Россия страна, убивающая своих лучших поэтов

     Страница Александра Фильцера (Хаим Евреинов).

«Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть…»
     Анна Ахматова, 1935
 
     Если отсчитывать историю российской государственности с Русского или как его еще называли Московского царства, то есть с 1547 года, то мы увидим, что власть всегда с недоверием и презрением относилась к своему народу. Побаивалась его и не доверяла ему. Превращала в рабов, которых можно было продавать и покупать. Убивала без счета в войнах и в мирное время.

     ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ДЕСЯТКА

     *****
     Александр ПУШКИН      
     Русский поэт с немецкими, шведскими и, возможно, еврейскими корнями.   
     Ссылка за вольнодумство на юг 1820-1824.
     Ссылка в Михайловское 1824-1826.
     Убит в 37 лет.

     *   
     «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и бордели – то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно – услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится – ай да умница».
                Из письма к П. Вяземскому от 27 мая 1826
     В просьбе разрешить выезд заграницу Николай Палкин Пушкину отказал. Он был невыездной, как и многие поэты в ХХ веке.

     *
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
     1818

     *
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
     1823

     *
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
     1836

     *
    Из письма жене 20.4.1834: «Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить… К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут… Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя… не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано… Пуще береги себя во время регул – в деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения, женка. Кокетничать позволяю сколько душе угодно. Верхом езди не на бешеных лошадях…»

     *
     Из письма жене 18.5.1836: "...черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать. Прощай, будьте здоровы. Целую тебя".

     *****
     Михаил ЛЕРМОНТОВ
     Русский поэт с шотландскими корнями. Его предок, Георг Лермонт, поступил на русскую службу в 1613 году.
     За стихотворение «Смерть Поэта» в 1837 проходил по «Делу о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарем Раевским». Был арестован, судим и после судебного разбирательства сослан на Кавказ.
     Вторично арестован в 1839 году за «недонесение о дуэли, в которой участвовал». Содержался на Арсенальной гауптвахте. Был приговорен военным судом к ссылке на Кавказ, с указанием Николая Палкина держать поэта только на передовой. Война по завоеванию земель и покорению свободолюбивых народов Кавказа продолжалось с 1817 по 1864.
     Убит в 26 лет.

     *
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах…
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?..
     1831

     *
…А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
     Таитесь вы под сению закона,
     Пред вами суд и правда — всё молчи!..
     1837
     Актуально сегодня и во все времена!

     *
Люблю отчизну я, но странною любовью!
     Не победит ее рассудок мой.
          Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
     1841

     *
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
     1841

     *****
     Николай ГУМИЛЕВ
     Муж Анны Ахматовой (Горенко). По семейному преданию ее предок, хан Ахмат, был из в Золотой Орды. Отсюда псевдоним поэтессы.
     Гумилев был в 1921 арестован и расстрелян Петроградской ГубЧК в возрасте 35 лет.

     *
Ветла чернела на вершине,
Грачи топорщились слегка,
В долине неба синей-синей
Паслись, как овцы, облака…

     *
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня…

     *****
     Александр БЛОК
     Фамилия Блок у него от немецких предков, и есть немецкая родословная с 1684, а по другой версии с 1755. Но...
     Это об отце он так пишет: "от  него тоже не останется, по-видимому, ничего,  кроме  искры  огня,  заброшенной в мир, кроме семени, кинутого им в страстную и грешную ночь в лоно какой-то тихой и женственной дочери чужого народа"? Или "Прочтя на нем печать скитальцев, гонимых по миру судьбой...". "И однозвучны стали в ней слова: "свобода" и "еврей", - это тоже о жизни отца?
     "Я – черный раб проклятой крови". "Я был в Египте лишь рабом, а ныне суждено судьбою мне быть поэтом и царем!" Впрочем, все это было давно и уже неважно.
     В выездной визе большевики Блоку отказали. В 1921 он умер от голода в Петрограде в возрасте 40 лет.

     *
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...
     1910

     *
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть…
     1914

     *****
     Сергей ЕСЕНИН
     В 1925 покончил жизнь самоубийством. Поэту было 30 лет.
    
     *
Не в моего ты бога верила,
Россия, родина моя!
Ты, как колдунья, дали мерила,
И был, как пасынок твой, я.
     1916

     *
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
     1924

     *
Сыпь, гармоника! Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали -
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду хошь?
В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон…
     1922

     *
…Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам...
     1922
   
     «Есть прекрасный русский стих, который я не устану твердить в московские псиные ночи… он полозьями пишет по снегу, он ключом верещит в замке, он морозом стреляет в комнату: «Не расстреливал несчастных по темницам». Вот символ веры, вот поэтический канон настоящего писателя…»      
     О. Мандельштам

     *****
     Владимир МАЯКОВСКИЙ
     В 15 лет вступил в РСДРП, три раза был под арестом, в 17 из партии вышел.
     Покончил жизнь самоубийством в 1930 в возрасте 36 лет.

     *
Слушайте
голос Рыкова —
народ его голос выковал —
стомиллионный народ
вам «Берегись!»
орет.
В уши наймита и барина
лезьте слова Бухарина.
Это мильон партийцев
слился, чтоб вам противиться.
     1926

     *****
     Осип МАНДЕЛЬШТАМ
     Поэт Йосэф бен Йехезкел Мандельштам родился в Варшаве в семье купца первой гильдии, который в еврейских документах был записан как Хацкел бен Биньямин.
     Хацкел на идиш - это уменьшительная форма имени пророка Йехезкеля.
     За стихотворение о вожде Мандельштама отправили в ссылку, а потом дали срок. Он умер от голода и холода в советском концлагере в 1938 в возрасте 47 лет. Убили за стихотворение.

     *
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
          (Последние две строки в первом варианте:
          Только слышно кремлевского горца —
          Душегубца и мужикоборца.)

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина,
И раскосая грудь осетина.
     Ноябрь, 1933

     *****
     Марина ЦВЕТАЕВА
     Поэтесса немецко-польского происхождения со стороны своей матери Марии Мейн. С 1922 по 1939 жила в Европе. В 1939 вернулась в СССР и жила на даче НКВД. В этом же году арестовали ее дочь и мужа, Сергея Эфрона, работавшего на НКВД. Его расстреляли в 1941.
     В августе 1941 поэтесса эвакуировалась в Елабугу.
     «В Совет Литфонда.
     Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
     М. Цветаева
     26-го августа 1941 г.»
     Покончила жизнь самоубийством через 5 дней после заявления в Литфонд, 31 августа 1941 в возрасте 48 лет.

     *
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть— Вандея — Дон.
     1918
     *
Все рядком лежат, -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был -- красным стал,
Кровь обагрила.
Красным был -- белым стал,
Смерть побелила...

     *
… Черного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурен российский классик,
Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым!
Пушкин — в роли русопята?..
     1931

     *
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная моро;ка!
Мне совершенно всё равно —
Где совершенно-одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом и не знающий, что — мой,
Как госпиталь, или казарма.
……………………………………………
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
     1934

     *****
     Дмитрий КЕДРИН
     Убит в Москве 18.9.1945 в возрасте 38 лет.

     *
Недобрый дух повел меня,
Уже лежавшего в могиле,
В страну подземного огня,
Которой Данте вел Вергилий.

Из первого в девятый круг
Моя душа была ведома –
Где жадный поп и лживый друг
И скотоложец из Содома...
     1934

     *
Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет.
Её октав железный гром
Мертвец в гробу - и тот услышит!

Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из всей симфонии войны
Я слышу только плач солдаток.
     2 сентября 1941
 
     *****
     Владимир ВЫСОЦКИЙ
     Сын еврея, полковника Красной армии, и русской женщины.
     Умер в 1980 в возрасте 42 года.

     *
Жили-были евреи Высоцкие
Неизвестные в высших кругах.

     *
Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана, -
Учителей сожрало море лжи -
И выплюнуло возле Магадана.

И я не отличался от невежд,
А если отличался - очень мало, -
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.

А мы шумели в жизни и на сцене:
Мы путаники, мальчики пока,-
Но скоро нас заметят и оценят.
Эй! Против кто? Намнем ему бока!

Но мы умели чувствовать опасность
Задолго до начала холодов,
С бесстыдством шлюхи приходила ясность -
И души запирала на засов.

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз,-
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
     1976

     *
     Никто из них не дожил до 50.

Пушкин – 37
Лермонтов – 26
Гумилев – 35
Блок – 40
Есенин – 30
Маяковский – 36
Мандельштам – 47
Цветаева – 48
Кедрин - 38
Высоцкий - 42

     К этому скорбному ряду можно добавить еще многих и многих. Например, полу русский, полу немец, декабрист Кондратий Рылеев, был арестован и повешен в 30 лет.
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну!
     Или трагедия Тараса Шевченко, который умер в 1861 в 47 лет.

     *
     Памяти А. Блока и Н. Гумилева
...Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь…
     Максимилиан Волошин, 1922

     ПОЧЕМУ так и ЗА ЧТО все это???
     И только Бродский, покинувший не по своей воле Россию, ушел в 55. Что тоже, безусловно, очень очень рано.


Рецензии
Прославление власти поэтом не возможно по определению. Какой бы эта власть ни была. Оды не являются жанром высокой, настоящей поэзии.Все остальное - по тезису "государство - аппарат насилия", чего настоящий, талантливый поэт и его харизма на дух не терпят.

Аркадий Шмеркин   12.03.2024 23:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Аркадий, за ваше мнение!

Хаим Евреинов   11.05.2023 18:02   Заявить о нарушении
у нас здесь насилия нет. пиши что хочешь. власть занята делом а не стихами

Хаим Евреинов   12.03.2024 23:08   Заявить о нарушении
Александр, я не поэт. Но тем не менее, ненавижу оды, гимны и панегирики даже в том случае, если они написаны талантливо. Всё равно, не поэтисеское это дело - прилюдно хвалить тех, от кого ты в любом случае зависим. Что же касается "дела", то на то она и власть, чтоб заниматься теми делами, которые её интересуют.
С уважением.

Аркадий Шмеркин   12.03.2024 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.