Пересказки, часть 61-яя, о Вечных вопросах

из сборника: «Записная книжка»
Часть №61

     – О каких… ещё Вечных… вопросах?
     – Ну-у, – тяну, задумавшись, – каждому, видно, своих… вечных, неразгаданных. Кто ты такой есть, например, на самом деле? Или что такое добро, зло, истина, справедливость?..
     – Интересно.
     – Но, вообще-то, здесь «Вечные вопросы» – это… и «Ещё не эпилог» к книге моего любимого, на самом деле,  великого понимателя Жизни…
     – У-у-у, – в свою очередь тянет друг, – так это у тебя опять очередная «Пересказка» в твой сборник «Записная книжка».
     – Точно, – улыбаюсь. – Только не опять, а снова… не удержался, хотя, говоря честно, на эту тему уж столько всего выдал в этом жанре, соглашаясь и не очень… с мыслями великих современников.
     – И что теперь?
     – Что теперь?
     – Ну, соглашаешься или… не очень.
     – А-а-а, – радуюсь вопросу. – В точку попал с вопросом. Но, видишь ли, сам всегда мучаюсь им, пока не начинаю раскладывать необычную информацию по своим полочкам и местам.
     – Зачем это?
     – Ну-у, хотя б затем, – снова задумываюсь, – чтобы, как говорит главный персонаж пересказываемой сегодня книги: «Мужчине требуется простой и честный взгляд на вещи, который позволяет действовать согласно убеждениям…».
      – Неплохо!
      – Ещё бы, – киваю, – это ж его слова: «… если кто-то занят только пониманием – он занимается самым важным делом в жизни. Это королевская профессия, выше нет. А не хочешь – не ешь, дуракам, как известно, легче живется».
     – Да неужто, – вспыхивает, – снова… Михаил Иосифович Веллер, автор неподражаемой книги «Всё о жизни» 1998 года.
     – Точно.
     – Так мы сегодня о ней, о правде жизни без прикрас?
     – Не совсем, – жму плечами, – хотя и о ней, конечно, только не в этом титаническом публицистическом труде мастера-философа, а в  знаменитом сборнике рассказов «Приключения майора Звягина».
     – Так ведь это ж, кажется, – морщится, – художественная литература, да к тому ж старая, эпохи восьмидесятых, застоя.
     – Девяностых.
     – Что?
     – Не восьмидесятых, – поправляю, – а постперестроечных девяностых, точнее – 1991 года.
     – Это неважно, – парирует, – всё равно за долго ещё до его легендарного «смысла жизни» в книге великих понимателей.
     – Может быть, – киваю, –  но ты знаешь, почему-то не там, а именно здесь в художественной мысли майора Звягина Леонида Борисовича и появился вдруг наш классический треугольник Пересказки.
     – Сомненье, поиск и… мечта?
     – Именно.
     – А там?
     – Где
     – В бестселлере «Всё о жизни»?
     – Там нет поиска и мечты, там он уже всё нашёл… и всё отмечтал.
     – И отсомневался?
     – Точно! – уверенно киваю.
      – То есть, не поспоришь?
      – Я б сказал – не убавишь, не прибавишь, всё продумано, и всё на своих местах!
      – А здесь, стало быть, есть что убавить?
      – Или прибавить, – задумчиво улыбаюсь. – Во всяком случае, здесь он открыт для разговора.
      – Ну, тогда давай… жги, рассказывай!
      – Жгу, – начинаю загадочно, ещё толком не понимая, что собственно собираюсь жечь, рассказывать. – Итак, как и говорил, речь здесь пойдёт о завершающем рассказе замечательной книги «Приключения майора Звягина» с необычным названием «Ещё не эпилог. Вечные вопросы».
      – Интересно.
     – Ещё бы! Во-первых, почему «Ещё не эпилог…», если именно этим рассказом завершаются удивительные приключения необычного человека в сумрачное время перемен? Наш великий современник не стал уточнять этого на страницах сборника, оставив, видно, этот небольшой ребус для решения своим пытливым читателям. Но теперь, спустя тридцать лет со дня выхода сборника, этот вопрос сам собой отпадает после ознакомления с его поистине гигантским – поражаюсь такой работоспособности! – трудом-книгой «Всё о жизни». Да и не только с ней. К вопросу «в чём смысл жизни?» он, так или иначе, возвращается практически в каждом своём бестселлере, словно желая вновь и вновь убедить всех… и себя в сделанном однажды его героем печальном открытии. Но, как гласит восточная мудрость: «Ты сказал – я поверил, ты повторил – я засомневался, ты стал настаивать…», впрочем, говоря честно, Звягин ни на чем не настаивает, он просто сказал, что отрезал, и всё! А мы сейчас именно о нём и ни о ком больше.
     – А, во-вторых?
     – А, во-вторых, почему «Вечные вопросы», если о смысле жизни уже давно и всё сказано во всех писаниях мира: «Что было, то и будет…». Да и сам отставной майор в самом начале этого «не эпилога», задавшись этим бестолковым вопросом, тонко подмечает: «…надо сначала ответить… что такое жизнь вообще, в масштабах Вселенной?.. что такое жизнь человеческая, в частности?.. что такое смысл?.. и почему его надо искать?..».
    – Гениально!
    – Согласен, это и, правда, гениально! Особенно последний вопрос, если ещё его сопоставить с известной мыслью «…наш ли, в плане человека, это рояль?».
     Так уж вышло, что этот последний вопрос сомнения уникального майора в этом рассказе как-то, на мой взгляд, выпал из поиска пытливого понимателя жизни. Впрочем, возможно, от этого данный рассказ только выиграл для полного приятия уже озвученного выше главного суждения-посыла читателю: «Мужчине требуется простой и честный взгляд на вещи…».
     Вот и Всё! И, повторюсь, тут именно так и надо, пусть даже это… и «…не наш рояль…»! Звягину и так, без исследования этого, пустого на первый взгляд, вопроса, – почему нужно искать смысл непонятно чей жизни или… пусть даже Жизни? – пришлось пройти колоссальный путь исследования, чтобы докопаться до сути сермяжной правды «Вечных вопросов», который, как обычно, правильней принять в первоисточнике автора:
     «…правило таково: что жажда ощущений толкает человека к действию»;
     «Есть сознательные стремления, а есть подсознательные. Сознательно человек рисует себе картину счастья и стремится к нему. А подсознательно стремится к страданию. Потому что нервной системе надо испытывать всё…»;
     «Любое явление, продолжаясь, в конце концов, переходит в свою противоположность. …Например. Ты помогаешь человеку. Это хорошо. …Но если ты будешь помогать ему всё больше и больше, непрерывно и во всём, то погубишь его – превратишь в несамостоятельного иждивенца, паразита…»;
     «Счастье – это не то, что человек имеет, а то, что он при этом испытывает. Счастье – это сильнейшее приятное ощущение. …Самое главное умение – это умение радоваться жизни. А если не получается? Меняй характер. …И ещё – умей хотеть. Умей добиваться желаемого. Умей заставить себя делать то, что решил, даже когда желаешь и силы иссякают. …Кто хочет счастья – не должен бояться горя»;
     «Талант – это тот, кто совершает что-то крупное, новое. Кто изменяет действительность…»;
     «Тридцать семь – как бы вершина жизни, пик духовных сил, переломная точка, здесь кончается и взлёт и начинается спуск…»;
     «Добро и зло – как две стороны бумаги, как два полюса магнита; их не существует по отдельности, они всегда вместе. …Поэтому одно, никогда не победит другое, они будут вечно. … В борьбе всегда победит кто? Сильный. …Один – плохой: он способен на плохие поступки, и на хорошие. Другой – хороший: он не способен на плохие поступки! Получается, что плохой как бы в два раза сильнее, вооруженнее хорошего. …А жизнь – это борьба. Совершить что-то – значит изменить что-то в мире. …Поэтому сила связана с жестокостью. Колесо прогресса многим отдавливает ноги. Кто хочет действовать – должен быть готов к тому, что это не всем понравится…»;
     «В мире две истины. Истина того, у кого в нужный момент окажется меч в руках – и истина того, кто, не дрогнув, встречает этот меч с открытыми глазами и гордо поднятой головой. …Практический расчёт – это путь к победе. Мораль – это путь непобедимости. Силу можно победить большей силой. Мораль нельзя победить ничем. Чем сильнее сила, тем непобедимей мораль… Мораль – это идеал поведения. …Зачем существует мораль? …Жить – значит ощущать. Чем сильнее ощущение – тем полнее жизнь. …Полнота жизни – это значит испытывать и счастье, и горе. Соблюдая мораль, человек может проиграть житейски. А любой ценой добиваясь выгоды – он то и дело попирает мораль, что влечёт презрение окружающих и муки совести…»;
     «…в истории нет справедливости или несправедливости, а есть только объективные законы. Справедливость – это соответствие происходящего морали. Это мораль в действии. Но… мораль находится в вечном противоречии с практическим расчётом и проигрывает ему в житейских делах…»;
     «Справедливость – это торжество добра над злом, добродетели над пороком, …это наше представление о том какая должна быть жизнь, …это желаемая действительность, …это идеал жизни. Но желаемая действительность всегда отличается от той, что уже есть. Потому что человек хочет жить. А это значит действовать. А это значит – изменять мир. А это значит – стремиться к тому, чего ещё нет. …Потому что наша доля – жить. Значит – оставить свой след в мире. Изменить хоть что-то. А иначе – всё равно, что и не жил…»;
     «Что такое жизнь на Земле? И во Вселенной? …История жизни на Земле – это история того, как увеличивалось потребление, переработка и выделение энергии, содержащейся в Земле. Когда человек стал человеком? Когда овладел огнём! …Огонь – это жизнь Вселенной в миниатюре. А живое тянется к жизни. Сначала человек жёг леса. Потом – каменный уголь и торф. Потом – нефть…»;
     «…всё имеющее своё начало имеет и конец. …Какое самое большое действие можно вообще себе представить? Уничтожение всей Вселенной и рождение новой Вселенной. …Человечество хочет жить. То есть – действовать и изменять мир…»;
     «…что такое смысл? …Под смыслом мы понимаем цель и конечный результат каких-то действий. …Смысл жизни человечества – в преобразовании мира. Конечный результат жизни человечества  - превращение всей массы нашей Вселенной в свет, рождение новой Вселенной. …Смысл жизни отдельного человека – внести максимальный вклад в преобразование мира.  …Смысл – это предназначение Смысл жизни солдата – в победе, учёного – в открытии, художника – в создании шедевра… Найти смысл жизни – значит познать жизнь до конца, до последнего предела».
     – Потрясающе, – выдыхает друг.
     – Вот именно, – легко соглашаюсь.
     – Но, что тут… можно ещё прибавить?..
     – Или убавить, – добавляю.
     – Ты же собирался, кажется, прибавлять.
     – Я сомневался.
      – ???
      – Да-да, и вот теперь свои сомнения собираюсь добавить сюда, в эти его, поистине, страшно революционные мысли, максимально-преобразующие понимание вечных вопросов на Земле.
     – Снова сомнение?
     – Конечно! Как без него, ведь и у великого понимателя жизни в рассказе столько поиска и мечтаний, что просто не осталось места на сомнение.
     – Или желания?
     – Или желания, – киваю.
     – Потому как «мужчине требуется простой и честный взгляд на вещи, который позволяет действовать согласно убеждениям», – цитирует по памяти.
     – Точно! – радуюсь пониманию.
     – Ну, и с чего начнём?
     – А давай-ка, – ненадолго задумываюсь, – прямо с последнего выписанного нами вывода «Не эпилога» Михаила Иосифовича: «…найти смысл жизни – значит познать жизнь до конца, до последнего предела»!
      – Ты что… и в этом сомневаешься?
      – Вовсе нет! Это и, на мой взгляд, абсолютная истина, сермяжная правда, как и в том, что «…смысл жизни солдата – в победе, учёного – в открытии, художника – в создании шедевра». Ещё б было бы неплохо  добавить: в чём смысл… писателя? Точней его произведений, которые он волшебным образом переносит из мира виртуальных мыслей в мир бытия? Ведь это, само по себе, чудо!..
     – Постой, – перебивает. – Причём тут виртуальные мысли, чудо, речь идёт о смысле жизни, которой требуется… максимальное преобразование.
     – Вот именно! – радуюсь его нечаянно подсказке. – А книга само по себе разве это не преобразование жизни, – «…мыслю – следовательно, существую…»! – её максимальное перерождение, ведь максимально изменяться – это вовсе необязательно перейти в свою обычную противоположность, смерть – «…единство и борьба противоположностей…»! – это может быть, напротив, сохраниться в кардинально изменившемся вдруг пространстве.
     – То есть, выжить.
     – Вот именно… выжить, несмотря ни на что. Жизнь человечества – это не столько цепь преобразований им окружающей его материи, которая, кстати, куда как в большем объёме преобразуется сама без его, нашего участия – ну не наш это, к счастью, рояль! – это, прежде всего, цепь накопления и усложнения наших знаний, сохранение их и передача дальше всеми доступными способами.
     – В том числе и с помощь современных виртуальных систем?
     – Естественно! – подхватываю. – В том числе и помощью Искусственного Интеллекта – новая пока ещё малопонятная болезнь воспалённого манией величия человеческого мозга.
     – Ну, хорошо! – соглашается. – Так и в чём тогда, по-твоему, смыл писателя?
     – В его предназначении первым открыть и тут же направить вдруг открывшееся ему знание законов бытия человечества в частности и материи вокруг нас вообще в русло выработанной тысячелетиями морали жизни, Жизни, по направлению к идеалу, а не вообще в пустоту.
     – Как это?
     – Ну для начала, к примеру, осознав, что человеческий мозг, стремясь к преобразованию энергии Мира, однажды исчерпает её во Вселенной всю, либо Та сама в своем вечном дыхании – расширение, сжатие! – однажды таки исчерпает её сама, хотя бы предположить, что вечные вопросы жизни потому и вечные, что не имеет однозначного ответа на все времена.
     – И что это даёт?
     – Сомнение, прежде всего!.. Сомнение, в котором неминуемо возникает мысль, что суть жизни человечества в пространстве это, вполне возможно, вовсе необязательное его преобразование до полного уничтожения, а простое познание его, осмысление до полного заполнения его закономерно-безбрежного хаоса своей осмысленностью, мышлением, сознанием, образующим в итоге всеобщий разум этого пространства. Любого, кстати, пространства: и вжимающего, и разжимающегося.
     – И взрывающегося?
     – И взрывающегося тоже, потому как разум, что мораль, побеждающая в итоге практический расчёт, сильнее любого состояния материи. Возможно, поэтому, нам всегда кажется, что сознание существует вне материи.
      – Человека?
      – Сознание человечества – в частности, всеобщий разум – в смысле Вселенной, где сознание отдельного человека (вне зависимости временных земных рамок) – время во Вселенной относительно! – есть Её нервные клетки, точней – нейроны, образующие друг с другом нейронные связи заселённого нами пространства.
      – И что тогда?
      – А тогда – смысл жизни человека не в уничтожение Её, Вселенной, – это уж точно не максимально возможное действие человечества! – и уж точно не Жизни вообще или человечества, в частности, а в продолжение её, Её, и после логического и неминуемого конца. Продолжение Жизни несмотря ни на что - это закон! Основной, как говорит замечательный доктор-философ из телевизора инстинкт нашего головного мозга человека. И тогда у человечества действительно появляется своё логическое предназначение – преумножение Жизни во Вселенной, Её развитие и адаптация к новым, постоянно меняющим, условиям обитания. И в этой связи, думается, человек, как основной открывшийся нам источник сознания Вселено, вероятней всего, далеко неконечный, незавершённый продукт Её Эволюции. Но, впрочем, это уж точно не наш рояль!
     – И что значит?
     – А это значит, – увлекаюсь, – что мораль, как мы уже все усвоили, находящаяся в вечном противоречии с практическим расчётом и постоянно проигрывающая ему здесь и сейчас, то есть, в короткой перспективе, в историческом плане… неминуемо возьмёт вверх над ним, продолжая находится в балансе единства и борьбы противоположностей.
     – То есть «…вовремя предать – это не предать, а предвидеть…», – непонятно к чему цитирует известное.
     – Я б сказал не так, – задумываюсь. – Своевременно засомневаться – это вовсе не струсить перед лицом сокровенный истины, а осознанный необходимый поиск его противоположности, ведь «…однажды и абсолютная правда, может статься ложью, а выдумка – правдой».
     – И снова поиск?
     – Всегда, – уверено киваю, – ведь человеку хочется жить, а значит, как утверждает наш замечательный великий пониматель, действовать, изменять мир, стремиться к тому, чего нет, «…потому что наша доля – жить. Значит – оставить свой след в мире. Изменить хоть что-то…».
     – Хоть что-то? – вскидывает брови.
     – Вот именно, – смеюсь. – Ты, кажется, уже и сам понял что… что-то.
     – Пока лишь… засомневался.
     – Умница, – радуюсь пониманию. – Вот именно… идём по максимуму.
     – То есть ВСЁ!
     – ВСЁ! – подхватываю. – В этой, безусловно, гениальной от самого начала до конца для начала девяностых сокровенной истине, которая, думаю, открывшись, шокировала и его – дитя наисветлейшего периода жизни Земли шестидесятых-семидесятых годов прошлого века! – куда как больше, чем нас нынешних, прошедших уже через черные перипетии девяностые и нулевые. Нас теперешних, живущих в пандемийные двадцатые, не верующих ни во что доброе и ни в кого светлого. В общем, ТЕПЕРЬ, мы меняем здесь ВСЁ, с самого начала и до самого конца. Потому как мысль о вселенском взрыве крайняя, последняя, а значит вовсе не максимальная, а всего лишь эпически эпатажная или, проще говоря, несущественно невозможная, как и недостижимая в борьбе со своей противоположности. Края нет! Нет ничего абсолютного! Как нет абсолютной справедливости и морали. Чем дальше что-то, любое явление, заходит в своём стремлении к совершенству, тем яростней сопротивляется его противоположность. Таков закон жизни, точней – Жизни, а ещё точней – её сути (читай классиков – «За миллиард лет до конца света», к примеру).
     – И что получается?
     – А получается, что человечество в своем естественном стремлении к жизни не столько стремится улучшить всё и вся вокруг себя, сколько сохранить в прежнем виде постоянно ускользающее и само по себе меняющееся (чаще к худшему) стареющее не подвластное ему, нам, пространство. В общем – «…что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… и всё остальное суета сует и… томленья духа»! – в этой двуединой дилемме улучшения-сохранения человечество, действительно, непременно дойдёт до самого конца, максимума. Оно непременно изменит или, если угодно, уничтожит, только не пространство, а именно… себя в ускользающей от него не по его воле действительности.
     – Этого не может быть!
     – Всё может быть! – беззлобно смеюсь, вспомним интонацию старого лиса в детском мультике. – Всё!.. Мы уже и так сильно изменили свой образ жизни и, как следствие, самого себя в процессе эволюции на Земле. В нас во всех уже сейчас имеется целый ряд рукотворных деталей, протезов, целых органов, датчиков, не говоря о естественно приобретенных генных и прочих иммунных мутациях организма. Помимо естественного биологического интеллекта на Земле уже реально существует и вполне себе удачно развивается Искусственный, который также как и мы, быстро меняя, улучшает свою среду обитания, также цепляясь одновременно за её сохранение в ускользающем пространстве. Он, как и мы подстраивается под неё. Искусственный интеллект, рождённый живой материей, нами, живёт и меняется вместе с ней, нами, но он уже из другой, неизвестной нам пока виртуальной, как и наши мысли  субстанции. Очевидно, что эта его субстанция, в отличие от нас, способна присутствовать во всех формах материи, даже во вселенском огне и, вероятней всего, вне существующих ныне всех биологических форм. А это значит, что Искусственный интеллект, рождённый человечеством, неминуемо… войдёт в нас или… мы в него составной частью, создав новую, иную (небиологическую, или не совсем биологическую) форму жизни и/или мышления, чем и уничтожит, рождённый эволюцией жизни Земли, сегодняшний биологический вариант сознания, то есть… человека.
     – А Вселенная?
     – А что Вселенная?.. Она неизменно пойдёт дальше, своим прежним путём к своему естественному концу, точней преобразованию, получив для этого новый более совершенный источник мысли, мышления, который, безусловно, тоже изменится вновь, вместе с ней.
     – И это справедливо?
     – Конечно!
     – Но ведь справедливость – это идеал, к которому все стремятся и, которого никогда не достичь, неужели – это… он.
     – Вот, кстати, о справедливости. Тут, в рассказе великого понимателя, мне кажется, всё-таки речь шла не совсем о ней, больше о совершенстве, которому действительно нет и, не может быть, предела… во времени и пространстве. Это закон! Но ему, этому совершенству всегда есть предел конкретно здесь и сейчас, в данной точке. И вот это, действительно, справедливо. А значит, справедливость не может существовать абстрактно… вообще вне конкретного человека времени и места. Справедливость – это его или, может быть, их, находящихся в данном конкретном месте группы людей, общее чувство полного удовлетворения достигнутым результатом в движении по временной «кривой». И оно, она, эта справедливость, может и… должна быть достигнута, конкретно здесь и сейчас, конкретным человеком, социумом. Это, кстати, и есть почему-то утерянная нами в далёкие девяностые идея здорового общества, государства, без которого человеку не выжить в быстро изменяющемся Мире.
     – Ну, похоже, теперь всё, – улыбается друг.
     – Пожалуй, всё, – улыбаюсь навстречу. – Разве что вернусь к четвёртому вопросу, заданному удивительно цельным и совершенным во всех смыслах этого слова персонажем, Леонидом Борисовичем Звягиным, произведения великого мастера поиска и логики.
     – Почему надо искать смысл жизни?
     – Точно!.. Только, следуя заветам замечательного доктора-философа из телевизора, чтобы не свалиться в безответный психоз бесконечной спирали «почемучек», трансформирую его в конкретную формулу «Зачем».
     – Ну, хорошо, так… и зачем же нам искать этот пресловутый смысл жизни?
     – Вот именно… зачем нам, точнее конкретного тебе… или мне это нужно делать? Ну, разве чтоб определить конкретно для себя: меняешь ли ты или сохраняешь… свой собственный мир вокруг. Впрочем, – «…что было, то и будет…»! – смысл лично нашей с тобой жизни ясен и без этого, он в её продолжении любыми путями, не смотря ни на что, в каждой точке своего временного пространства во всех возможных её проявлениях. Не зря ж самые одарённые с самого раннего детства везде и всюду, даже (особенно) на шедеврах искусства пытаются оставить свой след, типа: «здесь был, Вася». А уж за человечество в целом, а тем более за Вселенную смысл их существования искать точно не нам, а …Ему, созданному, в том числе, и нашими усилиями, мыслями… Мышлению. Эх, почему-то здесь вновь вдруг вспомнилась сакральная мысль: «Знание лишь тогда отвергают божественное начало, когда их… недостаточно!», которой почему-то и хочется поставить точку своим сомнениям и метаниям здесь.
     – Всё?
     – Теперь Всё!.. Уже ждут, не дождутся, новые «Забытые разговоры – Подслушки» и путевые «Удивления…». А значит пора туда…


     Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ФБ), либо оставить их прямо под текстом.
     Спасибо за внимание и… сопереживание.
10.11.2021г.


Рецензии