Фигура писателя в афоризмах

ЦИТАТЫ И ВЫПИСКИ
http://proza.ru/2023/05/10/475

"Истина – это не только соответствие предмета понятию, но и соответствие понятия предмету" (Гегель). Если вы, и даже очень хорошо, знакомы с современной российской литературой – это еще не значит, что вы имеете понятие о литературе как таковой.

В данных афоризмах я не высказываю никаких оригинальных мыслей. И тем менее пытаюсь их закрутить в витиеватую оболочку. Чтобы было оригинальненько и красивенько. Я просто высказываю свое credo на литературу

1). Начало писания. Человек начинает писать тогда, когда больше нечем заняться

2). Потребность в писании. Писание -- самый простой и доступный способ варазить себя

3). Искуссто -- единственный способ для человека достичь свободы

4). Всегда ли искусство исповедь?

5). Идеальный герой -- это каким писатель хотел бы быть, но не мог. А реальный -- это как бы писатель должен бы действовать сам в предложенных обстоятельствах

6). Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Но не в поэзии

7). Во что бы то ни стало писать. Если не лучше других, то хотя бы иначе, а если не иначе, то все же писать

8). Я пишу, потому что пишу

8а) Наивный писатель пишет, потому что он пишет, сентиментальный пишет, чтобы понять, почему он пишет

9). Как поэт я нравлюсь себе

10). Недовольство собой -- болезнь неустоявшихся душ, самодовольство -- устоявшихся

11). Литература это философия без метафизики и история без категорий

12). Жизненные лишения не лучшая почва для развития таланта

13). "Не знаю, почему так получается, что сестрой таланта всегда оказывается нужда"

14). Без авторского права писатель был беззащитен перед издателем, с авторским он стал его рабом

15). Есть писатель и есть читатель, но главнее их издатель, хотя по сути он третий лишний

16). Богатство литературы прирастает количеством свободного времени у писателя

17). Главное в писателе не талант, а способность для звуков жизни не щадить

18). "Писатель, уклоняющийся от семейной жизни, не вызывает у меря доверия" (Доде-epuse)

19). "Жить только для себя умей, есть целый мир в душе твоей"

20). Литература рождается не из жизненного опыта, а только из литературы

21). "Останься дома, всей жизни не хватит на познание чудес, которые здесь таятся" (Рембрандт)

22). Как луч солнца преломляется в стекле, так действительность преображается творческой фантазией

23). Есть времена, когда интерес к автору у читателя окончательно побеждает интерес к литературе. К счастью, такие времена проходят как дурной сон

24). Грустит в деревне писатель по городу, а в городе по селу

25). Писатель по природе своей существо кабинетное

26). Книгами писатель наполняет свои творческие резервуары, а писанием их опорожняет

27). Драма писателя не когда не о чем писать, а когда нечем и на чем

28). Одиночество -- мать совершенства

29). Посторонние звуки -- враг творчества

30). Писатель без вдохновения, что утюг без электропитания

Вдохновение -- это искра зажигания в творческом процессе

31). Эйфория, которая постоянно сопутствует творчеству, не вызывает доверия

Дисциплина труда всегда была для писателя благословением

32). Самодисциплина писателю так же важна, как дисциплина на производстве

33). Гений -- это здоровье

34). Привычный ритм работы рождается в привычной обстановке

35). Дурные привычки творчеству не помеха

36). Основа языка художественной литературы -- литературный язык, но без языка улицы он пресен

37). Писатели всегда обучали себя сами

38). Мудрость поэтических советов постигаешь сам обжегшись

39). Плечо опытного писателя -- опора для молодого

40). Без серьезности, как и без традиции, нет литературы. Но подключиться к традиции -- удел избранных

41). Язык для писателя -- отдельная и самостоятельная епархия

42). Метафоры нужно давить как клопов

43). Свой материал писатель находит там, где другие его и не ищут

44). Внутренний опыт действенен во внешнем зеркале

45). Прототип необходим как модель

46). Литература антропоморфна; природу она уподобляет человеку

47). Национальная литература тогда находит себя в мировой литературе, когда ей дается место в европейской. Пока

48). Ученый и инженер в литературе -- это как они поставлены в обществе

48а) Есть мир науки и есть мир литературы, но вместе им не сойтись вовек

49). Будничному нет места в литературе

Интересно только необычное или непривычное

50). Искусству интересно лишь ставшее, но не становящееся

51). Выразить словом то, что не выражалось раньше -- это ли не прогресс?

52). Всякий персонаж восходит к литературному прототипу, а тот к вечному образу

53). Поэтическая образованность гораздо важнее для писателя общей

54). Если факт или деталь не подходят к замыслу, их следует отбросить. Не то в науке

55). Писатель вгрызается в тему, как червяк в яблоко

56). Записные книжки, блокноты, папки с разрозненными листками (необходимый реквизит для писателя) важнее для писателя, чем верная жена

57). Писатель -- страшный привереда в выборе имен собственных

58). Языковые чудачества чаще всего пристают к писателям-нелюдимам

59). Специальная терминология -- ржа современной науки, философии, поэзии

60). Nommez le choses par les termes generaux

[Неологизм] имеет ли смысл писать для коллег и не принимать в расчет остальных читателей

61). Образ -- кровь поэзии

62). Если замысел у вас в душе готов,
Все нужные слова придут на первый зов

63). Редактор может оказать хорошую услугу несобранным писательским головам

64). Мольер называл себя пчелкой, добывающей мед там, где он его находит

65). Писатель -- это стиль

65а) Если писатель не нарушает правил стилистики -- он ремесленник

65б) Чтобы нарушать правила стилистики, надо их знать

66). Рескин снял с Пруста путы и позволил стать самим собой, у каждого писателя должен быть свой Рескин

67). Вдохновение нечаянно нагрянет, когда его почти совсем не ждешь

68). Размышление -- мачеха любых замыслов

69). Naturae non imperatur nisi parendo

70). План произведения не прямой путь, а извилистая дорога с тупиками и отклонениями

71). Если не найдены первые слова, не стоит даже садиться за работу

72). Линейное построение -- скелет композиции

Роман рождается из хроники

73). Сегодня автор не демиург

74). Есть естественное время художественного произведения

75). Маленький человек не может быть героем

76). Коротко пишут люди глупые, длинно люди умные, очень коротко люди мудрые

77). Нужна определенная решимость, чтобы поставить в произведении финальную точку

78). Ни в каком дневнике правда не может быть высказана до конца

79). Рукописи не горят

80). Писателя на протяжении всей его жизни терзает голод оценки

81). Есть писатели Urbe, а есть писатели Orbe

82). В конечном итоге продуктивность литературных идей определяет читатель

83). Схватить дух времени можно -- понять нет

84). Критика живет и умирает вместе с литературой

85). Автор такой же персонаж произведения, как и его герои

86). Слава не возникает сама собой -- она создается

87). Созданное произведение не воробей: вылетит не поймаешь

88). По-настоящему писателя возвеличивает только могила

89). Единственный объективный оценщик значимости художественного произведения -- школьный учебник

90). Литературное произведение живет до тех пор, пока обновляется в умах новых поколений

ТО ЖЕ САМОЕ, НО РАЗБИТОЕ ПО РУБРИКАМ

ФИГУРА ПИСАТЕЛЯ В АФОРИЗМАХ

I. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

1. УРОКИ ДЕТСТВА

2. ПОТРЕБНОСТЬ В ПИСАТЕЛЬСТВЕ

1) Человек начинает писать тогда, когда больше нечем заняться

2) Писание -- самый простой и доступный способ варазить себя

3). Искуссто -- единственный способ для человека достичь свободы

4). Всегда ли искусство исповедь?3. Нахождение своей стези; признание

5). Во что бы то ни стало писать. Если не лучше других, то хотя бы иначе, а если не иначе, то все же писать

6). Я пишу, потому что пишу

7) Наивный писатель пишет, потому что он пишет, сентиментальный пишет, чтобы понять, почему он пишет

8) Главное в писателе не талант, а способность для звуков жизни не щадить

3. ПРИХОД В ПИСАТЕЛЬСТВО

4. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПИСАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ

Недовольство собой -- болезнь неустоявшихся душ, самодовольство -- устоявшихся

5. ПОСЛЕДНИЕ СПАЗМЫ. КОНЕЦ ПУТИ, ПОДЫТОЖИВАНИЕ

II. ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

6. ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

Поэтическая образованность гораздо важнее для писателя общей

7. ЧТЕНИЕ; ЧИТАТЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ

8. ПИСАТЕЛЬ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

1). Литература рождается не из жизненного опыта, а только из литературы

2). "Останься дома, всей жизни не хватит на познание чудес, которые здесь таятся" (Рембрандт)

3). Внутренний опыт действенен во внешнем зеркале

4). Прототип необходим как модель

9. РОЛЬ ПОСОБИЙ ПО ПИСАТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ

10. ОБУЧЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ

Писатели всегда обучали себя сами

11. ПИСАТЕЛЬ ОПЫТНЫЙ И ПИСАТЕЛЬ НАЧИНАЮЩИЙ

1). Мудрость поэтических советов постигаешь сам обжегшись

2). Плечо опытного писателя -- опора для молодого

3). Рескин снял с Пруста путы и позволил стать самим собой, у каждого писателя должен быть свой Рескин

12. НАХОЖДЕНИЕ СВОЕЙ ЯЗЫКОВОЙ ПАНЕЛИ

13. ПИСАТЕЛЬ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

14. ВЫРАБОТКА СТИЛЯ

III. ПИСАТЕЛЬ ЗА ВЕРСТАКОМ

15. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПИСАТЕЛЯ

1) Писатель по природе своей существо кабинетное

2) Посторонние звуки -- враг творчества

3). Привычный ритм работы рождается в привычной обстановке

4). Одиночество -- мать совершенства

16. ОРУДИЯ ПИСАТЕЛЬСКОГО "ПРОИЗВОДСТВА"

Драма писателя не когда не о чем писать, а когда нечем и на чем

17. СПОСОБ РАБОТЫ ПИСАТЕЛЯ

Писатель вгрызается в тему, как червяк в яблоко

18. РЕГУЛЯРНОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ

1). Эйфория, которая постоянно сопутствует творчеству, не вызывает доверия

2) Дисциплина труда всегда была для писателя благословением

3). Самодисциплина писателю так же важна, как дисциплина на производстве

4). Писатель без вдохновения, что утюг без электропитания

5) Вдохновение -- это искра зажигания в творческом процессе

6). Как луч солнца преломляется в стекле, так действительность преображается творческой фантазией

7). Вдохновение -- драгоценность, им не сори

19. ПИСАТЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ; БИБЛИОТЕКА ПИСАТЕЛЯ

Книгами писатель наполняет свои творческие резервуары, а писанием их опорожняет

20. ИДЕЯ -- ЗАМЫСЕЛ -- ПЛАН. ОСЕНЕНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ, НАСТРОЙ НА РАБОТУ

1) Если замысел у вас в душе готов,
Все нужные слова придут на первый зов

2). Вдохновение нечаянно нагрянет, когда его почти совсем не ждешь

3). Размышление -- мачеха любых замыслов

4). Если не найдены первые слова, не стоит даже садиться за работу

21. ПИСАТЕЛЬ В ПОИСКАХ МАТЕРИАЛА; СБОР И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. СБОР И СОРТИРОВКА МАТЕРИАЛА

1) Свой материал писатель находит там, где другие его и не ищут

2). Если факт или деталь не подходят к замыслу, их следует отбросить. Не то в науке

23. ТИП И ПРОТОТИП

1). Идеальный герой -- это каким писатель хотел бы быть, но не мог. А реальный -- это как бы писатель должен бы действовать сам в предложенных обстоятельствах

24. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА: ОТЧЕТЫ, ДНЕВНИКИ

Ни в каком дневнике правда не может быть высказана до конца

25. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ

Записные книжки, блокноты, папки с разрозненными листками (необходимый реквизит для писателя) важнее для писателя, чем верная жена

26. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА

Мольер называл себя пчелкой, добывающей мед там, где он его находит

27. КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА; СЛЕДОВАНИЕ ПЛАНУ И ДЕВИАЦИИ

1) План произведения не прямой путь, а извилистая дорога с тупиками и отклонениями

2). Линейное построение -- скелет композиции

3) Роман рождается из хроники

28. РАБОТА НАД СТИЛЕМ. ОТДЕЛКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Нужна определенная решимость, чтобы поставить в произведении финальную точку

29. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Богатство литературы прирастает количеством свободного времени у писателя

30. РЕФЛЕКСИЯ ПИСАТЕЛЯ О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

Как поэт я нравлюсь себе

IV. ПИСАТЕЛЬ И ЖИЗНЬ

Naturae non imperatur nisi parendo

31. ПИСАТЕЛЬСКИЕ ПСИХОТИПЫ

Наивный писатель пишет, потому что пишет, сентиментальный, потому что хочет понять, зачем он пишет

32. ПИСАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ И ГРАФОМАНСТВО

33. БЫТ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ;

1). "Писатель, уклоняющийся от семейной жизни, не вызывает у меря доверия" (Доде-epuse)

2). "Жить только для себя умей, есть целый мир в душе твоей"

3). Дурные привычки творчеству не помеха

34. ПИСАТЕЛЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Но не в поэзии

35. ПИСАТЕЛЬ КАК РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Писатель -- это стиль

36. ЖИЗНЬ НА ФОРУМЕ ИЛИ НА МАЯКЕ

Грустит в деревне писатель по городу, а в городе по селу

38. КУЛЬТ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТ ПИСАТЕЛЯ

Есть времена, когда интерес к автору у читателя окончательно побеждает интерес к литературе

39. ПИСАТЕЛЬ И ЧИТАТЕЛЬ

В конечном итоге продуктивность литературных идей определяет читатель

40. ПИСАТЕЛЬ И "ЖИЗНЬ"

Naturae non imperatur nisi parendo

41. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

42. ПИСАТЕЛЬСКАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ

43. ПИСАТЕЛЬ И КРИТИКА

Писателя на протяжении всей его жизни терзает голод оценки

44. ПИСАТЕЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Гений -- это здоровье

45. СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

Созданное произведение не воробей: вылетит не поймаешь

46. ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

1) Есть писатель и есть читатель, но главнее их издатель, хотя по сути он третий лишний

2). Критика живет и умирает вместе с литературой

3). Слава не возникает сама собой -- она создается

4). Единственный объективный оценщик значимости художественного произведения -- школьный учебник

5). Редактор может оказать хорошую услугу несобранным писательским головам

6). Национальная литература тогда находит себя в мировой литературе, когда ей дается место в европейской. Пока

47. СОЦСРЕДА ПИСАТЕЛЬСТВА;

1). Жизненные лишения не лучшая почва для развития таланта

2). "Не знаю, почему так получается, что сестрой таланта всегда оказывается нужда"

48. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРЫ:

49. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Без авторского права писатель был беззащитен перед издателем, с авторским он стал его рабом

50. СЛАВА -- УСПЕХ -- ПОПУЛЯРНОСТЬ -- ПРИЗНАНИЕ

1) Рукописи не горят

2). Есть писатели Urbe, а есть писатели Orbe

3). По-настоящему писателя возвеличивает только могила

V. ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИДЕЯ ПИСАТЕЛЯ

51. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПРАВИЛА? ЗАКОНЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Схватить дух времени можно -- понять нет

52. ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня автор не демиург

53. ПОЛЕЗНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Выразить словом то, что не выражалось раньше -- это ли не прогресс?

54. ПИСАТЕЛЬ, НАУКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА

1). Ученый и инженер в литературе -- это как они поставлены в обществе

2) Есть мир науки и есть мир литературы, но вместе им не сойтись вовек

3) Писатель, привязанный к факту -- олух, ученый, проходящий мимо факта -- жулик

56. МАТЕРИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Литература это философия без метафизики и история без категорий

2). Будничному нет места в литературе

3) Интересно только необычное или непривычное

4) Искусству интересно лишь ставшее, но не становящееся

5). Литература антропоморфна; природу она уподобляет человеку

57. ГЕРОЙ И ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Маленький человек не может быть героем

2). Автор такой же персонаж произведения, как и его герои

58. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ

Всякий персонаж восходит к литературному прототипу, а тот к вечному образу

60. ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ОБЫДЕННЫЙ

1) Основа языка художественной литературы -- литературный язык, но без языка улицы он пресен

2). Язык для писателя -- отдельная и самостоятельная епархия

3). Писатель -- страшный привереда в выборе имен собственных

4). Языковые чудачества чаще всего пристают к писателям-нелюдимам

5). Специальная терминология -- ржа современной науки, философии, поэзии

6). Nommez le choses par les termes generaux

7) [Неологизм] имеет ли смысл писать для коллег и не принимать в расчет остальных читателей

62. ОБРАЗ, ИДЕЯ, МЫСЛЕОБРАЗ

Образ -- кровь поэзии

63. КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЗВЕДЕНИЯ

1) Коротко пишут люди глупые, длинно люди умные, очень коротко люди мудрые

2). Есть естественное время художественного произведения

64. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Метафоры нужно давить как клопов

65. СТИЛЬ

66. ПИСАТЕЛЬСКИЕ ПРИЕМЫ

67. РОЛЬ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

1) Литературное произведение живет до тех пор, пока обновляется в умах новых поколений

2) Без серьезности, как и без традиции, нет литературы. Но подключиться к традиции -- удел избранных


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.