответить…

ТАНЯ
Конечно, нелегко, а только... каждому человеку ведь хочется счастья...

Глаза ТАНИ остановились на…
…недопитой чашке кофе, около которой лежали поджаренные ломтики хлеба и два яйца.
…Она знала, что на гостеприимство этого дома особенно нельзя рассчитывать, но после десятиверстного перехода ей так хотелось выпить горячего, что она заколебалась — не попросить ли совершенно прямо чашку кофе, чтобы поддержать силы?
НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА перехватила, по-видимому, этот голодный взгляд, тотчас подошла и закрыла кофейник «матреной».
Румянец залил щеки ТАНИ, опустившей глаза. ТАНЯ почувствовала себя неловко.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
Ну-с… что же вас привело ко мне?

ТАНЯ встала.

ТАНЯ
(робко). Я хотела вас попросить... не выручите ли вы меня небольшой суммой в долг. Я верну недели через три, как только получу перевод от Северцевой, у нее мои квитанции от комиссионных магазинов.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА вскинула на нее глаза.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
Вещи, милая моя, может быть, и не продадутся... Вы напрасно думаете, что это так легко и просто делается…

ТАНЯ
(горячо). О, я знаю, знаю, что совсем не просто, но Сашенька Северцева… она принимает в нас очень большое участие — она ежемесячно высылает мне двести рублей; поэтому деньги у меня, во всяком случае, будут.

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА помолчала, высокомерно глядя на ТАНЮ, язык которой не поворачивался сказать, что ей и ее маленьким детям негде больше жить…

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА
(сухо). Вы видели, как пошатнулось теперь мое собственное материальное положение. Друзей, таких, как у вас, у меня нет. Хорошо, я одолжу вам двадцать пять рублей — больше не могу; но впредь учитесь жить, не делая долгов. Я за свою жизнь рубля не заняла… А вы бесплатно жили у меня три месяца…

НАДЕЖДА СПИРИДОНОВНА открыла ридикюль и протянула деньги.
ТАНЯ посмотрела на купюру, приняла ее… 

ТАНЯ
(убито). Благодарю…

15. ИНТ. СЕНИ. ДЕНЬ.

ТАНЯ вышла в сени. Там она постояла несколько минут в темноте, стараясь справиться с охватившим ее отчаянием — она понимала, что даже сто рублей не могли покрыть ее долгов в деревне и не оставляли ей ничего на жизнь, а эта в четыре раза меньшая сумма почти ничем не могла ей помочь. Обращаться больше не к кому!
С опущенной головой, медленно, почти машинально, побрела она прочь.

16. НАТ. ДОРОГА В КОМЕНДАТУРУ. СУМЕРКИ.

Усиливалась метель… ТАНЯ с трудом держалась на ногах…


17. НАТ. ДОРОГА. МЕТЕЛЬ.

Вокруг мело и мело; снежинки облепили ее лицо, снег падал, падал, падал... Свинцовое небо темнело.
Мело так, что залепляло... Ноги почему-то слабели... Устала, ТАНЯ, устала...
Сегодня рано темнеет... Разумней было бы попроситься переночевать у НАДЕЖДЫ СПИРИДОНОВНЫ…
ТАНЯ обернулась и посмотрела туда, где был дом НАДЕЖДЫ СПИРИДОНОВНЫ. Его уже не было видно – только метель.
Повернуть обратно, пока не ушла далеко?..
Окна Галича горели, как маячок…
Но СЛАВЧИК не захочет без нее ложиться, а СОНЕЧКУ она вчера не купала: если еще на день отложить — начнутся опрелости... И ручки и ножки у нее такие крошечные, жалкие слабые... Славчик в это время уже приподнимался, а Сонечка... Нет, надо прийти до ночи. Дорога торная — не сбиться; опять кричит ворон; здесь у него гнездо, наверное. На этот раз лес кажется мрачным и угрюмым.
И вдруг ТАНЯ увидела собаку…

ТАНЯ
(радостно, удивленно). Собака! Собачка, иди сюда, милая! Прижмись ко мне, пойдем вместе. Ты с хозяином или заблудилась? Ты голодна? Ты озябла? Что с тобой?

Но у собаки были длинные острые уши и желтые глаза…
ТАНЯ обмерла…
ВОЛК медленно шел к ней…
ТАНЯ рванулась, но… Мир в очередной раз закружился перед ней… 
Она достала из кармана перочинный нож, оглянулась…
Желтые глаза были позади… Как рано темнеет сейчас!
ВОЛК прихрамывал, вероятно, был подшиблен охотниками…
ТАНЯ видела эти глаза, которые были все ближе и ближе, смотрела на нож в своей руке с жалостью, понимая, что не сможет ранить зверя и… оступившись, выронила нож…
Нож исчез в сугробе…
Видя приближающиеся желтые глаза, ТАНЯ понимала, что останавливаться нельзя… Стоять на месте – это смерть!

ТАНЯ
(хрипло). На пом…

ВОЛК рванулся вперед, схватил ТАНЮ за ногу…
ТАНЯ вскрикнула от боли и ужаса… и вдруг не стало голоса, шипенье только…   
ТАНЯ упала… 
…ВОЛК потащил ее с дороги…
…Вокруг не было ни души…
Рука ТАНИ дотянулась до палки, торчавшей из снега… Превозмогая боль, ТАНЯ несколько раз ударила ВОЛКА…

ТАНЯ
Вот тебе! Получай!

ВОЛК отскочил, закрутился на месте…
ТАНЯ поняла, что это ее последний шанс, путь к торной дороге был перекрыт… Она побежала вглубь леса, рассчитывая обогнуть это проклятое место…

18. НАТ. ЧАЩА ЛЕСА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

В чаще было трудно пробираться: и сугробы, и ветки... Болела щиколотка… Вдоль ноги что-то теплое…
ТАНЯ оперлась рукой о дерево и коснулась ноги… 
…кровь!..
Совсем стемнело… Вернуться на дорогу? Нет! Страшно!.. Мучительно ноет вся голень...
ТАНЮ вдруг одолела невыносимая слабость и она присела отдохнуть, опершись спиной о дерево…
ТАНЯ посмотрела на звезды… Такие далекие, такие сказочные… Звездный шатер был точь-в-точь таким, каким видел его НИКОЛАЙ в ночь расстрела…
ТАНЯ задремала, ей показалось, на долю секунды… Она сразу же открыла глаза… Испугавшись, ТАНЯ попыталась подняться, но… не смогла… Ноги отказывались слушаться ее…
Неожиданно она почувствовала какое-то движение рядом… Волки?
Нет… В наступившей тьме, среди высокий сосен мелькнула серая офицерская шинель…
ТАНЯ улыбнулась…

ТАНЯ
Николай… Милый…

И вдруг в кармане ТАНИ нашелся конверт с адресом Сашеньки… Она отломала ветку… Отряхнула с нее снег… «Красных чернил» было много…
Несколько слов и вслепую нацарапать можно... ТАНЯ собрала последние силы и начертала…

ТЕКСТ ЗАПИСКИ
Умираю… Дети твои…

Теперь упаковать и обратно на грудь, рядом с крестом. Кажется, уже не дойти…
Вновь движение рядом… Вновь серая офицерская шинель…
Что же остается делать? Обнять эту огромную землю руками и думать опять о музыке и о вечности… об НИКОЛАЕ ТУМАНОВЕ, встреча с которым впереди, тогда не так страшно...
А вокруг темно, совсем темно... Ни зги. Заметает... Снег... снег... Вечность...
…пройдет еще много дней, прежде чем люди найдут ее тело…


19. НАТ. У БОЛЬНИЦЫ-БАРАКА. ВЕЧЕР.

ЛЕЛЯ, испуганно оглянувшись по сторонам, подошла к бараку-больнице, толкнула дверь и быстро, словно боясь чего-то, вошла…
 
20. ИНТ. БОЛЬНИЦА-БАРАК. ВЕЧЕР.

В лице ВЯЧЕСЛАВА заходили скулы…
Стало ясно, что ЛЕЛЯ рассказала ему обо всем.
ВЯЧЕСЛАВ в ярости ударил кулаком в стену.
ЛЕЛЯ приникла к нему.
ВЯЧЕСЛАВ обнял ее, дыхание молодых людей было учащено…

ВЯЧЕСЛАВ
Аленушка, держись, родная, любимая! Если ты будешь категорична, ему останется только уйти. Прибегнуть к насилию он не посмеет, ну, а если бы попытался — ведь ты не в лесу: кричи, рвись, подымай скандал. Им настрого запрещено жить с лишенными свободы. Не бойся поднять шум — начальство в этом случае будет за тебя. Слышишь?!

ЛЕЛЯ, грустно улыбаясь, посмотрела на ВЯЧЕСЛАВА.

ЛЕЛЯ
Слава… Неужели ты правда думаешь, что здесь кто-то будет за меня?

ВЯЧЕСЛАВ не смог посмотреть в глаза ЛЕЛИ и с тоской покачал головой…

ВЯЧЕСЛАВ
Но ведь и я тебя защитить не могу; пойми и это! Если только в дело вмешаюсь я, нас как влюбленную пару разъединят: штрафной лагерь — и кончено!

ЛЕЛЯ понимающе кивнула головой.
По лицу ВЯЧЕСЛАВА было понятно, что его сердце разрывалось от осознания своего бессилия.

ВЯЧЕСЛАВ
(тихо). Все будет зависеть от тебя.

ЛЕЛЯ ласково провела кончиками пальцев руки по лицу ВЯЧЕСЛАВА, вновь грустно улыбнулась…

ЛЕЛЯ
…я ему не дамся… Живой не дамся…

ВЯЧЕСЛАВ с ужасом посмотрел на нее.
 
ВЯЧЕСЛАВ
Что с тобой? О чем ты?!

Но ЛЕЛЯ лишь крепче прижалась к нему, зажмурившись.
Затем она поцеловала ВЯЧЕСЛАВА и быстро вышла, оставив его в растерянности.

21. ИНТ. БАРАК. ВЕЧЕР.

Барак ЛЕЛЯ нашла в полном смятении: ЗЭЧКИ стояли кучками и шептались…
…вошли КОНВОЙНЫЕ…
…среди них выделялся АЛЕШКА-СТРЕЛОК, лицо которого было потерянным и злым – он даже не смотрел на ЖЕНЬКУ ПОДШИВАЛОВУ.

АЛЕШКА-СТРЕЛОК
Чего стоим? Чего, спрашиваю, стоим?! Отбой был 5 минут назад – все расползлись по нарам, я сказал!

ЛЕЛЯ медленно пошла к своим нарам…
…глядя вслед чересчур усердствующему сегодня КОНВОЮ.
…оглянулась на МАГДУ, — лицо МАГДЫ, казалось, было безжизненным…

ЛЕЛЯ
Что случилось?

МАГДА легла на свое место, тихо сказала ЛЕЛЕ.

МАГДА
Погибла Феничка… Из шестого барака… Бытовичка…

ЛЕЛЯ схватилась рукой за грудь.

ЛЕЛЯ
Как?! Когда?!

МАГДА смахнула набежавшую слезу…
…посмотрела на КОНВОЙ, ушедший вглубь барака, КОНВОЙ был еще далеко…
…МАГДА быстро зашептала ЛЕЛЕ…

МАГДА
Стояла у дверей с железными замками… она плела обычно кружева и всегда казалась такой спокойной. И вдруг бросила спицы и кинулась к забору с колючей проволокой. Они ей: «Стой, стреляем»  - куда там… не остановилась… пуля остановила… Да простит ей Бог: она сделала хуже и себе и нам!

ЛЕЛЯ
(удивленно). Нам?

МАГДА кивнула.

МАГДА
Две смерти подряд… Отчетность испорчена… Нам это не пройдет даром…
 
КОНВОИРЫ приближались…

АЛЕШКА-СТРЕЛОК
Спать, я сказал!!! Всем спать! Нос на улицу не высовывать!

АЛЕШКА-СТРЕЛОК бросил злой взгляд на ЛЕЛЮ…

АЛЕШКА-СТРЕЛОК
А если кто на свиданку захочет - у меня есть женишок из Баку!

КОНВОИРЫ вышли…
ЛЕЛЯ пролежала всю ночь на нарах с тревожно бьющимся сердцем.
Ей казалось, что в барак входит АЙЗЕР… Но никого не было…


22. НАТ. ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ. УТРО.

Проиграли утреннюю зарю… ЗЭЧКИ не брели, а бежали этим утром к месту построения…
Собаки, которых сегодня было больше, чем обычно, лаяли с двух сторон, удерживаемые на своих поводках КОНВОИРАМИ, образовавшими коридор…
…не было слышно привычных шуток, никто не обменивался многозначительными взглядами с КОНВОИРАМИ.
…из своего дома вышел НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ.

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
(разъяренно). Всем построиться!!!

ЗАКЛЮЧЕННЫЕ поспешно стали группами в несколько шеренг…
НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ осмотрел нестройные ряды…

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Вчера случилось очередное ЧП – была предпринята попытка побега… Ставлю на вид всем! С сегодняшнего дня дисциплина в лагере ужесточается… Шаг влево, шаг вправо считаю побегом, прыжок на месте – провокация! Стрелкам даются чрезвычайные полномочия. Приказываю провести обыски!

ЛЕЛЯ увидела…
…АЙЗЕРА, который иронично, но одновременно победоносно смотрел на ЛЕЛЮ.

23. НАТ. ДОРОГА НА РАБОТЫ. УТРО.

Повели опять АЛЕШКА и АЙЗЕР.
ЛЕЛЯ старалась держаться подальше от АЙЗЕРА, но вдруг…
…сильная мужская рука прижала ее к сосне…
…МАГДА рванулась к ней на помощь…
…но АЛЕШКА-СТРЕЛОК несильно ударил МАГДУ прикладом в спину, указывая траекторию пути, и насмешливо посмотрел…
…на АЙЗЕРА, который усмехался в лицо ЛЕЛЕ.
…МАГДА, поймав испуганный ЛЕЛИН взгляд, покачала головой, словно предупреждала: «Не сдавайся».
ЛЕЛЯ осталась с чудовищем один на один…
…Остальные, казалось, не замечали происходящего… им было всё равно…

АЙЗЕР
Нэ бойся, дэвушка, Айзера; Айзер тэбя полюбил. Будут тобэ и хлэб, и дэнги, коли приголубишь Айзера!

Сердце ЛЕЛИ колотилось как бешеное…
…АЙЗЕР продолжал…

АЙЗЕР
Жди меня сэгодня ночью, джан. Приду вмэстэ с Алэксээм.

ЛЕЛЯ, собравшись с духом, отчеканила:

ЛЕЛЯ
Я подыму на ноги весь барак, если вы осмелитесь только это сделать!

Произнося эти слова, ЛЕЛЯ смотрела ему прямо в лицо…
И увидела злобу, с которой засверкали глаза АЙЗЕРА.


24. НАТ. У БАРАКА-СТОЛОВОЙ. ВЕЧЕР.

Когда бригада возвращалась в жилую зону, УРКА, разметавшая по дороге снег, крикнула:

УРКА
У нас без вас был великий шмон!

ЛЕЛЯ удивленно посмотрела на нее…


25. ИНТ. СТОЛОВАЯ. ВЕЧЕР.

С тарелкой супа в руках ЛЕЛЯ приближалась к столу, за которым сидела МАГДА.
…У МАГДЫ опять были красные глаза.
ЛЕЛЯ села рядом и вопросительно посмотрела на нее…

МАГДА
Обыск в бараке устраивали… Пересматривали наши личные вещи, всю солому перетряхивали. Забрали папин молитвенник — последнее, что у меня осталось на память о нем. А у тебя оставалось что-нибудь в бараке?

ЛЕЛЯ пожала плечами…

ЛЕЛЯ
Икона и шерстяной жакетик…

И вдруг на лицо ЛЕЛИ легла тень ужаса…
…МАГДА заметила это…

МАГДА
Что? Что с тобой?

ЛЕЛЯ
Жакетик… Там… Там же записка от Вячеслава…

ЛЕЛЯ, не притронувшись к супу, метнулась к выходу из столовой.

26. ИНТ. БАРАК. ВЕЧЕР.

ЛЕЛЯ десятый раз перерывала постель, вещи, заглядывала в карманы жакетика – без толку!
…МАГДА коснулась ее плеча.

МАГДА
Что?

ЛЕЛЯ
Нигде нет! Я пойду к Вячеславу… Надо предупредить…

МАГДА мгновенно схватила ее за руку:

МАГДА
Опасно! Бежать к нему опасно... слишком опасно... могут следить...

Неожиданно рядом раздался голос глупо усмехавшейся ПОДШИВАЛОВОЙ.

ПОДШИВАЛОВА
А что я нашла…

ЛЕЛЯ с надеждой обернулась на нее.

ЛЕЛЯ
Что?

ПОДШИВАЛОВА протянула ей иконку…


ПОДШИВАЛОВА
Вот, бери, Ленка. Это твое. Как только ребята-конвойные вошли, я  вовремя подхватила и припрятала.

Лицо ПОДШИВАЛОВОЙ светилось улыбкой, рука протягивала образок.

ЛЕЛЯ
(мягко). Спасибо тебе, Женя! Ты добрая…

ПОДШИВАЛОВА
(хохотнув). Ну, ты давай языком не мели! Я еще с малолетства пропадшая.

ПОДШИВАЛОВА всхлипнула.
ЛЕЛЯ осматривала пол, солому:

ЛЕЛЯ
Женя… А записка? Записку не видели?!

Неожиданно наступила гробовая тишина…
ЛЕЛЯ, стоявшая спиной к выходу, продолжала поиски…
ПОДШИВАЛОВА и МАГДА в ужасе замерли…

АЙЗЕР
Видэли!

ЛЕЛЯ обернулась и обмерла…
…на пороге действительно стоял АЙЗЕР:


АЙЗЕР
Начальник вызывает, пошли…

Попрощавшись взглядом с МАГДОЙ и ПОДШИВАЛОВОЙ, ЛЕЛЯ вышла…

27. ИНТ. КАБИНЕТ ВЯЧЕСЛАВА. ВЕЧЕР.

ВЯЧЕСЛАВ дежурил в палатах в этот вечер… Выслушав фонендоскопом СТАРИКА, он задумчиво посмотрел в окно…

СТАРИК
…вначале озноб был, в жар бросило… потом пошла эта сыпь…

ВЯЧЕСЛАВ
(думая о своем). У вас сепсис… будем готовить к операции…

Где-то на улице залаяла собака…
ВЯЧЕСЛАВ быстро поднялся и вышел…
…оставив СТАРИКА, проводившего его тяжелым взглядом, одного.
…СТАРИК перевел взгляд на забинтованную ногу.

СТАРИК
(ворчливо). …«готовить к операции»… вам бы только резать…

28. НАТ. КРЫЛЬЦО БАРАКА-БОЛЬНИЦЫ. ВЕЧЕР.

ВЯЧЕСЛАВ, волнуясь, курил на крыльце.
Необходимо было хоть на минуту увидеться. Может быть, она на скамеечке возле женского барака?
Он сбежал с крыльца…

29. НАТ. У ЖЕНСКОГО БАРАКА. ВЕЧЕР.

ВЯЧЕСЛАВ шел к женскому бараку, едва сделал несколько поворотов, как в узком проходе между бараком и баней лоб в лоб столкнулся…
…с АЙЗЕРОМ.
Забыв об осторожности, ВЯЧЕСЛАВ схватил АЙЗЕРА за лацканы и прижал к стене.

ВЯЧЕСЛАВ
Ты что тут вертишься?! Кого высматриваешь?!!

Опешивший было АЙЗЕР рванулся…

АЙЗЕР
(шипя). Пусти! Я тобэ нэ заключэнный, чтобы на мэнэ кричать! Уложу, как пса паршивого!

ВЯЧЕСЛАВ иронично и зло смотрел ему в лицо, сплюнул:

ВЯЧЕСЛАВ
Тьфу ты… Подумаешь, какая птица! Вот что, мерзавец: даром тебе не пройдет, коли будешь приставать к заключенным девушкам. С головой начальству выдам, а то так сами расправимся. Я не барин, не белоручка! Всему тут у вас понаучился — вот, гляди!

ВЯЧЕСЛАВ показал ему два пальца и провел ими по своей шее…

ВЯЧЕСЛАВ
Так и знай. Понял?!

АЙЗЕР зло рассмеялся.

АЙЗЕР
Пожаловалась! Живешь с нэю, что ли?

ВЯЧЕСЛАВ
…не живу, но и тебе не дам! А выдашь меня начальству — я выдам тебя.

АЙЗЕР вдруг вырвался, отбежал, блестя глазами, взялся за ружье и, слегка присев, приложился, щуря один глаз.
ВЯЧЕСЛАВ медленно расстегнул белый халат, словно подставляя грудь пулям…

ВЯЧЕСЛАВ
Ну?! Стреляй, чего ждешь?
 
АЙЗЕР не стрелял…
ВЯЧЕСЛАВ рассмеялся.

ВЯЧЕСЛАВ
Чего кривляешься? Смотреть тошно! Права не имеешь спустить курок, мы не у проволочного заграждения.

АЙЗЕР перестал целиться, но медленно, кошачьей крадущейся походкой пошел к нему, покачивая ружьем.

ВЯЧЕСЛАВ
Не напугаешь! И заруби на носу: сунешься после отбоя в женский барак — не быть тебе живому!

ВЯЧЕСЛАВ плюнул АЙЗЕРУ под ноги, повернулся и, обогнув здание, вышел на площадку с укутанным снегом.
АЙЗЕР с ненавистью смотрел ему вслед.

АЙЗЕР
Погоди, Славка… Посмотрим, чья возьмет…
 

30. НАТ. ПЛОЩАДКА. ВЕЧЕР.

Навстречу разгоряченному произошедшей сценой ВЯЧЕСЛАВУ шла шестнадцатилетняя санитарка по кличке МУХА…
ВЯЧЕСЛАВ натянуто улыбнулся.

ВЯЧЕСЛАВ
Здорово, муха! Ты с работы?

Она остановилась…

МУХА
Бегу к тебе. Сейчас будет перекличка и отбой. А к двенадцати придется возвращаться в больницу, в твой дизентерийный. Михаил Романович приказали прийти: ночью работать некому — ваша Поля свалилась, кровавая у нее.

ВЯЧЕСЛАВ
Погоди… Муха, выручи. Ты мою Аленушку знаешь?

МУХА кивнула…

ВЯЧЕСЛАВ
…вот тебе бумага и карандаш…

ВЯЧЕСЛАВ протянул ей бумагу и карандаш…

ВЯЧЕСЛАВ
…шепни ей потихоньку, чтоб черкнула мне записку, и принеси в третью палату. Ладно?

МУХА пристально на него посмотрела, задумавшись…

МУХА
Для тебя сделаю, а только... будь, Славка, осторожен! Меня сейчас вызывали: о тебе спрашивали... Я-то не выдала, да ведь мной не ограничатся...

Неожиданно из-за угла выскочил АЙЗЕР, в руках он держал ружье…

АЙЗЕР
А тэпер… стой… Записку мнэ…

ВЯЧЕСЛАВ зло посмотрел на АЙЗЕРА и сделал шаг к нему.

ВЯЧЕСЛАВ
А больше тебе ничего не дать?

Неожиданно раздался спокойный голос НАЧАЛЬНИКА ЛАГЕРЯ. 

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Алиев? Ты сейчас не на посту должен быть?

АЙЗЕР вытянулся в струнку и сказал.

АЙЗЕР
Таварыш начальник, он перэдал ей записку для заключенной из жэнского барака… 
 
НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ молча протянул руку за клочком бумаги, который…
…МУХА попыталась судорожно спрятать в кармана халата.

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Бумажку сюда…

МУХА обомлела и покорно протянула записку… 
НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ повертел ее в руках, удивленно посмотрел на ВЯЧЕСЛАВА.

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Рецептный бланк?

ВЯЧЕСЛАВ твердо и зло смотрел на него.

ВЯЧЕСЛАВ
Что еще вы хотели увидеть у двух сотрудников медчасти?

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ криво усмехнулся, не поворачиваясь к АЙЗЕРУ, произнес:

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Алиев…

АЙЗЕР стоял опозоренный…

АЙЗЕР
Я…

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
За оставление поста – двое суток ареста…

АЙЗЕР
(возмущенно). Да я…

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Трое суток… и передай своим – кого возле женского барака увижу – на вечное поселение в мужском определю.

АЙЗЕР скис и с лютой ненавистью посмотрел на ВЯЧЕСЛАВА.
ВЯЧЕСЛАВ повернулся было, чтобы уйти…

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
(брезгливо). Конопляников…

ВЯЧЕСЛАВ обернулся.

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ
Завтра ко мне… С самого утра…

НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ повернулся и медленно зашагал в сторону, где виднелась его изба.
МУХА с ужасом в глазах прошмыгнула мимо АЙЗЕРА…
АЙЗЕР усмехался.

АЙЗЕР
Или она будэт моей, или вам нэ жыть…


31. ИНТ. У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО ОТ ТИФА. НОЧЬ. 

ВЯЧЕСЛАВ находился у постели УМИРАЮЩЕГО ОТ ТИФА…
Вошла МУХА, посмотрела на записку в своих руках… Взглянула растерянно на ВЯЧЕСЛАВА.

МУХА
Слав… Я принесла ответ… Только… Я не пойду больше, Слав, ты прости, хорошо?

ВЯЧЕСЛАВ устало посмотрел на нее.

ВЯЧЕСЛАВ
Хорошо…

ВЯЧЕСЛАВ взял записку и прямо здесь, стоя в белом халате около постели «пятьдесят восьмого», погибающего от тифа, прочитал…
Мы слышали голос ЛЕЛИ.

ГОЛОС ЛЕЛИ
Прости меня, милый Славочка… Хотя… За такое нельзя прощать… Я назвала твое имя на допросе и теперь… теперь уже, наверное, ничего не поправить…
 
ВЯЧЕСЛАВ растерянно посмотрел на МУХУ.

ВЯЧЕСЛАВ
(улыбаясь). Назвала мое имя? Ну и правильно! Что же ей, бедняжке, оставалось делать? Все равно докопались бы.

УМИРАЮЩИЙ ОТ ТИФА стонал.
МУХА провела медицинской салфеткой по его лицу…

МУХА
(испуганно). Пахнет штрафным лагерем...

ВЯЧЕСЛАВ
Пусть уж лучше меня, только бы не ее... Она слишком слабенькая — не вынесет!

МУХА
(тихо). Беда будет, чует мое сердце, Славка.
 
Сжав скулы, ВЯЧЕСЛАВ повернулся к постели умирающего:

ВЯЧЕСЛАВ
Будет… Давай сюда шприц, Муха. Пульс падает.

32. ИНТ. БАРАК. НОЧЬ.

Шли дни…
АЛЕШКА и в эту ночь не появился в бараке…
…и ПОДШИВАЛОВА, вздыхая, говорила злобно:

ПОДШИВАЛОВА
Нет и нет моего сокола! Строгости, видно, и до их докатились. Все-то гаечки подвинтили… (ЛЕЛЕ, укоризненно). Из-за твоей переписки, дуреха!

МАГДА резко обернулась к ней.

МАГДА
Цыц!  Не виновата она ни в чем… Это тебе меньше надо с конвоем путаться, чтобы обо всех не думали, как о падших…

ПОДШИВАЛОВА фыркнула и отвернулась к стене.
ЛЕЛЕ стало душно, она слезла со своей верхней полки и тихонько вышла…

33. НАТ. У БАРАКА. ВЕЧЕР.

Звездное чистое небо не спасало от предчувствия чего-то непоправимого… Ей казалось, что где-то там, на небе, ждут ЗИНАИДА ГЛЕБОВНА, ее мама, НИКОЛАЙ…
Почему же ей, когда она закрыла глаза, померещилось лицо ТАНИ? Где она? Неужели там, на небе?

ГОЛОС ВЯЧЕСЛАВА
Аленушка!

ЛЕЛЯ вздрогнула, бросилась ему на шею, обняла его:

ЛЕЛЯ
Любимый мой! Я думала, не увижу больше тебя!
 
Они слились в страстном поцелуе.
ЛЕЛЯ отпрянула, нахмурилась.

ЛЕЛЯ
Они вызывали тебя?

ВЯЧЕСЛАВ улыбнулся:

ВЯЧЕСЛАВ
…водили к допросу. Я не отрицал, что писал тебе, но уверял, что ты свиданий не пожелала.

ЛЕЛЯ
(с тревогой). Что же теперь будет?!

ВЯЧЕСЛАВ
(хмуро, пытаясь улыбаться). Объявили, что переведут в штрафной. Держись. Будем надеяться, что наш главный врач найдет способ вызволить меня оттуда.

ЛЕЛЯ
…все из-за меня… будь я проклята…

ВЯЧЕСЛАВ прижал ее к себе.

ВЯЧЕСЛАВ
(тихо, ласково). Не смей… Еще раз хочу сказать, что люблю тебя и никогда ни одна девушка не покажется мне краше. Больно мне думать, что моя любовь принесла тебе только несчастье. (Усмехнулся). Видать и впрямь не нужно было мне убогому влюбляться в тебя…

Звездный шатер над ними был сказочным, манящим… дышалось почему-то легко, не глядя на горе.

ЛЕЛЯ
(ласково, сквозь слезы). Глупый… Только с тобой я счастлива… Только чувствую… Видеться нам уже… не придется…

ВЯЧЕСЛАВ начал целовать ЛЕЛЮ, осторожно, нежно, затем страстно и уверенно.
ЛЕЛЯ так же страстно отвечала ему…


34. ИНТ. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА У БАРАКА. НОЧЬ.

В эту ночь они любили друг друга… Никто в целом свете, даже НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ, даже злой азербайджанец АЛИЕВ по кличке АЙЗЕР не смогли помешать им насладиться тем, для чего судьба свела их в это время и в этом страшном месте…
…это была любовь…


35. НАТ. РАБОТЫ. УТРО.

Ненавидящий взгляд АЙЗЕРА, вернувшегося из-под ареста, говорил о многом… Движения его походили на движения тигра, приготовившегося к прыжку… Он выжидал момент, чтобы отомстить.
ЛЕЛЯ думала только о ВЯЧЕСЛАВЕ и прошедшей ночи…
…она встретилась глазами с АЙЗЕРОМ и – вдруг! – поняла, что совсем не боится его больше… Страх куда-то ушел, а внутри… в самом сердце ЛЕЛИ появилась небывалая свобода…
ПОДШИВАЛОВА толкнула ее в бок:

ПОДШИВАЛОВА
Гляди, почту принесли… сейчас раздавать будут. Авось и нам с тобой подкинут весточку.

ЛЕЛЯ почти безучастно вскинула глаза: неподалеку ходил ГПУШНИК с пачкой писем.
МАГДА с тоской посмотрела на письма… и тихо шепнула ЛЕЛЕ…

МАГДА
…так давно нет отца… А я все жду и жду письма… Если бы можно было передать ему весточку…

ЛЕЛЯ
(отрешенно). Думаешь, мертвые не смотрят на нас?

МАГДА
(усмехнулась). Смотреть смотрят… А вот узнают ли – вопрос… Какой я была… какой я стала… Если бы только передать отцу весть…

АЙЗЕР в упор смотрел на ЛЕЛЮ, и по глазам его девушка поняла все его мысли, все намерения…

ЛЕЛЯ
(тихо). Передашь…

МАГДА пропустила это странное слово мимо ушей… С жадным ожиданием смотрела она на пачку писем.
Пока все нет и нет...
Вот уже осталось только три конверта...
Не будет ей ничего! Вот уже только один...
ГПУШНИК посмотрел в сторону ЛЕЛИ и МАГДЫ.

ГПУШНИК
Нелидова!

МАГДА
(тоскливо). Свезло.

ЛЕЛЯ задрожала и сделала движение, чтобы вскочить, но письмо уже устремилось к ней через десятки протянувшихся рук.
Нет, это не от ТАНИ — почерк НАТАЛЬИ ПАВЛОВНЫ.
ЛЕЛЯ торопливо разорвала конверт.


ГОЛОС НАТАЛЬИ ПАВЛОВНЫ З/К
Элен, бедное дитя мое! Я все еще жива, хотя со вчерашнего дня у меня затряслись голова и руки, что ты можешь видеть по моему почерку. Вчера меня поразило известие, самое страшное, какое я только могла себе вообразить после кончины Сергея. Знаю, что оно больно поразит и тебя. Но ты должна знать, чтобы молиться об упокоении. Таня погибла…

ЛЕЛЯ выронила письмо… Зарыдала…
АЙЗЕР по-прежнему не спускал с нее глаз…
ЛЕЛЯ вдруг отошла от МАГДЫ, со злостью взглянула ей в глаза…
МАГДА удивленно посмотрела на нее…

ЛЕЛЯ
Я так Ее просила!

МАГДА
(растерянно). Кого?

ЛЕЛЯ
Просила о единой милости Божью Матерь! А Она... Она... Где же Твое хваленое милосердие, Матерь всех Скорбящих? Милосердия нет даже на Небе!

МАГДА ужаснулась, бросилась к ней и обхватила ее обеими руками, руками израненными, постаревшими задолго до срока…
ЗЭЧКИ удивленно обступили их…

МАГДА
Леля, опомнись!.. Не кощунствуй!.. Ты после пожалеешь…

…от волнения МАГДА перешла на вы, словно боялась заразиться волной этого атеизма, который захлестнул…
…ЛЕЛЮ, качавшую головой, словно не верящую строкам письма…   

МАГДА
Дорогая моя, опомнитесь, скажите скорее: да будет воля Твоя! Перекреститесь!

ЛЕЛЯ вдруг посмотрела подруге прямо в глаза и сказала тихо-тихо…

ЛЕЛЯ
Магда…

МАГДА застыла: настолько тихо были произнесены слова, настолько странен взгляд ЛЕЛИ…

ЛЕЛЯ
Магда, а ведь… Бога нет…

МАГДА отшатнулась, как от удара… Медленно отошла от нее… Отходя, оборачивалась и смотрела на ЛЕЛЮ страшными глазами, словно не хотела верить в эту мысль, выстраданную девочкой, прошедшей семь кругов ада…
МАГДА все отходила и качала головой, всякий раз глядя на это обезумевшее лицо…

МАГДА
Прочь! Прочь от меня…

ЛЕЛЯ, будто бы подтолкнули ее слова МАГДЫ вдруг посмотрела на проволочное ограждение светло и чисто, словно какая-то удивительная, легкая по своей гениальности мысль посетила ее… Это было озарение…
Она растолкала ЗАКЛЮЧЕННЫХ и бросилась бежать к ограждению…
АЛЕШКА-СТРЕЛОК увидел ее и неистово завопил…

АЛЕШКА-СТРЕЛОК
Стой! Стой, дура!

АЙЗЕР мгновенно вскинул винтовку…
АЛЕШКА-СТРЕЛОК подскочил к нему и опустил ствол вниз…

АЛЕШКА-СТРЕЛОК
Не стреляй!

…затем АЛЕШКА-СТРЕЛОК бросился вдогонку за ЛЕЛЕЙ…
Мы увидели растерянно лицо ПОДШИВАЛОВОЙ.

ПОДШИВАЛОВА
Лелька, стой! Куда ты?!
 
ТАНЬКА-РЫЖАЯ недоуменно смотрела на то, как…
…легко и красиво, словно на крыльях, неслась к ограждению ЛЕЛЯ НЕЛИДОВА…
АЛЕШКА-СТРЕЛОК бежал, но, споткнувшись, упал и, резко перевернувшись на спину, посмотрел в сторону АЙЗЕРА, который вновь вскинул винтовку. АЛЕШКА-СТРЕЛОК прикрыл глаза и опустил голову… 
Сорвалась с места и побежала за ЛЕЛЕЙ МАГДА...
И вдруг все затихли... Все замерло...
ЛЕЛЯ не оборачивалась и набавляла скорость… до нее донесся гортанный, резкий голос АЙЗЕРА.

АЙЗЕР
Цэ-элюсь!

…услышав резкий звук затвора винтовки, МАГДА остановилась, обернулась к СТРЕЛКАМ и вскинула руки, словно пыталась оградить ЛЕЛЮ от беды в последний раз…

МАГДА
(истошно). Не стреляйте!!!

На бегу ЛЕЛЯ успела прошептать…

ЛЕЛЯ
Господи, помоги! Сделай так, чтобы поскорей.

ЛЕЛЯ закрыла глаза, но не остановилась.
Выстрел!
Удар!
От удара пули ЛЕЛЮ развернуло, и толпа заключенных выдохнула от ужаса…
МАГДА повернулась к ЛЕЛЕ… По отчаянию в глазах МАГДЫ можно было догадаться, что она дорого бы дала за то, чтобы пуля, выпущенная АЙЗЕРОМ, попала не в ЛЕЛЮ, а в нее… Но…
Лицо ЛЕЛИ – еще стоявшей на ногах было лицом обрадованного ребенка, который, наконец, получил то, что хотел, то, что никому боле не собирался отдавать…
ЛЕЛЯ упала…
…МАГДА подбежала к ней…
ЛЕЛЯ по-прежнему улыбалась… Узнав МАГДУ, спросила…

ЛЕЛЯ
Что… передать… твоему отцу?

И умерла…


36. ИНТ. КАБИНЕТ ВЯЧЕСЛАВА В МЕДИЦИНСКОМ БАРАКЕ. ВЕЧЕР.

РОПШИН вошел и каким-то странным взглядом посмотрел на ВЯЧЕСЛАВА, собиравшего вещи для перевода в штрафной лагерь…
…неестественным, надтреснутым голосом РОПШИН спросил.

РОПШИН
Готовишься?

ВЯЧЕСЛАВ ответил нарочито буднично.

ВЯЧЕСЛАВ
Уже собрался…

Затем ВЯЧЕСЛАВ задумчиво посмотрел на РОПШИНА, наконец, сказал…

ВЯЧЕСЛАВ
Даже не знаю… Кому бы поручить… Чтобы позаботились о Леле… Если со мной что…

И вновь отвернулся к рюкзаку…
РОПШИН сглотнул слюну, снял очки…

РОПШИН
Славка…

ВЯЧЕСЛАВ вдруг напрягся, какая-то ранее не слышанная интонация в голосе друга поразила его…
ВЯЧЕСЛАВ резко обернулся…
…по рукам РОПШИНА, теребившим очки вдруг понял… что-то случилось: 

РОПШИН
Славка… я знаю, как ты всегда мужественен, но... там опять принесли носилки... Выйди в приемный покой.

ВЯЧЕСЛАВ, наконец, оторвал взгляд от предельно странных и непонятных глаз РОПШИНА… и медленно пошел к выходу из комнаты…

37. ИНТ. ПРИЕМНЫЙ ПОКОЙ. ВЕЧЕР.


На носилках лежало тело, накрытое с головой…
ВЯЧЕСЛАВ медленно поднял руку…
…откинул простыню…
ЛЕЛЯ была как живая… Только следы радостного озарения, которого он никогда не видел при жизни, так и не сошли с ее лица…


38. НАТ. ЛАГЕРЬ. ПЛОЩАДКА. НОЧЬ.

ВЯЧЕСЛАВ не плакал…
…какая-то решимость была в его лице, когда он шел по улице… Такое лицо бывает только у людей, которые точно знают, куда они идут и зачем…
ВЯЧЕСЛАВ подошел к колоколу пожарной тревоги и начал изо всех сил бить в набат… Долго… Громко…
Со всех сторон медленно стекались люди… Сначала единицы, затем все больше и больше…


39. ИНТ. ВЫШКА ВОХРА. НОЧЬ.

Мы видели глазами испуганно переглядывающихся стрелков ВОХРа, что на площадь сбегали заключенные, мужчины, женщины, старики…

СТРЕЛОК ВОХРА № 1
(целясь). Сообщи начальнику, я пока подержу на мушке…

СТРЕЛОК ВОХРА № 2 посмотрел на своего наивного коллегу…

СТРЕЛОК ВОХРА № 2
Думаешь, начальника он своим трезвоном на ноги не поднял?

Даже с вышки было видно, что ВЯЧЕСЛАВ говорил что-то людям…

40. НАТ. ЛАГЕРЬ. ПЛОЩАДКА. НОЧЬ.

Нам стало слышно, что именно говорил ВЯЧЕСЛАВ толпе, обступившей его…

ВЯЧЕСЛАВ
…не работать, пищу не принимать! Требуем комиссию из Москвы для пересмотра нашего режима и смены начальства и конвоя. Чем солидарнее мы будем, тем быстрее наступит конец этому мракобесию! Пусть знают! (Яростно). Мы умирали не за то, чтобы в лагерях истребляли нас, наших жен, наших детей! Пусть знают!

Восстание было подхвачено дружно, хотя многие втихомолку досадовали и шептались по углам.

41. НАТ. ПАРК. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ЯНВАРСКОЕ УТРО.

САШЕНЬКА медленно везла впереди себя коляску с СОНЕЧКОЙ в тихом Санкт-Петербургском парке, который так и не стал для нее Ленинградским… 

ГОЛОС САШЕНЬКИ З/К
Восстание в лагере было подавлено, а Вячеслав Конопляников, призывавший к бунту, расстрелян… Комиссия, впрочем, как писали в газетах, улучшила условия жизни заключенных…

Рядом, играя со снегом, шел СЛАВЧИК…

ГОЛОС САШЕНЬКИ З/К
Думать мне некогда. И печалиться тоже времени нет. И все мои мысли сосредоточены сейчас на этих маленьких и чудесных мелочах. Лишь бы дети не простудились, лишь бы Славка не упал и не ударился головой, лишь бы маленькая Сонечка согласилась выпить горькое лекарство. Но ради Бога – не то, которое все мы испили, надеюсь теперь уж до дна. Мне помогают Аннушка и та дама из Смольного института – Марина Сергеевна Драгомирова-Рабинович… Она пришла ко мне сама и сказала, что хочет сделать доброе ради памяти Николая… Теперь она учит детей французскому пока я ассистирую в клинике. Недавно мы получили письмо от Нины Тумановой… Она пишет, что лагере живёт в условиях вполне сносных и постоянно выступает в самодеятельности. Ей аплодируют. И, кажется, она всем довольна… На могиле Тани сейчас, скорей всего, неимоверно много снега. И никому в голову не придёт, какой талантливый и одухотворённый человек лежит под насыпью с простым деревянным крестом. Да и не доберётся к этой могиле никто… Нет к ней дорог и тропинок.

По длинному заснеженному парку САШЕНЬКА уходила от нас, тихо падал снег…

ГОЛОС САШЕНЬКИ
Вчера наступил новый 1937 год. Интересно, каким он будет? Какие новые радости и беды он принесет? А вдруг — случится и на нашей улице праздник? Может быть… Может быть… Знаю одно: надежда на то, что весь мир не превратился в одно большое заметённое сугробами кладбище, умрёт во мне последней…

САШЕНЬКА уходила вдаль, пока мягкий пушистый снег не скрыл окончательно ее уходящую в неизвестность фигуру…

КОНЕЦ ФИЛЬМА


Рецензии