Indy 500

               
     Indy 500 -- автомобильная гонка 500 миль (800 км) – 200 кругов по овальному маршруту длиной 2,5 мили (4 км) на автодроме Motor Speedway в Индианаполисе, проводится, начиная с 1911 года в Memorial Day в конце мая.

     Инди 500 -- одна из первых традиционных гонок в мире. С 1936 года каждому гонщику-победителю и команде вручается небольшая копия двухметрового трофея Борга-Уорнера, хранящегося в музее Спидвея, кубка с подставкой из серебра с ;;барельефом лица победителя. На полосе победы гонщик получает лавровый венок и выпивает бутылку молока, что стало традицией после того, как Луи Мейер выиграл гонку 1936 года. 
               
     В истории прошедших 105 гонок было 73 победителя. Первым, в 1911 году, стал американец Рэй Харроу, прошедший 500 миль при средней скорости 72.602 мили в час за 6 часов, 42 минуты и 08.039 секунды. Нынешний чемпион 2021 года, бразилец Элио Кастроневес четвёртый раз (после 2001–02 и --09) занял первое место, пройдя трассу со средней скоростью 190.690 миль в час за время 2:37:19.3846 и получил приз $1.828.305.

     Хотя трассу называют овальной, она представляет собой вытянутый прямоугольник со скруглёнными углами, состоящий из передней и задней прямых дорог длиной 5/8 мили каждая, двух боковых отрезков по 1/8 мили и четырёх поворотов между ними. Трибуны автодрома Спидвей вмещают 400 тысяч зрителей. Но нынче из-за ковида финальную гонку смотрели «только» 135 тысяч.
 
     Современный гоночный автомобиль Инди 500 – это одноместная машина с открытыми колёсами, и открытым кокпитом, с навесными задним и передним антикрылом, изготовленная из композитных материалов, весом 700 кг, длиной 4,88, шириной 2 и высотой около 1 метра, Колёсная база: 3,10 м. Диаметр колёс (покрышек Firestone Firehawk) -- передних: 0,66,. Задних -- 0,69 м. Производитель -- Dallara Automobili. Двигатель V8, 3,5-литровый, мощностью 650 л. с. работает на 100% биоэтаноле. Модель: Honda Racing Indy V-8. Производитель -- American Honda Motor Co., Inc.

     Живя в Индианаполисе, я несколько раз бывал на автодроме и в музее Спидвея, правда, не в день финальной гонки (Race Day), когда ажиотаж и стоимость билетов превышали мои представления о прекрасном. Но, в течение недели, предшествующей главному событию можно было за 10 -15 долларов пройти на трибуны и посмотреть тренировочные заезды. По результатам прохождения каждым гонщиком четырёх кругов (16 поворотов) на скорости 230+ миль в час, формируется стартовая решётка (grid) из 33 машин. В день гонки они выстраиваются по три в ряд, разгоняются, возглавляемые машиной безопасности (pace car), и с хода выводятся на старт.

     При лимите (по безопасности) скорости 230 миль в час, 500 миль проходятся за 2,2 часа. Следовавший за Кастроневесом (его время указано выше) испанец Алекс Палоу финишировал на 0.492 секунды позже. Но я видел по телевидению в 1992 году гонку, когда Эл Уинсер опередил Скотта Гудиера на 0,043 секунды. Машины пересекли финишную черту после 500 миль гонки почти рядом. Хотя в истории Инди 500 случался отрыв лидера от второй машины и на 13 минут.

      К сожалению, в 110-летней истории Инди 500 было множество аварий разной тяжести, в том числе трагических, погибли 73 человека, включая водителей, механиков и зрителей. Последний инцидент со зрителями произошел в 1987 году, когда шина влетела в трибуны и убила 41-летнего мужчину.

      Скорость опасна! И не только сотни миль в час. Садясь за руль, полезно помнить, что столкновение на скорости всего лишь 30 км в час равноценно удару при падении с 10-метровой высоты (т. е. с 3-4-го этажа).

     Из Индианаполиса я несколько раз ездил те же 500 миль по Interstate –70 к сыну в Канзас-Сити. С одной – двумя остановками доезжал за 8–9 часов. Терерь, расставшись с автомобилем, вспоминаю с удовольствием. Но хорошая дорога и комфорт современного автодизайна притупляют внимание водителя. Известно множество трагедий. Зннаю имена тяжело пострадавших в результате безответственного нарушения элементарных правил: от пьянства до не пристёгнутого ремня безопасности.               


Рецензии