Гречанка часть II

     Божий промысел и судьба византийской царевны крепко-накрепко связались  на многие века с исторической судьбой самой Московии, придав ее движению во времени большую определенность, осмысленность и направленность.
 
     Византийская империя не канула в лету, а подобно прививке на новом побеге продолжила свое существование. С полным правом царствующая династия Московии подхватила фамильный двуглавый герб Палеологов и стала называться третьим Римом, третьим центром православия, прославляя в веках преемственность истинной веры.
 
     Для  измученного гнетом Золотой Орды и соперничеством с княжеством Литовским,  но неуклонно набирающего силу княжества Московского этот момент истории можно назвать судьбоносным. Роль византийской царевны в дальнейшей судьбе России нельзя переоценить, а отдать должное можно и нужно. Ее любовь, энергия, образованность и неутолимая боль за гибель ее родного Константинополя совершили небывалое. В те времена роль женщины в истории была ничтожна, почти полностью зависела от множества случайностей и, в первую очередь, от удачности замужества. Так сложилось, что в тот момент истории счастливо совпало  все  таким образом, чтобы ее страсть, кругозор, харизма, и, конечно, гены в веках оставили неизгладимый след. Практически каждый последующий самодержец Российской империи, ведя непрерывные военные действия с Турцией, вынашивал мечты об освобождении Константинополя и святой Софии. Эта мысль на генном уровне в них была заложена Софьей (или Зоей) Палеолог. Она любила своего мужа, и их брак был счастливым, хотя, уверен, что с Иваном III, человеком твердым и жестким, это было очень непросто. Ее европейский кругозор, умение подставить плечо или дать дельный совет здесь сыграли огромную роль. Москва каменная, храмы и соборы, древняя библиотека и множество вывезенных из Италии, Византии и Греции специалистов сделали свое дело, придав Москве имперский уровень и размах.

     До ее приезда Московия представляла собой довольно захолустное зрелище, особенно в сравнении с Константинополем. Столица Византии, оседлавшая Босфор, огромная, многоликая, воплощение имперского могущества, центр древнего мира, через который, казалось, проходили все дороги мира, и Московия, сплошь деревянная,  затерянная за заснеженными просторами и лесными массивами, засеками и полноводными реками. Конечно, только ее любовь и страстное желание реванша за поверженный к ногам неверных центр мира – Царьград, помогли разглядеть в этом народе и в этом захолустье зерно, из которого может вырасти мощное дерево – третий Рим. Она всю свою жизнь положила на эту идею. Казалось, что могут слабые женские руки? А вот надо же! И Ивана III, и всех последующих членов династии, она зарядила честолюбивым геном Москвы как третьего Рима. Она заставила и мужа, и сына, и внука совершать множество дел, побед, свершений ради этой идеи. И, что удивительно, эта дерзкая идея сработала, обрела формы, смысл, наполнилась глубочайшим внутренним содержанием. Россия и сегодня живет под ее фамильным гербом двуглавого орла. Я лично, как большинство из нас, скептически отношусь к деяниям самодержцев тех времен, особенно Ивана IV, ее внука. Однако уверен, что все они как носители генов Софьи, точнее Зои, были продолжателями ее страстной мечты об утраченной родине. К сожалению, таких успешных примеров женской судьбы не так уж много.

     История стран и народов движется из прошлого в будущее под воздействием множества разнонаправленных сил, факторов, случайностей. Периоды пассионарности, повинуясь колебаниям солнечной активности по Гумилеву, сменяются жестокими спадами, просчетами, предательством и множеством других препятствий. Кому-то везет больше, кому-то меньше, у кого-то хватает сил, умения, злости, у кого-то – нет. Все зыбко и подвержено множеству противоречий и досадных просчетов. Кто-то в этой борьбе оказывается более успешен, везуч, или, попросту, живуч.
 
     Как мне кажется,  важным качеством успешности любого этноса в борьбе за место под солнцем является обретение в нужный момент некой цели, концепции, при помощи которой многие разрозненные силы способны консолидироваться и объединиться.  После трехсотлетнего ига Золотой Орды до разрозненного букета славянских княжеств начала доходить идея единства людей и по этническому принципу и по вере как единству мировоззрения. Точнее, эта идея единства в противостоянии внешнему миру всем  очевидна, но трудновыполнима.  Инерция в триста лет ига, уже на генном уровне сидела в умах людей. Нужен был какой-то толчок, чтобы преодолеть инерцию мышления и привычку к рабской покорности. Ослабление Орды и роль Зои здесь сыграли свою роль. Она подтолкнула мужа на решительный отказ от унизительной роли ордынского данника. Московия уже выросла из «коротких штанишек» и нужен был только незначительный толчок, чтобы, отряхнув старые путы,  осознать себя по-новому. Так и случилось, после Ивана III, с его отходом от Орды, началась цепь глобальных преобразований, которую подхватил Василий III, сын Зои, и Иван IV Грозный, после царствования  которого Россия стала уже державой мирового уровня.
 
     Аристотель Фиораванти построил Успенский собор в Кремле. Это сооружение маститого итальянского архитектора построено  на краю холма на месте рухнувшего недостроенного собора. Успенский собор является центром композиции ансамбля Московского Кремля и шедевром зодчества и инженерного искусства, поскольку построен в оползневой зоне с применением множества инженерных новаций. Для исправления  аварийной ситуации и был приглашен из Италии опытный инженер и архитектор. Успенский собор и все творчество Аристотеля Фиораванти, при котором был начат ансамбль Московского Кремля, заложил основу русского стиля в православной архитектуре, вырастил целую школу русских зодчих, которые создали по всей России множество шедевров, впитавших в себя стилистику итальянской школы, переплавив ее на свой неповторимый русский манер, в основе которого лежит все наследие отечественного деревянного  зодчества.

     Таким образом,  и в этом, далеком от прямого женского участия деле, Зоя сыграла уникальную роль. Россия златоглавая с ее храмами и монастырями  и сегодня формирует неповторимый образ нашей страны, непохожий ни на какой другой.

     Лучшие умы и специалисты того времени охотно ехали в Московию прежде всего потому, что их землячка, решительно отвергнув какое-либо влияние католического Рима, строила третий православный.


Рецензии
третий православный

Григорий Аванесов   12.11.2021 14:19     Заявить о нарушении
не понял что Вы хотели сказать

Геня Пудожский   12.11.2021 18:34   Заявить о нарушении
третий православный Рим

Григорий Аванесов   12.11.2021 18:59   Заявить о нарушении
в контексте это есть

Геня Пудожский   12.11.2021 23:40   Заявить о нарушении