Так воспитывали...

ТАК ВОСПИТЫВАЛИ…
Как было бы хорошо, если бы мне удалось в оставшееся время написать, хотя бы коротко, о людях, которых я помню с юности или с детства, хотя бы об одном каком-либо случае или факте.
Зачем же оставлять начало этих воспоминаний на «потом», а не приступить к ним немедленно?
Начну с эпизодов, которые мне кажутся полезными для чтения людям, интересующимся проблемами воспитания детей и молодёжи.
Они связаны с именами Константина Нестеровича Червака и Василия Максимовича Чеботаря.
Василий Максимович Чеботарь – наш сосед.
Он принадлежал к широко известной в Данульском лесхозе династии лесников. Много лет был объездчиком, хорошо знал лесную практику и науку жизни. Лесником проработал много лет и его сын Михаил Васильевич Чеботарь, который после смерти отца тоже стал нашим соседом.
Василий Максимович родился в конце 19-го века, если я не ошибаюсь, в 1898 году или на несколько лет раньше. Поэтому к тому времени, о котором пойдёт речь, 1960 – 1961 годы, он был уже на пенсии, голова полностью седая, но чувствовал себя бодро.
Любил читать книги. Я по его просьбе брал для него книги в сельской библиотеке на его карточку, затем, по мере прочтения, менял и приносил ему домой.
Эпизод, о котором я хочу рассказать, произошёл весной 1961 года. Я тогда учился в десятом классе Данульской средней школы.
Не помню, по каким делам мы с Василием Максимовичем шли рядом по улице, ведущей от церкви вниз в сторону рыбхоза.
Дед Василь при ходьбе опирался на палочку.
Прошли спуск, поднимались вверх, в сторону поворота рядом с теперешней автобусной остановкой.
Вижу – нам навстречу идёт подросток лет двенадцати.
Идёт молча, видимо о чём-то задумался, не до нас ему.
И тут: внимание!
Дед Василь резко наносит своей палкой неожиданный удар по спине подростка.
- Ой-ой-ой! За что? Деда, за что? Я ничего плохого не сделал!
- Всегда, когда увидишь старого человека – здоровайся! Запомни это!
Думаю, тогдашний мальчик, даже если сегодня он уже старый дед, запомнил…
***
Константин Нестерович Червак  работал учителем в Данульской семилетке, а впоследствии, когда она находилась в стадии преобразования в среднюю школу и открылся интернат для учащихся, прибывших из Балана и Лупарии, он был также и воспитателем в интернате.
Случай, о котором мне рассказал кто-то из односельчан, произошёл, видимо, годах в 1954-56, когда в сельском нашем буфете принимались для реализации государству за некоторую плату металлические крышки от стеклянных бутылок, а также и и куриные яйца. Взамен на принесённые из дому яйца можно было приобрести в этом буфете какой-нибудь товар или получить деньги.
Но дело в том, что совсем недалеко от нашего села в урочище «Гыртоп» располагалась колхозная птицеферма, в её сараях находились сотни несушек, а, следовательно, ежедневно там было немало куриных яиц.
Доступ на ферму не так уж и сильно охранялся.
Поэтому двум подросткам, посчитавшим, что если они задумают украсть яйца у себя дома, то могут испытать воздействие отцовского ремня, пришла в головы мысль незаметно проникнуть на птицеферму, набрать там яиц в карманы и за пазуху, сдать их заведующему буфетом и таким образом неожиданно и несказанно разбогатеть.
Имён этих двух мальчиков, моих односельчан, я так и до сих пор не знаю. Но я уверен, что если они живы, то никогда из их памяти не исчезнут те ощущения, которые остались от той неожиданной встречи с учителем Константином Нестеровичем Черваком.
Дело в том, что Константин Нестерович не был тот человек, который мог проходить с безразличием мимо любых отклонений в поведении учащихся его родной школы, будь то в урочное или во внеурочное время.
Поэтому, заметив нечто подозрительное в поведении двух школьников, направляющихся в сторону буфета, он поспешил за ними.
Не успели они слово сказать о цели своего прихода, как Константин Нестерович, якобы несказанно обрадованный такой приятной встречей, стал прижимать каждого к своей груди, хлопать ладонями и даже кулаками по карманам, пока из-за пазух и из карманов не потекла по ногам подростков желтоватая жижа.
Каким было дальнейшее продолжение этой истории, я не знаю.
Лет тридцать назад мне довелось полечиться недельку в одной с ним палате в Глодянской районной больнице. Помню, мы о многом тогда переговорили. Я – намного моложе него, он ровесник моих родителей, но запомнилась от тех бесед какая-то его особая открытость и  незащищённость.
Конечно, эти два человека и эти два эпизода не являются типичными для оценки методов воспитания нашего уходящего в небытие поколения. Но, поверьте! Это наше поколение вырастило и воспитало немало достойных, доброжелательных, сильных и честных людей!
13.11.2021.
с. Дану


Рецензии