Африканские страсти

       Как-то летом на даче во время шашлычного застолья двоюродный брат, в прошлом судовой врач, во всех красках, присущих хорошему рассказчику, вспоминал времена своей работы на флоте. Один из его рассказов меня так впечатлил, что захотелось с Вами, дорогой читатель, поделиться. Со стороны минувших лет, он рассказывал об этом приключении уже с улыбкой, даже весело, но что пришлось испытать!..

       Итак, перед вылетом из Москвы, судовой врач или, как было принято у моряков коротко - док, укомплектовал объемный багаж медикаментов. (Должность судового врача предусматривалась только в Советском Союзе; теперь в России, как и в других странах эта штатная единица отсутствует). Содержимое, было рассчитано на профилактические мероприятия и множество возможных проблем со здоровьем членов экипажа, вплоть до удаления больных зубов и апендицита, так как предстояло абсолютно автономное существование в течение полугода. Как ответственный за группу, он получил полный пакет оформленных документов. Пароходство направляло его с матросами на замену части плавсостава танкера, курсирующего между двумя африканскими странами.
 
       Из Москвы самолет доставил команду в Дакар. Местный агент встретил их и поселил в гостинице, пока оформлялись авиабилеты до места назначения.
Дня через два они сели в небольшой самолет, который весь перелет дребезжал и трясся, грозясь развалиться прямо в воздухе. Приземлившись, команда увидела вокруг даже не чисто поле, а песчаную раскаленную на нещадном солнце пустыню. Лишь сиротливо стояла серая монолитная коробка здания аэровокзала. Граждане страны прошли быстро кордон. Подошла очередь наших соотечественников.

        Пересек границу первый матрос. Предъявил документы. Пограничник посмотрел, возбужденно куда-то позвонил по телефону. Быстрым решительным шагом подошел шеф – небольшого роста, плотного телосложения, властный, с пронзительным, злобным взглядом больших черных глаз. На ломаном английском и языке жестов последовала агрессивная команда. «К стене… лицом!  Руки… поднять, опереть на стену! Ноги… дальше… дальше от стены! Следующий!» И так все десять человек команды оказались у стены.

       Подошла очередь дока. Он был молод, ему не было и тридцати. Вся эта ситуация буквально выбивала у него из-под ног землю, но он старался сохранять хладнокровие и присутствие духа, пусть даже внешне. Пока док не пересек границу, он еще хоть как-то надеялся прояснить ситуацию. Однако командир отказывался от всякого общения. Наш судовой врач попросил телефон для звонка консулу. Последовал ответ типа «из тюрьмы позвонишь».

       Здесь нужно сказать, что параллельно осуществлялся досмотр багажа. На их счастье, как раз к этому времени подошла очередь чемоданов с медикаментами.
Когда таможенники увидели содержимое, их агрессивное возбуждение перешло в возбуждение корысти и наживы. Теперь уже нашим матросам было позволено опустить руки. А с доком, когда узнали кто он, начались разговоры на интересующие их темы.
        Он понял, что настал наиболее оптимальный момент перехода границы.

 Пограничник пожаловался на спину – получил мазь от радикулита, таможенник – на голову и горло, другой – на диарею и желудок. Каждому, как доктор Айболит, он давал нужное лекарство и еще, в виде дополнительного бонуса, по пузырьку витаминов. Он знал, что здесь кисленькие в цветных оболочках витаминки пользуются особой любовью. По мере получения капель, мазей и пилюль на еще недавно грозных лица пограничников и таможенников появлялись довольные улыбки.
 
       Начальник последним, сохраняя строгость, деловито потребовал лекарства от диареи, болей в животе, голове, пояснице, коленке и пять пузырьков витаминов, показав ладонь с растопыренными пальцами. Заполучив медикаменты, его еще недавний гнев сменился на относительную милость. Наконец он объяснил причину такого недружелюбного приема. Оказалось, что проблема в оформлении документов - нужно хотя бы подтверждение цели приезда. Теперь уже сдобренного медикаментами шефа, хоть и натужно, но все же удалось уговорить добраться до танкера, стоящего на рейде, и подтвердить слова судового врача. При этом шеф предупредил, что если пойдет что-то не так, то до выяснения обстоятельств всей команде предстоит ожидание в тюрьме.
 
- Зачем в тюрьме?  Мы можем ожидать в гостинице, - заявил док. На это шеф ответил отрицательно. Но даже такая мрачная перспектива никого особо не напрягла.
- Как это не будет подтверждения, - думали моряки, - ведь замену на судне ждут как манну небесную, чтобы после полугодовой разлуки наконец-то встретиться с родными.
 
       Везли их в закрытом металлическом фургоне, словно заключенных. Однако, моряки, даже подшучивая, делились впечатлениями от пережитых событий и восторгались способностью дока договариваться. Затем все пересели на катер и поплыли к танкеру, стоявшему на рейде.
Но, приблизившись к кораблю, на вопрос ожидают ли там замену команды, с высоты пятнадцати метров прозвучало ошеломительное «Ноу».  Да что же это такое! Опять засада!!!
 
        Док попросил вызвать капитана. На катере шеф погранслужбы вновь возвратился в исходное состояние, мягко говоря, состояние недружелюбия: его взгляду вернулись злобные огоньки, голосу – металл. Он не давал судовому врачу рупор вести переговоры на русском или хотя бы вносить пояснения. К борту подошел помощник капитана - и вновь отрицательный ответ. Напряжение на катере накалилось до предела. Еще бы, перед командой реально замаячила африканская тюрьма! Док, сохраняя видимое спокойствие, упорно настаивал вызвать капитана, аргументируя его правом сообщать команде только то, что считает нужным.
 
        Наконец у борта появился капитан. Настал час икс! Вопрос пограничника из рупора завис в воздухе. Док жестами показал капитану, что им светит. Прошло несколько мгновений, прежде чем прозвучало выстраданное, вымученное и с таким трудом завоеванное «Ееес»!

       А сообщение о прибытии замены моряков пришло лишь спустя сутки…


Рецензии
Людмила, знакомо. У нас похожий случай был в Кении в 1975 г. Безо всяких объяснений, нас было трое, задержали у стойки, оставалось только сохранять спокойствие. Но похоже, это было не первый раз с советскими транзитниками, потому что через полчаса появился представитель аэрофлота и с лёгкостью вызволил нас из цепких лап пограничников.))

Герман Гусев   17.02.2024 18:57     Заявить о нарушении
Да, жизнь порой преподносит сюрпризы...
Спасибо за прочтение и отклик.
С уважением,

Людмила Нор-Аревян   18.02.2024 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.