Эксперимент

Был такой французский юрист и социолог Габриель Тард, который изучал психологию толпы. Я о нем узнала случайно в интернете, вообще-то я искала рецепт французского пирога «тарт татен», но попала не на ту страницу и прочитала пару строк о Тарде. Он известен тем, что открыл феномен подражания, свойственный толпе, с помощью которого по его мнению можно объяснить все общественные процессы. Он нашел, что у людей, объединенных в толпу, снижается способность мыслить и действовать разумно, однако в ней есть отдельные личности, обладающие сильной волей, – лидеры, которые могут увлечь за собой других и которым толпа во всем подражает.

Я считаю, что Тард прав, более того, мне на днях довелось подтвердить это личным опытом. Вот каким образом. Я шла домой из магазина под вечер, под начавшимся дождем, отмечу – не под зонтом, т. к. его со мной не было, потому что по прогнозу дождя не должно было быть в тот вечер, но пока я ходила по магазину прогноз поменялся. Шла я, понятно, в темпе и вдруг стоп! – на перекрестке зеленый сменился на красный, так некстати! Я посмотрела вокруг. С одной стороны от меня стоял мужчина с собакой на поводке, натянутом в сторону моей сумки, в которой лежала колбаса для мужа (он без нее жить не может). С другой стороны – парень с девушкой, счастливо улыбавшиеся друг другу, очевидно влюбленные, и старик инвалид в коляске. Все ждали зеленого света. А светофор в этом месте имеет свойство долго удерживать красный, я его знаю. Но долго ждать без зонта мне, естественно, не хотелось. Я посмотрела налево – машин не было на всем обозримом пространстве, примерно в полкилометра. Посреди улицы островок безопасности, где можно собраться с мыслями. Мигом оценив обстановку, я шагнула вперед. Впервые за все годы жизни в Канаде, нарушив правила уличного движения. Я по натуре человек законопослушный, не терплю анархию и беспорядки, всегда жду зеленого, и в дождь, и в стужу. Правда, в последнее время стала ощущать в себе какие-то смутные тенденции: глухой протест, слепой бунт и тому подобные чувства, которые я не без основания приписываю всеобщей изоляции, инфляции, и отчасти, двойной вакцинации. Все это, видно, повлияло на ход моих мыслей. Короче, я шагнула вперед и твердо пошла на красный свет. За мной пошли остальные...

Старик, поддав газу, прикатил на островок первым, затем пришли все и остановились. Влюбленные взаимно улыбались, собака тянулась к моей сумке. Светофор продолжал гореть красным. Я посмотрела направо – одна машина промчалась мимо, других в поле зрения не было. Что ж, я пошла вперед. Уже с проснувшимся интересом. За мной двинулись все, кроме инвалида, к которому, видно, вернулся разум.

Вот так, при моем активном участии, не побоюсь сказать, лидерстве, произошел этот дорожный инцидент – стихийный эксперимент, подтвердивший феномен Тарда. Хотя на его результат в какой-то мере могли повлиять отдельные провокативные факторы. Я имею в виду дождь (ни у кого в связи с прогнозом зонта не было) и колбасу, за которой пошла собака, потянув за собой человека. Влюбленность также помеха в психологическом опыте, притупляет сознание. В то же время я никогда раньше не видела, чтобы канадцы, включая влюбленных и мокнущих под дождем граждан, так откровенно игнорировали светофор. Конечно, для статистически достоверных выводов следовало бы повторить опыт по меньше мере раз тридцать и с большим числом участников. Но я решила, что повторять не буду. Слишком опасно и чревато непредсказуемыми последствиями, как для отдельных лиц, так и для страны в целом. А страна, надо сказать, хорошая, и хороша она прежде всего тем, что здесь соблюдаются правила. А если все пойдут на красный? Страна развалится... Боже упаси!

На этом я заканчиваю свой экскурс в психологию толпы и возвращаюсь к «тарт татену», с которого все и началось. Я нашла рецепт, но на мой вкус он немного сложный, а я стараюсь жить проще. В жизни и без того много сложностей, зачем добавлять еще и кухонные. Поэтому я пеку «шарлотку». 

    


Рецензии
Есть один очень легкий и (почти) безопасный экспримент. Управляя машиной сделайте на ровной дороге крохотную петлю, как будто объезжаете небольшое препятствие, скажем, камень. Посмотрите в зеркало заднего вида - повторяет ли следующая за Вами машина этот маневр. Почти в половине случаев, да, повторяет. Приматы, как и все развитые млекопитающие, учатся на примерах.

И, Вас легко и имтересно читать

Леонид Кряжев   18.02.2022 04:13     Заявить о нарушении
Да, хороший эксперимент, я сама объезжала "камень", следуя за передней машиной.)
Благодарю Вас за теплый отзыв!

Маро Сайрян   18.02.2022 04:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.