Тройная бухгалтерия

Мы с Танькой Веснушкиной сидим в центре бухгалтерского учёта. Обсчитываем материальное обеспечение школ – дебет-кредит, приход-расход… всё как положено.

Во время перерывов мы с Танюшкой-Веснушкой играем в «Угадюкино». Корни этой игры уходят в госзакупки. Резаться в «Угадюкино» очень интересно, а результат всегда неожиданный.

Особенно мне нравится реакция Таньки на все эти закупные дела. Она ещё молоденькая, работает недавно и её душевный калькулятор не успел зачерстветь и покрыться паутиной.

Например, сижу я за бумагами и говорю:

- Танюшка! Вопрос на три печенюшки! Что недавно закупила наша школа на три миллиона рублей?

Танька морщит лоб, смотрит в окно и думает. Милая она девочка, не привыкшая к нашим реалиям.

- Наверное, автобус? – говорит она.

- Не угадала, - говорю я. – Холодно! На три миллиона наша доблестная школа купила… пожарный щит.

Танюшка-Веснушка не верит. Она идёт ко мне и смотрит в документы через плечо.

- Действительно, - потрясённо бормочет она. – Купить пожарный щит за три ляма? Куда смотрит контрольно-счётная палата? На нём что, автограф Майкла Джексона стоит?

- Вопрос не ко мне, а к управлению образования, как к организатору торгов, - говорю я. – Следующая загадка – на четыре печенюшки. Что закупила наша школа на 25 тысяч рублей?

- Хм-м-м… - мнётся Танюшка, чуя подвох. – Наверное, мебель какую-нибудь?

- Тепло! – поощряю я. – А если угадаешь – какую мебель, то печеньки будут с орехами!

- Наверное, шкафы? – говорит Танюшка-Веснушка. – Или там кожаный диван в приёмную директора?

- Нет, - говорю я. – За 25 тысяч рублей школа купила… табуретку для вахтёра.

Глаза у Танюшки округляются и тоже становятся похожи на табуретки. Не может она привыкнуть к лихому масштабу школьных закупок, к этому бюджетному аттракциону неслыханной щедрости. Я сама тоже к нему не сразу привыкла. Иногда просыпалась в холодном поту.

- Д-двадцать пять косарей – за вшивую вахтёрскую табуретку? – заикаясь уточняет Танюшка. – Блин, да это мой месячный платёж по ипотеке! Может, табуретка у них из эбенового дерева с золотым орнаментом?

- Фиг там, - говорю я. – Табуретка - обычный пластик, который рассыплется под вахтёршей через день. Ты мелко плаваешь, Танечка. Где тебе понять премудрости нашей образовательно-коммерческой системы?

- Да, - бурчит Веснушка. – Не постичь мне этого, Петровна. Когда я пытаюсь вникнуть в то, что обсчитываю, мой умственный калькулятор дымится и искрит.

- Следующий вопрос, - объявляю я. – И несгораемая сумма в пять печенек. Что закупила наша школа на сумму 10 тысяч рублей?

- Петровна, я уже ничему не удивлюсь, - говорит Танюшка. – Что можно купить на 10 тысяч казённых денег? Наверное, ёршик для унитаза.

- Пять печенюшек твои! – ору я. – Почти угадала! Только не ёршик для унитаза, а держатель для туалетной бумаги.

Танюшка-Веснушка снова несётся смотреть в мои ведомости и видит таки да – «держатель для туалетной бумаги, закупочная стоимость – десять тысяч рублей».

- Мрак какой-то! – стонет Танюшка. – За такие деньги он эту бумагу сам производить должен! Ему красная цена в «Фикс прайсе» - пятьдесят рублей!

- Ничего ты не понимаешь в русском бизнесе, Веснушечка, - говорю я. – Знаешь главный закон электронного аукциона?

- Не знаю, - говорит Веснушка. – Я уже ничего не знаю. Если я куплю домой крючок для туалетной бумаги за десять штук – муж прямо на нём меня и вздёрнет!

- Он гласит, - говорю я. – «Всякая закупная вещь стоит столько, сколько ты согласна распилить с заказчиком». Ладно, последний вопрос. Что означает сумма – тринадцать тысяч двести?

- Я вся в смятении, - говорит Танечка. - Наверное, это закупка гвоздика, на который наша богатая школа повесит держатель для туалетной бумаги?

- Нет, - говорю я. – Это наша с тобой месячная зарплата.

- Охо-хо, - говорит Веснушкина. – Не сыпь мне соль на рану, не сыпь мне суши в уши. Айда работать дальше. Твои держатели сами себя не посчитают.

И мы работаем дальше. Весело у нас в бухгалтерии. А в образовании – ещё веселее.


Рецензии