Ария. Седьмой альбом. Генератор зла. 1998

Рок-группа «Ария» (СССР, Россия, 1985 – по наши дни).

Седьмой альбом «Генератор зла» (1998).


Начну в своём стиле…

Высокий холм в одной, отдалённой гористой местности. На небе - чёрные тучи. Недавно прошёл дождь… Неспешно завывает ветер. Кажется, что он не такой сильный, но его порывы могут пронизывать тебя насквозь. Холод… Ощущаешь холод. Но не думаешь об этом. Ты идёшь со всем строем, молча опустив голову. Идёшь к великим гробницам прошлого…   

«В рассветный час шакал, о голоде забыв   
Следит с холма за мрачной конницей вдали…
Сегодня чёрный день - владыка мира мёртв
И стар, и мал не могут слёз сдержать своих.

Он - добрый повелитель
Он - солнцем был и был Луной…
Империя осталась -
Его вдовой…».

Группа «Ария», песня «Обман», альбом «Генератор зла», 1998.

Ах, эпика… Кстати, мой первый альбом у коллектива, который я приобрёл на магнитофонной ленте (на кассете). Сам, а не взял у друзей послушать. Своё – оно ближе… И вот результат -  это уже второй ШЕДЕВР в истории группы (первый для меня, конечно же, «Кровь за кровь», 1991)…

Э-э, товарищ, стоп! Ты же в последний раз его слушал 3 года обратно! Так?..

Всё верно. Но, в отличие от предыдущих шести дисков, этот я помню лучше всех. А если помню, то никаких проходных вещей не наблюдаю. Здесь всё слажено, гармонично, классно и организовано. Высший балл. Можем переходить к изучению 8-го.

Но так нельзя! Правила! Обязан три раза оценить его! Вне зависимости от того, мол, нравится или нет. Помнишь? Правила!

Правила, правила. Так хотелось схалтурить, а вы, уважаемый внутренний голос, придираетесь к мелочам. Но, если настаиваете, то… Пожалуйста!

«Генератор зла».

1. «Смотри!» (В. Дубинин) – 4.28.
2. «Грязь» (С. Терентьев, В. Кипелов) – 4.43.
3. «Дезертир» (В. Дубинин) – 6.29.
4. «Пытка тишиной» (В. Дубинин, В. Холстинин) – 5.52.
5. «Беги за солнцем» (В. Дубинин) – 6.11.
6. «Обман» (В. Дубинин, В. Холстинин) – 5.17
7. «Отшельник» (В. Дубинин) – 5.37.
8. «Закат» (В. Кипелов) – 4.50.
9. «Дьявольский зной» (Сергей Терентьев) – 4.53.
10. «Замкнутый круг» (В. Холстинин) – 6.48.

Слова всех песен – Маргарита Пушкина.

Общее звучание альбома: 55 минут и 13 секунд (примерно).

Состав:

• Валерий Кипелов — вокал.
• Владимир Холстинин — гитара, акустическая гитара, клавишные (10).
• Сергей Терентьев — гитара, клавишные (2, 9).
• Виталий Дубинин — бас-гитара, вокал (4), клавишные (1, 3—5, 7, 8).
• Александр Манякин — ударные.

После 20-го прослушивания (иного не ожидалось)…

1. Шедевр. Вплоть до обложки. Это, кстати, первая майка, которую я бы с удовольствием надел бы на себя... Поздний вечер. Маг-отшельник работает за столом у себя дома. Круто же! Эпично и незлобно. Скорее таинственно. Как и сама песня из альбома…

2. Это уже пятый подряд диск, который полностью написала поэтесса Маргарита Пушкина. Одна. Без помощи. Браво, Маргарита! Это сильно! Однако, как я погляжу: нагрузка на вас ещё та. «Ария» пока не хочет даже пытаться. Иначе бы на альбомах давно уже были, хотя бы по одной их собственной песне. Рок-музыканты называются! То же мне. Ладно, не будем об этом. А то… Мою позицию вы знаете. У самого полтора альбома, которые иногда пою, проверяя, кстати, реакцию на тех, кто просит что-нибудь исполнить. Я исполняю, но специально не говорю, что всё это – моя музыка, аранжировка и текст. А когда говорят своё мнение, честно заявляю, что это вещь не какой-то там группы, а моя. Их реакция бесценна! Но «Арии» пока что всё равно, что о них подумают. Поэтесса есть, так зачем напрягаться? Ох, лодыри… Идём дальше. Скажем хоть спасибо композиторам… 

3. И это так… Здорово, что дали «слово» всем, кто хотел и мог что-то «сказать» (музыка тоже говорит о многом. А композиторов на диске немало). Мощно вышло!..

4. Клавишника на альбом приглашать не стали. Решили сами осилить сей инструмент (синтезатор). Ну, что сказать… Справились. Как говорится, гитаристы «сообразили на троих» (если внимательно посмотреть, то видно, что клавиши осваивали именно гитаристы: Дубинин, Холстинин, Терентьев). Молодцы. Удалось…

5. Песня «Отшельник»… О, у меня всегда перед глазами возникает «кино», когда слушаю эту композицию (не существующий клип, нет. Я, вообще, к клипам «Арии» спокоен. Не та группа, не тот режиссёр, не тот подход). А, уж, вступление, как пробирает. Это что-то… Нечто…

«Кто взял мой хрустальный шар,
Не спросив меня?
Кто мне яду подмешал
Среди бела дня?
Стой, где очерчен мелом круг –
Как мне приятен твой испуг!».

А если к ней добавить «Чёрный маг» группы «Эпидемия», то получится некий мини-сериал, который удобно и приятно представлять…

«Он с детства был слаб, он познал унижения
Изгой в этом мире искал силы суть.
Но в книгах волшебных, найдя утешение
Ступил на извилистый магии путь.

Он не просил, не просил помочь
Он видел свет, он знал ответ
Он не хотел, не хотел, но ночь
В его душе оставит след.

Ты - чёрный маг, ты обречён!
Такая плата, таков закон!..».

«Отшельник» «Арии», «Чёрный маг» «Эпидемии». Супер…

6. «Пытка тишиной». Даже тот факт, что я не курю не означает, что она не может быть мне не понятной и не близкой. Это гениальная композиция! Ну, а тот факт, что поёт её бас-гитарист Виталий Дубинин, показывает, что парень созрел. Поёт её Виталий вместе с Кипеловым, дуэтом, красиво разделяя партии!..

В. Дубинин: «Дождь за окном надоел давным-давно
И увидеть блики солнца мне не суждено.
Ты, словно тень, растворилась в темноте,
Алый шарф застыл на стуле, как вчерашний день.

Я выключаю в комнатах свет
Мне не хватает лишь сигарет
Их нет…».

В. Кипелов: «Бесконечна пытка тишиной,
Тишина смеётся над тобой!
Застывает время на стене -
У часов печали стрелок нет!
Ночь за ночью, день за днём – один,
Сам себе слуга и господин!
А года уходят в никуда
Так течёт в подземный мир, подземный мир вода».

Потрясающий дуэт вышел! А соло на гитаре – просто умопомрачительное! В тон всей песне, теме, настроению. Гениально сделано!..

7. Раз, уж об этом заговорил, то хочется выделить отдельной графой яркие, мощные гитарные партии, выдумку, на которую хватило музыкантов, переходы (от быстрых - к медленным и наоборот) и то, как записаны барабаны (о! Этот чёткий звук – самое настоящее украшение альбома!!!)!!! Вообще, вижу, что этот диск – это новый уровень «Арии»! Он «сметает с ног» и показывает зрелость! Ну, а правильно подобранные песни доказывают, что перед нами - умная металлическая команда, растущая над собой день за днём, шаг за шагом… И это заслуживает уважения… Без дураков…

«Беги, беги за солнцем,
Сбивая ноги в кровь!
Беги, беги, не бойся
Играть с судьбою вновь и вновь!
Лети, лети за солнцем
К безумству высоты!
Лети, лети, не бойся,
Так можешь сделать только ты!..»

8. За «Беги за солнцем», «Обман», «Отшельника», «Пытку тишиной», «Грязь» - низкий поклон! Но и за злобную «Смотри!», мелодичного, лиричного «Дезертира», ритмичный, дерзкий «Дьявольский зной» я благодарен. Последнюю, кстати, написал Сергей Терентьев. Сам! Без помощи! А это значит, что и гитарист смог увековечить себя в «Арии». Э-э, в музыкальном плане, как композитор. Молодец!.. А ещё я добавлю, что в отличие от «Ангельской пыли» с предыдущего альбома «Ночь короче дня» (которую я люблю и уважаю), эту песню я пою с большим удовольствием. Её припев, прямо, пробирает до глубины души. И он такой чёткий, ритмичный… 

«Шёпот молитвы в каменных стенах, лезвие бритвы на тонких венах,
Счастье наутро, горе под вечер, всё так странно и вечно...
Пусть это будет зваться любовью - самой нелепой, самой земною,
Пусть это будет дьявольским зноем, зноем, сжигающим всё!».

А вот тут нужно кое-что пояснить… Каждый человек родился в какой-то определённый период времени. И его детские, юношеские годы прошли под что-то особенное. Мне «посчастливилось» застать «шальные 90-е». «Какая жизнь – такие песни». Группа очень верно всё сказала... Тут можно добавить, что только от вас зависит, мол, как вы ко всему этому относитесь. Являетесь лишь сторонним наблюдателем, слушая строки «Шёпот молитвы в каменных стенах, лезвие бритвы на тонких венах», или же видите в этом руководство к действию. В моей жизни «Ария» была далеко не единственным музыкальным коллективом, но зная, какие они серьёзные, жёсткие ребята, я всегда воспринимал их, как талантливых рассказчиков и наблюдателей. Не более! На мой взгляд, у них это здорово получалось, а по сему, я спокойно слушал всё это. Но были и люди, кто… Об этом не стоит, так как у тех же “The Beatles” сумасшедшие видели шаги к убийствам, самоубийствам. Однако это не оправдывает их поступки, ибо даже я, ходячий вулкан (Овен, планета - Марс, знак - Огонь, год – Петуха) пел “Helter Skelter”, не испытывая ничего подобного. А уж, за неправильное отношение к песне “The free bird”, в культовом фильме «Форрест Гамп», я бы облил режиссёра и группу холодной водой, чтобы остудить их пыл. Не так она представляется в реальности! Был бы её автором, обиделся, но разъяснил бы... Так и тут. Мне приятна музыка, ритм, я понимаю текст, но он для меня, как обычный рассказ. Только и всего…


«Мне нравится эта война между светом и тенью, нечистым и святым,
Захочешь - мы все повторим от заката и до рассвета.
Я буду с тобой до конца, проклиная, бледнея от страха и любя,
Ты просишь всё больше огня, но ты станешь щепоткою пепла.

Любовь не может быть тихой игрой,
Достаточно искры одной, между нами - лишь дьявольский зной.

Шёпот молитвы в каменных стенах, лезвие бритвы на тонких венах,
Счастье наутро, горе под вечер, всё так странно и вечно...
Пусть это будет зваться любовью - самой нелепой, самой земною,
Пусть это будет дьявольским зноем, зноем, сжигающим всё!».

Также и песня «Грязь». Я не ходил под неё в кварталы «красных фонарей». Только под Фрэнка Синатру, ха-ха! Романтика же должна переплетаться со страстью. Шутка, но с некой долей правды…

«Какая грязь, какая власть!
И как приятно в эту грязь упасть!
Послать к чертям манеры и контроль,
Сорвать все маски и быть просто собой,
И не стоять за ценой».

“Strangers in the night
Exchanging glances,
Wandering in the night
What were the chances
We'd be sharing love
Before the night was through?”

Чувствуете разницу? Тут и танцы, вечер, романтика, страсть. А там? Жёсткий рассказ. Не-е, не подходит. Ха-ха!..
       

9. Песню «Закат» Валерия Кипелова я выделю особо. Здесь он настолько высоко над собой поднялся, что всё, можно уходить. По крайней мере, я его совсем не виню за будущий уход из группы. На альбоме лишь две его песни (первая «Грязь» - в соавторстве с Терентьевым, вторая - своя), а он, судя по всему, уже может больше. И за «Закат» ему - низкий поклон…

«Я вижу, как закат стёкла оконные плавит,
День прожит, а ночь оставит тени снов в углах.
Мне не вернуть назад серую птицу печали,
Всё в прошлом, так быстро тают замки в облаках.

Там все живы, кто любил меня,
Где восход - как праздник бесконечной жизни,
Там нет счёта рекам и морям,
Но по ним нельзя доплыть домой…».

Красиво…
 
10. Ещё мне понравилось, что группа выпустила песню, посвящённую самой себе – «Замкнутый круг». Не простую, сложную, многогранную композицию, показывающую историю жизни коллектива, его борьбу, разногласия и недопонимания. И именно её мне сейчас хочется выделить, как особенную, поскольку раньше я от неё не «улетал». Значит, рано было. Сейчас же… Пришло её время…

«Мы колесили по дорогам,
Меняя струны и подруг,
О, нам не хватало рук,
И если всё добро от Бога -
Нам не светит тёплый рай
Сколько ни играй…
Это просто замкнутый круг.

Что дальше будет – неизвестно,
Хотя нетрудно предсказать,
О, нам нечего терять,
Какая жизнь - такие песни,
Жизнь нелепа и смешна
Дальше – тишина…
Не объехать и не убежать.

Да, да, да, всё сказано!
Да, да, давным-давно!
Да, да, да, всё связано
Самым древним и хитрым узлом!

Да, да, да, всё здорово!
Да, да, гори огнём!
Да, да, мы тоже золото!
Мы сверкаем, пока не умрём!

Другая кровь, другие раны
Совсем другие времена,
О, другие имена
И, словно щепкой в океане
Нами тешатся шторма,
А ночь короче дня…
Свет достанет нас даже со дна…

Да, да, да, всё сказано!
Да, да, давным-давно!
Да, да, да, всё связано
Самым древним и хитрым узлом!

Да, да, да, всё здорово!
Да, да, гори огнём!
Да, да, мы тоже золото!
Мы сверкаем, пока не умрём!..

Слишком грустно быть бессмертным -
Те же лица день за днём.
Те же глупые ответы
На вопрос: "Зачем живем?"

Не всем волчатам стать волками,
Не всякий взмах сулит удар.
Есть странный дар - лететь на пламя,
Чтоб в нём остаться навсегда.

Да, да, да, всё сказано!
Да, да, давным-давно!
Да, да, да, всё связано
Самым древним и хитрым узлом!

Да, да, да, всё здорово!
Да, да, гори огнём!
Да, да, мы тоже золото!
Мы сверкаем, пока не умрём!..

Что дальше будет - неизвестно...». 

Вау! Сильно. И сложно, завуалировано, как сама «Ария». Здесь даже концовка правильная. «Что будет дальше – неизвестно». И это чистая правда…

Забавно, что музыку к этой песне написал именно Владимир Холстинин – человек, основавший группу. Судьбоносно получилось…



Вот и всё. Качество записи – «сбивает с ног». Гитарные партии – остаются в памяти. Сами песни – хочется учить наизусть и петь, ибо жизнь бывает порой жестока, и несправедлива. Лучше не копить в себе негатив, не накапливать его, а выплёскивать. «Ария» для этого идеально подходит!.. 

Валерий Кипелов настолько сильно пропускает через себя материал, что становится гениальным рассказчиком и наблюдателем! Этот голос пробирает до глубины души… Сразу видно, что человек занимается СВОИМ ДЕЛОМ, данным ему СВЫШЕ (он лишь с годами отточил своё мастерство, а так – всё дало Небо и Матушка-Природа)!!!.. 

Под весь же альбом можно готовить блюда, убирать дом, заниматься спортом, ходить на работу/с работы, слушая его в наушниках. А можно врубить и просто – дома, через колонки, наслаждаясь басами, сидя на кресле, да думая о своём… 

Это шедевр, ему зачёт и низкий поклон «Арии» за него!..

Даже, несмотря на то, что я вновь ничего не читал, за простое прослушивание – огромное спасибо!!! Вернули в позднее детство и юношеские годы (в 17 лет)…

Продолжение следует.


Благодарю за внимание!


Алекс Джей Лайт.


P.S. Это забавно. В школьной рок-группе я закрепился не тогда, когда пытался стучать на барабанах (полгода стучал), или же, когда был в ней клавишником (родная сестра учила, ничего путного не вышло, но попробовал на пару месяцев), или же ритм-гитаристом (без соло партий, год ходил к учителю заниматься), а тогда, когда стал вторым вокалистом (без игры на инструментах), человеком, кто мог красиво и лирично исполнять баллады «Закат», «Без тебя», «Всё, что было», а также и более жёсткие песни такие, как: «Дьявольский зной», «Обман», «Отшельник». Ах, «Ария», Кипелов… Голос, подача, артистизм, выразительность, дыхание. Мелодия, соло, переходы, ритм… Как много вы давали простому пареньку, любящему англо-американский классический рок, да «Машину Времени», Секрет», «Землян», «Браво», «Чижа» и «Аракс». Вас хотелось петь, понимая и принимая жёсткость всей жизни. Петь, раскрываться и находить в себе тайные стороны. Но, стараясь сохранять Инь и Ян в гармонии. В равновесии мудрой чаши весов… Вот так…   


Рецензии