Сколько стоит пощечина?

                «Я же говорю вам: не сопротивляйтесь злому человеку. Напротив,
                если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую.»
                Евангелие от Матфея 5:39

 
               Для жителей Ближнего Востока пощёчина с самых древних времен служила символом оскорбления. Об этом свидетельствует множество  исторических, еще клинописных(!!!) документов.
Например, записи, обнаруженные в 19 веке английским археологом Остином Генри Лэйрдом на раскопках древней Ниневии. Эти древние клинописные документы относятся к 7 веку до нашей эры и являются письменными свидетельствами ассирийской культуры и нравов во времена правления некого ассирийского царя по имени Ашшурбанипала.
В его большой клинописной библиотеке, которая была раскопана упомянутым археологом, были собраны лучшие художественные произведения, например, Эпос о Гильгамеше, хозяйственные, юридические, финансовые и прочие документы, регламентирующие жизнь общества.
 Одна из клинописных табличек содержала описание вавилонского языческого ритуала, который проводился два раза в год, во время весеннего и осеннего равноденствия. Сначала жрецы совершали определенные обряды перед статуей верховного божества — Мардука, затем в действо включался царь.
Правитель вставал на колени и клялся статуе бога, что ни в чем не виновен перед Вавилоном. Верховный жрец бил монарха по щеке, и если тот проливал слёзы, то оставался на троне.
Ритуальная пощечина показывала всему народу, что есть власть и  над самым знатный из людей. И это власть бога, так что любой правитель должен терпеть самое унизительное обращение с ним, потому, что виновен в любом случае.
 Все люди совершают ошибки перед истиной, данной богом, – грехи вольные и не вольные, явные и скрытые. Если правитель покаялся в своих грехах перед высшей справедливостью и заплакал над своим несовершенством, над тем, что он не равен богу в добродетели и непогрешимости, то у него есть право остаться на троне и править   подданными.
Если сердце правителя зачерствело и даже пощечина не высекает слезы из его души, то нет у него права главенствовать и править.

Тут же приходят на ум современные правители, уверовавшие в свою непогрешимость, в то, что именно они определяют, как развиваться миру, диктуют ему правила.
Похоже, что они уверовали в то, что никого над ними нет.
Мой мысленный взор рисует интересную картинку, как хотя бы раз в год
президента и премьер-министра ставят на колени перед  статуей Христа и
верховный жрец …ох, я не решусь даже представить... ну хотя бы, вожжами по спине…и чтоб заплакали над тем, что наделали за год!)))
Хоть какая-то польза от религии, кроме психотерапевтической, была бы.
 А то, « все власти от бога»…ой, ли!
Хотя бы перед Богом отчитывались, если не перед поддаными...
Такую практику можно было бы и на всех министров распространить))
Ох, грехи наши тяжкие!

Кстати, на болгарском языке, который сохранил больше древних смыслов, чем русский язык, слово « грешка» означает ошибка. Мне в этом видится глубокий смысл.

Так что, в древнем мире, если не оскорбился пощечиной до глубины души, до слез - можно и власть потерять, даже самую высокую.

Как известно из исторических источников,  был такой законодательный свод, созданный при царе Хаммурапи в восемнадцатом веке(!!!) до нашей эры, состоящий из двухсот восьмидесяти двух пунктов, регулировавший все сферы жизни вавилонского общества. Он оговаривал наказания за оскорбление действием, в том числе и за удар по щеке.
При этом тяжесть последствий зависела от общественного положения обидчика и пострадавшего.
Так, за удар сановного человека — жреца, купца или чиновника, полагалось 60 ударов воловьей плетью. Такое наказание выдерживали не все, часто оно оборачивалось смертью нарушителя.
За причинение обиды члену городской общины, имевшему в собственности землю, закон предусматривал штраф в одну мину — то есть, приблизительно, в восемьсот граммов серебра.
Пощечина, нанесённая человеку свободному, но неимущему, оценивалась значительно дешевле, в современных мерах, в сто сорок граммов серебра.

Только рабу можно было отвесить пощечину безнаказно. Это он должен был безропотно  снести удар по лицу и , возможно, подставить другую щеку...
Рабу же, который дерзнул ответить ударом на удар любого свободного горожанина, отсекали ухо.

И ни при каких обстоятельствах не предусматривалось прощение оскорбителя!

А что в современном христианском мире? Пощечина осталась оскорблением? Или это так себе ничего не значащая вещь.
Ну, дали тебе пощечину. Не вздумай оскорбляться раб божий...У тебя что есть человеческое достоинство? Почему это тебя нельзя по лицу?
          За пощечину, которую  отвесил 28-летнетний житель Франции Дэмиен Тарел, президенту Франции Эмманюэлю Макрону за все хорошее, что он сделал для Франции, суд приговорил хулигана к 4 месяцам заключения.
 Макрон не подставил левую щеку, но и не заплакал над своими грехами и не раскаялся.
2000 лет христианства не пошли главе французкого государства на пользу…
хорошо, что обидчика  не приговорили к 60 ударов плетьми. Все-таки нравы смягчились, стали более терпимыми, более толерантными...жаль только, что правители мира сего не стали более разумными, более совестливыми...
И не брызнет слеза отчаяния из их глаз, и не раскаятся они в содеяном, и нет у них ответственности ни перед людьми, ни перед богами...
Ницше написал, что бог умер, но это ложь...




 


Рецензии
Хорошо получилось связать древность с современностью! Спасибо, уважаемая Ия!

Игорь Тычинин   14.11.2021 22:32     Заявить о нарушении
Спасибо за рецку. Не такая уж это древность - времена ассирийского царства и Вавилона)))
Связь времен очевидна!
Всех благ,

Ия Белая   15.11.2021 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.