Яблоки по рублю

(Люди, звери и другие животные)

Анну Ивановну знали во всём микрорайоне. Многим "посчастливилось" узнать о её существовании и за предалами оного. Ещё в советских магазинах продавщицы, завидя данную особу, шептались:"Эту не общитывать! За две копейки устроит всем вырванные годы! " При этом все друг другу улыбались. Анна Ивановна просила показать то одно, то другое, цокала языком, качала головой, и, купив сто граммов "Докторской", выходила из магазина со словами: "А вот в наше время..."
Её главным талантом была способность в условиях дефицита и в отсутствии разнообразия товара своей переборчивостью вывести из себя самого спокойного человека.
Советский Союз распался, страна поменялась, а Анна Ивановна - нет. И привычки её остались прежними. Появление новых товаров и их разнообразие очень осложнили жизнь местных продавцов.

Варя стояла на "точке" возле арки. В конце весны она, решив подзаработать, нанялась продавать овощи-фрукты. Уже через несколько дней Варя втянулась в процесс торговли и даже обзавелась постоянными клиентами. Анна Ивановна тоже была в их числе. Практически каждый день она подходила к лотку, перебирала картошку, морковку, лук, сезонные фрукты, отбирая побитые или помятые, и с многозначительным взглядом выкладывала перед Варей.
- Вот и благодарю!- восклицала Варвара.- А я думаю, кто бы мне помог!
- Плохие овощи,- ворчала Анна Ивановна.
- Не все плохие.
- Все, все.
- Возьмите тогда яблочки.
- Я за такие деньги на них только посмотреть могу! Вот в наше время яблоки были больше, а цены меньше. Я за рубль вот такие брала,- и складывала руки большой горстью.
- Если ждать такой цены, так яблочко можно и не попробовать даже,- Варя улыбалась, а Анна Ивановна всегда отвечала:
- А я дождусь!
И ждала...
Сейчас лето подходило к концу. Вера уже предупредила работодателя, что с сентября возвращается к учёбе в университете. И в свой последний день каждому покупателю давала яблоко в подарок.
- Анна Ивановна, возьмите яблочко. Я угощаю.
- А я ничего не купила.
- Это просто так. Подарок.
- А они у тебя по рублю уже?
- Да нет!- засмеялась Варя.- Даром.
- Не надо мне,- и удалилась, бубня себе что-то под нос.
Вечером Варя собрала оставшиеся ящики-коробки, внесла в кассу деньги за подаренные яблоки и, получив расчёт, направилась домой.
Под арку, через двор. На скамейке сидела Анна Ивановна. И Варя подсела к ней:
- Анна Ивановна, а вы всё-таки своего дождались. Мне сегодня хозяин в честь последнего рабочего дня яблоки по рублю продал. Только мне столько не надо. Хотите?
- По рублю?
- По рублю.
- Я бы два кило взяла.
- А вот, смотрите, здесь один и здесь один,- Варя достала из рюкзака приготовленные пакеты с яблоками. Анна Ивановна расплылась в улыбке. Открыв потёртый кошелёк, она протянула Варе монеты:
- Вот держи.
- Можно вас спросить?
- Спрашивай.
- Вы зачем каждый день обход магазинов делаете?
- А что мне ещё делать? Я ж на пенсии. На работу не берут, дома одной тошно... У меня никого же нет...
Чтобы хоть как-то разнообразить свою жизнь без вложения финансов Анна Ивановна регулярно "выходила в люди". Задушевные разговоры она не любила, зато любила порядок, за которым и следила со всей своей возможной ответственностью.
Собираясь пройтись, Анна Ивановна выстраивала себе маршрут. Чтобы не повторяться, составляла списки и отмечала посещения. Записи она тщательно хранила, раскладывая в ящиках старого платяного шкафа, в надежде на то, что когда-нибудь кому-нибудь они пригодятся.
- Так у меня хоть какой-то смысл есть. Понимаешь?
Варя кивнула, сглотнув подкативший комок.
- Анна Ивановна, а можно я к вам завтра приду? Вы мне свои записи покажете.
- Приходи,- обрадовалась она.- Конечно приходи! Я же говорила, что дождусь яблок по рублю, а теперь ещё и записи мои интересны стали!

11.11.2021


Рецензии