Ефимов Михаил Никифорович
Ефимов Михаил Никифорович (13 ноября 1881 – 11 августа 1919), механик, спортсмен, первый российский авиатор.
Родился в д. Дуброва Духовщинского уезда Смоленской губернии. В десятилетнем возрасте вместе с семьёй переехал в Одессу. Учился в Одесском железнодорожном техническом училище. Во время учёбы увлекся велоспортом, неоднократно завоевывал призы. Работал электриком на телеграфе. В 1907 г. приобрёл мотоцикл марки «Пежо». В 1908 и 1909 гг. становился чемпионом России по мотоциклетному спорту.
В 1909 г. совершил первый в Одессе полёт на планере. В том же году при финансовой поддержке банкира И. С. Ксидиаса уехал во Францию для обучения и получения диплома пилота (по условиям договора Ефимов должен был три года отрабатывать вложенные в обучение средства).
Во время обучения М. Ефимов проявил себя одним из наиболее талантливых учеников – его обучением занимался лично Анри Фарман. 25 декабря 1909 г. Михаил Ефимов выполнил свой первый самостоятельный полёт на аэроплане, совершив посадку через 45 минут (обычно начинающие пилоты находились в воздухе всего несколько минут). Вскоре после сдачи экзамена он установил рекорд по продолжительности полёта с пассажиром (предыдущий рекорд принадлежал Орвиллу Райту). По возвращении в Одессу М. Ефимову удалось расторгнуть контракт с И. Ксидиасом за счёт средств, взятых в долг у Анри Фармана.
21 марта 1910 г. в Одессе состоялся первый полёт Михаила Ефимова в присутствии публики (100 тысяч человек), аэродромом послужило поле Одесского ипподрома. В тот день М. Ефимов поднимался в воздух пять раз. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV». Это были первые публичные полёты на территории Российской империи, заложившие начало развития отечественной авиации. После приземления Михаил Никифорович Ефимов был награждён лавровым венком с надписью: «Первому русскому авиатору».
В апреле 1910 г. Михаил Ефимов выиграл престижные соревнования авиаторов в Ницце, причем за счёт призовых денег он смог полностью расплатиться с Фарманом и приобрести собственный самолёт. В последующие годы Ефимов удачно выступал на авиационных состязаниях в Вероне, Руане, Реймсе, Будапеште, занимая первые и вторые места.
Важной вехой в истории российской авиации стал Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге осенью 1910 г. Михаил Ефимов завоевал множество призов, а также принял предложение военного ведомства руководить подготовкой лётчиков в Севастополе. Работая с 1910 г. инструктором в севастопольской авиашколе, Ефимов впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирующий полёт с выключенным двигателем.
Возрастающее могущество авиации было продемонстрировано на Второй международной авиационной неделе, состоявшейся в Петербурге с 14 мая по 22 мая 1911 г. и носившей преимущественно «военный» характер. Победителем в соревнованиях на меткость бомбометания оказался М. Н. Ефимов, показавший и наилучшую точность посадки.
В 1912 г. Ефимов изобрёл приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.
В 1914 г. началась Первая мировая война, и Михаил Ефимов подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. С апреля 1915 г. Михаил Никифорович находился в действующей армии в качестве лётчика-охотника (добровольца) 32-го авиационного отряда. Здесь он выполнял рейды по неприятельским тылам, дерзко и успешно бомбил и фотографировал позиции противника. После перевода в авиационный отряд гвардейского корпуса Ефимов по-прежнему выполнял самые ответственные задания и заведовал технической частью. Осенью его после нескольких ходатайств руководства школы авиации откомандировали в Качу. К этому времени лётчик был полным георгиевским кавалером. В ноябре 1915 г. Ефимов был произведён в прапорщики.
Разрабатывал проект аэроплана собственной системы. Работу завершить не удалось из-за интриги военных чиновников. Вскоре прапорщика Ефимова откомандировали на фронт.
В конце лета – начале осени 1916 г. Ефимов с фронта подал рапорт шефу авиации Великому князю А. М. Романову с описанием проекта и заявил, что некая «английская фирма желает купить мои чертежи двухмоторного блиндированного аэроплана-истребителя для постройки в Англии». После этого рапорта «великий князь среагировал немедленно и предложил представить ему чертежи». Историк Е. В. Королева, найдя в фондах военно-исторического архива лишь пояснительную записку без чертежей, предположила, что «они были проданы союзной Англии».
В 1916 г. Михаила Ефимова перевели на Румынский фронт, где он служил сначала в 6-м, затем в 4-м авиаотрядах истребителей на самолёте «Ньюпор-11». На этом истребителе летчик выполнил десятки боевых вылетов и одержал ряд побед.
В начале 1917 г. его перевели в Севастопольскую гидроавиацию флагманским лётчиком бригады. Здесь Михаил Ефимов узнал о Февральской революции. Ещё раньше Ефимов примкнул к большевикам.
Весной 1918 г. Крым был оккупирован германской армией. Ефимов был арестован, но спустя год, когда Крым вновь перешёл под контроль большевиков, освобождён. Наступление белых войск заставило красных эвакуироваться. Ефимов отступал в красных частях и добрался до Одессы. В августе 1919 г. в Одессе высадился белогвардейский десант. Михаил Ефимов пытался бежать, но его арестовали и казнили.
Награждён орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и Георгиевскими крестами 4-х степеней. Почётный гражданин Севастополя.
Памятники М. Н. Ефимову установлены в Гатчине и в Одессе. В Одессе именем Ефимова названа улица, мемориальные доски установлены на Княжеской улице, на здании бывшего железнодорожного технического училища, на трибуне Одесского ипподрома. В 1988 г. Международный планетный центр утвердил название «Ефимов» для малой планеты номер 2754. В честь М. Ефимова назван самолет Sukhoi Superjet 100 компании Аэрофлот.
Иллюстрация: Неизвестный автор. Михаил Никифорович Ефимов, первый русский авиатор, на биплане Фармана. Фото из открытых источников.
Свидетельство о публикации №221111301889