Питкэрн - остров, затерянный в океане

Бывал ли кто на острове Питкэрн? Из российских граждан «счастливчиков» найдётся немного. С уверенностью можно сказать, что есть те, кто вообще не слышал об этом острове и даже не представляет, где он находится.

Остров Питкэрн – единственная территория Великобритании в Тихом океане, в 1838г. он был официально объявлен британской колонией. Питкэрн входит в тройку самых отдалённых от цивилизации островов мира и принадлежит к группе пяти островов, расположенных между Французской Полинезией и островом Пасхи.

История острова Питкэрн – захватывающая повесть, не оставляющая равнодушным никого, кто о ней узнаёт.

А всё началось с хлебного дерева - удивительного растения полинезийских островов, из семейства тутовых, которое не требует особого ухода и плодоносит девять месяцев в году.

Его овальный плод напоминает большой лимон, обёрнутый толстой зелёной коркой. Мякоть плода обычно разрезают на дольки и запекают в печи или на раскалённых камнях. По вкусу плод напоминает что-то среднее между белым хлебом и варёным картофелем. Оказавшись возле плантаций хлебного дерева, человек никогда не умрёт с голоду.

В 1775 году плантаторы Ямайки и Доминики, дабы удешевить кормёжку сотен рабов, на собрании своего союза приняли специальный документ, удостоверяющий их готовность покрыть все расходы на экспедицию по доставке побегов хлебного дерева с острова Таити в Вест-Индию (решили, что здешний климат, жаркий и влажный, наверняка подойдёт для выращивания этого растения).

Король Георг-III повелел Адмиралтейству Англии снарядить корабль на Таити, а 5 мая 1787 г. издал указ о назначении первых участников экспедиции.

23 мая было куплено каботажное судно «Бетиа», которое переоборудовали под перевозку саженцев, оснастили, вооружили пушками и переименовали в Его Величества Вооружённое Судно «Баунти».

Капитаном «Баунти» стал лейтенант запаса, 33-летний Уильям Блай , которого протежировал Данкен Кембел - дядя его жены, судовладелец, плантатор, один из горячих инициаторов экспедиции за саженцами хлебного дерева.

Блай имел опыт плавания в Южных морях и знал Таити – он был когда-то штурманом на «Резолюшн» под командованием знаменитого Кука. Кук в своё время даже поручил Блаю нанести на карту только что открытые Гавайские острова.

Выбор команды «Баунти» не был безупречным. Самым старым в ней оказался сорокалетний парусный мастер Лебог, все же остальные не достигали и 30-летнего возраста. Двадцать семь человек ни разу не пересекали экватор. Молодость и неопытность команды сказались в дальнейшем на развитии событий.

С благоволения Блая на «Баунти» попал Флетчер Крисчен (Кристиан), красавчик, выходец из старинного помещичьего рода, малолеткой убежавший из дома «в моряки». Он занимал должность помощника штурмана. Блай и Крисчен были хорошими знакомыми ещё с похода в Гибралтар на «Кембридже», когда 28-летний лейтенант Блай обучал 18-летнего юнгу Крисчена навигации и астрономии.

Однако эти люди во всём представляли собой две противоположности. Блай был ниже среднего роста, коренастый, с чёрным волосом, с ярко-голубыми глазами. Начальники судили о нём как о толковом, энергичном и добросовестном офицере. Флетчер Крисчен же имел очень красивое лицо, атлетическое телосложение, был открытым, обаятельным, весёлым, пользовался успехом у женщин.

«Баунти» никак не мог вовремя выйти в поход, дважды шторм заставлял капитана Блая возвращаться в Спитхед - плохая примета. Время удачного выхода было упущено из-за бюрократических проволочек Адмиралтейства. И лишь под рождество, 23 декабря 1787г. «Баунти» вырвался в Ла-Манш.

Причина будущих трагических событий на корабле крылась в качестве команды, набранной некорректно: многие, значившиеся матросами, в реальности ими не являлись, а выполняли другие обязанности или были неучами в морском деле; не было помощника капитана с военным званием, из-за чего усиливалась естественная изоляция Блая; на судне не оказалось эконома, его обязанности выполнял сам капитан, чем удваивалось недовольство команды; корабль не был снабжён солдатами морской пехоты, которые помогали бы поддерживать порядок на судне и предотвращать малейшие поползновения к бунту.

Мятежное настроение подспудно назревало с самого начала. Блай, военный человек, привыкший подчиняться приказам, не терпел неповиновения. Отношения между ним и членами команды становились напряженными: то капитан урезал рацион, то обвинил команду в воровстве сыра из бочки, то на матросов сыпались страшные ругательства и оскорбления, то за нарушение судового устава виновные несправедливо подвергались публичной порке или заточению в трюме в кандалы, а ещё капитан заставлял команду танцевать ирландские танцы в назначенное для этого время.

Почти месяц «Баунти» не мог обогнуть мыс Горн из-за бурных штормов. Можно было отойти от маршрута, дабы спасти команду, вымотавшуюся на нет, но для Блая приказ Адмиралтейства - священен. Фанатизм служаки и порождённое этим самодурство способствовали накалу нестабильной психологической обстановки на судне.

При подходе к Таити Блай вывесил на бизань-мачте «Правила», регулирующие поведение моряков на острове с дружественными таитянами. Ясное дело, что за нарушение правил преступника ожидало жестокое наказание.

На острове Таити (Отахаите) команда «Баунти» прожила пять месяцев. Работа была проделана большая: собраны побеги хлебного дерева, на судне построена для их перевозки оранжерея, изучены другие архипелаги, составлен словарь таитянских слов, заготовлена провизия, выбраны любимые жёны!

После долгого пребывания на райском берегу, среди богатейшей экзотической природы, в объятиях красивых, ласковых таитянок дисциплина команды расшаталась. На обратном пути напряжение выросло до максимума. Стычки Блая с Крисченом, оскорбления в адрес членов команды были уже невыносимы. Последней каплей стало абсурдное обвинение Крисчена в краже кокосов.

Флетчер Крисчен думал лишь о том, как положить конец унижениям. Вопрос решился сам собой. Один из команды намекнул ему, что только бы он начал захват корабля, а уж ребята его поддержат. 28 апреля 1789г., овладев оружием, Крисчен возглавил мятеж на «Баунти». На его стороне оказались восемь человек, несколько лоялистов не захотели покидать судно, но и в мятеже не приняли участие. Остальные вместе с арестованным капитаном Блаем были спущены в баркас и отправлены на все четыре стороны по волнам океана. За бунт на корабле мятежников в Англии ожидала виселица.

Крисчен взял курс на Таити, т.к. на острове остались ещё несколько человек с «Баунти», остальные же, понимая, что обратного пути им в Англию нет, отправились на отвоёванном корабле вместе с Крисченом бороздить Тихий океан в поисках пристанища. Моряки увезли с Таити нескольких женщин, в числе которых были их жёны, и мужчин.

Семь месяцев Флетчер Крисчен плутал по океану, заходя на различные острова. В конце концов, он вновь обратился к путевым заметкам из судовой библиотеки. В одном из томов Флетчер обнаружил рассказ о том, что капитан британского шлюпа «Ласточка» Филипп Картерет, совершая кругосветное плавание в 1766-1769гг., случайно набрёл на уединённый скалистый остров в южной части Тихого океана. Но из-за сильного прибоя не смог к нему подойти. Первым увидел эту землю молодой джентльмен, сын майора морской пехоты Питкэрна, поэтому капитан Картерет назвал остров его именем - Питкэрн. Туда и направил Крисчен отвоеванный «Баунти».

Кстати, впервые остров открыл в январе 1606г. португальский мореплаватель Педро Фернандес де Кирос и назвал его «San Juan Bautista» (остров Св. Иоанна Крестителя).

К вечеру 15 января 1790г.команда «Баунти» увидела Питкэрн. Корабль благополучно пристал к берегу незнакомого необитаемого острова. С корабля были перевезены на сушу все возможные вещи, а сам «Баунти» подожжён.

Можно вообразить себе, как мятежники стояли кучкой на чёрных камнях пустынного острова и с тягостным чувством, молча смотрели на погибающий в огне «Баунти».

Переселенцы должны были поставить крест на прошлом и начать новую жизнь на Питкэрне.

Через 18 лет, в апреле 1897г., американский зверобой капитан Мейхью Фолджер вышел из Бостона на «Топазо» в кругосветное плавание с целью искать в пустынных Южных морях неизвестные острова, на которых охотники за тюленями ещё не бывали. Фолджер оказался совсем рядом с Питкэрном, не подозревая, какая сенсация ожидает его.

На Питкэрне к тому времени из мятежников в живых остался только один человек – Александр Смит, ему было около 50-ти лет. Всего на острове числилось 35 человек: Смит и 8 таитянок представляли старшее поколение, остальные 26 – дети, юноши и девушки 18-19 лет.

Что же произошло на острове?

На любой вопрос в жизни можно отвечать французской поговоркой: "Ищите женщину". И это будет верно! Флетчер Крисчен, при всём своём оптимизме, не мог не понимать, что колония с преобладанием мужчин была обречена на трагедию. На острове не хватало женщин! К тому же две таитянки умерли.

Существовала и вторая причина, приведшая к трагедии: белые европейцы эксплуатировали труд полинезийцев. И однажды наступил самый страшный день в истории Питкэрна, когда мужчины-полинезийцы взбунтовались и перестреляли половину англичан. Флетчера Крисчена застали врасплох на его плантации. Он упал от внезапного выстрела, успев воскликнуть: «Боже мой!»

В этой бойне уцелело четверо мужчин-англичан, десятеро женщин-таитянок и все дети. Из мужчин-полинезийцев ни один не уцелел. Но и в стане европейцев нашёлся один сумасшедший (его здоровье на самом деле пострадало от злоупотребления алкоголем, который островитяне научились перегонять из местного растения), он продолжительное время держал в страхе всю маленькую колонию. По общему решению его в итоге убили.

Осталось двое: Смит (он позже стал называть себя Джон Адамс) и Янг. Они остепенились. Однажды Адамсу приснился архангел Гавриил, пригрозивший ему божьим гневом за распутную жизнь. С той поры мужчины создали школу, стали учить детей грамоте, завели традицию утром и вечером читать молитвы.

Янг умер от чахотки в 1800г. Жизнью на острове успешно руководил Адамс, который скончался в 1829г. Его именем назван единственный на острове населённый пункт – Адамстаун. Последняя из таитянок с «Баунти» умерла в 1850г.

В наши дни остров Питкерн населён потомками мятежников с «Баунти». Это 9 семей общей численностью 40-60 человек. Самый пик роста населения зафиксирован в 1937г – 233 человека. Молодёжь в большинстве отправлялась в Новую Зеландию, Америку и Австралию. Сейчас на острове совсем нет детей.

На Питкэрне сохранились только три фамилии: Крисчен, Янг и Макой. Зато нет ни одного тёзки. Государственным языком является английский. Но островитяне говорят на своём питкэрнском языке, являющимся смесью таитянского и английского языка XVIIIв., насыщенного местными диалектизмами.

В 1886г. остров посетил миссионер Джон Тэй, он убедил жителей стать адвентистами.

На Питкэрне существует орган самоуправления – Совет острова, состоящий из 10 человек.

Местные жители не платят налоги и основной доход получают штамповкой почтовых марок, очень ценных для коллекционеров, а также продажей мёда и туризмом. Тем не менее, Питкэрн зависит от помощи Великобритании и ЕЭС. За последние тринадцать лет Питкерн получил от Девятого Европейского Фонда Развития – 2.000.000 евро на развитие инфраструктуры, от Десятого Европейского Фонда Развития – 2.400.000 евро, что в общей сложности составило 4.400.000евро. На каждого жителя пришлось 6800 евро в год. Великобритания перечислила на остров около 10.000.000 фунтов за 4 года.

У островитян есть телефоны, но только стационарные, есть интернет, есть сайт администрации острова, спутниковая антенна, что позволяет смотреть иностранные каналы, есть радиостанция, и в домах имеется рация, по которой радист вещает обо всех островных новостях. Имеется дизельная электростанция, электричество подаётся с 6.00 до 22.00 час. Центральная улица Питкэрн-авеню хорошо освещена.

Основной источник связи – почта. Приход почты – целое событие, так как из-за шторма иное судно просто не в состоянии остановиться у острова, оно проходит мимо.

На острове один магазин, всё необходимое островитяне выписывают по каталогам, поэтому посылок ждут с нетерпением.

Суда заходят к Питкэрну в среднем каждые 10 дней. Появление судна – это целый праздник. Жизнь на острове приноравливается к приходу кораблей. За несколько часов до прибытия (о чём узнаёт местный радист) островитяне спускаются к пристани с корзинами фруктов и сувенирами, которые питкэрнцы делают своими руками. На острове распространён всякий бартер.

В Адамстауне находится центральная площадь, вырубленная в склоне. На ней располагается мэрия, церковь и почта. Имеется полицейский участок, медпункт, школа, в которой работает один учитель, присланный из Новой Зеландии, и обучались 5-8 учеников. Образование на острове бесплатное и обязательное с 5 до 16 лет (при условии наличия детей). Есть даже тюрьма, но она пустует много лет, и её думают преобразовать в гостиницу.

Ни банков, ни банкоматов, ни банковских карточек! Зарплату привозят на корабле - наличными новозеландскими долларами.

Жизнь на острове течёт по своему расписанию. Утром три удара в колокол возвещают о начале общественных работ, которые обязаны посещать жители от 16 до 65 лет. Островитяне собираются на площади у мэрии, где им объявляют, какие работы запланированы на сегодня. Это может быть ремонт дорог или причалов, расчистка участков и т.д.

На Питкэрне есть общественная собственность: инструменты, продовольствие, некоторые здания. Каждое хозяйство выделяет фрукты в общественный фонд. Их продают на судне в обмен на муку, некоторые овощи, сахар и другие продукты. Выручку делят в мэрии на равные порции по числу хозяйств. Истый коммунизм!

Едят островитяне два раза в день: плотный завтрак в 11.00 часов, когда заканчивается общественная работа, и ужин в 20.00-21.00 вечера. Питкэрнцы – знатные едоки. Если удаётся попасть на празднество, то стол выглядит примерно так: блюда с варёной козлятиной, тушённая в кокосовом молоке солонина, цыплята, рыба, пильхи (блюдо из ямса, бананов или тыквы), кукуруза, белый хлеб, горох и бобы, масло, пудинг из аррорута и ананаса, авокадо, дыни, манго, арбузы, земляничный морс и, конечно, печёные плоды хлебного дерева.

Старинные питкэрнские блюда с экзотическими названиями «хумпус-бумпус», «фарфор в молоке», «потта» уже исчезают.

Каждый год 23 января на острове празднуется День независимости. В программу праздника обязательно входит ритуальное сожжение кораблика.

А некоторые предметы с настоящего «Баунти» были подняты только в XX веке. В 1933г сами островитяне нашли на дне руль с корабля, позже водолаз с пришедшего судна поднял якорь и орудие с «Баунти», а в 1957г наткнулись на уключину со шлюпки и гвозди.

Жизнь питкэрнцев сопровождается ударами в знаменитый колокол, который подарил острову капитан английского судна, проходящего мимо много-много лет назад. По числу ударов островитяне узнают о начале общественных работ, о необходимости забрать почту, о прибытии очередного судна, о несчастье или радостном событии. Например, 4 удара означает «заберите почту», 3 удара – сбор на общественные работы.

Остров Питкэрн имеет вулканическое происхождение, его вулканы высотой до 335 м давно потухли. Размеры острова – 3 на 1,5 км, площадь - 4,6 кв.км. Климатические условия напоминают южный берег Крыма. Среднемесячная температура в августе (зима) +18 градусов С, в феврале (лето) +24 градусов С. В июле-августе совсем нет дождей, это самое лучшее время для посещения острова туристами.

За двести с лишним лет чуть ли не каждый бугор и скала получили своё название. Например, первая из трёх скал у входа в залив Баунти называется Плоская, две другие – Папа и Мама, в юго-западной части острова есть заливчик «Господи», а возле западного берега можно прочесть название «Головная боль» и так далее. По всему острову, даже в лесной зоне размещены указатели.

Если прибыть на остров с судна, то лодка подойдёт к причалу в бухте Баунти, над которой поднимается крутая скала гребня Эдж, за ним начинаются дома посёлка Адамстаун.

От площади с мэрией тропинки ведут наверх к огородам и радиостанции. Свысока открывается вид на крыши Адамстауна и океан. Зелёные долины чередуются с каменистыми гребнями, ниспадающими к морской воде.

Во времена высадки мятежников весь остров был покрыт лесами, но за многие годы топор и козы уменьшили лесные пространства, в основном произрастает кустарник и очень много боярышника. А в общем, растительность разная. Помимо кокосов и ананасов и других тропических растений есть сосны. Из фруктовых много бананов, мандаринов и памел. Всё это растёт свободно в лесу, так что плоды может собирать любой, по потребности, ведь всем хватает!

Питкэрн субтропический остров. Здесь почти всё время держится комфортная температура воздуха. Дождей выпадает много, что является важным для водоснабжения. Дома крыты рифлёным железом, по желобам которого дождевая вода стекает в цементные бассейны.

Добраться до Питкэрна можно только морем, с острова Мангарева . Это самый южный остров Полинезии. Один раз в неделю туда летит самолёт с Таити.

Для граждан России на Питкэрне установлен безвизовый режим до 14 дней. Но необходимо заплатить госпошлину.

Остров Питкэрн в наши дни населён исключительно потомками мятежников и несколькими новозеландскими женщинами, жёнами аборигенов. Отличительная черта островитян – миролюбие, простодушие, высокая нравственность и благочестие.

Что касается памяти Флетчера Крисчена, то никто на острове не знает, где он похоронен. В 1808-1809гг. говорили, что Крисчен вернулся в Англию. Якобы Питер Хейвуд, бывший гардемарин «Баунти», видел его со спины в Плимуте, когда шёл по Фор-стрит. Услышав шаги, незнакомец обернулся и, увидев Хейвуда, бросился бежать. Но верится в это с трудом!

По другой версии, Крисчен похоронен на том месте, где его убили, хотя останков именно здесь не было найдено. На острове есть пещера, названная его именем.

Может, до сих пор витает над маленьким Питкэрном призрак Флетчера Крисчена и оберегает от зла мирную жизнь своих потомков.

2019г.


Рецензии