Италия xvii-xix веков

Я уже как-то писал, что современное кино меня не интересует по ряду причин. И сценарии поверхностные, и артисты все на одно лицо и играют неважно, даже ремейки старых фильмов смотреть не желаю, они больше на пародии похожи. Хорошо, что есть интернет и там можно посмотреть любой фильм, особенно из тех, которые нравились в прежние годы, и в которых игра актеров была очень профессиональной.

Недавно пересмотрел старый, еще 1948 года выпуска, фильм «Пармская обитель» с Жераром Филиппом в главной роли.  После просмотра я понял, что совершенно не помню историю Италии в средние века.  И даже не помню, проходили ли мы её в школе на уроках истории. Древние Египет, Грецию, Рим помню, а вот историю Италии на протяжении последних тысячи лет – нет. И я решил покопаться в ней, и поделиться со своими читателями, вдруг кому-то захочется узнать о ней. Ведь эта история косвенный образом отражена во множестве кинофильмов про Наполеона, адмирала Нельсона, адмирала Ушакова,  Алексея Орлова, победителя Чесменского сражения с турецким флотом, и во многих других.

Так что же было в Италии тысячу лет назад? А вот что.  Некоторые сведения взяты из Википедии.

Ита;лия , официальное название — Италья;нская Респу;блика — государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы — 488 км), Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) — на севере, Словенией — на северо-востоке (232 км).

Внутри территории Италии находятся два государства-анклава: государство Сан-Марино и расположенное внутри территории Рима ассоциированное с Италией государство Ватикан, с каждым из которых Италия имеет внутреннюю границу протяжённостью соответственно 39 км и 3,2 км.

Занимает Апеннинский полуостров, крайний северо-запад Балканского полуострова, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

На территории Италии находится 55 памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО — Италия разделяет с Китаем первое место по их количеству.

В 2005 году я был в Италии на отдыхе, в городе Римини на побережье Адриатического моря,  это северная часть «Итальянского сапога», напротив Балкан. Съездил на автобусную экскурсию в город Венецию, в дороге посмотрел фильм, в котором рассказывалось о Венеции, её истории.  Но вернемся на полторы тысячи лет назад.

В 555 году Италия была отвоёвана Византией. Вся территория Италии была разделена на герцогства во главе с герцогами, являвшимися формально подчинёнными экзарха Равенны. В 572 году часть герцогств Италии была завоёвана лангобардами. За Византией остались Римское герцогство, Герцогства Неаполь, Амалфитанского герцогства, Герцогства Калабрии, Герцогства Пентаполь, Равеннского экзархата и Венецианской республики, а также фема Сицилия (завоёвана арабами в 956 году) и сардинские юдикаты. Однако и лангобардские и византийские герцоги всё больше превращались в фактически независимых правителей. Венецианская республика была основана в 697 году

В 752 году в Римском герцогстве, Равенском экзархате и Пентаполе была установлена светская власть римских пап, что положило начало Папской области. В 774 году Италия была присоединена к Франкскому государству. Лишь на юге сохранилось несколько лангобардских герцогств (Сполетское герцогство, Герцогство Беневенто, а позже из них выделились Княжество Салерно и Княжество Капуя). В 800 году франкский король Карл Великий провозгласил себя новым римским императором. После смерти его правнука Карла III Толстого в Итальянском королевстве началась междоусобица.

В 951 году королём Италии был провозглашён германский король Оттон I Великий. Однако власть короля Италии стала номинальной, вся территория севера Италии делилась на марки: Тосканскую (Тоскана), Фриульскую (позже — Веронскую) (Венеция), Иврейскую (вскоре была присоединена к Туринской марке), Салуццо, Монферрат, Турин (все четыре в Пьемонте), Милан (Ломбардия). Марки управлялись маркграфами, каждый из которых являлся фактически суверенным правителем.

Однако уже в XI—XII веках большинство марок распалось на коммуны, представлявшие собой аристократические города-государства. Тосканская марка полностью распалась, Веронская марка была поглощена Венецией, Туринская марка была присоединена к Савойе в 1091 году, из прежних марок сохранились только Салуццо и Монферрат. В некоторых тосканских коммунах периодически усиливались демократические элементы.

В 1071 году нормандский дворянин Роберт Гвискар завоевал Апулию и Калабрию, в 1072 году Сицилию, в 1073 году Амальфи, в 1078 году Салерно, образовав Герцогство Апулия и Калабрия и Графство Сицилия, которые в 1130 году объединились в Королевство Сицилия. В 1135 году под его власть перешло Княжество Капуя, в 1140 — Герцогство Гаэта, в 1144 году — Герцогство Неаполь. Одновременно усиливается и Папская Область — в 1081 году к ней присоединяется Герцогство Беневенто, а в 1201 — герцогство Сполето.

Началом Эпохи Возрождения в Италии принято считать 1401 год, когда был проведён конкурс на выполнение рельефа дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были архитектор Филиппо Брунеллески, который стал автором проекта купола флорентийского собора, и скульптор Лоренцо Гиберти. Победителем конкурса стал мастер новой эпохи Гиберти.

К XV веку коммуны Тосканы были объединены вокруг Флоренции в Великое герцогство Тосканское, Ломбардия была объединена вокруг Милана в Герцогство Милан, Романья была объединена вокруг Ферары в Ферарское Герцогство, все эти государства представляли собой монархии. В Венеции и Генуе сохранились аристократические республики. В XVI веке на значительной части Италии закрепилось господство Испании, после войны за Испанское наследство 1701—1714 — господство австрийских Габсбургов.

В 1797 году в Италию вошла Французская республиканская армия, образованная после Великой Французской революции, которой командовал молодой Наполеон Бонапарт, были образованы Циспаданская республика, Транспаданская республика, Венецианская республика, Лигурийская республика, Пьемонтская республика, Римская республика, Неаполитанская республика, все являлись олигархическими республиками. В том же 1797 году они объединились в Цизальпинскую республику, переименованную в 1802 г. в Итальянскую Республику, которая в свою очередь в 1805 году была преобразована в Королевство Италия, королём которого стал Император Франции Наполеон I. В 1814 году французская армия покинула Италию, были восстановлены Герцогство Модена, Герцогство Парма, Королевство Неаполь и Папская Область были восстановлены ещё в 1799 году, Королевству Сардиния был возвращён Пьемонт, Эмилия — Папской Области, Ломбардия и Венето — Австрии.

Французская колонизация в Италии с 1860 года
Борьбой за единую Италию руководили карбонарии, «Молодая Италия» и другие организации, ключевыми фигурами в которых были Джузеппе Гарибальди и Джузеппе Мадзини. К концу 1860 территория Италии была в основном объединена вокруг Сардинского королевства (с 1861 Итальянское королевство). В 1865—1870 столицей была Флоренция, в 1870 году к Итальянскому королевству был присоединён Рим, который и стал новой столицей.

В 1914 году подписана Декларация Италии о нейтралитете в начавшейся мировой войне. В апреле 1915 года Италия подписывает соглашение со странами Антанты об участии в войне на их стороне. В мае того же года происходит объявление Италией войны Австро-Венгрии, а затем Германии. В августе 1917 в Италии происходит антивоенное восстание рабочих в Турине. В январе 1919 года происходит образование католической Народной партии (впоследствии — Христианско-Демократическая партия). В марте 1919 года возникает фашистское движение (образование первого «боевого союза»). В августе 1919 года в стране проводится избирательная реформа (введение голосования по партийным спискам и пропорциональная система представительства в палате депутатов). Январь 1921 года ознаменован образованием Коммунистической партии Италии (КПИ, с 1944 — ИКП). В ноябре того же года происходит преобразование фашистских «боевых союзов» в партию.

В 1922 году, после похода чернорубашечников на Рим и вручения королю своих требований, к власти пришли фашисты, установившие диктатуру во главе с Бенито Муссолини (1922—1943). 7 февраля 1924 года происходит установление дипломатических отношений между Италией и СССР. В 1929 году, согласно Латеранскому договору, Италией гарантирован суверенитет Ватикана. В 1935—1936 Италия захватила Эфиопию, в 1939 — Албанию. Заключив военный союз с нацистской Германией и Японией, Италия в 1940 вступила во Вторую мировую войну. В 1940 начались военные действия с участием Италии на Балканах (против Греции и Югославии). В 1941—1943 годах Италия приняла соучастие в гитлеровской агрессии против СССР; вскоре Италия терпит военное поражение в Восточной Африке.

Несмотря на то, что исторически Италии не был присущ антисемитизм, 1937 год, когда начала формироваться гитлеровская коалиция, принято считать точкой отсчёта холокоста в Италии.

1941 год ознаменован объявлением Италией и Германией войны США.
В июле 1943 года США, Великобритания и их союзники произвели высадку в Италии с целью разгрома фашистских войск и выхода Италии из войны. 3 сентября итальянское правительство подписало перемирие, 8 сентября 1943 года Италия капитулировала перед Объединёнными Нациями, в Риме создан Комитет национального освобождения с участием 6 антифашистских партий.
В сентябре 1943 года произошла нацистская оккупация Северной и Центральной Италии («республика Сало»).

В июне 1944 освобождён Рим; создана единая партизанская партия. В том же году восстановлены полные дипломатические отношения с Советским Союзом. В декабре 1944 подписаны Римские протоколы (соглашение между англо-американским командованием и силами Сопротивления о взаимодействии на заключительном этапе войны и дальнейшей судьбе партизанских формирований).

В 1945 году действиями движения Сопротивления (высшая точка — Апрельское восстание 1945) и англо-американских войск в Италии был свергнут фашистский режим Муссолини. К XXI веку в Италии не так сильно, как в Германии, осуждают мрачные страницы своей истории, связанные с фашизмом, сохранились поклонники идеологии Муссолини, некоторые продолжают чтить память дуче, а на его родине в Предаппио в 2016 году открыт музей фашизма, профинансированный, помимо городских властей и спонсоров, также и правительством Италии. Данный мемориал вызвал неоднозначную реакцию общества, несмотря на предоставленные гарантии, что музей не будет заниматься пропагандой фашистской идеологии.

В 1946 году по итогам общенационального референдума Италия стала парламентской республикой.
В ноябре 1947 года принята Конституция Итальянской Республики, она официально вступила в силу 1 января 1948. Согласно действующей Конституции Италии, она является правопреемницей Королевства Италии, устанавливается парламентское правление, вместе с тем продолжается действие тех ранее принятых законов и прав собственности на недвижимость, которые не признаны утратившими силу. За период с 1948 по 2015 год изменения в конституцию вносились более 15 раз.

А теперь я хочу рассказать о Парме, где проходили основные события фильма «Пармская обитель», поставленного по роману Стендаля.

Па;рма — город в северном итальянском регионе Эмилия-Романья, административный центр одноимённой провинции, на одноимённой речке, северо-западнее Болоньи. Покровителем города считается Иларий Пиктавийский. Праздник города — 13 января.
В 2,4 километра к северо-западу от города располагается международный аэропорт Пармы имени Джузеппе Верди.

Галльский город Парма в 183 г. до н. э. стал римской колонией и скоро сделался довольно важным торговым центром. Разрушенный солдатами Марка Антония, он был восстановлен Августом; с тех пор он назывался Августо Парменсис, после падения Западной Римской империи — Chrysopolis («город золота»; в средневековых хрониках — Гризополис), позднее вновь Пармой.

В 570 году Парма перешла под власть лангобардов, в 774 году — франков. В 879 году Карломан пожаловал Парму, с титулом графства, епископу Видибольду.

В XI, XII и XIII веках Парма была ареной постоянной борьбы между гвельфами и гибеллинами. Управление городом, номинально республиканское, было предметом спора между семьями Росси, Паллавичино, Корреджио, Санвитале и др. В 1167 году Парма вступила в гвельфский союз ломбардских городов. В 1248 году под Пармой, которой временно овладели гибеллины, был наголову разбит император Фридрих II, принужденный вследствие этого вовсе покинуть Италию; в Парме было восстановлено владычество гвельфов.

В 1346 году городом овладели Висконти и присоединили его к миланскому герцогству.
Папа Юлий II присоединил Парму, вместе с Пьяченцей, к папским владениям. В 1545 году папа Павел III передал Парму и Пьяченцу, с их областью и с титулом герцогства, своему незаконному сыну, Пьетро Луиджи Фарнезе. Через два года герцог Фарнезе вызвал своим деспотизмом заговор среди высших классов общества и был убит; в Пьяченце утвердился после этого миланский наместник императора Карла V, Гонзага, а Парма при помощи папских войск осталась за Оттавио Фарнезе, сыном Пьетро; в 1558 году он вернул себе и Пьяченцу, по договору с Филиппом II.

В течение двух веков Парма и Пьяченца жили под властью династии Фарнезе жизнью небольшого самостоятельного итальянского государства с деспотическим управлением, блистая роскошью двора, по обычаю всех итальянских дворов покровительствовавшего развитию искусств (еще ранее пармские соборы и хранилища произведений искусства были поставлены на значительную высоту знаменитым Корреджо, жившим здесь в 1518 по 1530 годы). В 1731 году династия Фарнезе прекратилась и Парма с Пьяченцей перешли по наследству (по женской линии) к инфанту испанскому Карлу, уступившему их (1735) австрийскому императору Карлу VI, в обмен за королевство Обеих Сицилий. Переехав в Неаполь, Карл III перевёз туда значительную часть ценностей, накопленных Фарнезе.

В 1743 году, по Аахенскому миру, Мария-Терезия уступила их — вместе с Гвасталлой, которая с тех пор надолго входит в состав одного с ними государства, испанскому инфанту Филиппу. Управление Бурбонов в Парме мало чем отличалось от их управления в других странах: процветала инквизиция, мысль и слово находились под тяжелым гнетом, подати были весьма тяжелы. В 1796 году Фердинанд, сын и (с 1765 года) наследник Филиппа, оставленный Австрией во время революционных войн на произвол судьбы, откупился от французов 2 000 000 лир и 20 лучшими картинами из пармской галереи, но уже через год, по Кампоформийскому миру, должен был уступить Цизальпинской республике свои владения по левому берегу По.

По договору между Францией и Испанией (1801) сын Фердинанда, Людовик, был сделан королём Этрурии, с обязательством уступить Франции Парму, Пьяченцу и Гвасталлу. В 1806 году Наполеон отдал Гвасталлу своей сестре Паулине Боргезе. По Парижскому договору 1814 года и решениям Венского конгресса Парма, Пьяченца и Гвасталла были переданы Марии-Луизе, жене Наполеона, но, ввиду протестов Испании, в 1817 году особым договором, заключенным в Париже, было постановлено, что после смерти Марии-Луизы герцогства переходят к наследникам Людовика, бывшего короля Этрурии, за исключением территории по левому берегу По, остававшейся за Австрией.

Управление Марии-Луизы, вполне подчинявшейся Меттерниху, не могло подавить стремлений к свободе и единству Италии. Хотя волнения 1831, 1833 и 1846 годах были подавлены австрийскими войсками, но смерть Марии-Луизы, после которой герцогство пармское перешло к Карлу II, бывшему до тех пор герцогом Луккским, вызвала новые волнения. В 1860 году жители Пармы и Пьяченцы постановили присоединиться к объединённой Италии. Дочь последнего пармского герцога вышла замуж за последнего императора Австрии и дожила до 1989 года.

Город сильно пострадал от бомбардировок союзной авиацией в конце Второй мировой войны.

А теперь вернемся к началу моего повествования, к экранизации романа «Пармская обитель» или «Пармский монастырь» 1948 года с Жераром Филиппом в главной роли.  После этого  было еще 2 экранизации, но я их не видел, и честно, не хочу смотреть, чтобы не портить впечатление  от первой.

«Пармская обитель» — третий и последний завершённый роман французского писателя Стендаля, опубликованный им в 1839 году. Роман был написан во время приезда в Париж и в большой спешке, всего за 52 дня (с 4 ноября по 26 декабря 1838 года).

В начальных главах описывается восторг, с которым жители севера Италии встретили весной 1796 года французов, освободивших их от тягостного ига Габсбургов. Юный аристократ Фабрицио дель Донго, узнав в 1815 году о возвращении Наполеона с острова Эльба, покидает стоящий на берегу озера Комо замок отца-реакционера и спешит в Бельгию, чтобы на стороне своего кумира принять участие в битве при Ватерлоо.

По возвращении на родину Фабрицио подвергается преследованию как изменник и вольнодумец. По совету тайно влюблённой в него тётки, герцогини де Сансеверина, Фабрицио принимает решение сделать карьеру в церкви, хотя не чувствует к этому подлинного призвания. Маленький двор пармского герцогства, где одну из первых скрипок играет граф Моска — любовник и будущий муж герцогини де Сансеверина, бурлит интригами. Прежде чем занять в Парме пост архиепископа, Фабрицио убивает соперника в поединке за внимание одной актрисы и оказывается в заточении в неприступной крепости, где его спасает от верной гибели влюблённая в него Клелия Конти, дочь коменданта.

Отношения Фабрицио и Клелии продолжаются и после того, как молодой человек становится прелатом, а девушка вступает в брак. Смерть их ребёнка, а затем и самой Клелии вынуждают Фабрицио оставить свой пост и удалиться в картезианский монастырь под Пармой, где он и заканчивает свою недолгую, но полную приключений жизнь.

Батальные сцены в начале романа открывают новую страницу в истории мировой литературы. Война показана Стендалем во всей своей абсурдности глазами неоперившегося юнца, который не может понять, что происходит. Новаторство Стендаля первым разглядел Бальзак, писавший в 1840 году:
«В последнем своем шедевре г-н Бейль... не взялся за полное описание битвы при Ватерлоо, он прошелся по арьергарду и дал два-три эпизода, рисующие поражение наполеоновской армии, но столь мощен был удар его кисти, что мысль наша идет дальше: глаз охватывает все поле битвы и картину великого разгрома.»

Эти сцены произвели сильнейшее впечатление на Льва Толстого, который развил и углубил стендалевский метод при работе над эпопеей «Война и мир». Вместе с тем повествовательная экспозиция, к которой относятся эти сцены, имеет мало общего с последующим развитием событий при пармском дворе. С целью ускорения действия Бальзак рекомендовал Стендалю исключить из романа не только первые главы, но и последние, обрисовывающие судьбу Фабрицио после того, как он стал главой пармской церкви. Видимо, французский  режиссер экранизации романа «Пармская обитель» 1948 года  Кристиан-Жак прислушались к советам Бальзака, потому что  первые и последние главы романа в этом фильме не экранизированы.

Возражения Бальзака вызывал также лёгкий, импровизационный, подчас даже небрежный стиль романа, где мало описаний и много диалогов. Стендаль не описывает характеры своих героев как нечто уже сложившееся, а обрисовывает их в процессе становления, передавая их слова и поступки. Вольная форма романа привлекает внимание к свободе как основной теме книги. Для Стендаля ясность изложения была важнее изысканного слога: «Сочиняя „Монастырь“, я прочитывал каждое утро, чтобы найти надлежащий тон, две или три страницы Гражданского кодекса» (из письма Бальзаку).

Так, уважаемые читатели, иногда просмотр одного кинофильма, поставленного по хорошему роману на историческую тему, дает повод более глубоко познакомиться с историей государства, где эти события происходили. Именно так фильм «Пармская обитель»  толкнул меня на знакомство с историей Италии XIX века.  Буду рад, если и вы что-то почерпнули из моей заметки на историческую тему.


Рецензии