Александр Невский. Неврюева рать. Размышления. 15

 Интерпретаций печального события в истории Северо-Восточной Руси, получившего названия Неврюевой рати множество. Напомню очень коротко о чём идёт речь.
 Середина 1252 года. Александр Невский прибывает в ставку Сартака, сына Батыя, которому отец поручил вести все дела, связанные с Русью. Получает благосклонность и подтверждение ярлыков на Киевское и Новгородское (?) княжение и уезжает. Соответственно, его младший брат Андрей остаётся великим князем Владимирским по факту. Владимирское великое княжество было наиболее мощным и желанным для князей в этом регионе.
 Вскоре, Александр возвращается к Сартаку. А хан отправляет рать под командованием Неврюя наказать Андрея за бунт. В чём он выражается не ясно. На помощь Андрею из Твери приходит их с Александром ещё один младший брат Ярослав. Не дожидаясь подхода конницы Неврюя братья с дружинами начинают отступление в западном направлении. Их нагнали, разбили. Андрей бежал к Новгороду, но новгородцы не пустили его в город. Так он оказался в Швеции у противника Александра  в Невской битве Биргера, который фактически руководил этой страной. Больше Андрея пострадал Ярослав. У него убили жену, детей взяли в плен. Он бежал в Ладогу. Но тут псковичи пригласили его княжить у себя. Татары громят княжества братьев.
 Александр Невский получает от Сартака ярлык на великое Владимирское княжение. Приезжает во Владимир. С восторгом встречен горожанами и митрополитом Кириллом. И начинает восстановление страны от погрома Неврюевой рати. Это деяние отмечено в его Житии, как одно из самых главных.
 И собственно, интерпретация события проста. Татары совершают набег на Русь. Александр Невский её восстанавливает. Если бы не вмешался  Василий Никитич Татищев, один из первых наших выдающихся историков. Он пишет о том, что  Александр Невский приехал к Сартаку с наветом на братьев с тем, чтобы занять самому Владимирское княжение. Что и произошло. Ту всё и началось. Возникли различные подходы к  интерпретации событий. Перечислять их не буду. Выскажу свою точку зрения после прочтения определённого числа литературы, в том числе и публикаций этого года, связанных с Юбилеем Александра Невского. Конечно, этого явно не достаточно, чтобы претендовать на авторство новой гипотезы. Но на литературном сайте почему бы и не пофантазировать.
 Давайте будем исходить из того, что важные исторические события нельзя рассматривать изолированно от других событий, произошедших в это же время. И два таких события стоят нашего с Вами внимания. В 1251 году в Большой Орде в Каракоруме случился переворот. К власти, замечу в том числе и с помощью военных отрядов присланных Батыем, пришёл великий хан Менгу, или Мунке (пишут по разному), союзник Батыя. И в огромной империи монголов начались кровавые гонения на сторонников и ставленников предыдущих властей. Напомню, что одним из таких ставленников был и Андрей, получивший ярлык на Владимирское великое княжение из рук великого хана Гуюка в обход старшего брата Александра Невского. Волна этих репрессий могла достичь Руси как раз в рассматриваемое время. Это раз.
 Но случилось и другое важное событие, на которое внимания почему то не обращается . Умирает в это же время дядя братьев князь Святослав Всеволодович. По всем русским законом он и должен был быть великим князем Владимирским. Он им и стал после смерти отца братьев великого князя Ярослава Всеволодовича. Но когда Александр Невский и Андрей в течении двух лет "путешествовали" в Каракорум и обратно, Святослава сверг со стола племянник Михаил Хоробрит(младший брат Александра Невского, Андрея и Ярослава). Он погиб, но Батый не восстановил Святослава на столе. Для монголов князь, который позволил свергнуть себя со стола переставал существовать. Однако, он не мог не существовать для русских князей, воспитанных в других традициях. Предполагаю, что Александр не мог ставить вопроса о передаче ему от Андрея великого Владимирского стола до тех пор, пока был жив его дядя, законный претендент на этот стол. Со смертью дяди Александр становился старшим в роде. И теперь вопрос о великом княжении становился для него важнейшим по праву.
 Скорее всего, Александр и поставил этот вопрос перед Сартаком во время первого его "визита" в его ставку. Но уехал ни с чем.
 Дальше число предположений начинает расти.   Допустим, что уже после отъезда Невского до Сартака доходит приказ из Каракорума разобраться с Андреем, как со ставленником Гуюка, на которых ведётся охота на обширных территориях Евразии. Или же доходит информация о том, что Андрей объединился с Ярославом и собирает военные силы. Тот ведь мог предполагать, что в ближайшее время ему мало не покажется. Разведка же всегда работала. Или ещё что-то.
 Естественным для Сартака в этих обстоятельствах было бы вызвать Андрея, да и Александра к себе. Что он, скорее всего, и делает. Александр приезжает, Андрей нет. И понятно почему. Предполагает, что его ждёт верная смерть. А налицо мы имеем что? Верно, бунт. Не приезд князя должен был рассматриваться как бунт! Не точно, конечно, но примерно как то так могли развиваться события.
 Тут что важно. Многие интерпретаторы события выставляют Андрея в качестве национального героя, решившего свергнуть татаро-монгольское иго в союзе с братом Ярославом и тестем, Даниилом Галицким. А на пути этого подвига стал Александр Невский, предавший интересы русского народа. И далее в том же духе. Всё это более
 чем сомнительно. Если бы всё так было, то ни Андрею, ни Ярославу не было бы обратного пути на Русь. А они через несколько лет вернулись и прекрасно себя чувствовали и в отношениях с Александром, и с татарскими ханами. Скорее всего, бунт Андрея и Ярослава состоял в отказе приехать к Сартаку за разъяснениями, ну и для передачи ярлыка на Владимирское княжение Александру и получения новых ярлыков. Ну раз бунт, то и Неврюева рать, разрушенные города, сожжённые селения, убитые, пленные. Погром.
 Ну а что можно сказать о поведении Александра в этих событиях. Во-первых он был в своём праве и действовал по законам предков. Но получилось то, что получилось, к сожалению.
 А во-вторых. Приведу замечательные слова о нём историка Георгия Вернадского.
"Блестящим и гениальным наследственным чутьём Александр понял, что в его эпоху основная угроза для православия и своеобразия русской культуры грозит с запада, а не с востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. С   этой стороны Александру не только не нужно было опасаться монголов, но он мог рассчитывать даже на их помощь. Поэтому, и подчинение Александра монголам не было чисто механическим, вынужденным. Александр видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла ему помочь сохранять и утверждать русскую культурную самобытность от латинского запада".
 


Рецензии
А вот здесь я с вами на сто процентов согласен:—)))Я так же предполагал примерно такой вариант:—))) с уважением:—))) удачи в творчестве:—)))

Александр Михельман   02.12.2021 18:36     Заявить о нарушении
И я этому обстоятельству очень рад!!!

Игорь Тычинин   02.12.2021 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.