Урок 37 - Избирательность памяти

          
Наша личность – это наши воспоминания. Мы есть то, что мы помним, храним, чем услаждаем свой ум и успокаиваем свою совесть. Христианские мыслители утверждают, что если бы человек в одночасье увидел себя таким, каков он есть на самом деле, то психика его не понесла бы такого стресса. Поэтому Господь даёт нам это знание понемногу, по мере возрастания нашего духовного зрения и способности правильно осмыслить совершённые нами поступки и проступки.

Начинаем вспоминать – и убеждаемся в избирательности нашей памяти. Утыкаемся в наглухо закрытые двери и забитые досками окна – мы не помним целые куски жизни, не можем отыскать в памяти причины поворотов и отступлений. Хорошо, если есть друзья и родственники, которые могут помочь вспомнить то или иное событие – и тут мы натыкаемся на избирательность их памяти, в которой тоже есть заборы и провалы. И вот – нас двое было в то весеннее утро, но один помнит одно, а другой – другое. Сделал другу добро – а он не помнит. И ещё доказывает, что он сам всё сделал своими силами. Другой случай – невзначай чем-то помог, делом или советом – и не помнишь об этом. А он тебе напоминает – с благодарностью.
 
Причиной неодинаковости запоминания одного и того же разными людьми может быть индивидуальная особенность памяти: у одних преобладает память зрительная, у других - слуховая, эмоциональная, когнитивная. Своя память у интроверта и экстраверта, у холерика и меланхолика.
Есть память кратковременная, она мало что даст нам для анализа своей личности. А вот долговременная – о том, что было 10 и более лет назад – вот это и показывает нам самих себя в истинном свете.

У памяти есть на всё свои причины: что-то ей надо взять в себя, а что-то игнорировать.
Запоминается не просто то, что произвело эмоциональное впечатление, а то, что задело наши страсти. То, что заставило наше самоуважение играть разноцветными огоньками: радость от приобретения, похвала, дружеская поддержка, признание в любви, да и просто весёлое застолье. А также хорошо помним мы то, что было ударом по нашему самолюбию: обида, унижение, оскорбление – всё это болезненно для нашей гордости, вызывает печаль, раздражение, гнев.

Один мой знакомый помнит все обильные явствами и питием застолья – где, когда и что он ел и пил в своё удовольствие. А другой вообще не запоминает, чем его угощали, но зато он помнит интересных собеседников и серьёзные разговоры. Характеризуют  ли личность эти запомнившиеся людям события? Да, конечно.
Одни помнят, в основном, только хорошее  – свои и чужие успехи, красивые пейзажи, хорошую музыку, взаимную нежную любовь.
Другой всю свою жизнь помнит, как и кто его обидел, как несправедливо отнеслось к нему общество, то, что, по его мнению, его ограбило государство – он, может быть, и не высказывает свою обиду вслух, но она, как заноза, сидит в его сердце и снова ранит его самолюбие при воспоминании о ней. Она ввергает его к унынию, снижает энергетический тонус, или  вызывает мысли о мщении, что приводит к напрасной растрате жизненных сил.

Наша память непременно хранит в себе те происшествия, которые вызывают у нас угрызения совести. И неудивительно – ведь совесть – это голос Бога. И вот мы помним многие наши проступки, особенно то, когда мы оступились в первый раз:
- первый раз закурил, напился, или попробовал наркотики,
- первый раз солгал родителям или друзьям,
- первый раз вытащил деньги – мелочь из отцовского кармана,
- первый раз изменил в супружеской жизни,
 - первый раз убил своего ребёнка через аборт… и так далее.
Возможно, мы никогда больше не совершим подобного. А если продолжаем творить гнусные дела, то они становятся привычкой, мы уже не замечаем, как пакостим, и это уже не откладываются в памяти. Даже, наоборот, выкидываются из нее, защищая грешащего человека от стресса. Мы категорически не хотим помнить то, что показывает нам самих себя в невыгодном свете.  Мы предпочитаем думать о себе хорошо – ну, разве что однажды оступился… При совершении усилия воспоминания жизненных событий, которое заставляет нас делать наша душа в зрелом возрасте, эта психологическая защита спадает. Так действует благодать Божия, приводящая нас к покаянию.

Больше всего неприятностей в прошедшей жизни нам доставляли наши страсти. Уже упоминалось о том, как печально жить гордому и самолюбивому человеку, хранящему в памяти обиды и неудачи. Господь учит прощать обиды, обидчик сам ответит Богу за свои дела и получит должное наказание. И неудачи тоже не должны нас угнетать - они были даны нам в жизни по воле Божьей для научения. Ведь, наверняка, что-то сделано было нами не совсем хорошо, небрежно и непродуманно. Поленился приложить больше усилий, свернул с правильного пути.

Что ещё хранит наша память?
О каких неприглядных чертах нашего характера мы хотели бы не знать, но о них  нам время от времени напоминает совесть?
- Когда-то не послушался хорошего совета, поэтому дело не сложилось, как надо, наделал ошибок. Подвело гордое своемыслие.
- Когда-то не удалось доказать свою правоту, не переспорил, нужные аргументы пришли в голову только потом, на лестнице. Спорить и прекословить – это недостойное поведение. Со временем правда сама себя докажет, если будет на то воля Божия.
- Не удалось много заработать или приобрести недорого ценную вещь. И помним об этом зачем-то, жаба душит.
- Украл, утаил - когда предоставилась возможность – и совесть мучает.
- Пожадничал, накупил ненужного, и теперь пылится, куда деть, не знаю и отдать даром не могу. И вот оно уже сгнило, стухло, испортилось.
- Ревность одолела, когда твой друг или жена (муж) выразили другому человеку участие, общался с ним  радостно. Они уже давно расстались, а ты помнишь и не доверяешь, подозреваешь его в плохом.
- Позавидовал, что у другого всё лучше, чем у тебя, складывается. Зависть мучает и забыть не можешь, как ему повезло.
- Ещё был случай, когда разгневался на кого-то, кричал, ударил, прогнал – а можно было всё уладить мирно.
- Сказал неправду, заведомую ложь. Или сказал о ком-то плохо, может быть и напрасно оклеветал, осудил.
Трудно жить, а, тем более, нельзя идти в Мир Иной с грузом таких болезненных воспоминаний. От них спасает только раскаяние и исповедь, принесённая в храм на таинство покаяния. Господь прощает нам нашу слабость, после исповеди становится светло и легко. Грехи остаются в памяти, но уже не ранят нас по нашему смирению.

Память хранит много хорошего, что сделали нам люди – близкие и даже посторонние. Хранит советы родителей и друзей, особенно те, которые пригодились. Хранит знания, полученные в процессе учёбы – ещё мы сами тогда не понимали, пригодятся ли они нам, но почему-то запомнили, и в нужный момент использовали. Только Бог мог впечатать их в нашу память, ведь Он знает всё, что нам предстоит. Помним то, что произвело переворот в наших мыслях, прояснило, открыло глаза, помогло посмотреть на мир по-иному, изменило мировоззрение. Помним события, которые повлияли на нашу дальнейшую жизнь, перевернули её по-новому, изменили судьбу. Помним то, что стояло преградой, требовало усилий для преодоления – и мы справились, преодолели трудности и решили проблемы. Помним и благодарим Господа.

Анализируя, почему мы помним одно и не помним другое, почему одно воспоминание нас утешает, а другое причиняет боль – делаем выводы о своём характере, о своём мышлении, о своих эмоциях, о своих страстях. Память о свое жизни – тест «на вшивость» - помогает нам понять самих себя, узнать, где у нас слабое звено, какие ошибки для нас привычны – и постараться их больше не совершать.
 


Рецензии