Времени катастрофически не хватает

«Я начала ценить время. Нет ничего удивительнее в жизни, чем время. Не думаю, чтобы у современных людей его было достаточно. В детстве и юности мне страшно повезло именно потому, что у меня было так много времени. Просыпаешься утром и, даже прежде чем открыть глаза, радостно предвкушаешь:
„Интересно, что я сегодня буду делать?“
«Агата Кристи. Автобиография»


* * *
Наверное, мы жили на другой планете...

Было это в районном центре в Казахстане. Я вставала в семь утра и шла выгонять корову в поле. А в восемь часов начинались уроки в школе. Хорошо, что она была на соседней улице и добежать можно было минут за десять. Перед уроками на школьном дворе все выстраивались буквой П для утренней гимнастики. Надо было вовремя добежать и присроиться к стоящим уже там ученикам.

После уроков я помогала  маме классы убирать и потом дома доила корову, пока мама готовила нам ужин. Пальцы мои болели, доить было тяжело и это надоедало. А еще три раза в день я должна была мыть посуду после еды за всей семьей - а было нас семеро.  Между делами я делала домашние задания. Иногда ночью, иногда в школе на перемене. Устные уроки я не учила, полагалась на свою память, на то, что рассказывали на уроках учителя. Обычно этого хватало на четверку.
Времени для себя катастрофически не хватало. И сейчас не хватает.

Самым счастливым временем для меня было студенчество. То время, когда уже не в семье, и еще не со своей семьей, когда одна и сама себе хозяйка. И время в Одессе, 1980-81 года, работа бухгалтером в сберкассе и жизнь в общежитии. Походы с подружками в кино и на танцы, море, пляж и свобода, свобода...

* * *
Спустя 20 лет после школы на встрече одноклассников, меня похлопал бывший одноклассник по плечу и сказал, что я была хорошим товарищем, давала списывать домашние задания.
 
А другой одноклассник при прощании сказал: - "Не грусти, все будет хорошо!" На моем лице, наверное, всегда отражалась такая усталость, что меня хотелось пожалеть.

Даже водитель микроавтобуса на фирме, в которую я в 1998 году устроилась, сказал, что такого выражения лица  он никогда не видел. Он собирал нас от дома в пять часов утра, до шести часов вез на кондитерскую фабрику, где я была упаковщицей продукции. После смены водитель с двух до трех часов развозил нас по домам. Потом я занималась домашними делами и помогала младшему сыну делать домашние задания, иногда до девяти часов вечера. Потом ехала мыть полы в школьном спортзале.

Когда у меня на фабрике была ночная смена, водитель забирал нас в девять часов вечера, а привозил домой к семи часам утра. Я выходила из автобуса возле школы, где была моя подработка на полставки, и шла мыть полы в спортзале, а иногда делала это с вечера, перед моей основной работой на фабрике.

Пока дети были в школе, я пыталась поспать несколько часов, иногда больше четырех не удавалось. Топот домочадцев вырывал меня из сна, а бесконечные домашние хлопоты тоже никто не отменял. Времени катастрофически не хватало.

Я разучилась вовремя ложиться спать и высыпаться. С тех пор остался такой недуг, что среди ночи часа в три, даже в выходные дни, вскакивала с постели, как будто мне надо вставать на работу. Даже когда распрощалась с фабрикой, когда ездила на курсы повышения квалификации или на компьютерные курсы.

Что-то с нами не так. Нас не научили качеству жизни, нас научили функционировать, как жены, матери, как работники. Наверное, надо самим делать ревизию своей жизни и делать выводы, в чем счастье и как сделать жизнь качественной. Выделять время на себя лично, на отдых и увлечения. Даже если времени катастрофически не хватает.


Рецензии
"Нас не научили качеству жизни, нас научили функционировать, как жены, матери, как работники."

Так и есть. Учили нас не тому. Только, думается, даже если бы и учили "тому" времени бы всё равно не хватало.

Владимир Эйснер   16.11.2021 20:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Вы правы. Только если бы кто-то сказал, что мы еще и счастья достойны, было бы не так тоскливо. А то послушная пионерия-комсомолия, "один за всех, но НЕ все за одного".

Нелли Камерер   17.11.2021 03:52   Заявить о нарушении