Как перестать быть автохамом. Публикация 3

Название серии: "Искусство управлять автомобилем, или как перестать быть автохамом"

В 2011 году я опубликовал статью на портале “Рамблер”. Статья получила большой общественный резонанс. Много перепечатывалась. Сейчас я публикую ее частями.

Продолжаем.
Некоторые психологические особенности человека, влияющие на его поведение за рулем
Чтобы правильно оценивать человеческое поведение за рулем, давайте рассмотрим некоторые особенности человеческой психики, влияющие на это поведение.
Одной из таких особенностей является тенденция водителей переоценивать свои положительные качества и недооценивать отрицательные. Эта тенденция к более положительному восприятию себя человеком обнаруживалась в разное время в различных областях деятельности.
В Интернет я нашел результаты исследований[1], проведенных с целью определить, как водители оценивают свое умение водить автомобиль в сравнении с другими водителями. Оказалось, что 93% опрошенных оценили себя «выше среднего».
Известно, что начинающий водитель испытывает страх, когда впервые садится за руль. Однако преодолев первоначальную осторожность и немного освоившись, у него проявляется называемый мной «синдром молодого водителя» – он начинает думать, что отлично водит автомобиль, а ДТП с ним никогда не случится. Появляется самоуверенность, теряется бдительность, и с большой долей вероятности в этот период как раз и случается авария. Если же водителю удается сдержать себя в этот период, то в дальнейшем его вождение, скорее всего, будет относительно безопасным. Такой период самонадеянности длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Как правило, в этот период водителю свойственна излишняя самоуверенность, ощущение превосходства над другими водителями, ощущение вседозволенности и безнаказанности. Узнать синдром можно по появлению какого-то странного воодушевления за рулем, возникновению стойкого желания сделать что-то такое, что себе не позволял в первое время, желания показать окружающим свое превосходство и желания сбросить оковы осторожности и уже просто ездить. Чтобы с этим состоянием справиться, его необходимо знать в лицо.
Теперь, касательно агрессивности на дорогах. Нельзя не отметить, что рост агрессивности водителей, естественным образом, связан с ростом агрессивности человека, вообще. Экономический кризис, скорость жизни мегаполисов, ежедневные стрессы, приводят к тому, что психика человека оказывается на грани срыва.
Снижение морально-этических требований к себе тоже приводит к ухудшению поведения на дороге. Особенно пугает скорость, с которой ситуация усугубляется.
Огромное количество людей, приехавших в Москву из разных уголков мира, несут свою культуру и на дорогу. Если раньше московские водители успевали ассимилировать иногородних, то сейчас этого уже не происходит. Отсюда на дороге хаос – все ездят, как хотят, или каждый ездит, как может.
Говорят, что женщины за рулем более аккуратны. Может быть, некоторые женщины более аккуратны, а, может быть, это были женщины, которые водили машины в прошлом. Сейчас на дороге другие женщины. По моему мнению, женщины за рулем также агрессивны и жадны, как и мужчины. Они с дотошностью отличника-краснодипломника следуют указаниям автоинструкторов «никого никуда не пускать», «занимать ряд и не обращать ни на кого внимания», «не пользоваться поворотниками, потому что из-за них как раз никто тебя никуда и не пустит» и т.д. На собственном опыте подмечено, что женщины за рулем более непредсказуемы. Как правило, по хаотичным и бесцельным маневрам на дороге безошибочно можно узнать женщину. По крайней мере, у меня это получается в большинстве случаев.
Определенные тенденции свойственны людям с ограниченным зрением. Они очень часто оказываются неспособны к восприятию информации боковым зрением. В итоге все, что происходит не в эпицентре внимания, остается для них «за кадром» и не учитывается. Это касается начала движения, перестроений, поворотов, парковки, движения задним ходом и других маневров, где важную роль в безопасности движения играет боковое зрение.
Я понимаю, что хожу по тонкому льду и хочу извиниться перед женщинами и людьми с пониженным зрением за некоторую дискриминацию. Здесь нет никакого умысла – только констатация моих наблюдений. Более того, я надеюсь, что поразмыслив над своим поведением, и отчасти согласившись со мной, вы будете учитывать эти особенности и нивелируете их отрицательное влияние на ваше поведение за рулем.
Вождение автомобиля, если и было когда-нибудь исключительно вождением автомобиля, в современном мире перестало быть таковым. Теперь это средство выражения сексуальности, фетиш, повод для шуток, средство развлечения или отдыха, работа и много чего еще.
Многие считают, что автомобиль – это продолжение личности и переносят на дорогу какие-то собственные понятия о добре и зле, справедливости, поло-возрастных различиях, культуре и прочем. Мы забываем в своем желании подчеркнуть свою индивидуальность о том, что дорога – это только дорога и ничего больше.  Наверное, это скучно. Но в городах, где количество машин превышает несколько миллионов впору уже не думать о чем-то еще, кроме безопасности вождения. В конечном итоге лучше в серости доехать до точки назначения, чем с шиком попасть в ДТП. Хотя, есть такое ощущение, что здесь не все со мной согласятся.
Самое страшное, потому как, совершенно незаметное – это свойство одних систематических нарушений влечь за собой совершение других нарушений, нивелирующих первые или совершаемые в их результате.
Так, например, водители тяготеют к движению по средним и левым полосам из-за того, что в правых рядах движение более опасно. Почему? Потому что при начале движения водители часто не уступают дорогу двигающимся транспортным средствам. Торопящиеся водители припаркованных автомобилей могут, не глядя открыть дверь, и тогда либо сносится дверь, либо еще хуже следует наезд на водителя с причинением ему тяжких увечий. Иногда на правых полосах оставляют какие-либо решетки для того, чтобы «занять место». Такие самовольно организованные места для парковки представляют ночью, да и днем, впрочем, большую опасность. Я сам как-то в темное время суток почти совершил наезд в центре Москвы на арматуру, которая занимала чье-то место.
Зачастую водители вынуждены объезжать неправильно припаркованные автомобили с выездом на полосу встречного движения, где такой выезд запрещен разметкой, или без такового выезда, но с пересечением сплошной линии. Совершаемые периодически такие нарушения делают роль сплошной полосы менее значимой в сознании водителя. Можно предположить, что водители, которые регулярно позволяют себе пересекать сплошную полосу для объезда неправильно припаркованных машин, со временем снизят к себе требования и начнут пересекать сплошную и в других менее обоснованных случаях, например, для обгона медлительного водителя или для перестроений в туннеле.
! В целом, кто понимает что-то в дорожном движении, тот ездит с предельной концентрацией, в постоянном стрессе. А те, кто не понимает, ездят расслабленно и с удовольствием, общаясь при этом по мобильному телефону без всяких гарнитур, но до первой аварии. Потом либо «умнеют» либо ездят так и дальше, и дальше бьются, и дальше ездят.
Ну, а теперь самое время перейти к непосредственному рассмотрению правил поведения за рулем в различных типовых ситуациях.
[1] Svenson, O. (February 1981). “Are we all less risky and more skillful than our fellow drivers?”. Acta Psychologica 47 (2): 143–148.
В следующей публикации поговорим про слияние двух рядов в один.

Жду ваших комментариев. И если материалы понравятся, просьба сделать репост или рекомендовать почитать ее знакомым. Чем больше людей узнают о ней, тем больше шансов, что станет хоть чуточку лучше.


Рецензии