Самый ценный подарок

Заросший густой зеленью и залитый летним солнцем двор... Казалось бы, что может быть прекраснее такого вида из кухни? Сиди, пей чай и наслаждайся. Но это только если детвора визгливо не кричит прямо под окнами до поздней ночи. И главное, именно вечером, когда Оля приходила с работы и хотела отдохнуть, они начинали свои оглушительные игры.
«Не понимаю, как можно играть в тихие прятки и так визжать!» – рассердилась однажды девушка и не выдержала: решила сделать им замечание.
– Пожалуйста, не кричите так громко! – попросила она детей, раскрыв окно.
Они закричали в ответ что-то, разобрать было невозможно. А одна девчонка начала кривляться и дразниться. Оля вздохнула, закрыла окно и включила кондиционер.
С того дня гуляющие во дворе дети избрали Олю мишенью для насмешек. Стоило ей зайти с улицы в арку двора и пройти к своему подъезду, как они начинали визжать еще громче, глупо смеялись, прыгали вокруг нее, но уносились прочь при малейшем повороте головы в их сторону.
Одна из мамаш, которые сидели на скамеечках на детской площадке, окликнула своего сына и потребовала, чтобы он перестал, но он на это привычно не отреагировал. Вторая лениво сказала:
– Да не обращайте вы на них внимания, попрыгают и угомонятся. Лето, каникулы, надо бегать и играть, пока есть возможность.
Особенно кривлялась и дразнилась та самая девчонка, лет девяти, а может, и старше. У нее был совершенно неуемный темперамент: она носилась без устали, всех задирала, всеми детьми командовала. По их выкрикам Оля узнала, что ее зовут Маша. Девочка была не как все остальные дети: она проводила вне дома практически весь день с утра до вечера. Даже в выходные, когда ее мать, женщина неопределенного возраста и занятий, должна вроде бы заниматься ребенком. Видимо, ее постоянно не было дома, иначе зачем бы Маше подолгу сидеть одной на качелях в ожидании соседских детей? Она могла сидеть так часами, или носиться с какой-то грязной куклой, что-то бормоча. Оля часто видела ее в окно и думала: «Неужели ей не хочется домой?» Девочка даже во время дождя торчала под окнами, что Олю особенно удивляло. Сама Маша выглядела не лучше куклы: смуглая, вечно исцарапанные ноги и локти, взгляд как у звереныша.

Еще до инцидента с детьми Оля обратила на нее внимание, потому что девочка вела себя с наглой бесцеремонностью.
– Я тоже хочу! – подбежав, воскликнула она однажды, когда увидела у Оли в руке мороженое.
Оля не поделилась своим мороженым, и Маша сердито глянула на нее. У других взрослых она тоже требовала что-нибудь: заглянуть в рюкзак, посидеть на велосипеде. И очень удивлялась, когда ей отказывали. Словом, довольно бесстыдная девчонка, что редкость в наше время. Сейчас запуганные новостями родители обычно стращают детей, чтобы не подходили к взрослым: мало ли, что может случиться.
Дразнилки продолжались, Оля старалась проскользнуть домой незамеченной, но ей не всегда это удавалось. Однажды утром она вышла из подъезда, и вдруг – хлоп! – оказалась вся обрызгана водой. Протерев глаза, увидела на асфальте рваный полиэтиленовый пакет. Кто-то подкараулил и сверху, из раскрытого окна на лестничной площадке бросил ей под ноги тоненький полиэтиленовый пакет, наполненный водой... Оля от испуга и досады расплакалась. Теперь она опоздает на дежурство! Ведь надо вернуться в квартиру, переодеться.
У лифта она столкнулась с Машей.
– Так это твоя проделка?! Ах ты дрянь такая!..
Она накричала на противную девчонку так, как никогда в жизни ни на кого не кричала. Та испуганно скатилась по ступенькам и удрала во двор. А Оля дома переоделась, снимая с себя все мокрое дрожащими руками, и думала: «Напрасно я так сорвалась, но и эта девчонка хороша. Эх, вот и нажила себе врага...»
Было очень обидно. За что эта пигалица ее так невзлюбила? Оля вспоминала свое детство и не могла припомнить, чтобы детские дворовые или школьные компании так ненавидели кого-то из взрослых. Правда, тут на ней сосредоточилась одна Маша... Неужели потому, что у взрослой Оли, с точки зрения девочки, все в порядке? И она выглядит успешной?.. А может, она просто по натуре маргинал и ненавидит всех обычных соседей, без исключения? Да уж, можно себе представить, какая у девочки дома обстановка. Не родилась же она такой.
С того дня дети ее не трогали: то ли Маша опасалась, то ли просто надоело одно и то же, и они все переключились на что-то другое. Сама же вредная девчонка теперь к Оле не подходила, избегала ее.

Но однажды они встретились. Как-то вечером во дворе послышалось жалобное мяуканье, скорее напоминающее писк отчаяния. Девушка пыталась заниматься своими делами, но мяуканье впивалось в мозг, не давало расслабиться. Тогда она решила: «Пойду гляну, что там, заодно мусор вынесу».
На кривом дереве метался и плакал котенок, снизу пританцовывали дети.
– А я могу залезть и снять его! – похвастался мальчик.
Подоспела его мать, пригрозила:
– Я тебе залезу! Весь исцарапанный будешь, и свалишься еще. Пошли домой!
Остальные дети при виде Оли разбежались. Только Маша осталась, но злобно глянула на нее. В руке у нее была большая сухая ветка, которой она хотела достать котенка.
– Не смей этого делать, – сказала Оля. – Он еще выше заберется от страха. Надо отойти подальше, придет его мать, возьмет его за загривок и снимет.
– Откуда ты знаешь? – угрюмо спросила Маша.
– Я ветеринаром работаю. Лечу домашних питомцев и знаю, как они себя ведут.
– Про его маму откуда?
– Ну... Кто-то же его родил, – слегка растерялась Оля. – Матери детей не бросают.
Девочка нахмурилась и сердито посмотрела на Олю. Однако все произошло именно так, как она и сказала – котенок был спасен. Правда, потом Маша заграбастала его в охапку, прижала к груди и долго гладила, а потом унесла домой. «Замучает животное», – вздохнула Оля. Однако заметила, что теперь девочка почти не выходит во двор, и пожала плечами: хоть какая-то польза. Машиной маме, похоже, было все равно.
Оля уже почти забыла о ней, когда однажды вечером в дверь квартиры требовательно позвонили. Это оказалась всклокоченная Маша.
– Лапа заболел! – выкрикнула она и расплакалась.
– Кто?
– Котенок!
Сквозь сдавленные рыдания еле удалось добиться от девочки объяснений. Котенок по имени Лапа перестал есть, давится рвотой, дышит с трудом. Оля сразу поняла, в чем дело, однако сказала:
– Идем к тебе, посмотрим.

В квартире соседки мебели почти не было, зато на полу и стульях валялись слои одежды, ковриков и тряпок. Серый Лапа оказался на удивление ухоженным и выросшим питомцем, но содрогался и мучительно кашлял. Было видно, что ему больно и страшно.
– У него в желудке комок шерсти, – сказала Оля. – Сейчас вызову такси, поеду в клинику, полечу его, и все будет в порядке.
– Ты ему операцию будешь делать? – Она снова заплакала. – Я с тобой!
– Нет, только кое-какие процедуры. Успокойся, Мария.
– А кто это Мария?
– Как кто? Ты. Это же твое полное имя.
От удивления та перестала плакать.
– А откуда у него в животе шерсть?
– Коты себя вылизывают, ну, когда умываются. И постепенно в желудке скапливается шерсть. Когда ее много, начинается рвота. Можно давать котикам специальные таблетки, чтобы этого не было. Я тебе потом отсыплю, одну в день будешь давать своему Лапе.
Вместе с напарником Оли в клинике им удалось избавить кота от волосяного шара в желудке. Когда вернулись домой, Маша схватила своего драгоценного Лапу и, не говоря ни слова, убежала. Никакой благодарности от такой девчонки Оля, конечно, и не ждала, только подумала: вот и славно получилось, может, теперь она не будет меня доставать.
Маша совсем перестала появляться во дворе, детвора без нее вела себя хоть и не безмолвно, но вполне в рамках. Через несколько дней Оля открыла дверь на звонок в квартиру, на пороге стояла Маша. Глядя в сторону, она протянула перед собой букет маленьких ромашек. Оля ждала, девочка топталась на коврике. Когда молчание стало совсем неловким, Оля взяла букет и спросила:
– Что это?
– Это самое... Это от Лапы. Он выздоровел, – ответила Маша и побежала вниз по лестнице.
Оля получала в дар от хозяев своих ушастых пациентов и розы, и гладиолусы, и много разных, красиво оформленных букетов. Но эти мятые тоненькие ромашки были для нее ценнее.
Тут можно было бы сказать, что Оля с Машей подружились. Но нет.
А впрочем, когда ты ветеринар, встреча с хозяевами домашних питомцев неизбежна.


Рецензии