Философия и государство, часть 1

Любое современное государство активно участвует в формировании философского сознания (мировоззрения) своих граждан - через подконтрольные учебные заведения и средства массовой информации. Состояние дел в философии поэтому является отражением состояния дел в обществе.
Российское государство находится сейчас в переходном периоде после прекращения существования СССР, которое использовало исключительно марксистско-ленинскую философию. В связи с чем вместе с образованием СССР из философской теории она превратилась в идеологическую догму, призванную решать поставленные ей практические задачи, основной из которых было - формировать у граждан особенный вид сознания - социалистическое сознание. Что это означало для философии в целом? То, что государство в СССР подавляло живую философскую мысль, подменяя её догматической доктриной, а профессиональные преподаватели философии по своей сути являлись лжефилософами-манипуляторами, заботившимися исключительно о своём благополучии и подгонявшими решение насущных философских вопросов под указания руководящих государственных органов (фактически основное руководство страной осуществляла так называемая компартия). Основной идеей философской пропаганды в СССР была идея об участии граждан в строительстве социализма и коммунизма как идеального мира будущего и (особенно!) вытекающие из неё следствия в виде необходимости принесения в жертву гражданином своих личных интересов, вплоть до жертвы своей жизни, в пользу государства. Из неё также вытекало, что несогласные с ней есть враги народа или несознательные граждане и подлежат либо репрессиям, либо предоставлению меньших социальных благ.

После распада СССР образовалось российское государство переходного периода от государства советского типа к некоему типу, контуры которого только что начинают проступать. Начав создаваться по западной модели, оно вскоре приобрело некоторые черты, которые западные государства считают недемократическими, по сравнению со своими, демократическими.

Западная модель государства оказалась фактически невозможной в России переходного периода, тогда как российские власти настойчиво утверждают об идентичности российских государственно-правовых институтов западным. Причина очевидна: желание максимально развить российскую экономику, интегрировав её в западную. Действительно, несмотря на то, что внешне российское государственное устройство похоже на западное, любому здравомыслящему человеку видно, что по своему духу оно работает во многом по-другому. Принципиальная разница состоит в том, что на Западе принято называть российским авторитарным режимом. Российские официальные лица изо всех сил борются с этим ярлыком в публичном пространстве, что не может не отражаться на регулировании ими пространства академической философии: общим местом в российской философии является тезис о демократическом государственном устройстве России.

Всё это наложило отпечаток и на российскую философию: марксизм-ленинизм как единственно истинная философия канул в небытие, уступив место подражанию, как и в государственном строительстве, западным течениям и теориям. Вместе с тем, делаются попытки к возрождению особенной, российской философии.

Однако, не отсутствие запретов на иное мнение является сейчас главным в вопросе о влиянии государства на философию - государство отказалось от попытки директивного управления мировоззрением граждан. Главным является реальность, в которой живут граждане России - едва отходящее от периода разрухи и безвластия государство и жадно устремившееся к материальным благам российское общество, только начинающее отходить от духовной разрухи после распада СССР.

Как же эта реальность влияет на состояние дел в философии?


Рецензии