Карл Павлович Брюллов. Автопортрет

Загадка автопортрета любого художника кроется в его желании передать своё изображение в самый сокровенный момент его жизни. На уроках ИЗО мы стараемся подробно рассмотреть автопортреты самих знаменитых художников и понять смысл их написания. Ведь великие мастера ничего никогда не делали впустую. Сама цель написания такого портрета, иногда показывает внутреннюю жизнь этого человека, как личности, как создателя прекрасного и подчёркивает его человеческие качества.
  На "Автопортрете" 1848 года крупнейшего русского живописца первой половины 19 века Карла Павловича Брюллова (1799 - 1852) художник представлен устало сидящим в кресле. Исхудалая кисть руки безвольно свисает с подлокотника. Сама поза говорит о том, что силы покидают художника. Лицо болезненно-бледное, с синеватыми тенями под глазами. Вы сразу чувствуете, что это ещё не очень старый, но очень больной человек. И действительно, этот портрет Брюллов пиал сразу же поле обострения болезни. Не только физические немощь и страдание передал Брюллов, но и страдание душевное, какой-то внутренний надлом. Глаза грустны, брови сдвинуты, беспокойно морщится лоб. Брюллова тревожат нерадостные мысли, будто, ощущая физическую боль и предчувствуя недалёкий конец, он раздумывает о пройденной жизни, подводит ей итог, и этот итог его не только не радует и не успокаивает, а заставляет страдать. Так оно и было. Талантливый живописец, завоевавший славу первого художника России, в конце 40-х годов стал сознавать свою беспомощность перед новыми веяниями в искусстве, и это его удручало. Состояние тревоги мы ощущаем во всём облике художника. Два цвета господствуют в автопортрете - красный (кресло), буро-красный (фон) и чёрный (одежда), сочетание само по себе тревожное, беспокойное. На фоне этих контрастных цветов особенно болезненно-бледным выступает лицо Брюллова. Нет никаких намёков на профессиональные занятия. Не зная, кто изображён, можно было бы и не догадаться, что это портрет художника. Разве что его утончённо-артистический облик с беспокойными кудрями и особая одухотворённость говорят о том, что модель имеет прямое отношение к искусству. Но Брюллова его профессия в данном случае меньше всего интересует. Ему просто было необходимо в один из моментов глубоких переживаний в тот период жизни, когда он ощутил кризис своего искусства и неминуемое приближение конца, выразить себя в красках, излить свои чувства. И он это делал со всей присущей его натуре страстностью и непосредственностью. Портрет написан широко, свободно, как будто бы художник не обдумывал его построение, а творил экспромтом, что, скорее всего, так и было. Есть свидетельства современников Брюллова, что автопортрет был написан всего за два-три часа. И может быть, именно потому, что написан был на одном дыхании, он содержит такой сгусток и обнажённость душевных и физических переживаний художника, такую яркость и глубину психологической характеристики.
  Достаточно интересно будет сравнить этот автопортрет с теми, кто писал себя в мастерской и видел на изображении только художника, и никого больше.


Рецензии