Пять паломничеств по святым местам Америки

Из бесед отца Германа Платинского


Вступительное слово отца Германа

Паломничество первое.
Новый Валаам на Аляске

Паломничество второе.
Форт Росс. Крепость Православия на Дальнем Западе. Новомученик Петр Алеут

Паломничество третье.
Ново-Дивеево

Паломничество четвертое.
Алеутский Кадьяк

Паломничество пятое.
Скит блаженной Ксении.
Место возрождения «Русскаго Паломника» (1990 г.)




Вступительное слово отца Германа

Золотой закат солнца над знойной волнистой долиной Калифорнийского «Дикого Запада» со скачущами ковбоями в погоне за стадом, кто-то тянет песню с гитарой. Жара. Миллионы кузнечиков... И вдруг на фоне такого ландшафта «нового мира» – наше смиренное в убогом наряде Православие! Не то пышное с византийским налётом с претензией чего-то официально важного, неподступного, лишенного юмора жизни. Нет, а именно полу-наивное, полу-детское исповедание веры в Бога простого, доступного, как крестное знамение, что всегда при тебе.

Оно дошло почти две сотни лет тому назад через Аляску с Валаама и ныне коснулось американской обыденности и входит, хотя и робко и незаметно, в недро простого обыкновеннаго народа, который устал от неестественности модерного излишества и тянется просто к Правде. И как не странно может показаться одурманенному всезнайством современному человеку, что Америка тоже не-сегодня-завтра обнаружит своих праведников, вышедших из своей земли, лишенной Православия, но не сознания праведности людской и величия Истинного Бога Господа нашего Иисуса Христа.

Были в Америке святые люди стоящими, так сказать, ЗА порогом Церкви Православной, так как апостольство не поощрялось эмигрантским сознанием; редко кто входил в гущу народа инославнаго сброда, да занимался больше духовной деятельностью, а не духовным деланием, без чего бесплодна проповедь Христова. А между тем живая душа американского народа к Богу безусловно тянулась, не имея православного, хоть и робкого, водительства; поэтому такое количество разнобоя сект, как поисков Истины и ПРАВОГО пути к ней. Одно упоминание таких светлых личностей как Линкольна, Елены Келлер и брата Браяна из Алабамы уже достаточно, чтобы представить себе, что из них получилось бы, если бы они повстречалась с «убогим» Германом Аляскинским (как, например, была его встреча с Яновским или беседа с праведным отцом Иоанном Кронштадским).

Игумен Герман Платинский с братией
Лето 1992 года







Паломничество первое.
Новый Валаам на Аляске

Духовному взору современного паломника, жаждущего утолить тягу по Боге, пребывающему ныне в так называемом «новом мире», то есть модном обществе, отчужденном от древних корней христианского мироощущения, хочется иметь утешение живой, действующей святости. Везде камни да асфальт, подобные тюрьмам безличные небоскребы, да кубичные здания, ничего не говорящие душе, теснящие ее и наводящие настроение ненужности и бессмысленности личной жизни. В атмосфере машин и автоматов и думающей за нас заранее программированной компьютерной идеологи, как-то нет места простой жизни, исходящей от земли, от нее зависящей, в нее уходящей к той Божественной Энергии, от Которой Лично происходит всё. Современному, особенно молодому, обладателю живой души хочется выпрыгнуть из этого поезда, несущегося по рельсам «прогресса» к самоуничтожению жизни на земле.

Куда убежать? Везде дух мира сего проникает, диктует свой прагматизм с большой напыщенной претензией на полезность и практичность своего насилия. В Америке, как реакция на все это, появились уже десятки лет тому назад и еще продолжаются, проявляясь в разных формах, бунты и протесты против бездушия цивилизации у Бога, без духовных ценностей и вообще раздается просто вопль против античеловечности. Появилась тяга к земле, силе природы, лесной магии, к язычеству… Почему христианство не сильно помочь? Ныне христианство, «организационное» и раздробленное второстепенными спорами, потеряло свое главное назначение в умах современного человека – быть «не от мира сего», являть «миру сему» преображенного, доступного каждому бедняку личного Христа!

В этой атмосфере отступившего от православного Христа, или вернее в атмосфере, где православные отступили от проповеди подлинного Христа современному народу – томятся наши дети. Принуждение посещать храмы и не осмысленное обрядо-верие мало двигает душу к настоящей жизни. Молодому человеку ныне нужен осмысленный подвиг, толчок к жизни, присоединенной к личному разумному контакту с Создателем всей вселенной. Без этой живой связи нет притока духовной энергии, могущей «двигать горами». Без географических пунктов, твердо укрепленных «обеими ногами» на земле, или как на якоре, нет места пребывания подвижникам духа! Словом, нужны монастыри современному человечеству, современному подвижнику и паломнику!

На Руси более 1000 монастырей красовалось до революции. К 1935 году они все были закрыты, уничтожены с попыткой стереть их с лица земли навсегда. И одураченный православный русский народ своими же руками это «повеление» претворил в реальность, благодаря несознательному безрассудному, ложному, не свято-отеческому толкованию слова «послушание»! Оказалось – послушание во самоуничтожение!

Но, слава Богу, ныне монастыри начинают быстро возрождаться. Уже по лицу некогда Святой Руси бродят вдоль и поперек паломники и странники, томящиеся по Граде Божием. Говорят, уже более ста монастырей действуют во славу Божию.

Но не только по Руси разбросаны эти оазисы духа, укрепленные среди бушующего моря житейского, но по всей вселенной тоже, как на якорях, еще держатся монастыри на Святой Земле, Афоне, Синае и в других православных странах, и даже, как увидите, и в Америке – стране обильного прогресса и современной, уже апостасийной, пост-христианской действительности. И Америка Богу приносит свой скромный плод.

С этими мыслями о значении для современного мира православных монастырей и святых мест, где так или иначе святость пребывала, начнем наши незатейливые рассказы странника по стране некогда чуждой православию, но ныне приютившей горсточку маленьких географических точек, точно капель, излившихся на пространстве огромной Америки и отразивших, несмотря на всю свою незначительность, полноту Божия присутствия, как отражается в каждой дождевой капле воды полное солнце, Солнце Правды.


1. НОВЫЙ ВАЛААМ НА ЕЛОВОМ ОСТРОВЕ.

В 1794 году прибыла из России первая Миссия на Американский материк, в составе которой, помимо начальника Миссии архимандрита Иоасафа (Болотова) и Первомученика Америки иеромонаха Ювеналия, был также и другой святой человек, преподобный Герман, потрудившийся дольше всех и скончавшийся в ореоле святости в 1836 году на им же созданном «Новом Валааме». Это название он дал всему острову, называвшемуся Еловый, потому что там росли высокие мачтовые ели, подходящие для  кораблестроительства.

В начале Миссия остановилась в гавани Павловской на острове Кодьяк в самом центре Аляски, где было шумно и многолюдно для иноков, привыкших к валаамской тишине. Миссия быстро развивала свою благовещенскую деятельность, крестила и духовно обучала вере Православной алеутов, давая также им знания цивилизованного общества. Но тяга иноков к уединению не оставляла их в покое, и в поисках удобных мест для разведения огородничества преподобный Герман с другими иноками появились на Еловом. Хотя остров им очень понравился, отстоящий в не очень большом расстоянии от Кодьяка, на постоянное жительство они однако поселились лишь лет десять спустя, а то и того позже. Но когда Миссия окрепла и образовался целый приют из сирот и незаконнорожденных детей, преподобный Герман тогда их переселил на Еловый, ради ограждения от городского соблазна. Это дало ему возможность поселиться подальше от берега в полном монашеском уединении, и он зажил полной иноческой жизнью.

Землянка преподобного Германа, в недалеком расстоянии от питьевого ручья, скрывала его валаамские подвиги пустынножителя, к чему он привык с двенадцатилетнего возраста, когда был ещё в Сарове. К нему пришли ради богоугодного жития несколько молодых женщин, которым он дал послушание смотреть за девочками-сиротами, за мальчиками он сам смотрел.

Точных сведений у нас нет, как именно иноческая жизнь протекала, но монахов при жизни, кроме членов миссии, у него на Еловом как-будто не было. Монастырь, согласно своему названию, был основан Германом и его сотаинником монахом Иоасафом, похороненным рядом с ним. Со смертью преподобного Германа утихает не только иноческая жизнь на «Новом Валааме», но и жизнь в самой Миссии на Кодьякском острове. Данных у нас нет, но залив с южной стороны от монастыря по сю пору носит название «Монашкин» залив, что наводит на мысль, что женская обитель могла иметь когда-то место по другую сторону Узского пролива напротив «Нового Валаама», где выступает из моря скала под названием «Скала Монах».

Духовная сторона миссионерства преподобного Германа отличалась большой духовностью подлинного мистика, горящего одновременно апостольской ревностью. Будучи на Валааме учеником одного из советников при первом издании «Добротолюбия» игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Новый Свет – Америку, по ней жил, обучал своих учеников, достигших святости, и в день памяти главного виновника появления на свет этой книги, преподобного Паисия (Величковского), отошел ко Господу в сиянии святости. Это был преподобный в полной силе подобный древним, сложивший свои праведные кости, точно клад, в земле Американской, как Евангельское семя, для того что бы дать ростку свято-русской праведности прозябнуть и дать сторичный плод среди нового народа. На Еловом острове его «Новый Валаам» не расцвел в полной силе, но и не остался бесплодным. Его история еще впереди. Вся восточная сторона его по сей день хранит бережно миру не доступную «Монашескую Тайну».


2. ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН – ОСНОВАТЕЛЬ ОБИТЕЛИ.

Еловый остров на западном мысу, где Узский пролив близок к материку Кодьякского острова, вскоре приобрел поселенцев, и ныне там рыбачье село: Узский, Аляска и почта. Но на восточной стороне, по указу 1831 года адмирала Врангеля, вся четверть острова была отделена «Новому Валааму», и иноки с тех пор, хотя и не очень-то часто, но в продолжении полутора сотен лет навещали святой остров с целью монашеского подвига, благо что место-то прекрасное для такой цели. В 1880-х годах другой валаамец, иеродиакон праведного епископа Нестора, Никита поселился возле места бывшей кельи преподобного Германа, но ненадолго, он погиб в пожаре. Были другие охотники, но тоже не выдержали суровости климата.


3. СТО ЛЕТ СПУСТЯ.

Сто лет спустя исполнилось пророчество самого Германа, что придет инок, подобный ему, бегающий славы людской и поселится на его острове. Прибыл инок Герасим (Шмальц) в 1935 году и более 30-ти лет до самой своей кончины подвизался там и все благоустроил, создав там настоящий скит. Пытались с ним жить иноки Макарий, Сергий, Никон, Александр, Илья и другие в разное время, но так ничего и не вышло, в смысль большого общежительного монастыря.

Патриарх Тихон, будучи аляскинским преосвященным, построил часовню над могилкой преподобного основателя «Нового Валаама», а отец Герасим ее оберегал, благоукрашал и ремонтировал. На месте келии-землянки преподобного воздвиг на свои гроши бедняка благолепную
часовню в честь Калужской иконы Богоматери, так как он сам был иноком из Тихоно-Калужской пустыни на Святой Руси. А в нескольких шагах от нее построил себе уютную келлию и в ней подвизался все эти долгие годы. Иногда удалялся по пастырским нуждам, но больше всего сидел и усердно молился в своей пустыни и этим, несмотря на всякие препятствия и козни, причиняемые врагом нашего спасения, сохранил как мощи преподобного, его камилавку и вериги для будущих иноков, так и целое духовное наследие  своими красноречивыми письмами, статьями, воспоминаниями. Этим он оставил после себя как бы некую «Ново-валаамскую» традицию для нас, бережно хранимую нашим братством.

В 1961-м году отец Герасим благословил нас на создание иноческого миссионерского Братства имени преподобного Германа, дабы поддерживать «Монашескую лампаду» – теплить ее как живому преподобному Герману на Еловом. Братство быстро развивалось в Калифорнии и в 1983-м году частично перебралось на Еловый, создало на своей купленной земле иноческий корпус с часовней, башней и золотым куполом и продолжило, прерванное праведной смертью отца Герасима, молитвенное делание с Валаамским уставом: вставания в 3 часа утра, службы, послушания и т.д.

Братий не много. Местное население,  крайне враждебно относящееся к духовенству в Кодьяке, причиняет неприятности в полной традиции страданий Германовых, но это только укрепляет отрешенность от мира и способствует иноческому уединению.

На берегу «Монашеского Залива» стоит-пустует старый дом, предназначенный для посетителей и застигнутых непогодой рыбаков, в котором без всяких удобств можно переждать погоду: оттуда сходит в пустующий домик отец Герасим, и путникам можно напиться святой воды из источника, вечно бегущего с гор, которым преподобный Герман орошал свой огород, и можно зайти в часовню над могилой преподобного Германа и к могилке его пробраться и взять горсточку землицы. Пустынно там, безлюдно, но дух Германов витает, хотя его мощи, к сожалению, увезли при прославлении в Кодьяк и оттуда, раздробляя и уменьшая их, раздают всяким церковно-политическим вельможам, лишая алеутов из святого «Аппы», как они называли его при жизни, они по сей день дорожат его памятью.

Корпус иноческий, где кипит всякое делание монашеское и красуется на горе золотым куполом, отстоит далеко от Скита Калужского, где жил наш авва Герасим, он называется Михайловский скит, ибо в день Архангела Михаила была куплена земля монастырем. Туда можно писать и получать святой землицы в благословение от «Нового Валаама»! Братия все американцы. Они вырезают кресты из елового дерева и даже делают музыкальные инструменты. Но главное занятие, как и всех братчиков преподобного Германа, это миссионерское дело – делать переводы, писать статьи и иконы, а главное занятие иноческое – Иисусова молитва.






Общий вид с Западной стороны на Монашеский Залив с прибрежным корпусом.


Часовня преподобных Сергия и Германа Валаамских, построенная на месте могилы святого Германа.



Свято-Михайловский скит «Нового Валаама», жилой иноческий корпус.


Прибытие Свято-Германовской братии на жительство на Новом Валааме на второй день Преображения в 1983 году.


Отец Герасим Аляскинский.


Отец Герасим незадолго до своей кончины.


Камилавка и выносной крест, припадлежавшие преподобному Герману.


Причаливание монахин на Еловый для подвига, где они подвизались в скиту.


Сестры за работой: София, игумения Бригитта, Мелания, Наталия и Мария.


Монахини за работой, запас дров на зиму и постройка своей лесной келлии.


Паломничество второе.
Форт Росс. Крепость Православия на Дальнем Западе. Новомученик Петр Алеут

На другом конце Вселенной, в Северной Калифорнии в начале 18-го века возник как-бы островок Руси православной, и хотя он был и остался чем-то исторически неудавшимся, однако там впервые засияло православное присутствие на территории Дальнего Запада Нового Мира, в котором подвизались два героических человека, впоследствии прославленных Вселенской Церковью.

Краткие сведения о мученике Петре взяты нами из издания великого Святого  наших дней блаженного святителя Иоанна, архиепископа Сан-Францисского, который особо чтил мученика алеута, призывая молитвенно его при всяких обстоятельствах. После его смерти по молитвам к святому Петру произошло чудесное исцеление одного младенца. Ежегодно этот святитель совершал паломничества в Крепость Росс, и даже по его молитвам было обнаружено забытое местное кладбище, где впервые православные насельники «Дикого Запада», страны ковбоев и индейцев, нашли себе место вечного упокоения, став точно залогом или как бы семенем на берегах Тихого океана, дабы со временем расцвести и принести прибыль Православию в стране «Нового Мира».

Путеводитель по сохранившимся постройкам Росса дает полную картину с исторической точки зрения. Но главный интерес лежит, на наш взгляд, в потенциале этого свято-русского присутствия. И недаром в Калифорнии на довольно небольшое количество православных, ныне насчитывается уже 10 монастырей и скитов разного, не только русского происхождения.


1. ГЛАВНЫЕ ВОРОТА.

Поселок Росс, название которого было взято от имени России, был основан Русско-Американской торговой компанией, занимавшейся охотой и торговлей и получившей привилегию от Царского правительства, пайщиками которой были члены Царской Семьи, придворные и высшие чиновники. Под контролем Компании находились все поиски полезных ископаемых, торговля и поселения на Курильских островах, на Алеутских островах, на Аляске и кратковременное поселение на Гавайских островах. От 1790 до 1818 года Александр Андреевич Баранов как главный начальник Компании правил всем Северо- Тихоокеанским районом. Торговля была необходима для русских поселений Аляски, где длинные зимы истощали запасы, а собственных не произрастало в достатке. Баранов указал своему главному заместителю, Ивану Александровичу Кускову, основать колонию в Калифорнии для снабжения пищей, а также для охоты на выгодного для торговли морского бобра. После нескольких разведывательных поездок Кусков прибыл в Росс в марте 1812 года с группой из 25 русских, среди них многих ремесленников, и 80 туземцев Аляски с Алеутских островов и Кодьяка. После договора с Кашая Помо, местными жителями, Кусков начал постройку крепости. Плотники, которые прибыли с Кусковым в крепость Росс, вместе с помощниками с Аляски построили крепость в стиле традиционных крепостей Сибири и Аляски, состоящих из частокола, блокгаузов (угловых башен) и бревенчатых домов. С внешней стороны главных ворот стояли жилища туземцев Аляски, привезенных сюда для охоты на морского бобра. Они были опытные рыбаки, а также охотники на бобра. Вместе с туземцами Аляски прибыло 40 байдарок, быстрых и легко управляемых каяков, употребляемых при охоте и для транспорта.


2. ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ БЛОКГАУЗ.

Восьмисторонний юго-восточный блокгауз открывает широкий обзор для ведения огня при защите южной и восточной стороны частокола. Испанцы были главной угрозой колонии и, несмотря на то что оружие было всегда наготове, защитные средства крепости не пришлось ни разу испытать. Морские орудия в блокгаузе употреблялись для сигнализации и приветствия знатных посетителей. Хотя малые суда могли причаливать в бухте, главным портом крепости был порт Румянцева, находившийся в 19 милях на юг (ныне Бодега Бэй). Между крепостью Росс и заливом Румянцева происходили частые поездки верхом, на байдарках и байдарах (большие открытые лодки, обтянутые кожей, употреблявшиеся для перевозки грузов и до 15 человек пассажиров).


3. ВОСТОЧНЫЕ ВОРОТА.

Направо от ворот находится бухта Песчанная (Санди Бич Ков), где русские причаливали гребные лодки, служившие для погрузки и разгрузки судов, стоящих невдалеке от берега на якоре. В бухте также было несколько построек, включая кожевенный завод, шлюпочную мастерскую и шлюпочный сарай. Здесь были построены три брига, шхуна и несколько малых судов –первые корабли, сооруженные в Калифорнии.

Русский православный крест, видимый налево через овраг, находится на кладбище поселка. Наверху креста прибита короткая доска с надписью «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский», средний брус, на котором был распят Христос, а нижний брус, к которому были прибиты ступни Христа, указывают одним концом к небу (показывая на разбойника покаявшегося), а другим концом указывает вниз (свержение разбойника, высмеявшего Христа).


4. КОЛОДЕЦ.

Несмотря на то, что вблизи крепости находился ручей, колодец внутри представлял безопасность на случай вражеской атаки. Весь берег Тихого океана до самой границы теперешнего штата Вашингтон испанцы считали своей территорией, хотя в 1812 году у них не было ни одного поселения севернее Президио Сан Франциско. Губернатор испанской «Альта Калифорния», Хозе Хоаким де Арриллага относился по дружески к русским, надеясь на выгодную торговлю с ними. После его смерти испанцы стали более требовательными, требуя убрать русскую колонию. Хотя торговля с русскими была запрещена Мадридом, испанские колонисты обходили эти правила и торговля между крепостью и испанскими колониями продолжалась. Испанцы охотно обменивали пищевые продукты на русские изделия. Продукты русскими направлялись затем в поселения на Аляске. Когда Мексика отделилась от Испании в 1821 году, торговля с Росс сделалась более активной, так как русские снабжали их оружием, которое из Испании уже больше не доходило.


5. ЧАСОВНЯ.

Часовня была построена в 1820-ых годах и является первой русской православной постройкой вне Аляски, хотя крепость Росс не имела своего священника. В 1836 году отец Иоанн Вениаминов, который впоследствии сделался епископом Аляскинским, а еще позже митрополитом в России, посетил поселок и совершил обряды венчания, крещения и другие религиозные требы. Отец Иоанн был ревностным миссионером среди народов Аляски. В противоположность испанским миссионерам, русские священники в Северной Америке крестили только тех туземцев, которые принимали христианство с полным пониманием его и по своему личному желанию. Первая часовня была построена на этом месте в середине 20-ых годов и простояла тут до большого землетрясения 1906 года, которое нанесло большие разрушения вдоль всего тихоокеанского побережья. Расположенная вблизи геологической трещины Сан Андреас крепость Росс пострадала во время землетрясения, но больше всего пострадала часовня. Фундамент развалился и стены обломались, только крыша, купол и звонница сохранились. В 1916 году часовня была восстановлена, причем употреблены были бревна от постройки Служебного помещения, которое было целиком разобрано, а также от постройки склада крепости. В 1970 году пожар уничтожил часовню. Обществом Сохранения Крепости Росс была проведена акция восстановления часовни, которая закончилась в 1974 году. Согласно русской православной традиции, некоторая часть новой часовни содержит бревна сгоревшей постройки. Налево от часовни висит точная репродукция колокола, который расплавился во время пожара. Колокол сохраняет часть металла, оставшегося от старого. Он был отлит в Бельгии. Часовня до сих пор используется для церковных служб в День Памяти усопших, т.е. Меmоrial Day и в день Четвертого Июля, Fourth of July.


6. ДОМ КУСКОВА.

Этот дом был резиденцией Ивана Александровича Кускова, основавшего крепость Росс и бывшего ее первым правителем. Дом служил ему до середины 30-ых годов. На верхнем этаже было жилое помещение и комнаты для иных целей. Внизу находились склады и оружейная. Четыре из пяти правителей крепости жили в нем. Перед домом находилось несколько орудий в добавку к поставленным в угловых башнях. Реконструкция дома была закончена в 1983 году.


7. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ УГЛОВАЯ БАШНЯ.

Северо-западная угловая башня имеет семь сторон. Башня была сторожевой для часовых, вооруженных мушкетами и орудиями, и защищала северную и восточную стороны частокола от нападений со стороны леса. Каждая башня имела флагшток, служивший для поселенцев сигналом об атаке, а также для навигации приближающимся суднам к крепости Росс. Когда штат Калифорния приобрел Росс в марте 1906 года, башни были полуразрушены, а затем вновь были повреждены во время землетрясения 1906 года. К счастью, сохранилось достаточно строительного материала, который позволил полностью восстановить уникальный способ русского плотницкого искусства.


8. ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА.

Возвышенность, видимая направо, если смотреть через эти ворота, столетиями являлась индейским поселком Метини. Индейцы Кашая Помо, которые жили здесь ко времени прихода русских, были миролюбивым, духовно настроенным народом, занимавшимся охотой и сбором диких растений, которыми изобиловали эти места. Кашая индейцы были главным источником труда на полевых работах в крепости Росс, но каменистая почва, ветер, частые туманы, грызуны и недостаток в опытных агрономах, делали урожаи малопродуктивными. Кашая оставались до 1870 года. Многие потомки этих индейцев живут теперь недалеко на участке Ранчерия, лежащего вглубь от мыса Стьюарта.

9. ДОМ РОТЧЕВА.

Дом Ротчева – единственная постройка, сохранившая оригинальный русский строительный материал. Дом был построен для Александра Гавриловича Ротчева, последнего правителя крепости Росс, в середине 30-ых годов. Ротчев и его супруга, бывшая княгиня Елена Гагарина и их трое детей жили в этом доме до 1841 года, когда крепость была ликвидирована. Один французский посетитель писал, что Ротчевы имели «изысканную библиотеку, пианино и ряд произведений Моцарта».

В 1841 году добыча бобров вдоль берега иссякла, а сельско-хозяйственные попытки не были достаточно успешными для снабжения аляскинских колоний. Вдобавок к кирпичному производству, лесной и дерево- обрабатывающей промышленности, кожевенной и металлической продукции, сельские хозяйства возникли на трех ранчо между крепостью Росс и заливом Румянцева. Но Росс оставался непродуктивным, и Ротчев приказал его продать. Он вступил в связь с Мексиканским правительством и с Компанией Гудзонова Залива, но безуспешно. В 1841 году он заключил договор с Джоном Саттером, натурализованным мексиканским гражданином, который основал поселение Новая Гельвеция в теперешнем городе Сакраменто. Саттер купил скот, оборудование и оружие в Росс и перевез их в свое собственное поселение. Он согласился уплатить Русско-Американской Компании сумму в тридцать тысяч долларов в рассрочку на три года.


10. СЛУЖЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ.

Служебное помещение предоставляло квартиры для проживания компанейских служащих и для посетителей. Оно содержало кухню, склад, канцелярию и две мастерские. В 1981 году постройка была реконструирована и сегодня в ней можно увидеть плотницкую и слесарную мастерскую.


ЭПИЛОГ

История крепости Росс представляет собой уникальную смесь различных культурных групп. В эти группы входят Кашая Помо индейцы, русские, алеуты и кодьякские туземцы, мексиканцы и американские поселенцы. Кашая Помо индейцы жили здесь столетиями. Когда Русско- Американская компания установила здесь свою колонию в 1812 году, их поселение состояло из большего числа аляскинских жителей, чем русских. Креолы, дети русских мужей и северо-американских жен, представляли собой многочисленную группу в эту эпоху. Русские оставили свою колонию в 1841 году, продав ее Джону Саттеру, собственнику крепости Саттер, ныне Сакраменто.

Последовавший приток американских поселенцев начал новую эпоху, так называемую Эпоху Ранчей в крепости Росс. Мексиканские власти не признали торговую сделку с Джоном Саттером, и в 1845 году они пожаловали земли поселка Росс во владение Мануэлю Торресу. Так называемый переворот Флага Медведя в 1846 году закончился отделением Калифорнии от Мексики и ее окончательным присоединением к Соединенным Штатам. В 1847 году Уильям Бениц приобрел крепость от Торреса, а в 1867 году продал ее в собственность Джемсу Диксону, который занялся лесной промышленностью в этом районе. Джордж Вашингтон Колл купил землю в 1873 году и устроил здесь ранчо. Во время раннего периода Эпохи Ранчо двух-этажная пристройка была сделана у дома Ротчева и служила семейным домом до середины 1870-х годов. Впоследствии на короткое время здесь помещался отель. Позже служебное помещение сделалось трактиром, а склад танцевальным заведением. В 1906 году крепость была завещана штату Калифорния.




Новомученик Петр Алеут – православный Небесный покровитель Сан-Франциско

Святая Церковь, словами акафиста «Всем Святым, в вере Богу благоугодившим» воспевает хвалу мученикам так:

«Видевши святии мученицы, яко в мире сем вся суетна суть и тлению причастна, потщашеся предвечному Богу благоугодити, и претерпением лютых мук тленная на нетленная пременити, за еже сподобистеся предстояния у страшнаго престола Владычня в славе вечной, в нейже НЕ ЗАБУДИТЕ И НАС, память вашу совершающих…»

И они, мученики, как жертвы Богу за нас, предстоят у престола Всевышнего и, ходатайствуя за нас, являются нашими помощниками, у которых мы можем испросить помощи в наших бедствиях. Особенно помощь святых бывает сильна там, где их мощи почивают или где они потерпели мученья, или, если место каким-либо другим образом связано с их памятью. Старый мир, Малая Азия, северная Африка и Европа изобилуют такими святыми местами, где близки угодившие Богу мужи и жены к тем, кто с мольбою к ним день и ночь вопиет... Но нет почти таких мест в новом мире, где мы нынче пребываем, слишком молод он...

Однако милосердный Господь не оставил и нас своей милостью, дав и этой стране Своего светильника, святого Покровителя Америки. На севере пустынного Елового острова блаженно почивают мощи преподобного отца Германа Аляскинскаго, одного из первых миссионеров, принесших Святое Православие на эту землю.

Утешительное явление для православных города Сан-Франциско дошло до нас в связи с отцом Германом. Из его жизнеописания мы узнаем, что есть Небесный покровитель, и особо для Сан-Франциско.

Преданнейший духовный сын отца Германа Семен Иванович Яновский оставил в своих записях поразительные сведения о первом исповеднике Святого Православия из коренных обитателей Америки и о том, что для нас особенно важно и ценно, как он впервые был провозглашен святым новомучеником словами самого преподобного Германа.

«Русско-Американская Компания» основала колонию «Форт Росс», недалеко от Сан-Франциско, еще в 1812 году. Там климат и почва благоприятствовали земледелию, скотоводству, огородничеству и т.п. –все это должно было приносить пользу компании. Для этого требовалась рабочая сила. Тут и были поселены русские и алеуты, прибывшие из северных владений. Но новая колония русских, находясь очень близко от границ Калифорнии, которая тогда принадлежала Испании, породила в испанцах подозрение по отношению намерений «Русско-Американской Компании». Опасаясь, что русские хотят завладеть городом Сан-Франциско, испанское правительство стало требовать, чтобы они покинули «Форт Росс» и стало причинять им разные неприятности. Дошло до того, что в 1815 году испанское правительство арестовало несколько десятков русских и алеутов. Арестованные частью держались в Сан-Франциско, а частью были разосланы в другие места. Их принуждали работать и обращались с ними очень плохо. Неизвестно каким образом 14 человек русских православных алеутов оказались в сан-францисской тюрьме и почему-то попались в руки иезуитов. Вот что пишет Яновский, разсказав об этом отцу Герману в 1819 году на острове Кодьяке у Павловской гавани:

«Однажды я разсказал ему, как испанцы в Калифорнии захватили в плен наших 14 человек алеутов, и иезуиты замучили одного алеута, принуждая их всех принять католическую веру, на что алеуты никак не соглашались, отвечая: «мы христиане, мы крещены», и показывали им кресты на шеях. Но иезуиты возражали: «нет, вы еретики схизматики, если не согласитесь принять католическую веру, то мы вас замучаем». И оставили их по двое в темнице до вечера на размышление. Вечером пришли с фонарем и зажжеными свечами и начали опять убеждать их к принятию католической веры. Но алеуты, проникнутые благодатью, твердо и решительно отвечали: мы христиане и не переменим своей веры. Тогда эти фанатики приступили их мучить; сперва одного, а другой был свидетелем. Они отрезали по одному суставу у пальцев на ногах, потом по другому – тот все терпел, только и говорил: «я христианин и не изменю своей веры». Потом на руках отрезали по одному суставу у каждаго пальца; потом по другому, потом отрубили ступни ног, потом кисти рук – кровь лилась; но мученик до конца терпел и неизменно одно твердил с такою верою, от истечения крови скончался.

Они на другой день хотели было мучить и других, но в эту же ночь было получено из Монтерея повеление, чтобы всех взятых в плен русских алеутов немедленно прислать под конвоем в Монтерей; а потому они утром, все кроме скончавшегося, были отправлены. Это рассказывал мне самовидец алеут, товарищ замученного; впоследствии бежавший из плена. Об этом я тогда же донес в Главное Правление в Сан-Петербург.

Когда я окончил свой разсказ, то отец Герман спросил:
«А как звали этого замученного алеута?»
Я отвечал: «Петр, а фамилии не припомню».
Тогда он встал перед образом, благоговейно перекрестился и произнес эти слова:
«Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!..»

На этом заканчивается запись Яновского об этом, миру неведомом, первом православном мученике Американской земли. История невииных страданий Петра ждет своего исследователя.

Мало кто из жителей православного Сан-Франциско ведает, что за них предстательствует угодник Божий. Не знают они, что смиренное, тихо светящееся исповедание Истины Христовой давно пострадавшего ново-мученика Петра, обладает неземной силой миротворения. Оно изливается только на припадающих и смиренно молящихся… И весь небесный сонм мучеников внемлет им... Святой ново-мучениче Петре, моли Бога о нас!

Монтерей, Калифорния.
1963 г.









План устройства крепости Росс

Постройки, показанные на плане, существовали во время Русской Эпохи. Постройки без номера предполагается реконструировать в будущем.
1. Главные ворота
2. Юго-восточная башня
3. Восточные ворота
4. Колодец
5. Часовня
6. Дом Кускова
7. Северо-западная башня
8. Западные ворота
9. Дом Ротчева
10. Служебное помещение





Общий вид крепости Росс и Санди Бич Ков снят с горы.






Современная картина исторической крепости Росс в воображении художника Е. М. Шелла.







Троицкая часовня видна через врата крепости Росс.









Святые Первомученики Северной Америки: преподобномученик Иувеналий, пострадавший в 1796 году от языческих жрецов-шаманов и Петр Алеут, пострадавший в 1815 году от римо-католических миссионеров Франциссканскаго ордера.
Икона письма отца Феодора Журевича.






Святой Петр Алеут, его местное имя Чуганак, в народном наряде. На хартии написано по-английски: «Я христианин и не откажусь от своей веры».


Паломничество третье.
Ново-Дивеево

На восточном побережьи Америки, недалеко отъ города Нью-Йорка находится женский монастырь, созданный полвека тому назад видением и трудами отца Адриана, как естественное завершение его апостольской беженской общины.

А у святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского на другом, западном, конце еще с Шанхая были духовные дочери монашеского настроения, которым он благословил жить по-скитски в миру, пока не появится подходящая для них монастырская обстановка. Когда же, после войны, владыка Иоанн узнал о переезде отца Адриана в Америку со своей полу-монашеской общиной, он переправил ему своих черничек со схимницей Михаилой во главе, которая стала первой игуменьей ново-открывшейся обители в память тогда разрушенного и оскверненного Старого Дивеева. У отца Адриана хранилась икона-портрет преподобного Серафима из Дивеева, врученная ему на хранение. Шанхайские сестры Гавриила, Христина, воспринявшая игуменство от своей старицы Михаилы, и другие слились с новыми сестрами, приезжавшими со всех концов мира и достигших 50-ти ко времени расцвета обители в 60-ые годы. С самого начала новая обитель на своем тогда еще небольшом участке разбила кладбище, быстро разрастающееся, т.к. русские тянулись для ожидания вечности в святое место, как кусочек Святой Руси. Но со временем местный рядом расположенный муниципальный аэродром потребовал ради своего расширения занять монастырскую территорию. И тут опять отец Адриан, при помощи штатных сенаторов Нью-Йорка, отстоял свои права на существование.

В знак духовного родства отец Адриан подарил архиепископу Иоанну панагию с копией другой главной святыни обители, благословения Старца Нектария Оптинского – Владимирской иконы Богоматери, которую святой Архиерей всегда носил на груди.

В обители два храма, несколько монастырских корпусов и теперь большой старческий дом. В мое время была детская школа. Обитель управляется игуменьей, главный духовник и строитель отец Александр. Ближайший город Spring Valley, a с другой стороны Nyack, расположенный на берегу широкой реки Гудзон.

1998





Серафимовский новый храм зимой



Паломничество четвертое.
Алеутский Кадьяк

Первым местом в Америке, куда пришло Святое Православие, была Аляска, а первая церковь была построена на острове Кадьяк, в гавани святого апостола Павла, в честь Христова Воскресения. Со временем поселение разрослось в главный город этого острова с тем же названием, основанный известным мореплавателем Григорием Шелеховым, по желанию которого была в 1794 году послана первая Православная Миссия, состоявшая из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоаcaфом.

Вскоре один из этих иноков, преподобный Герман, удалился на близлежащий Еловый остров, назвав его Новым Валаамом. Там пустыннически подвизался и скончался в святости, и сто лет ожидал себе как бы в содружие монашеское, пока туда не поселился иеромонах оптинского закала Герасим
(Щмальц) из Тихоно-Калужской пустыни, и, благодаря ему, монашеская лампада горит там по сей день. В юбилейный 1997 год монахи построили монашеский корпус, угловую башню, как маяк Православия, светящий с севера на всю Америку.

В 1970 году, после прославления преподобного Германа мощи его были перенесены с острова в город Кадьяк, хотя и против желания самого Святого, и поставлены в Воскресенском храме по правую сторону от алтаря. На раке преподобного Германа лежат сохранившиеся с его времени его собственная камилавка и 15-ти фунтовые вериги, а в алтаре на престоле возлежит его медный крест, которым он осенял к нему с добрым намерением приходивших, особенно алеутскую молодежь, ибо он содержал приют для сирот. Возле этого храма возникла семинария в честь преподобного Германа, где раньше были Свято-Германовский приют и Духовная школа в память святителя Иоасафа, основанные по почину святителя Тихона (когда он посетил Аляску), которую после революции в России закрыли.

В городе существует еще Свято-Иннокентиевская школа-академия, в которой американцы обучаются по программе русских классических гимназий.

Монахи Нового Валаама открыли в центре города книжный магазин духовной литературы и кафе и назвали его Мonk's Rock, т. е. Монашеская Скала, в честь той огромной скалы, поднимающейся из морской бездны, что лежит на пути между монастырем и городом. На втором этаже находится прекрасная семейная столовая Сарtain's Cabin, где по постным дням предлагаются постные блюда, и этим рестораном заведует американский миссионер-священник, подвизающийся со всем  своим семейством ради сохранения Православия в Кадьяке.

Русских в Кадьяке больше нет; даже в Свято-Германовской семинарии прекратили преподавать русский язык. Да и бывшая слава алеутов – Святое Православие, которого маститые старцы еще держатся, давно уже иссякло, и только монашеское присутствие еще поддерживает значение Кадьяка как святого места – колыбели Православия в Америке.





Вериги и крест преподобного Германа.



Первоначальный вид Миссии в Свято-Павловской гавани, город Кадьяк (Кодиак). Построена при архимандрите Иоаcафе по его плану и желанию. Эти здания не сохранились. Гравюра 1796 г.



Новая часовня Свято-Германовской семинарии в городе Кадьяке.


Новый Валаам на берегу Монашеской бухты, труд американских монахов.



Книжный магазин и кафе «Монашеская Скала», откуда распространяется Православие.


Почти первоначальный вид (1912) храма в Кадьяке, где ныне почивают святые мощи преподобного Германа.


Новый Валаам, Свято-Михаило-Архангельский скит, основан в 1984 г.



Паломничество пятое.
Скит блаженной Ксении.
Место возрождения «Русскаго Паломника» (1990 г.)

В дебрях Северной Калифорнии, в местечке «Дикий Лес», т. е. Wildwood, вот уже 20 лет как существует монашеская девичья обитель в честь блаженной Ксении Санкт-Петербургской, где в скромных условиях в лесных избушках подвизаются юные миссионерски настроенные сестры. Они трудятся не покладая рук над огородами и изготовлением просфор, но главное их занятие состоит в переводе духовных книг с разных языков на английский, которые издаются Братством преподобного Германа Аляскинского, частью которого они являются.

Начало обители было положено в 1979 году по благословению Афонского Старца схимонаха Никодима Карульского. Братство Преподобного Германа ещё за 10 лет до своего основания было в духовном общении и постоянно окормлялось им. После 25-летнего общения Господь сподобил меня посетить Афонскую Гору и лично пожить у Старца, который, узнав, что возле Платины собралась маленькая группа молодых девиц, жаждущих пустыннической жизни, сразу же снял с головы свою камилавку афонскую и мантию, благословил заочно сестер и сказал: «Покупайте им кусочек их американской земли и постригайте в монашество пустынножительское и пусть они себе живут и тайно творят дело Божие на благо Православия для своих же американцев. С женщин много не спрашивается, они, как и мы, схимники, не участвуют в священнических административных делах. Пусть продолжают дело миссионерское в тиши пустынной и молятся молитвой Иисусовой, преуспевая в художественном делании».

И благодать Афонская почила там: нашлось подходящее местечко в хвойном лесу, построили домик, но храма ещё не было, когда состоялся первый постриг на опушке, окруженной высокими елями, и началось по почину Аляскинского преподобного Германа тихое иноческое жительство под духовным водительством иеромонаха Серафима (Роуза).

Первая так постриженная монахиня (ныне игумения Бригитта) повела миссионерское дело и за пределами скита. Родились самостоятельные иноческие обители, и даже со школами (одна – Свято-Паисиевский лицей по образцу русских дореволюционных классических гимназий). Теперь, по молитвам преподобного Германа и блаженной Ксении, после пострига и послушничества сорока инокинь, действуют 7 монашеских общин – в штатах Аляске, в Калифорнии (3), в Миссури (2) и в Индиане.

В 1988-м, юбилейном году, когда открылся доступ к России и всякие неправославные проповедники полетели в духовно изголодавшуюся Россию, сестры поставили себе вопрос: «Почему мы, благодарные России за преподобного Германа и других миссионеров, принесших святоотеческую веру в Америку, не можем поделиться с духовно голодающим русским народом от избытка духовной литературы, накопившейся в свободной Америке? Братия, давно любовавшаяся старинным журналом «Русскій Паломникъ», думала, а сестры подсказали – возобновить этот журнал! И с 1990 года начал выходить, но уже не из Руси, а из Америки «Русскій Паломникъ», и вот уже ходить 10 лет по Руси многострадальной, посещая святые места подвижников благочестия по всей православной вселенной, вдохновляя и освещая путь нашим спутникам грести в горняя ко Христу.

1999 год.


Рецензии