Вторая жизнь Маяковского 34

                П о с л е д н е е    у т р о   
            
     Утро 14-е апреля 1930 года. 
     Придя с телеграфа к рассвету домой, Маяковский побрился, принял душ. Безуспешно пытался вздремнуть пару часов – не получилось. Не выспавшись, отправился на такси к Веронике Полонской,* с которой вчера у Катаева** договорился встретиться утром у ее дома. У его шофера был выходной, поэтому пришлось брать такси. День был яркий и солнечный.
      – Как хорошо! Смотри, какое Солнце! Неужели у тебя опять глупости в голове? – как всегда с утра в радостном настроении, обратилась к нему Вероника, когда они встретились.
      – На Солнце я давно уже не смотрю. Мне не до него сейчас. А глупости я бросил. Я понял, что не смогу убить себя из-за мамы. А больше до меня никому нет дела.
      Часов в 10 утра он привез ее к своему дому. После вчерашней выпивки и бессонной ночи болела голова. В комнате он усадил ее на диван, а сам, не раздеваясь, в пальто и шляпе, сел на ковер у ее ног.
     – Вчера над тобой все смеялись. Мне так обидно за тебя было, –   начала Вероника.
     – Я не был смешон. Не был! Правдивость, человечность не могут быть смешными! – Маяковский вскакивает и ходит по комнате. – Напрасно веселятся твои друзья. Я не покончу с собой. Не доставлю им такого удовольствия... Вот когда все мерзавцы стали!
      – Ты напрасно сердишься. Они к тебе хорошо относятся.
      Маяковский пропускает мимо ушей слова Вероники.
      – Глупо нам ждать новую квартиру. Нам надо начать жить вместе уже сейчас, до приезда Бриков*** из Лондона... Оставайся сегодня у меня. А?.. Решайся, Норкочка!.. Не ходи сегодня на репетицию. Позвони, скажи, что ты из театра уходишь...
      – Не начинай всё сначала!
      В это момент в комнату позвонили. Маяковский открыл дверь. Книгоноша из ГИЗ принес подписной томик Ленина.
      – Не до вас мне сейчас, товарищ. Обратитесь к соседке. К  Мэри Семеновне Татарийской. Она в курсе, – говорит Маяковский и захлопывает дверь перед самым носом посыльного.
      Из кармана пальто достает пачку папирос и пустой коробок спичек. Комкает его, задумавшись, и бросает на пол. Только теперь  замечает, что не разделся. Снимает пальто и вешает его в гардероб. Пиджак вешает на спинку стула.
       – Норик, и ты разденься.
       – Через полчаса мне надо идти. Премьерный показ спектакля Немировичу-Данченко.**** У меня первая большая роль. Опаздывать никак нельзя.
      Маяковский скривил угол рта. Ему невыносимо захотелось курить.
      – Извини, Норик. Схожу к соседке за спичками.
      Разминая папиросу, проходит в соседнюю комнату.
      – Мэри Семеновна – я к вам. Нечем прикурить!
      Татарийская передает ему спички.
       – Владимир Владимирович, я расплатилась, как вы велели, за книгу. Вот вам квитанция и сдача.
      Маяковский берет квитанцию и, дымя папиросой, идет к двери.
       – Нет, лучше давайте вечером, – говорит он, возвращает квитанцию и уходит.
       А Мэри Семеновна, которая, проходя ранним утром мимо его двери, слышала его стоны и оханья, смотрит ему вслед и покачивает головой. 

   …………………………………………………………………

    *Последняя любовь Маяковского.
    **Советский писатель, хлебосольный человек, у которого собирались писатели и артисты провести время.
    ***Лиля и Осип Брик вместе с Маяковским составляли «семью на троих».
    ****Один из руководителей Художественного театра.

               П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии