Роль СМИ в современном мире

В статье описана роль современных СМИ в обществе и изложен взгляд автора на проблему искажения демократических принципов в обществе через практическую журналистику.


СМИ являются чрезвычайно непростой быстро развивающейся и усовершенствующейся глобальной системой. Согласно российскому законодательству (ст. 38 Закона о СМИ) средства массовой информации должны обеспечивать конституционное право людей (общества) на информацию. То есть помимо прямого информирования, СМИ должны обеспечивать конструктивное взаимодействие различных сил, устраивать диалоги между ними, не претендуя на роль арбитра и не навязывая свое видение решения той или иной проблемы. СМИ должны являться действенной площадкой для публичного высказывания и обсуждения мнений. Им отводится важнейшая роль в процессе демократизации нашей страны: они должны выступать основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, максимально полно информировать граждан о всех значимых процессах, происходящих в обществе, о позиции властей, об их намерениях и действиях, направленных на решение социальных и политических вопросов,  волнующих граждан и разрешение их проблем. Полная и всесторонняя информация, предоставляемая СМИ,  подразумевает раскрытие гражданам точек зрения различных общественных объединений, формирований, групп и сил с тем, чтобы люди, изучив различные точки зрения,  смогли выработать по поднятому вопросу своё мнение, определить свою позицию с целью дальнейшего обсуждения и выработки  взаимоприемлемой согласованной позиции по рассматриваемому вопросу. То есть  по закону СМИ призваны реализовать фундаментальные права человека – на свободу слова, на свободу информации, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.
На деле  в настоящее время СМИ, оказывая влияние почти на все сферы деятельности общества, а особенно  на политическую, попирают демократические права людей и выступают в качестве мощнейшего орудия, с помощью которого строится процесс развития общества и государства. Для любой властной структуры информационная политика является одним из центральных рычагов управления. Это отметили учёные уже более тридцати лет назад. Доктор юридических наук Юрий Михайлович Батурин в одной из своих работ предупреждал: «Информационное воздействие, будучи "силовым" по характеру, может иметь для реагирующей системы различные, иногда прямо противоположные последствия: оно обеспечивает сохранение или развитие этой системы либо разрушает ее. Поэтому использование компьютеров в политической сфере жизни существенно влияет на практику демократии, изменяет отношения между властью и гражданами, порождает новые необычные проблемы и знаменует наступление эпохи "компьютеризованной политики"»[1-С.85].
Сегодня мы наблюдаем смену модели политической социализации, что требует интеграции индивида во вновь развивающуюся систему. Именно СМИ, как действенная система регуляции жизни социума,  являются основным ретранслятором государственной идеологии.
Российский закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, руководствуясь демократическими принципами, дал право всем организациям и гражданам, изъявлявшим на то свое желание, учреждать любые средства массовой информации, что привело к тому, что в стране стал формироваться рынок российской прессы. У существующих при социалистическом строе СМИ появились новые хозяева. СМИ, не имя государственных источников финансирования, продались финансово-промышленным группам, в результате  появились медиа-холдинги как структурные подразделения этих финансово-промышленных групп. Закон не выработал внятной политики в области СМИ, он плохо регулирует отношения СМИ с властями, с учредителями. Пресса, будучи брошена в рыночные отношения, перестала быть объектом культуры и информации, а стала объектом, приравненным к товару. Институт СМИ в России стал потворником замыслов людей, чьи принципы далеки от демократических, пресса стала удобным инструментом порционной передачи угодной для них информации, то есть контролируемым проводником политики антидемократических структур, а по существу, составной частью политической системы общества. СМИ в политике выполняют множество функций, главной из которых является формирование массового сознания. «… даже если СМИ обладают юридиче¬скими правами на свободу деятельности, этого недостаточно, необходима также экономическая свобода - наличие технических средств и матери¬ально-финансовых возможностей для реализации юридических прав» [7- С.17 ], - справедливо замечет Евгений Павлович Прохоров.
Журналистикой во всём мире создаётся медиакультура – средство освоения человеком окружающего мира через информационное пространство почти во всех его аспектах: социальных, интеллектуальных, духовных, нравственных, моральных, художественных, психологических.   Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром. Современная роль СМИ, перестав быть информационной, стала идеологической: СМИ принадлежит важнейшая роль в деле формирования в сознании людей определенных идей и убеждений, побуждающих их к соответствующему поведению.  Формируя информацию, которую граждане пользуют для оценки социально-политической действительности, СМИ умело манипулируют сознанием коммуникантов, выполняя волю заказчиков. Отношение людей к действительности, к общественным вопросам и проблемам и даже сам подход к тому, что считать проблемой, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций. «Отсутствие финансовой независимости превращает СМИ из информационных источников в политическое оружие групп, кланов, элит и т. д., где отсутствие самоокупаемости СМИ компенсируется его владельцу, будь то банкир или администратор области, его послушностью, управляемостью, готовностью послужить или прислуживать». [2- С. 86] В России СМИ,  манипулирующие сознанием общества, захвачены внешними антироссийскими структурами, цель которых деморализовать наш народ и уничтожить Россию как государство. И банкир, и администратор области, и любой другой хозяин СМИ, занимающиеся манипулятивным формированием сознания общества, – это лица и организации, чаще всего по собственной воле, в ряде случаев по недоосмыслению происходящего, работающие в союзе с политическими антироссийскими структурами. Мировой опыт свидетельствует, что чем выше степень политизации общества, тем весомей роль СМИ в политическом процессе. Выработка механизмов, которые реально сделали бы СМИ инструментом демократии, должна была бы составлять основной приоритет законодательной и законоприменительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права / Ю. М. Батурин. - М. : Юридическая литература, 1991.
2. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему // Полис. 2012.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2003.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. – С.-Петербург, 2000.
5. Давтян С.Л. Анализ законотворчества в РФ в контексте права человека на информацию. М.: Центр «Право и СМИ».1998.
6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. 30.12.2020 с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2021) "О средствах массовой информации".
7. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах: [Учеб. пособие]/Е.П. Прохоров; Моск. Гос. Ун-т им. М.В.Ломоносова. Фак. журналистики.- М.: Пульс, 2001.


Рецензии