Мнение о произведении Алексея Борисовича Черткова

Конечно, это  богохульное пропагандистское сочинение. Но, такое впечатление, что богохульство приделано на злобу  тогдашнего дня. По типу: "Если среди священников есть неверующие и негодяи, то значит Бога нет".  В действительности - это повесть о том, как юноша, чистая, верующая душа, столкнулся с реалиями церковной жизни. Не добавляю того периода, это уточнение может оказаться грубой ошибкой. Он движется  к цели своей жизни - служить Богу, учиться, жениться, его рукополагают. Все идет хорошо, но вдруг это ровное движение нарушается: под колесами автомобиля погибает его жена, беременная первым ребенком. Конечно, такое событие может послужить страшным искушением для молодой неокрепшей души,  но стать поворотом в жизни, когда священник снимает рясу и берет партбилет вряд ли. Автор хочет убедить нас, что эта гибель - отправная точка, с которой начинается зарождение нового мировоззрения. Но все последующее скомкано, неестественно, списано и нереально. Кроме последней сцены, когда протопресвитер предлагает новому атеисту в рясе забрать заявление и стать настоятелем богатого прихода, что кажется, увы, довольно жизненным и реальным.  Но произведение заканчивается превращением о. Андрея в дешевого пропагандиста  атеизма, что в соответствии с жанром тогдашнего коммунистического романа  должно знаменовать счастливый конец.  В среде священников много сребролюбцев, пьяниц, негодяев и т.д. Кстати, надо отдать должное автору он не привел примеров страшного падения некоторых представителей духовенства, но и начисто отсутствует положительный пример, что почти сто полностью обесценивает произведение. По мнению о. Андрея и автора, все священники - это неверующие люди пристроившиеся торговцами  опиумом в наркокартель ради неплохих доходов. Что не соответствует действительности. Сколько хороших священников несли свой крест в условиях перманентного давления и гонения со стороны советской власти. Некоторые попадали на такие приходы, где не было не только прихожан, но  и просто людей из-за запустения населенных пунктов. Сколько терпело из них от уполномоченных и своих, подпевал этим уполномоченных. От бесправия, от исключения из социума и т.д. Хотя, конечно, столичное духовенство жило несравненно богаче, чем сейчас, что и способствовало размножению в их среде паразитов. Так что описание реалий церковной жизни явно испорчено заказным характером произведения. Если автор еще здравствует, рекомендовал бы ему переписать произведение, выбросив все, что следует за гибелью матушки о. Андрея и написать реальный и конец. Можно написать на основе этой повести роман, оканчивающийся перестройкой и дополнить особенностями церковной жизни  этого периода.


Рецензии