Синяя шкатулка 28

Из Дурдана путешественники отправились в Шартр. Тех разбойников, которых захватили живыми, посадили в другой экипаж. Среди них находился Красавчик Франсуа — старый знакомый Катрин.

Почти наступила ночь, когда они въехали в город. Им предстояло провести последние часы перед расставанием. Катрин приходилось бывать здесь раньше. Мыслями перенеслась в беззаботные годы юности, когда в 1777 году вместе со своей взрослой кузиной — Габриэль д'Аркур, её супругом Виктюрньеном де Рошшуар, будущим герцогом де Мортемаром, монастырской подругой — Дианой де Дамас, дочерью маркиза д'Антиньи, которую удочерили её родная тётка Аделаида де Рошшуар и её муж — герцог дю Шатле. Герцог интересно рассказывал во время поездки о Вольтере, с которым нежно дружила его мать — Эмилия дю Шатле.

Где они все сейчас? Диана в шестнадцать лет выйдет замуж за за графа де Симона, которого вовсе не интересовали женщины, у него были другие наклонности. Через десять лет после поездки в Шартр Диана тихо угаснет. До этого у неё будут романы с Лафайетом и герцогом дю Шатле, удочерившим её. Сам герцог сейчас в тюрьме, откуда выходят только на казнь. Его супруга вместе с ним ожидает суда.

Кузина Габриэль умрёт от родов меньше, чем через год после поездки в Шартр, одиннадцатого апреля. Её последний, четвёртый ребёнок переживёт мать всего лишь на неделю. После кузины останутся три дочери: Анна, Натали, Катрин. Они сейчас вместе с отцом, мачехой покинули Францию ещё два года назад. Когда вдовец вновь женится, то наконец-то у него родится долгожданный наследник. А роди Габриэль мальчика сразу первыми, или вторыми родами, то ей бы не пришлось ещё рожать вновь и вновь. Бедная Габриэль. Она была в положении и её укачало, но отправилась в паломничество, чтобы помолиться в Шартском соборе, испросив у господа сына.

Катрин никогда не была особо набожной, поэтому больше рассматривала каменные статуи, любовалась изысканными витражами и великолепными готическими розами. А ещё астрономическими часами XVI века, которые находились на южной стороне собора. Они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката солнца, луну и текущий знак зодиака. В тот день солнце ярко светило, отчего пастельно-зелёный каменный пол в виде лабиринта и высоченные столбы, поддерживающие своды собора, покрылись причудливым огненно-красным, ультрамариновым и тёмно-бордовым узором. Юную Катрин закружил поток света от витражей. Мозаика из разноцветных стёкол залила храм красочными лучами, пустив цветных весёлых зайчиков, напоминающих драгоценные камни: рубины, сапфиры, аметисты и золотисто-жёлтые цитрины, по полу, сводам, алтарям, скульптурам в нишах и надгробиям.

Затем небо вдруг заволокло тучами, и вся церковь наполнилась голубоватым мерцанием, что придало сводам некую мрачную таинственность.

Может это был знак, предупреждающий о грядущей революции?

От размышлений отвлёк Леон-Флорель. Он нежно прикоснулся губами к её непослушному рыжеватому локону, который выбился из-под шляпы.

- О чём задумалась, моя любовь?

- О том, как много всего произошло с тех пор, когда я была здесь в последний раз.

- Жизнь не стоит на месте.

- Верно, но разве могла я предположить тогда, как страшно станет жить.

- Не бойся, я никому не дам тебя в обиду.

- Я боюсь не только за себя, но и за тебя тоже. Ведь может грозить смерть в армии, или от рук тех, кто накануне заискивающе улыбался. У тебя слишком много врагов, любимый.

- Врагов нет только у ничтожеств. Может ты и права, всё же я пройду по выбранному пути до конца, даже если этот путь обречён на провал, но попытаться всё же стоит! - он привлёк Катрин к себе и поцеловал с нежной страстью.

Благо Батильды и её братца не было внутри экипажа. Они сидели снаружи, рядом с кучером.

Ну почему она каждый раз забывает обо всём, когда Леон-Флорель рядом?

Они провели ночь в Шатре, так и не сомкнув глаз, в объятиях друг друга.

Утром Сен-Жюст спросил:

- Я хочу сделать тебе подарок. Золота и украшений у меня нет, но могу исполнить любую твою просьбу, если она не касается моего долга перед Отчизной.

- Подарить мне жизнь человека ты можешь?

- Ты имеешь ввиду одного из тех разбойников, что накануне мы разбили и взяли в плен?

- Да, одного моего приятеля, которому я посоветовала уехать из Нормандии.

Катрин рассказала историю своего знакомства с Красавчиком Франсуа.

- Понимаю тебя, только он был и остался преступником. И отведи я от него нож гильотины, вряд ли станет на путь истинный и перестанет хозяйничать на дорогах. К тому же он связался с бандой, которая грабит местных жителей. Врываясь в дома, разбойники связывают хозяина дома и суют его пятками в камин. Держат так, пока тот не умрёт от боли, или не расскажет им, где прячет деньги.

- Но он мне крикнул, что не принимал участия в злодеяниях. И я ему верю. Насчёт исправления… Давай спросим у него.

- Хорошо. Приведите мне молодца по прозвищу «Красавчик Франсуа», - приказал Сен-Жюст сержанту.

Вскоре Франсуа стоял перед ними. Лицо его за ночь осунулось и выражало отчаяние.

При виде Катрин попытался улыбнуться, а перед Сен-Жюстом принять независимый вид.

Однако тот холодно глянул на него и сказал, медленно и чётко проговаривая каждое слово:

- Назови имя осведомителя, передавшего вам информацию о дилижансе и я по просьбе твоей старой знакомой сохраню тебе жизнь.

Франсуа гордо вздёрнул подбородок и отказался отвечать.

- Не хочешь покупать жизнь ценой предательства? - Сен-Жюст с пониманием отнёсся к его молчанию. - Не надо. Я и без тебя знаю, что это Пьер Каюзак, гасконец.

Франсуа промолчал, однако заметно вздрогнул, услышав имя, названное Сен-Жюстом. А тот как ни в чём бывало продолжил: - Мы заприметили его, когда подозрительный бродяга крутился возле площади. Ну и разыграли спектакль. Потом не спешили с отъездом, позволив ему поделиться новостью со своими сообщниками в дурданском лесу. Сейчас он ожидает своей участи со всеми.

- Уже не ожидает. Парни его ночью прибили за то, что тот всех подставил, и мы по его милости угодили в западню.

- Тем лучше. Избавили палача от лишних забот.

Моя подруга попросила тебя пощадить. Ради неё, я сохраню твою жизнь и дам возможность уйти из города живым. Поклянись перед ней, что оставишь своё занятие и больше не будешь заниматься этим низким ремеслом.

- Ради вас, спасшей меня дважды, я клянусь, что навсегда порываю с разбоем и становлюсь на честный путь.

- Подожди уходить из города. Я довезу тебя до Нормандии, а там ты сядешь на корабль и покинешь Францию. Попытайся зажить новой жизнью в Америке, - предложила Катрин.

Когда Франсуа ушёл, Сен-Жюст напомнил ей:

- Возвращайся скорее. Я буду ждать тебя.

Катрин не нашла в себе силы признаться, что уезжает, если не навсегда, то надолго.

С печалью в сердце покидала она Шатр, оставляя любимого человека.

Когда проезжала мимо собора, то часы, начавшие бить полдень, вдруг замолкли.

Так в 1793 году они сломались.


Рецензии
До слёз печально написано... Но это жизнь. Надеюсь что она со своим возлюбленным всё же сможет встретиться. Света, Я утопаю в твоих строчках.

Алла Мындреску2   22.11.2021 16:58     Заявить о нарушении
К сожалению, судьба их разлучит навсегда. Он погибнет.
Спасибо, Женя.

Светлана Енгалычева 2   22.11.2021 18:03   Заявить о нарушении