Письмо другу по общаге, 12 ноября 2021 года

     Привет, друже!
     Что-то нет твоих писем в новом почтовом ящике! Странно. Прежний полуполоманный ящик был продуктивнее — письма в нём бывали чаще! Или так кажется?.. Ладно, сам продействую канал связи. Напишу тебе пару строк или страниц. На тему, которая тебе непременно покажется интересной: тему реформы правописания, которую затеял нынче федеральный Минпрос.
     Погоди иронизировать! Всё — гораздо глубже и интереснее, чем болтает публика на автобусных остановках!
     Реформа нужна. Во-первых, с 1956 года ничто кардинальным образом не упорядочивалось и дети просто не в силах были уразуметь, отчего "предынфарктный" пишется через "ы", а "постинфарктный" — через "и". А во-вторых и в-главных... с этого места, как говаривал Шерлок Холмс, надо максимальнейше подробно!
     Аналогии.
     Сравнения — штука рискованная, опасно сравнивать эпохи. Может получиться, как у детей: "Что лучше — паровоз или пожарная машина?". Но аналогии — путь продуктивный.
     Опять же, во-первых и во-вторых.
     Когда шла предыдущая (до 1956 года то есть) реформа правописания? В каком году революционные матросы выкидывали из типографий ящики литер "ъ"? С какого года наборщики принуждены были набирать "под`езд" и "с`еденные"? (Довольно долго набирать, скажу я. Мне подобные вещи попадались в издании стихов Багрицкого 1929 года). Правильный ответ: имеется в виду год 1917. И далее. До 1923.
     Когда началась реформа правописания в Японии — ещё более решительная попытка соотнести письменность и разговорный язык? Одни говорят: в 1900 году, когда Ниппон готовилась к большой войне и власти предвидели, что письменные донесения будут писать наскоро обученные унтер-офицеры, а не только образованные офицеры из самурайского сословия. (Писать так, чтобы кто-то другой мог прочесть написанное). Другие говорят: в 1945 году, когда пришёл мир и оказалось, что литературу по технике, строительству, сельскому хозяйству должны читать все. Но правы третьи, которые указывают на 1920-е годы. Именно в 1920-х годах выяснилось: подросшие дети отставных солдат и командиров Русско-японской войны не только не могут усвоить, но и не хотят усваивать традиционную письменность с то ли 8000, то ли 18000 знаков. Их отцы хотели усвоить хотя бы 800 из 8000... сильно-сильно старались... потели от усердия в школах, сидя на ученических циновках скрестив ноги... да не смогли усвоить в итоге. А эти — как у Пугачёвой. "Не могу и не хочу!". Пришлось японскому правительству идти им навстречу: создавать «компромиссный» комплекс из 1200 иероглифов (относительно сложных, которые надо было старательно заучивать, а впоследствии регулярно повторять) и двух т. н. кан, азбук (относительно простых, которые достаточно было один раз выучить по-хорошему, без прогулов и без курева конопли в туалете). Японское правительство, ты знаешь, ну о-о-очень редко ходит навстречу народу... но вот — пошло ведь...
     Не будем сравнивать.
     Поищем аналогию.
     А её и искать не надо. Аналогия — полная.
     О том, что перестройка 1980-х — 1990-х годов была вполне революционной, раз уж началась с революционной ситуации "верхи не могут, низы не хотят" и затронула главные принципы, принципы власти и собственности, — говорить не нужно. Это— так. Это не нуждается в доказательствах. Следует поговорить-порассуждать о другом. О том, что в ходе перестройки произошла информационная революция. Незаметно началась в тех же 1980-х "самиздатом", "тамиздатом", "забугорными голосами". Бурно-компьютерно продолжилась. Завершаться айфонами не собирается. И, главное: является именно революцией. Это — тоже так. Поскольку революция есть кардинальное глубинное изменение. Когда от старого вовсе ничего не остаётся. Или остаётся очень малая часть, которая живёт в умах, в привычках стариков, пока старики живы. Мой Чербаков в моих "Наследниках", ты уже знаешь, до 1950-х годах писал свои дневники, ставя "ъ" на концахъ словъ...
     О том, что всё сие — опять-таки материал для "Наследников", ты верно догадался!
     Моя первоначальная концепция романа подвергается сильной, притом — болезненной ломке!
     Было дело, я всё понимал.
     Из кого формируется всегда генерация разрушителей? Из солдатни с какой-нибудь дурной войны... и из потомства этой солдатни. Отцы выходят в отставку с чувством глубокого неудовлетворения и являются домой без награбленного шмотья, а дети с раннего детства слышат на кухнях и во дворах отцовские пересуды о реванше.
     Германия. Поколение разрушителей — дети солдат дурной Империалистической войны — в 1919-1920 годах родилось, в 1930-х под нацистские вопли выросло, в 1940-1941 годах (призыв осуществлялся с 21 года) пополнило строй захватнических гитлеровских войск. Остановить это поколение смогло только поколение созидателей — советские дети 1923-1925 годов рождения, чьи отцы вернулись с победоносно завершённой Гражданской войны в совсем другом настроении. Но это было впереди.
     Россия. Кто выбрасывал литеры "ъ" из российских типографий в 1917 году? Люди, прошедшие дурную империалистическую войну, которая быстро отучает от высоких порывов. (Вспоминается высказывание одного старика, слышанное ещё в Свердловске, когда Екатеринбурга то ли уже не было, то ли ещё не было. Высказывание довольно длинное и не весьма цензурное. Приведу в отредактированном виде. "Ты вот долдонишь — революционный солдат, революционный матрос, а ведь все они, кто крушил тогдашний мир, чтобы "а затем" построить что-то новое, были... кто? Убийцы! Вот кто! Каждый из них за время войны кого-нибудь убил. И никто из них не раскаялся. Ладно, почти никто. Были редкие исключения, подтверждавшие собою правило. "Мы по приказу... не мы такие, а жизнь такая... ы-ы... да-а-а... вот!..". Будешь спорить, пацан? Спорь. Я знаю, что я прав. Я их, в отличие от тебя, видел. В семнадцатом году. Мал был, но помню весь тот ужас"). Много сил понадобилось им, чтобы снова приучить себя к высокому: к доброте, к справедливости, к старательности!..
     Япония. Кто саботировал изучение традиционных сложных иероглифов в японских школах в 1920 году? Дети матросов и солдат другой дурной войны, Русско-японской, которые вообще с трудом представляли, чего они хотят добиться. Им было свыше (из префектур и уездов) приказано ходить в школы? Они ходили в школы. Мыли ноги перед школой в канавах. Оставляли обувь на пороге. Входили в класс исключительно босиком. Тихо сидели на циновках перед учителем. Дрались, толкались, щипались только на переменах. А остальное... ну ходим, ходим ведь сюда, чего вам ещё надо, уездные самураи хреновы, отвяньте вы... ну в какую дыру мы будем засовывать ваши иероглифы и каны, когда, окончив школу, возьмёмся снова за свои грязные мотыги на рисовых полях?! Вместо мотыг им достались винтовки "Арисаки", а вместо рисовых полей — поля сражений от холодной Маньчжу-Го до раскалённых коралловых островов... но это всё — детали!.. Мой сюжет вырисовывался. А тут...
     А тут — реформа правописания!
     И все мои построения рухнули.
     Хотя я (как уже было писано в одном из моих писем к тебе) уверен: вы, твоё поколение, дети солдат и матросов Великой Отечественной, — избежали общей участи, о которой рассуждал тот старик, потому что вы были включены в систему, которая делает маленьких людей большими людьми-созидателями. Эта система была. Эта система работала. Отчего столь скоро, столь внезапно прекратила свою работу, а затем и своё бытие, — вопрос отдельный... но долго была и хорошо работала!..
     Буду думать!
     Может, ты чего-нибудь подскажешь?
     Как твои рукописи?
     Привет и наилучшие пожелания всем, большим и маленьким!
                Остаюсь ваш — я.


Рецензии