Виталик Седов

                Первый вызов к доске , в четвёртом «А» одиннадцатой школы Тирасполя, состоялся у меня в ноябре 1965-го. Накануне, мы переехали жить в новую двухкомнатную , в район улицы Правда . С нашей пятиэтажки номер один начиналась центральная , наиглавнейшая улица 25 Октября. Она прорезала весь город и заканчивалась величественным зданием нашего главного украшения - городского драмтеатра.

                Отец быстро оформил мой перевод из третьей школы. Но умудрился устроить при этом громкий скандал в директорской. Он настаивал на моем устройстве именно в класс « А» .  С помощью голосовых связок и гибкого директора школы, папа буквально заставил Марию Емельяновну согласиться на приём ещё одного ученика в ее класс. Кроме меня там числились  ещё пятьдесят три ученика.

                - Вот Вы все твердите, что он у Вас круглый отличник? Посмотрим-посмотрим,- с раздражением уже в дверях проговорила она

                Выходя из директорского кабинета, она была красной как помидор. По расстроенному и злому лицу моей классной я понял, что последний год начальной школы, будет для меня, скорее всего,  не совсем уж сахарным.               

                Вопрос, по которому меня вызвали отвечать в первый же день пребывания в незнакомой обстановке, был посвящён экспедиции Георгия Седова. Я не знал, что именно это задали на дом. Но прежде я , так совпало,  много читал об этой экспедиции. Поэтому получил на этом уроке заслуженную пятерку и пребывал в очень благодушном расположении духа. На переменке вышел из класса  и в нерешительности остановился . 

                - Куда идти, куда податься? Все друзья-приятели остались в прежней школе, ничего здесь не знаю

                - Привет!,- ко мне подскочил белобрысый мальчишка в бедой рубашке с ярким пионерском галстуке. На одной  стороне красной материи темнело большое чернильное пятно,- Седов моя фамилия. Зовут Виталик

                - А меня Милик,- я слегка покраснел, но Виталик не стал удивляться и вводить меня в дальнейшее замешательство вопросами ,- откуда странное имя  и все такое прочее

                - А вдруг, вдруг я есть родственник того Георгия  Седова, о котором ты сегодня рассказал на уроке?,- мальчишка заулыбался, глаза дружелюбно щурились,- Побежали в буфет , а то там быстро  очередь нарастет  . Ещё и первоклашки набегут. Их столько развелось! У нас среди четвёртых ещё нормальное число классов - А, Б , В и Г. А у них даже Д и Е класс появились. Мы их называем Ёкнутыми .

                Мы с ним быстро оказались у буфетной стойки, взяли по паре пирожков с повидлом и вкуснейшего вишневого киселя. Только отошли, как все подходы к прилавку уже были плотно обложены тучей громких первоклашек. Они дрались, визжали, хохотали и отчаянно толкались. 

                Мы с трудом вырвались во двор. Несмотря на ноябрь, ласковое осеннее солнышко ещё грело и дало возможность полакомиться пирожками во время прогулки. Мне нравилось глядеть, как эти пирожки  готовили в кипящем подсолнечном масле. В руки они попали ещё очень горячими.

                Яблочный джем обжигал. За неимением салфеток, масло, попавшее на ладони, мы удаляли  простым приглаживанием шевелюр. От этого волосы начали блестеть, и нам казалось, вернее, мы были совершенно уверены, что стали гораздо привлекательнее.

                Только  доели пирожки, как прозвенел звонок.

                -  Ещё пару секунд,- произнес Виталик и каким-то угольком мгновенно начертал мой профиль на стене школы. Это выглядело потрясающе. Просто, очень и очень похоже. Даже моя лёгкая сутулость,- все удалось схватить острым глазом и уверенной рукой безусловного таланта

                -   А у меня и отец, и старший брат - все художники,- рассмеялся Виталик, наблюдая  ошарашенное выражение, отразившееся на моей физиономии. Побежали в класс

                По всем устным ответам мне удалось быстро нахватать желанных пятерок. Зато там, где касалось работ письменных, учительница здорово придиралась. Решил, например, контрольную по математике быстрее всех.
                Решил все правильно. Вердикт «                Неаккуратно!» и всего ТРИ ( ! ) балла. Затем, вместе со всеми, до семи вечера, работа над ошибками. Одноклассники повторяли умножение и деление, а я многократно писал буквы, в которых дрогнула рука. Да ещё под постоянным ворчанием классной,- Отличник называется…

                У Виталика Седова, с которым мы здорово подружились, все было наоборот. Сплошные троечки, но почерк, хоть на выставке демонстрируй. Почерк, рисунки, наброски - все гениально.

                Как-то Виталик пришёл в школу в тёмных очках. Учительница приказала снять. Увидев синяк под глазом, весь класс рассмеялся. А я жутко покраснел. Мне ситуация показалась мучительно неприятной и несправедливой

                - Прекратите смеяться,- крикнул я и был тут же,немедленно выставлен за дверь

                - Когда синяк исчезнет, тогда в школу разрешила приходить,- Виталик с портфелем тоже грустно вышел из класса через минуту,- Это отец врезал,- показав на синяк, тихо произнёс одноклассник,- Папину картину где-то не приняли, так он так напился, что всех дома побил

                На второй день, Виталик перехватил меня после школы, по дороге домой. Синяк, побольше первого, красовался уже и под вторым глазом.

                - Снова отец. В этот раз , он избил за то, что  я раньше из школы пришёл. В то, что учительница выставила, он не поверил и назвал сплошным враньем. Что делать, Милик?

                Не знаю, какой бы правильный совет я смог дать мальчишке сейчас. Может, сходить в детскую комнату милиции. Хотя, думаю, его снова привели бы домой.

                - А ты, Виталик, приходи к школе, как-будто все хорошо,- Это все, что я мог придумать в то время,- Я тебе задания домашние давать буду и объяснять. Как пройдут синяки, сможешь вернуться в класс

                Все бы хорошо, но Виталика у школы  заметил  кто-то из наших девчонок. Тут же доложили классной.

                - Так. Сегодня пятница,- громко объявила учительница. В понедельник, думаю, синяк у Седова пройдёт, а мы его, как раз, и разбирать будем на пионерском сборе

                - У него уже два синяка, не удержался я

                - Вот. Заодно и спросим, где он синяки так часто хватать научился

                - Это его отец избил. Ещё и старшего брата с мамой

                - На сборе скажем, чтобы на следующий день и папашу своего пригласил

                После занятий, меня встретил Виталик

                - Я все домашние задания сделал,- гордо сообщил Седов,- за сараями, там у нас есть тихое местечко. Все, как ты  объяснил. Даже математика решилась легко

                А я возьми все, да и выложи. Про сбор, про разбирательство, о грозящем вызове его отца в школу. Часа два или три мы с Седовым  бродили и бродили  по улицам. Так ничего и не придумали путного.

                В школу он больше не пришёл. Ни разу. Дома , друг у друга, мы даже ещё побывать не успели

                Лет через пять, кто-то из одноклассников сообщил мне, что видел Седова где-то  на Бородинке. Тот только-только вернулся после отсидки в одной из детских колоний.

                - Показал на руках классные татуировки, - азартно поведал приятель.- Сказал, что в колонии за татуировками все обращались только  к нему. Хвастался, что, благодаря своему таланту рисовальщика, он как сыр в масле катался. Все о тебе спрашивал. Обрадовался тому, что у тебя все хорошо.

                Прошло с тех пор  много больше полувека. А я все вспоминаю, вспоминаю о Виталике. Вновь переживаю все с большим сожалением. Талантливый мечтательный открытый мальчик со светлыми волосами и голубыми глазами. Как жаль, что все так получилось.

                Судьба…

               


Рецензии
В судьбе этого мальчика виноваты взрослые. А главная виновница -это учительница, а точнее школа. Вмешаться бы, разобраться, провести работу с отцом...В те годы школа имела большое влияние. Жаль мальчика. Такому таланту не дали дорогу. Спасибо, Эмануил.

Луана Кузнецова   03.05.2022 14:42     Заявить о нарушении
Вы правы, Луана! Спасибо!

Эмануил Бланк   04.05.2022 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.