Видения и знания сенсетива в отличие от посвящённо
Подборка 1
«Буйная фантазия» Эмануэля Сведенборга
Рассказывая об Эмануэле Сведенборге, «великом шведском теософе», Е.П. Блаватская в комментариях пишет о его заявление, «что может по желанию переходит в такое состояние, когда внутреннее Я полностью освобождается от всех физических чувств, живёт и дышит в мире, где любая тайна природы становится открытой книгой для ока души».
Но она добавляет:
«Пока человек не получит точной информации и правильного метода, его видения, какими бы правильными и правдивыми они ни были в жизни души, никогда не смогут быть сфотографированы в нашей человеческой памяти, а определённые клетки мозга обязательно посеют панику в наших воспоминаниях».
«Тайная доктрина», 1897, т. III, ч. 3, отд. 51
В другом месте мадам Блаватская заявляет, что «способности к ясновидению у Сведенборга ... были весьма замечательными, но они не выходили за пределы этого материального плана; все, что он говорит о субъективных мирах и духовных существах, очевидно, в гораздо большей степени является результатом «его буйной фантазии, чем его духовной проницательности ...» Теософский словарь, статья о Сведенборге
Е.П. Блаватская дает больше информации по этой теме в одной из своих эзотерических инструкций:
«Помните, что владея лишь нашими физическими чувствами, никто из нас не может надеяться увидеть что-то за пределами грубой материи. Мы можем сделать это только через то или другое из наших семи духовных чувств, если они натренированы или если человек является прирожденным провидцем. Даже с этой способностью видеть в астральном свете, если человек не является адептом, незнание всей истины может привести даже самого честного и искреннего ясновидящего (как свидетельствует Сведенборг и некоторые другие) к ошибочному принятию за Бога и ангелов обитателей таких сфер, которых ему удаётся иногда увидеть мельком ... «Инструкция для учеников № I»
В другом месте мадам Блаватская писала:
«Во всех романах, как и во всей так называемой научной фантастике и всех спиритических откровениях с луны, звезд и планет мы находим просто новые комбинации или модификации людей и предметов, страстей и форм жизни, которые нам уже известны, когда же на других планетах нашей солнечной системы природа и жизнь совершенно отличаются от наших. Сведенборг превосходил других в насаждении таких ошибочных убеждений...
Ведь даже великие адепты (разумеется, посвящённые), даже хорошо обученные провидцы могут говорить лишь о глубоком знании природы и внешнего облика тех планет и их обитателей, принадлежащих только нашей солнечной системе. Они знают, что миры почти всех планет обитаемы, но при этом могут иметь доступ (даже в духе) лишь к планетам нашей системы. Они также осознают, как трудно даже для них войти в полное взаимопонимание с планами сознания в пределах нашей системы, но отличными от состояний сознания, возможных на нашей планете…
Многие из романов и рассказов (одни чисто фантастические, другие изобилующие научными знаниями) пытались представить или описать жизнь на других планетах. Но они все как один дают лишь некоторую искажённую копию драмы жизни, окружающей нас ... Эта тенденция настолько сильна, что даже великие врождённые, хотя и непосвящённые ясновидящие, будучи неподготовленными, становятся её жертвами, например, Сведенборг, который заходит так далеко, что одевает жителей Меркурия, с которыми он встречается в мир духов в европейскую одежду».
Е.П.Блаватская
«Тайная доктрина», Т. 2, ч. 3, отд. 4
Отрывок 2
Любая мысль человека
«... любая мысль человека, развиваясь, переходит во внутренний мир и становится активной сущностью, соединяясь (можно сказать, сливаясь) с одним из элементалов, то есть с одной из полуразумных сил соответствующего царства. Она продолжает жить в качестве активного разумного существа, порождения человеческого сознания, и период её жизни определяется изначальной интенсивностью деятельности мозга, которая породила эту мысль. Так, благая мысль сохраняется как деятельная, благотворная сила, а злая – как злой демон. Вот так человек непрерывно населяет космический энергетический поток своим собственным миром, состоящим из отпрысков своих фантазий, желаний, побуждений и страстей».
Учитель К. Х.
Письмо А.О. Хьюму
Отрывок 3
Чуждые силы и живые сущности
«Вера в богов, Бога и другие суеверия привлекают миллионы чуждых сил, живых существ и мощных посредников вокруг таких верующих… Мы не считаем необходимым или целесообразным тратить наше время на ведение войны с неразвитыми планетариями, которым доставляет удовольствие олицетворять богов, а иногда — хорошо известных лиц, живших на земле. Есть дхьян-чоханы и «чоханы тьмы», но не те, кого называют дьяволами, а несовершенные «разумы», которые никогда не рождались на этой или любой другой земле или планете, как и «дхьян-чоханы» и которые никогда не будут принадлежать к «строителям вселенной», чистым планетным разумам, руководящих каждой манвантарой, в то время как тёмные чоханы руководят пралайями…
Как и всё в этой вселенной состоит из противоположностей, так и свету дхьян-чоханов и их чистому разуму противостоят «мамо-чоханы»1 и их разрушительный разум. Этим-то богам и поклоняются индусы и христиане, магометане и все другие фанатичные религии и секты».
Учитель М.
«Письма Махатм», Письмо 30
Отрывок 4
Они побеспокоили лишь летучих мышей ....
«Напрасно ваши современные провидцы и их пророчицы лезут в любую без разбора расщелину и щель, не имеющую выхода или продолжения; и вдвойне напрасно, когда, оказавшись внутри, они возвышают голос и громко восклицают: «Эврика! У нас откровение от Господа!» Поистине, ничего подобного. Они побеспокоили только летучих мышей, менее слепых, чем их посетители, которые, чувствуя, что они летают, часто принимают их за ангелов, ведь у них тоже есть крылья. Не сомневайтесь, мой друг: только с самой вершины этих вот наших «адамантиновых скал», а не у их подножия, можно когда-либо постичь всю истину, охватив весь безграничный горизонт».
Учитель Кут Хуми
«Письма Махатм», Письмо 49
Отрывок 5
Поскольку Истина одна ....
«Вы слышали и читали о многих провидцах прошлых и нынешних веков, таких как Сведенборг, Бёме и других. Из их числа не было не одного, кто бы не был абсолютно честным, искренним, и столь же умным, как и хорошо образованным, и даже учёным. Каждый из них в дополнение к этим качествам имеет или имел ... «хранителя» или «сообщающего откровения» (под любым «тайным» или «мистическим именем»), чьей миссией является или являлась построить для своего духовного подопечного новую систему, охватывающую все детали духовного мира. Скажите мне, друг мой, знаете ли вы двух с одинаковыми взглядами? И почему, раз истина одна (если совсем оставить в стороне вопрос о несоответствиях в деталях), мы не находим согласия среди них даже по самым насущным проблемам, таким как «быть или не быть», и для которых не может быть двух решений?»
Учитель К. Х.
«Письма Махатм», Письмо 49
Отрывок 6
Стейнтон Мозес и его дух-«руководитель» «император»
У. Стейнтон Мозес, «провидец» и медиум 1880-х годов, писал о своём духе-«руководителе» Императоре следующее:
«... мое внутреннее духовное чутье раскрылось. Только вчера я ясно видел и слышал «императора». На это замечание Стейнтона Мозеса Учитель Кут Хуми написал:
... Так же и Иисус, и Иоанн Креститель – Эдварду Мейтленду, такому же правдивому, честному и искреннему, как С.М. ... И разве Э. Мейтленд не видит Гермеса первого и второго, Илию и т. д. Наконец, миссис Кингсфорд не так же уверена, как С.M. в отношении «Императора», что она видела Бога и разговаривала с ним!! А кто чище и правдивее, чем эта женщина или Мейтленд! Тайна, тайна! – воскликните вы. А мы отвечаем – НЕВЕЖЕСТВО, плод воображения того, во что мы верим и хотим видеть…»
«Письма Махатм», Письмо 90
Отрывок 7
Рай Салиг Рам ушёл с головой в неправильно ориентированный лжемистицизм
«Рай Салиг Рам действительно хороший человек, но приверженец ещё одного заблуждения. Это не голос его гуру, а его собственный. Голос чистой, бескорыстной, искренней души, ушедшей в неправильно ориентированный лжемистицизм. Добавьте к этому хроническое заболевание в той части мозга, которая отвечает за чёткое видение, и вскоре секрет становится понятным: такое расстройство развилось в результате насильно вызываемых видений, хатха-йоги и длительного аскетизма. С. Рам – главный медиум и в то же время главный магнетический фактор, распространяющий болезнь путём заражения бессознательно для самого себя, внушая своё видение всем остальным ученикам.
Существует один общий закон зрения (физический, психический или духовный), но есть особый закон, доказывающий, что все видения должны определяться согласно качеству или уровню человеческого духа и души, а также способности преобразовывать в сознании различные качества волн астрального света. Есть только один общий закон жизни, но бесчисленны законы, квалифицирующие и определяющие мириады воспринимаемых форм и слышимых звуков. Есть слепые вольные и невольные. Медиумы принадлежат к первым, а сенсетивы – ко вторым.
Без постоянного посвящения и тренировки в отношении духовного видения и предполагаемых откровений, дающихся человеку во все века от Сократа до Сведенборга, ни один провидец или ясновидящий-самоучка никогда не видел и не слышал верно…
Они говорят и подтверждают, что один-единственный Бог вселенной воплотился в их гуру, и если бы такой человек существовал, он, несомненно, был бы выше любого «планетарного» духа. Но они идолопоклонники…
Их гуру не был посвящённым, а только человеком необычайно чистотой жизни и силы выносливости. Он никогда не хотел оставить своих представлений о личностном боге и даже богах... Он родился ортодоксальным индусом и умер индусом, изменившимся самостоятельно… без всякого тщеславия, не запятнав свою светлую душу. Многие из нас сожалели о его самообольщении».
Учитель М.
«Письма Махатм», Письмо 31
Отрывок 8
Видения сенсетивов и откровения медиумов
«Наш корреспондент, похоже, был введен в заблуждение относительно состояния сознания, которое сущности испытывают в камалоке. Похоже, он сформировал свои представления на основе видений сенсетивов и откровений медиумов. Но все выводы, сделанные на основе таких данных, опровергаются тем фактом, что живой организм встаёт между наблюдателем и состоянием камалоки как таковым. В камалоке не может быть сознательной встречи, следовательно, нет и горя...
Имея дело с заявлениями сенсетивов и медиумов, всегда нужно помнить, что они автоматически и бессознательно переводят свои переживания на любом плане сознания на язык и опыт нашего обычного физического плана. И такой путаницы можно избежать только с помощью специальной подготовки по оккультизму, который учит, как отслеживать и направлять переход отпечатков с одного плана на другой и фиксировать их в памяти».
Е.П. Блаватская
«Люцифер» Т. 2, № 8, апрель, 1888 г., стр.155-160
Отрывок 9
Ваша яркая творческая фантазия пробуждает призрачных гуру и чела
Вы не можете обрести психическую силу, пока не устранена психическая слабость... Вы едва научились азам самоконтроля в психизме ... Ваша яркая творческая фантазия [воображение] вызывает призрачных гуру и чела и вкладывает в их уста слова, отчеканенные мгновением раньше на монетном дворе ваш ума, неизвестные вам самой. Ложь кажется такой же реальной, как и истина, и у вас нет точного метода различения, поскольку вы все же склонны принуждать свои сообщения соответствовать вашему предвзятому мнению».
Учитель К. Х.
«Миссис Холлоуэй и Махатмы», Письмо 17
Отрывок 10
Противоречивые взгляды трёх мистиков
«Что касается вашего удивления относительно того, что взгляды трёх мистиков «далеко не тождественны», то что доказывает этот факт? Если бы они были наставлены развоплощенными, чистыми и мудрыми духами (даже теми, кто находится на более высоком плане по сравнению с нашей землёй), то разве учения не были бы тождественными? Встаёт вопрос: «Разве духи не могут различаться по своим понятиям так же, как и люди?» Что ж, тогда их учение от самых высоких из них, поскольку они являются «руководителями» трёх великих лондонских провидцев не будет более авторитетным, чем учения смертных людей. «Но могут же они принадлежать к разным сферам?» Что ж, если в разных сферах выдвигаются противоречивые доктрины, то эти доктрины не могут содержать истину, поскольку истина одна, и не может допускать диаметрально противоположных взглядов. Чистые же духи, которые видят ее такой, какая она есть, без какого-либо покрова материи, не могут ошибаться».
Учитель К. Х.
«Письма Махатм», Письмо 18
Отрывок 11
Галлюцинации и видения
«Галлюцинация... состояние, вызываемое иногда физиологическими расстройствами, иногда медиумизмом, а иногда пьянством. Но причину, порождающую видения, нужно искать глубже физиологии. Всем таким видениям, особенно когда они вызваны медиумизмом, предшествует расслабление нервной системы, которое в разной степени порождает ненормальное магнетическое состояние, которое притягивает к больному волны астрального света. Именно последний порождает различные галлюцинации. Однако они не всегда являются тем, во что их желали бы превратить врачи – пустыми и нереальными мечтами. Никто не может видеть того, чего не существует, то есть того, что не отпечатано в астральных волнах или на них. Тем не менее, провидец может воспринимать объекты и события (прошлые, настоящие или будущие), которые не имеют к нему никакого отношения, а также одновременно воспринимать несколько вещей, совершенно не связанных друг с другом, создавая таким образом самые гротескные и абсурдные комбинации.
И пьяница, и провидец, медиум и адепт соответственно имеют видения в астральном свете. Но в то время как пьяница, сумасшедший и необученный медиум или страдающий лихорадкой мозга имеют видения, потому что они не могут с этим ничего поделать, и вызывают беспорядочные видения бессознательно для самих себя, адепт же и обученный провидец могут выбирать и управлять такими видениями. Они знают, где сосредоточить свой взгляд, как придать устойчивость сценам событий, которые они хотят наблюдать, и как видеть за пределами верхних внешних слоев астрального света. У первого такие моментальные образы в волнах являются галлюцинациями, а у второго они становятся точным воспроизведением того, что на самом деле было, есть или будет происходить. Беспорядочные моментальные образы, схваченные медиумом и его вибрирующие видения в обманчивом свете преобразуются под руководящей волей адепта или провидца в устойчивые картины, правдивые изображения того, что он хочет получить в фокусе своего восприятия».
Е.П. Блаватская
Теософский словарь, статья «Галлюцинация»
Отрывок 12
Анна Кингсфорд – не посвящённая
«Без сомнения г-жа Кингсфорд, одарённый автор книги «Совершенный путь», является самым сведущим человеком во всей Европе (я говорю обдуманно и без колебаний), способным раскрыть сокровенные таинства истинного христианства. Но, как и г-н Синнетт, она не является посвященной и поэтому не может ничего знать о доктрине, истинный и правильный смысл которой не может раскрыть никакая прирождённая провидица, поскольку он лежит в целом за пределами областей, доступных для необученных провидцев. В случае раскрытия её тайны на долгие годы останутся совершенно непонятными даже для высших физических наук...
Надеюсь, что это не будет истолковано как желание претендовать на какое-либо великое знание с моей стороны, поскольку я, конечно, не обладаю им. Всё, что я пытаюсь донести до сознания, так это то, что такие тайны действительно существуют, и что, кроме посвящённых, никто не является достаточно сведущим, чтобы доказать, а тем более опровергнуть, доктрины, выданные сегодня через г-на Синнета».
Е.П. Блаватская
Собрание сочинений, том VI, стр. 132-133
Отрывок 13
Два вида провидения
«Есть два вида провидения – провидение души и провидение духа. Провидение древних пифий отличается о провидения современного загипнотизированного пациента лишь искусственными способами, используемые для того, чтобы вызвать состояние ясновидения. Но поскольку провидение обоих зависят от большей или меньшей остроты чувств астрального тела, они значительно отличаются от совершенного, всеведущего духовного состояния, поскольку в лучшем случае провидец может получить лишь проблески истины через завесу, которую ставит физическая природа. Астральный принцип, или разум, называемый индийскими йогами дживатмой, является чувствительной душой неотделимой от нашего физического мозга, который она держит в подчинении и, в свою очередь, он в равной степени препятствует ей.
Это есть эго, разумный жизненный принцип человека, его сознательная сущность. Пока она ещё находится в материальном теле, ясность и правильность его духовных видений зависят от его более или менее близких отношений с его высшим принципом. Когда это отношение таково, что позволяет наиболее эфирным частям сущности души действовать независимо от ее более грубых частиц и мозга, она может безошибочно постигать то, что видит; и только тогда она является чистой, разумной сверхчувствительной душой. Это состояние известно в Индии как самадхи…
Когда тело находится в состоянии дхараны (полной каталепсии физического тела), душа ясновидящего может освободиться и воспринимать вещи субъективно. И всё же, поскольку чувствительный принцип мозга жив и активен, эти картины прошлого, настоящего и будущего будут окрашены земным восприятием объективного мира; физическая память и воображение будут мешать ясному видению.
Но провидец-адепт знает, как приостановить механическое действие мозга. Его видения будут такими же ясными, как сама истина, бесцветными и неискаженными, тогда как ясновидящий, неспособный управлять вибрациями астральных волн, будет воспринимать более или менее искаженные образы посредством мозга. Провидец никогда не может принять мерцающие тени за реальность, поскольку его память так же полностью подчинена его воле, как и все остальное тело, он получает отпечатки непосредственно от своего духа. Между его субъективным и объективным «я» нет препятствий. Это есть настоящее духовное видение, в котором, по выражению Платона, душа возвышается над всем низшим благом. Когда мы достигаем «того, что есть высшее, простое, чистое и неизменное, без формы, цвета или человеческих качеств: Бога – нашего Нуса».
Это состояние, которое такие провидцы, как Плотин и Аполлоний, назвали «единением с божеством»… но это состояние настолько же выше современного ясновидения, как звёзды выше светлячков. Плотин, как известно, был ясновидящим провидцем на протяжении всей своей повседневной жизни, и, тем не менее, он был в единении со своим Богом только шесть раз за шестьдесят шесть лет своего существования, как он сам признался Порфирию».
Е.П. Блаватская
«Разоблаченная Изида», Т. II, 590-591
Отрывок 14
Высший посвященный отправляется исследовать тайны бытия
«Мир силы есть мир оккультизма, и единственно туда отправляется высший посвященный, чтобы исследовать тайны бытия. Следовательно, никто, кроме такого посвященного, ничего не может знать об этих тайнах. Руководимый своим гуру, чела сначала открывает этот мир, затем его законы, а затем их центробежное развитие в мир материи. Чтобы стать совершенным адептом, ему требуются долгие годы, но, в конце концов, он становится мастером. Скрытое становится явным, а тайны и чудеса навсегда исчезают из его поля зрения».
Учитель К. Х.
«Письма Махатм», Письмо 90
Отрывок 15
Многие провидцы подвержены заблуждениям обособленности
«Начиная со Сведенборга, было много провидцев, которые утверждали, что получают знания о других мирах на основании реальных наблюдений, но такие люди обособлены и подвержены иллюзиям обособленности. Любой разумный человек будет интуитивно это чувствовать, проявляя нежелание со своей стороны полностью принять заверения таких ясновидящих. Но в случае провидцами, проходящими постоянное посвящение, следует помнить, что мы имеем дело с огромной (чрезвычайно огромной) чередой людей, которые, зная о запутанных обстоятельствах, в которые они попадут, когда их духовное восприятие будет обучено выходить за пределы материальных ограничений, обладают способностью проникать в истинную реальную вещей и составляют обширную организованную группу провидцев, которые сверяют выводы и открытия друг друга и формулируют свои видения в виде науки о духах, столь же точной и полностью заслуживающей доверия, как и скромные, до известной степени, выводы любой отрасли физической науки. В отношении духовных знаний такие посвященные находятся в таком же положении, как постоянно повышающий свою квалификацию профессор большого университета находится в отношении книжных знаний, и любой может оценить более высокие требования, полученных от него наставлений, по сравнению с незрелыми и несовершенными наставлениями, полученными от самоучки. На самом деле рассуждения посвященного вовсе не запутаны; они излагаются перед ним благодаря накопленной веками мудрости, а он просто следует им, проверяет и усваивает их».
Е.П. Блаватская
«Спиритуализм и оккультная истина», «Теософ», Т. III, февраль 1882 г.
Отрывок 16
Ни одно видение любого адепта не принималось до тех пор, пока оно не было проверено и подтверждено
«Тайное учение является накопленной мудрость веков, и одна только ее космогония представляет собой самую грандиозную и сложную систему ... Факты ... на самом деле ... потребовали бесчисленных поколений посвященных провидцев и пророков, чтобы расположить их в определённом порядке, записать и объяснить ... Пылающий взор этих провидцев проникал в самое ядро материи и замечал там душу вещей ...
... система ... не является причудой одного или нескольких обособленных индивидуумов ... Она является непрерывной записью, охватывающей тысячи поколений провидцев, чей соответствующий опыт имел своей целью проверить и подтвердить ... учение высших и возвышенных существ, наблюдавших за детством человечества ...
На протяжении долгих веков «мудрецы» пятой расы ... всё свою жизнь посвящали… проверяя, сверяя и уточняя истину во всех областях природы древние предания через непосредственные видения великих адептов, то есть людей которые развили и усовершенствовали свою физическую, умственную, психическую и духовную организацию в максимально возможной степени.
Ни одно видение любого адепта не принималось до тех пор, пока оно не было проверено и подтверждено видениями других адептов (полученными так, чтобы служить независимым свидетельством), а также многовековым опытом».
Е. П. Блаватская
«Тайная доктрина», Т. I, стр. 272-273
1 Мамо ;;;;;, сокращение выражения ;;;;;;;;;;;;;; (джик тен ма мо) «земные материнские божества» ('jig rten ma mo Вайли)
Свидетельство о публикации №221111201255